Индивидуальное отопление решение суда

Квартиры в МКД, фактически перешедшие «на индивидуальное отопление», но не узаконившие это в ОМСУ, все равно обязаны платить за центральное отопление

vladek / Depositphotos.com

Переоборудование жилого помещения в МКД путем перехода на индивидуальную систему теплоснабжения без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2021 г. № Ф06-69976/20).

На это указали суды, пересматривая – по указанию СКЭС ВС РФ – дело об оспаривании предписания жилнадзора: в нем требовалось провести перерасчет оплаты за коммунальную услугу отопления «с учетом всей жилой и нежилой площади».

Проблема образовалась вот из чего – более 20 квартир в доме перешли (фактически) на индивидуальную систему отопления, получали тепло от внутриквартирного газового оборудования, а не от общедомовых отопительных систем. При этом на ОСС было принято решение – «при определении размера платы за отопление в общей отапливаемой площади не учитывать площадь этих, индивидуально отапливаемых, квартир». Поэтому все такие квартиры получали платежку за ЖКУ без строки «отопление», с чем орган ГЖН мириться не стал.

С предписанием о пересчете платы УК не согласилась и оспорила его в суде, причем поначалу – успешно. Суды первых двух инстанций признали предписание незаконным, потому что:

  • механизм расчета платы за отопление опирается на решение ОСС, которое не оспорено и не признано недействительным,
  • изложенные в оспариваемом предписании требования (мероприятия) не являются конкретными, в связи с чем предписание не может быть признано исполнимым.

Суд округа, напротив, согласился с доводами органа ГЖН и признал предписание законным, потому что закон не разрешает переходить квартире в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, а согласно п. 40 Правил предоставления комуслуг плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за «внутриквартирное» и «общедомовое» потребление указанной услуги. Следовательно, владельцы индивидуально отапливаемых квартир должны были уплатить и за тепло на общедомовые нужды (обогрев коридоров, общие потери и т.п.), и за то тепло, которое «причиталось» на их внутриквартирное отопление согласно формулам из Правил предоставления комуслуг.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Этот судебный акт был вынесен 24 декабря 2018 г, а накануне (20 декабря) революционное решение по вопросу уплаты за тепло «отколовшимися» квартирами было принято Конституционным Судом РФ: согласно его постановлению № 46-П, если квартира легально перешла на индивидуальное отопление, то ее владелец должен оплачивать только «общедомовую» часть услуги по отоплению, а остальное – нет.

С учетом данной позиции КС РФ тройка судей ВС РФ возвратила дело на пересмотр. И хотя первая инстанция вновь признала предписание неисполнимым, вторая и третья поддержали требование о пересчете платы (но не для всех квартир), причем указали на детали такого пересчета:

  • все «спорные» квартиры с индивидуальным отоплением должны будут уплатить за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества МКД, то есть «общедомовую» часть платежа за отопление;
  • а что касается платы за центральное отопление внутри спорных квартир, то такую должны оплатить все те квартиры, которые не доказали легальность своего переоборудования,
  • при этом Жилищный кодекс РСФСР (действовал до 1 марта 2005 г.) позволял подобное переоборудование с разрешения местных исполкомов, а полномочия исполкомов перешли к местным администрациям еще в 1993 году;
  • поэтому все квартиры, в которых переоборудование было осуществлено до марта 2005 года, и которые легализовали это переоборудование в местной администрации, в том числе после 2005 года, – от оплаты централизованного отопления в части внутриквартирного потребления освобождаются (отметим, что арбитражный суд принял и иные доказательства легализации, в том числе, решения судов общей юрисдикции о сохранении квартир в переоборудованном состоянии),
  • а все те квартиры, в которых установка индивидуальных газовых котлов была проведена позднее 1 марта 2005 года, не смогли представить суду разрешительные документы, – в частности, в актах приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в составе приемочной комиссии не было представителей ОМСУ, а иногда даже и Ростехнадзора, а у иных не было и таких актов;
  • и раз эти квартиры с «нелегальными» газовыми котлами не смогли представить надлежащие доказательства перехода на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления, то они должны оплатить услугу теплоснабжения как непосредственно самих квартир, так и платы за потребление тепловой энергии в «общедомовых» целях,
  • ибо незаконный переход на индивидуальную систему теплоснабжения в МКД не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.

