- О компании
- Инвестиционные проекты
- «Вода Ростова» («Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»)
- Обзор ПП РФ «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»
О компании
Инвестиционные проекты
«Вода Ростова» («Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»)
Стоимость проекта 37 125,45 млн. руб.
Сроки реализации 2004–2023 г. г.
Цели проекта:
- Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области;
- Повышение качества услуг по водоснабжению и водоотведению;
- Снижение негативного воздействия на р. Дон, акваторию Азово-Черноморского морского бассейна.
Итоги I этапа:
28 объектов I этапа «Воды Ростова» (2004-2013 г. г.), закрепленных за частным инвестором, успешно завершены:
- построено более 40 км магистральных водоводов;
- реконструированы 4 крупнейшие насосные станции;реконструирован блок очистных сооружений питьевой воды на Александровских сооружениях;
- пущен комплекс ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды на Александровских очистных сооружениях;
- на Центральных и Александровских очистных сооружениях водопровода введены цеха по производству гипохлорита натрия;
- выполнена и передана муниципальному заказчику проектно-сметная документация для строительства семи крупных объектов.
В результате реализации I этапа инвестиционного проекта «Вода Ростова» ликвидированы «болевые точки» инфраструктуры водоснабжения и водоотведения. Объекты реконструкции и нового строительства выполнялись с использованием современных материалов, оборудования и технологий.
Вновь созданные объекты модернизации позволили вывести качество оказываемых услуг на новый технологический уровень, обеспечить эпидемиологическую, промышленную и экологическую безопасность работы всех сооружений очистки питьевой воды.
Когда компания «Евразийский» пришла на донскую землю, и Водоканал начал реализацию «Воды Ростова», в ряде районов Ростова-на-Дону вода подавалась по графику, зачастую не доходила до верхних этажей многоэтажек. Теперь вода есть круглосуточно на каждом подключенном к городскому водопроводу объекте. И вода эта высокого качества.
С 2013 года реализуется второй этап «Воды Ростова», который полностью финансируется за счёт средств инвестора. На данный момент объём капитальных вложений по второму этапу проекта превысил 4 млрд. руб., а всего с начала реализации инвестором вложено в проект 8,9 млрд. руб.
В 2018 году завершен крупнейший компонент второго этапа «Воды Ростова» — на Александровских очистных сооружениях водопровода введён в эксплуатацию комплекс повторного использования вод промывки фильтров, общей стоимостью около 1,3 млрд. руб.
Важный результат. Ростовский Водоканал полностью исключил сброс неочищенных сточных вод в реку Дон, сократил ежесуточный водозабор почти на 40 тысяч кубометров. Это позволило существенно снизить антропогенную нагрузку водный объект, повысить экологическую защищённость низовьев Дона и Азовского моря.
Выполнены работы по развитию и повышению надёжности водоснабжения левобережной части Ростова-на-Дону, города-спутника Батайска.
Важный результат. Проведённые инвестором мероприятия, по строительству и реконструкции водопроводных линий вдоль улицы Левобережной позволили обеспечить надёжным водоснабжением ключевой объект — новый футбольный стадион и тем самым поспособствовали успешному проведению главного события 2018 года — Чемпионата мира по футболу.
Строительство второй нитки магистрального водовода — единственного источника питьевой воды в Батайске, существенно повысило безопасность и надёжность оказания населению города-спутника услуг по водоснабжению.
Выполнено переключение водовода «Дачный» с технической воды на транспортировку питьевой воды.
Важный результат. Более 30 000 абонентов дачных и садовых товариществ вокруг Ростова, ранее пользовавшихся технической водой, получили доступ к воде питьевого качества. Повышены качество и надёжность снабжения водой ключевого поставщика тепловой энергии в городе — ТЭЦ-2.
Важный компонент «Воды Ростова» — водопроводный комплекс с очистными сооружениями в северо-западной части Ростова-на-Дону и водозабором в районе хутора Дугино, строительство которого с 2009 года осуществляется на бюджетные средства. Проектная мощность первой очереди водозабора – 150 000 куб. м/сутки. Ввод комплекса в эксплуатацию разгрузит Александровский водозабор, снизит затраты электроэнергии на транспортировку воды, создаст условия для градостроительного развития.
Обзор ПП РФ «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения»
Утверждены правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций ЖКХ
Под инвестиционной программой в законодательстве РФ[1] понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. А под производственной программой – программа текущей (операционной) деятельности организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения. Основные положения, касающиеся инвестиционных и производственных программ, установлены в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении). Указанным законом также предусмотрена обязанность Правительства РФ по утверждению «Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее – Правила разработки инвестиционных программ) и «Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее — Правила разработки производственных программ).
