- Поквартирный учет тепла, квартирные теплосчетчики.
- Оборудование необходимое для поквартирного учета.
- Как правильно производить оплату за отопление?
- Откуда берется разница в показаниях?
- Индивидуальный учет потребления тепловой энергии
- Учет тепловой энергии
- Радиаторные распределители
- Требования законодательства
- Первый пилотный проект
- Препятствия к массовому внедрению
Поквартирный учет тепла, квартирные теплосчетчики.
Индивидуальный или поквартирный учет тепла в жилых домах. Вопреки сложившемуся мнению поквартирный учет это не только установка теплосчетчика в квартире.
Поквартирный учет подразумевает установку целого комплекса средств измерения и регулирования в жилом доме:
При помощи поквартирного учета и регулирования тепла решается целая связка проблем.
1. Возможность поддерживать комфортную температуру в квартирах и как следствие нормализация режима отопления в всем доме.
2. Становится возможным экономить тепло непосредственно в квартирах самими жильцами.
Здесь срабатывает хорошо известный принцип – сколько потребили за это и платим, меньше израсходовал тепла, меньше заплатил.
Именно сочетание этих факторов дает в результате реальную экономию тепла. Если у жильцов установить только регуляторы температуры, а платить они будут по-прежнему по нормативам на 1 кв.м жилой площади, у них пропадает стимул заботиться об экономии и оплата за отопление в денежном выражении практически не изменятся.
Сейчас в домах повсеместно устанавливают только приборы учета, при первом расчете оплаты получают экономию, да и то не во всех случаях, но потребление тепла не снижается.
Отсюда можно сделать вывод — никакой экономии тепла для государства (читай экономия ресурсов, улучшение экологии) при этом не будет, а жильцы в дальнейшем тем более не смогут влиять на оплату.
Обобщая опыт европейских стран и пилотных проектов в России, комплекс мероприятий по индивидуальному регулированию и учету тепла дает экономия тепла в размере 20-35%. Непосредственно у жильцов оплата при этом снижаются на еще больший процент в связи с тем, что нормативы потребления у нас часто завышены. Так по Ростовской области среднее снижение оплат составляет 20-45%, при этом у некоторой части жильцов возвраты достигают 50%.
Оборудование необходимое для поквартирного учета.
Для индивидуального учета разработано два вида приборов учета тепла — известные всем квартирные теплосчетчики и неизвестные или малоизвестные в России радиаторные распределители тепла. К сожалению оба вида приборов имеют свои достоинства и недостатки. Какие из них выбрать решать Вам. Поэтому ознакомимся поближе с теплосчетчиками для квартирного учета тепла.
Квартирные телосчетчики — непосредственно контактируют с теплоносителем и измеряют количество полученного тепла. Поэтому решение вроде бы очевидное: поставив в квартиру теплосчетчик, Вы сразу решаете проблему поквартирного учета. Однако при установке теплосчетчика на квартиру, особенно если у вас стояковая разводка, расход теплоносителя и разность температур на входящей и выходящей трубах очень маленькие. В таких условиях существующие, квартирные теплосчетчики дают большую ошибку при измерениях.
Поэтому если через вашу квартиру проходит несколько стояков отопления, вам необходимо менять разводку системы отопления либо ставить теплосчетчик на каждый стояк. При этом затраты на установку никогда не окупятся за счет экономии. Поэтому квартирные теплосчетчики устанавливают в тех домах, в которых уже при строительстве или капитальном ремонте смонтировали поквартирную разводку системы отопления.
Кроме того, при грамотной организации учета, и в соответствии с Федеральным законом РФ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года жильцы не должны оплачивать отопление только по показаниям своего счетчика. ЖСК, ТСЖ или УК должна платить поставщику тепла по показаниям общедомового счетчика тепла, и оплаченную сумму, необходимо распределять между жильцами в зависимости от показаний квартирных счетчиков. Только при таком способе оплаты можно избежать постоянных расхождений между суммой оплат всех жильцов и суммой, которую требует поставщик тепла.
Как правильно производить оплату за отопление?
После установки общедомовых и квартирных теплосчетчиков жилищные организации столкнулись с тем, что в домах со счетчиками сумма оплат жильцов не совпадает со стоимостью воды или тепла, отпущенной поставщиком.
Откуда берется разница в показаниях?