Индивидуальное отопление решение суда

Летом 2019 г. УФАС по Оренбургской области выдало в адрес одной РСО предписание , в котором указывалось следующее:

«Прекратить с момента получения настоящего предписания злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории с. Михайлова и с. Старое Тюрино Бугурусланского района Оренбургской области (прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006), для чего:

Читайте также:  Воздушный тепловой насос для отопления дома что это

не предъявлять собственникам (нанимателям, арендаторам) жилых и нежилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное (индивидуальное) отопление с представлением подтверждающих документов, требований об оплате услуг по отоплению в объеме, который не был получен потребителями (заявителями)».

А как всё начиналось. В УФАС поступило заявление жителей двух соседних сёл Оренбургской области, в котором они жаловались на то, что РСО с июня 2017 года выставляет им счета за отопление несмотря на то, что заявители, являясь собственниками квартир (реплика в сторону — МКД!), перешедших на автономное отопление. К заявлению были приложены документы о переводе на автономное отопление жилых помещений (квартир), а именно:

акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 23.07.2009 г.;

договоры производства работ по газификации объекта;

договоры на предоставление услуг по ТО ВДГО.

Выставление «автономщикам» счетов за отопление подтвердила сама РСО (ответила на запрос УФАС). Также УФАС установило, что РСО оказывает естественно-монопольный вид деятельности в границах пролегания сетей, следовательно, занимает доминирующее положение (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ) на рынке услуг теплоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

УФАС исходило из того, что согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как подвели под неопределённый круг лиц? Согласно с п. 23 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ потребитель – юридическое лицо или физическое лицо, потребляющие товар. Обстоятельства дела, по мнению УФАС, относятся не только к заявителям, но и к иным лицам, являющимся собственниками (нанимателями, арендаторами) жилых и нежилых помещений, в которых в законном порядке осуществлен демонтаж радиаторов отопления. Действия РСО по начислению платы за услугу теплоснабжения «автономщикам» носят не индивидуализированный характер, а «являются общим подходом РСО к ведению хозяйственной деятельности и распространяются на всех потребителей (физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), являющихся собственниками (нанимателями, арендаторами) помещений, переведенных на альтернативный вид отопления».

Вот так и появился «неопределённый круг лиц», а соответственно в действиях РСО усмотрены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ, выраженного в злоупотреблении доминирующим положением путем выставления счетов на оплату услуг по теплоснабжению в объеме, который не был получен заявителями, что является ущемлением интересов неопределённого круга потребителей.

В ходе рассмотрения дела представители РСО пояснили, что выставление счетов «автономщикам» считают законным, поскольку порядок взаиморасчетов с потребителями коммунальных услуг в МКД, определен ЖК РФ и Правилами № 354, ссылались на то, что исключений в порядке начислений, дифференцированно по функциональному назначению помещений (жилое, нежилое) или наличию радиаторов отопления ни ЖК РФ, ни Правилами № 354 не предусмотрено…

УФАС, рассмотрев дело № 07-16-97/2018, пришло к следующим выводам.

Процитировав положения пунктов 1 и 2 ст. 539, 541, 544 ГК РФ, УФАС сослалось на ст. 546 ГК РФ, в силу которой граждане и юридические лица имеют право в одностороннем порядке отказаться от услуг энергоснабжающей организации.

В соответствии с подп. «г», «д» и «е» п. 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в МКД или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе такие:

предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям Правил № 354;

техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.

На основании подп. «е» п. 4 Правил № 354 отопление — это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354.

В соответствии с подп. «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Получение коммунальной услуги в необходимом объеме и надлежащего качества является правом потребителя (подп. «а» п. 33 Правил № 354).

Согласно п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Читайте также:  Прибор отопления мс 140

Таким образом, общим принципом оплаты коммунальных услуг, согласно действующему законодательству, является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю (в установленном количестве, соответствующего качества) и пользование ими потребителем в полном объеме.