Во первых это отопление общих для всех площадей к которым относятся коридоры, лестничные марши, чердаки и подвалы. Во вторых погрешность приборов учета и несанкционированный отбор тепла, слив воды из системы отопления, например, порыв или утечка.
Поэтому жильцам необходимо знать, что они должны оплачивать не только свое личное потребление по счетчику, а ещё и свою часть общего домового потребления тепла. Эта часть будет тем меньше, чем меньше показания квартирного счетчика, но все равно это будет не просто оплата по счетчику тепла, а доля пропорциональная показаниям общедомового прибора учета.
При этом, в соответствии с Федеральным законом РФ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года разрешается проводить распределение общей суммы по показаниям квартирных счетчиков один раз в год, а в течение всего года жильцы каждый месяц могут вносить фиксированные предоплаты.
Индивидуальный учет потребления тепловой энергии
Е. В. Иночкин, начальник отдела технической политики Департамента капитального ремонта жилищного фонда города Москвы
Реальная экономия энергоресурсов в ЖКХ может быть достигнута, только когда в процесс энергосбережения включится каждый житель. Лучшим стимулом к экономии всегда является материальная заинтересованность: меньше израсходовал – меньше заплатил. Такую систему расчетов можно обеспечить только с помощью индивидуального учета. Рассмотрим, как решаются вопросы индивидуального учета энергоресурсов в Москве, где в общем комплексе мероприятий по энергосбережению данному направлению отводится важнейшая роль.
Индивидуальный учет воды и электричества успешно внедряется и функционирует в столице уже многие годы. К электросчетчикам жители привыкли еще с советских времен, а выгода от установки счетчиков воды стала очевидной, когда на городском уровне была принята методика начисления оплаты, стимулирующая переход на индивидуальные приборы. Жители, установившие счетчики, стали экономить воду и свои платежи. В результате за несколько лет удельное водопотребление в городе на одного жителя вошло в цивилизованные рамки и стало сравнимым с европейскими показателями.
Учет тепловой энергии
Иначе обстоит дело с индивидуальным (т.е. поквартирным) учетом тепла. Наличием квартирных приборов учета тепла могут похвастаться лишь немногие многоквартирные дома (МКД) с горизонтальной (поквартирной) разводкой систем отопления, построенные по индивидуальным проектам.
Основную же часть жилищного комплекса города составляют типовые здания индустриального домостроения с вертикальными системами отопления, в которых через каждую квартиру проходит несколько отопительных стояков. В таких домах отсутствуют не только приборы учета тепла, но и сама возможность экономии тепла в квартирах, т.к. отсутствуют терморегуляторы на батареях.
Специалистам хорошо известно, что организация современной системы регулирования и учета тепла в МКД – это целый комплекс мероприятий, включающий в себя следующие этапы:
- установку автоматизированного узла учета и управления на вводе в здание,
- балансировку стояков отопления,
- оснащение термостатическими регуляторами каждого отопительного прибора,
- установку приборов индивидуального учета.
В соответствии с нормативным документом СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», в качестве поквартирных приборов учета тепла применяются квартирные счетчики тепла в системах отопления с горизонтальной разводкой и радиаторные распределители – в системах с вертикальной разводкой. Такой комплекс мероприятий требует значительных финансовых затрат, которые одним махом не могут взять на себя ни городской бюджет, ни сами жители. Однако без проведения такой модернизации внедрение индивидуального учета тепла невозможно.
Радиаторные распределители
Несколько слов о радиаторных распределителях – компактных приборах, измеряющих температурный напор между поверхностью батареи и воздухом в комнате.
Прибор интегрирует по времени измеренную величину температурного напора и рассчитывает величину теплоотдачи отопительного прибора в пропорциональных единицах. Коэффициент перевода единиц распределителя в Гкал оказывается различным для разных зданий и разных периодов измерения. Этот коэффициент необходимо рассчитывать за каждый учетный период путем распределения между квартирами всех затрат дома, измеренных общедомовым счетчиком тепла.
Расчеты производит специальное программное обеспечение, в которое заложен алгоритм распределения потребленного тепла в соответствии с действующей нормативной базой. При этом чем горячее батареи в помещениях, тем большее значение показывают радиаторные распределители, а значит, и выше оплата за потребленные тепловые ресурсы. Однако сумма оплат для всех квартир всегда будет равна оплате для всего дома, выставленной поставщиком тепловой энергии.
Результаты первого пилотного проекта в Москве показывают, что учет тепла и экономное поведение жителей очень заметно сказываются на их затратах на отопление: оплата «экономных» и «расточительных» квартир в пересчете на 1 м 2 площади различается в 2–3 раза
Достоинствами радиаторных распределителей являются доступная цена, простота монтажа и обслуживания. Распределители служат не менее 10 лет и в течение этого срока не требуют промежуточной поверки.
В Европе радиаторные распределители массово применяются, начиная с 1970-х годов, и подтвердили свою эффективность в качестве приборов индивидуального учета.
Требования законодательства
В России заметный толчок внедрению индивидуального учета тепла дал закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», который предписывает обязательное внедрение всех видов индивидуального учета энергоресурсов, начиная с 1 января 2012 года, во всем новом строительстве и, при наличии технической возможности,– при реконструкции зданий.
Строительный комплекс Москвы принял к исполнению распоряжение закона, и, начиная еще с 2011 года, во всех проектах вновь строящихся зданий – и с горизонтальной, и с вертикальной разводкой – предусматриваются системы индивидуального учета энергоресурсов, включая индивидуальный учет тепла.
В реконструкции ситуация сложнее в силу упомянутой выше необходимости полной модернизации систем отопления существующих зданий. Однако правительство Москвы и департамент капитального ремонта Москвы делают все возможное и в этом направлении.
Поскольку мероприятия по внедрению индивидуального регулирования и учета тепла дорогостоящие, реализация их проводится поэтапно. Первым шагом послужила городская программа установки узлов учета на вводах системы отопления всех зданий города. Реализация программы была начата в 2004 году в соответствии с постановлением № 77-ПП правительства Москвы.
Начиная с 2008 года, в комплекс мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов были включены такие обязательные элементы, как установка автоматизированных узлов управления на в водах в здания и установка термостатических регуляторов на всех отопительных приборах в квартирах. В зданиях, прошедших капитальный ремонт, для завершения модернизации системы отопления фактически остается установить только систему поквартирного учета тепла.
Эта задача уже вполне по силам самим жителям, т.к. установка радиаторных распределителей с визуальным считыванием показаний в среднем на одну квартиру обходится в 3–4 тыс. руб. и окупается за 1–2 года при экономном подходе к расходованию тепла.
Существуют также распределители с автоматизированной дистанционной передачей данных по радиоканалу. Такие системы обходятся дороже – в среднем 8–10 тыс. руб. на квартиру. Однако сроки их окупаемости тоже вполне обозримые: 3–4 года, а с учетом роста тарифов на тепловую энергию снижаются.
Первый пилотный проект
Для подготовки комплекса ЖКХ города к внедрению поквартирного учета тепла департаментом капитального ремонта Москвы в 2010–2011 годах был реализован первый пилотный проект по установке системы индивидуального учета с автоматизированным сбором данных на базе радиаторных распределителей.
Оборудование для индивидуального учета было установлено в двух жилых домах, прошедших капитальный ремонт, по адресу: ул. Обручева, д. 53 и д. 59.
На каждом отопительном приборе были смонтированы радиаторные распределители cо встроенным радио-модулем, на этажах установлены сетевые узлы для сбора данных, в помещениях электрощитовых – домовые концентраторы для передачи данных потребления тепла в сеть Ethertnet. Показания радиаторных распределителей передаются на сервер сбора данных в ГУ ИС «Черемушки» ежедневно. С момента установки и запуска оборудования ведется мониторинг потребления тепла в квартирах.
Расчет потребления теплоресурсов каждой квартирой по показаниям радиаторных распределителей 1 и перенос результатов в базу АСУ ЕИРЦ осуществляется при помощи специального программного обеспечения, предоставленного производителем системы учета.
Результаты пилотного проекта показывают, что учет тепла и экономное поведение жителей очень заметно сказываются на их затратах на отопление: оплата «экономных» и «расточительных» квартир в пересчете на 1 м 2 площади различается в 2–3 раза.
В денежном выражении экономия квартир составила 3–6 тыс. руб. при стоимости 1 Гкал 1324 руб. в 2011 году.
В настоящее время проводится доработка программного обеспечения ЕИРЦ для полной автоматизации процедуры расчета.
Препятствия к массовому внедрению
Однако для массового внедрения поквартирного учета тепла в существующем жилищном фонде по-прежнему многого не хватает.
• Во-первых, как было отмечено выше, необходима комплексная модернизация систем отопления старых зданий с установкой современного регулирующего оборудования.