УФАС при рассмотрении дела определило, что установлению подлежит факт оказания РСО потребителям коммунальной услуги по отоплению (поставка тепловой энергии в объеме, позволяющем поддерживать в помещении нормативную температуру), и наличие возможности принимать поставленную тепловую энергию (наличие в помещениях, принадлежащих заявителям, отопительных приборов).

(реплика в сторону — понятие отопительного прибора см. в п. 3.1 «ГОСТ 31311-2005. Приборы отопительные. Общие технические условия», п. 3.44 СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование»)

Представители РСО указывали на то, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, ссылались при этом на п. 15 ст. 14 Закона о теплоснабжении.

УФАС указало, что, данная норма носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный п. 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 787 от 05.07.2018 г.

Случаи, определенные схемой теплоснабжения, являются исключительными и учитываются тогда, когда к рассматриваемой ситуации не подлежит применению общее правило, установленное п. 15 ст. 14 Закона о теплоснабжении.

Согласно п. 51 Правил № 787 в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие установленным требованиям.

В ходе рассмотрения дела УФАС установлено, что переход на индивидуальное (автономное) отопление заявителями осуществлен в установленном порядке. В подтверждение заявителями в материалы дела представлены, кроме прочего, технические паспорта жилых помещений, в которых указан вид отопления как «автономное» и центральное, автономное».

Также УФАС указало, что в рамках рассматриваемого дела, вопрос о законности перехода заявителей на индивидуальное отопление не являлся самостоятельным предметом рассмотрения. Факт перевода квартир заявителей на индивидуальное (автономное) отопление в законном, судебном порядке кем-либо не оспорен, доказательств признания его незаконным, в материалы дела не представлены.

Со стороны РСО факт поставки тепловой энергии в отношении каждого помещения, расположенного внутри многоквартирного дома (с момента перехода заявителей на индивидуальное отопление) не доказан. Однако, в соответствии с Правилами № 354 договор теплоснабжения заключается с каждым конкретным потребителем, а возможность получения коммунального ресурса обусловлена наличием в помещении потребителя отопительных приборов.

Представители РСО не пояснили, каким образом осуществляется теплоснабжение помещений, отключенных от централизованного теплоснабжения, сказали, что поставка тепловой энергии происходит в многоквартирный дом в целом.

По мнению УФАС, подача тепловой энергии в многоквартирный дом не означает ее поступление в конкретные помещения, отключенные от централизованного теплоснабжения, учитывая, что, в помещениях, принадлежащих заявителям, отсутствуют радиаторы отопления, стояки отопления (транзитные трубопроводы) заизолированы, в некоторых помещения демонтированы и стояки отопления, что свидетельствует об отсутствии в таких помещениях теплопотребляющих установок, на которые поступает тепловая энергия.

Озвученный представителем РСО довод о том, что теплоснабжение помещений осуществляется за счёт так называемых теплоперетоков из смежных помещений и проходящих через квартиры стояков отопления, не является обоснованным.

Во-первых, РСО не проводило замеры температуры в квартирах, переведенных на индивидуальное отопление, доказательства обратного в материалы дела не представлено.

Во-вторых, опосредованное отопление помещения через стены, пол и потолок при отсутствии энергопринимающих устройств и теплопотребляющих установок не является поставкой тепловой энергии в помещения, поскольку тепловые потери от стояков отопления не рассматриваются в качестве коммунальной услуги, подлежащей оплате.

РСО не представило достаточных и достоверных доказательств наличия в жилых и нежилых помещениях заявителей теплопринимающих устройств или того, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированного трубопровода отопления многоквартирного дома, проходящего через помещения заявителей, позволяет поддерживать в данных помещениях необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования.

Директор РСО при рассмотрении дела пояснил, следующее:

управляющая организация в данном случае отсутствует (реплика в сторону –поэтому нужно посмотреть, применимы ли выводы УФАС при наличии управляшки «на МКД»), счета за тепловую энергию начисляются, формируются и направляются РСО самостоятельно;

РСО было извещено заявителями (в письменном виде) о факте перехода в установленном порядке на индивидуальное (автономное) отопление;

подтвердил факт отсутствия в квартирах заявителей радиаторов (батарей), через которые потребители получали бы тепловую энергию;

соответствующий температурный режим в квартирах заявителей силами (услугой) РСО не поддерживается.