В европейских странах, начиная с 1970-х годов, было принято законодательство, способствующее массовой модернизации систем отопления зданий с применением индивидуального регулирования и учета тепла. В большинстве этих стран были реализованы программы государственной поддержки домовладельцев и управляющих компаний, осуществляющих такую модернизацию, предусматривающие возмещение части необходимых средств из целевых государственных фондов, погашение процентов по кредитам, другие меры по поощрению и стимулированию. Комплексная модернизация проводилась поэтапно, при этом меры поддержки, принятые на государственном уровне, делали ее доступной для всех жителей.
В Москве подобных программ не существует, а отсутствие схем доступного целевого кредитования на энергосберегающие мероприятия не позволяет ни жителям, ни энергосервисным компаниям изыскать средства на необходимое оборудование и монтажные работы.
• Другим важным фактором является отсутствие стимула у управляющих компаний (УК) к внедрению индивидуального учета тепла.
Установка и обслуживание систем поквартирного учета тепла для УК является дополнительным нелегким бременем, не приносящим никакого дохода. Казалось бы, те управляющие компании, которые предлагают жителям услуги по поквартирному учету тепла, имеют конкурентные преимущества на рынке управления жильем. Однако реальная конкуренция на этом рынке отсутствует. Жители в действительности не имеют выбора по техническому обслуживанию своего дома и учету энергоресурсов.
Необходимы изменения в нормативно-правовой базе в сфере деятельности УК, которые позволили бы им окупать свои затраты и получать прибыть (или другие преимущества) от оказания услуг по организации и обслуживанию поквартирного учета тепла.
• Практика применения федеральной нормативной базы в части, касающейся индивидуального учета, выявила ряд нестыковок между требованиями закона № 261-ФЗ и постановления правительства РФ № 354 (ПП № 354).
Так, закон № 261-ФЗ предписывает установку приборов индивидуального учета во всех вновь строящихся зданиях. Однако большая часть типового массового строительства ориентирована на вертикальную разводку трубопроводов систем отопления. В таких зданиях, как было отмечено выше, в соответствии с СП 60.13330.2012 для поквартирного учета тепла следует устанавливать радиаторные распределители. Другого решения для вертикальных систем просто не существует.
Но из терминов, примененных в ПП № 354, можно заключить, что радиаторные распределители не подпадают под определение «прибора индивидуального учета» – несмотря на то, что, по сути, все функции индивидуального прибора учета радиаторные распределители успешно выполняют.
Эта нестыковка вызывает попытки некоторых строительных компаний отказаться от применения распределителей для индивидуального учета. Таким образом, миллионы жителей типовых многоквартирных домов с вертикальной разводкой могут лишиться возможности экономить на плате за отопление и лишиться стимула экономии тепла.
Для разрешения этого противоречия необходимо ввести в законодательство понятие «система индивидуального учета», которая должна состоять из следующих компонентов:
- общедомового прибора учета тепловой энергии на отопление,
- квартирных приборов, показания которых должны напрямую зависеть от фактического потребления тепла каждой квартиры.
Квартирными приборами могут служить квартирные счетчики тепла, радиаторные распределители или какие-либо другие средства измерения энергоресурсов. Такое определение системы индивидуального учета тепла позволит подобрать технически правильный комплекс оборудования для любых систем отопления в здании и обеспечить стимул к энергосбережению для конечных потребителей.
Кроме того, те части ПП № 354, которые описывают процедуру расчета оплаты потребителей по показаниям распределителей, не содержат детальных предписаний по расчету в некоторых нестандартных случаях. Это вызывает сложности в организации расчетов по распределителям.
В дополнение к ПП № 354 существует другой нормативный документ – Методика МДК 4–07.2004 «Методика распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирного учета теплоты», утвержденная Госстроем РФ в 2004 году и подробно описывающая алгоритм расчета индивидуального потребления. Однако для массового внедрения индивидуального учета необходим документ более высокого статуса.
Таким образом, выполнение положений закона № 261-ФЗ в части индивидуального учета тепловой энергии, а также открытие дороги для индивидуального учета в существующем жилом фонде требует дальнейших совместных действий со стороны законодательных и исполнительных органов. Хотелось бы надеяться, что экономное расходование тепла в жилых домах станет для жителей такой же нормой, как это произошло с электричеством и водой. Это позволит снизить ежемесячные расходы московских семей и сэкономить энергоресурсы для последующих поколений.
1 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».