УФАС в обоснование свих выводов сослалось и на определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 г.№301-КГ17-6395, где разъяснено, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Читайте также:  Стаканы для стояков отопления

(NB: Это дело стОит изучить, честное слово, прямо с первой инстанции! Вот карточка . Суть такова: единичное ТСЖ удачно оспорило предписание ГЖИ о перерасчёте за отопление. В доме 33 квартиры, из них 17 (половина!) – на «автономке».)

Основной довод РСО сводился к отсутствию в Правилах № 354 специальной формулы для расчёта размера оплаты услуг по отоплению в отношении переведенных на индивидуальное отопление помещений. На это УФАС указало, что отсутствие такой формулы не является обстоятельством, свидетельствующим о фактическом получении коммунального ресурса, а законодательством не предусмотрена обязанность лиц оплачивать коммунальные услуги, которые им не предоставлены.

УФАС указало, что общий принцип — взимание платы только за фактически предоставленные коммунальные услуги, а п. 42(1) Правил № 354 и соответствующие формулы для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению применяются для расчета оказанных исполнителем и полученных потребителями коммунальных услуг не могут быть применимы в отношении помещений, в установленном порядке отключенных от системы централизованного теплоснабжения.

Отсутствие в Правилах № 354 механизма расчета платы за услугу по отоплению мест общего пользования в многоквартирном доме, часть помещений которого в установленном порядке отключена от централизованного теплоснабжения и переведена на индивидуальное отопление, не делает легитимным выставление теплоснабжающей организацией счетов за фактически не оказанную услугу по отоплению помещений.

Со ссылкой наст. 7 ЖК РФ было указано УФАС, что, наличие пробела в законодательстве, регулирующем рассматриваемые правоотношения, не может быть использовано для ущемления интересов потребителей и обогащения поставщика коммунального ресурса.

Судебные акты по гражданскому делу № 2(1)-948/2017, на которые сослалась РСО, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку действия предприятия не были рассмотрены в СОЮ на предмет нарушения именно антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам проведенного УФАС анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг по теплоснабжению в границах с. Михайловка, с. Старое Тюрино Бугурусланского района Оренбургской области установлено доминирующее положение данной РСО. Являясь профессиональным участником рассматриваемого рынка услуг, РСО могло и должно было своевременно принять меры по разрешению ситуации относительно факта выставления счетов за неоказанную услугу.

Таким образом, учитывая обширный перечень жилых и нежилых помещений, в установленном порядке переведенных на альтернативный вид отопления, а также то, что в рамках рассмотрения настоящего дела исследовался общий подход РСО по предъявлению требований об оплате услуг по отоплению в отношении всех помещений, отключенных от централизованного отопления и расположенных в зоне ответственности РСО, круг потребителей, интересы которых ущемлены, является неопределенным.

Такой подход в полной мере соответствует правовой позиции, содержащейся в Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2004 г. (абзац десятый раздела «Определение № 84-Г03-10»), согласно которой под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

УФАС решило, что РСО, занимая доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах своих тепловых сетей, допустило ущемление интересов неопределенного круга потребителей путем предъявления требований об оплате фактически неоказанных услуг по отоплению в объеме, который не был ими получен. Продолжая требовать от потребителей оплату за непоставленный товар (услугу), безапелляционно настаивая на законности своих действий, РСО нарушило требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Тут УФАС привело ссылку на определение ВС РФ № 307-КГ18-15677 от 03.10.2018 г. по делу № А42-5389/2017 (фактически дословно заимствованы выводы АС Северо-Западного округа).

В связи с этим, УФАС пришло к выводу о необходимости выдачи указанного в начале статьи предписания РСО об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

Решением АС Оренбургской области от 30.01.2020 г. по делу № А47-11029/2019 предписание УФАС признано законным. На дату написания статьи решение не вступило в законную силу.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе здесь .

Оцените статью