Субъектами регулирования данных правил являются организации, осуществляющие горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (в случае разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ – за исключением организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием открытых систем) (далее – регулируемые организации).
Централизованная система водоснабжения разделяется на закрытую и открытую. В открытых системах предусматривается непосредственное смешение сетевой воды с нагреваемой в смесительных устройствах, в которых нагреваемая вода вступает в непосредственный контакт с теплоносителем. Закрытые, наоборот, основаны на разделении теплоносителя и нагреваемой воды.
Важными нововведениями рассматриваемого постановления являются устанавливаемые сроки согласования и утверждения программ, процедуры внесения изменений в проекты программ, а также некоторые аспекты внесения изменений в утвержденные программы.
Так, в соответствии с рассматриваемым постановлением устанавливается срок утверждения инвестиционных и производственных программ – до 20 декабря года, предшествующего началу реализации соответствующей программы.
Инвестиционные программы
Содержание инвестиционной программы в соответствии с Правилами разработки инвестиционных программ представляет собой перечень необходимых положений, в числе которых наиболее важными являются целевые показатели деятельности регулируемых организаций, перечень мероприятий по строительству, проектированию, реконструкции, а также обоснование и технические характеристики, объем финансовых потребностей (в случае заключения концессионного соглашения – источники финансирования определяются в соответствии с условиями такого соглашения), а также предварительный расчет тарифов. Следует особо отметить, что инвестиционная программа не может содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования. Данное требование является новым в правовом регулировании водоснабжения и водоотведения, и не содержится в Законе о водоснабжении.
Разработка инвестиционных программ осуществляется на основании технического задания регулируемыми организациями, и проект инвестиционной программы утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления (в случае если законом субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению инвестиционной программы переданы органу местного самоуправления). При этом в случае утверждения инвестиционной программы субъектом РФ необходимо также согласование с органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты.
Отказ в согласовании инвестиционной программы органом местного самоуправления возможен в случае ее несоответствия техническому заданию, требованиям к содержанию инвестиционной программы, а также в случаях принятия решения органом местного самоуправления, что в результате реализации мероприятий программы не будут достигнуты целевые показатели, или в случае если реализация программы возможна при меньшем уровне затрат.
Отказ в утверждении программы производится, если (а) отсутствуют утвержденные схемы водоснабжения и водоотведения[2] и (б) если индекс изменения тарифа регулируемой организации выше предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, установленных в среднем по соответствующему субъекту РФ на очередной период регулирования (далее – оценка доступности) и (i) отсутствует возможность привлечения займов и кредитов в целях реализации программы (ее части) или (ii) отсутствует возможность установления тарифа регулируемой организации выше предельного индекса и (или) финансирования инвестиционной программы за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.
Во всех перечисленных случаях отказ в согласовании или утверждении проекта инвестиционной программы не является окончательным и регулируемая организация вправе отправить на согласование и (или) утверждение проект измененной инвестиционной программы.
В случае возникновения разногласий при согласовании и утверждении программы стороны могут принять решение о рассмотрении разногласий в рамках согласительных совещаний, куда приглашаются помимо непосредственных участников согласования и утверждения программы также независимые организации и орган регулирования тарифов. Решение, принятое на таком совещании, является обязательным для его участников и подлежит исполнению, по общему правилу, в течение одного месяца со дня принятия.
Правила разработки инвестиционных программ также предусматривают порядок изменения инвестиционных программ. Так, инвестиционная программа в соответствии с рассматриваемым правилами подлежит корректировке в случае изменения объективных условий ее реализации. К таким случаям указанные правила относят:
(а) изменение законодательства РФ, влекущие увеличение расходов на ее реализацию более чем на 10%;
(б) изменение объема бюджетных ассигнований более чем на 10%;
(в) необходимость подключения новых объектов, не предусмотренная инвестиционной программой на дату ее утверждения, при отсутствии технической возможности подключения вследствие отсутствия свободной мощности;
(г) отказ лица, указанного в инвестиционной программе, от подключения;
(д) получение уведомление от органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарный эпидемиологический надзор.
Регулируемая организация вправе в одностороннем порядке принять решение об изменении перечня мероприятий программы в пределах 10% при условии, что такое изменение не повлечет увеличение общих расходов на реализацию программы в целом.
Следует особо отметить, что в случае заключения концессионного соглашения, объем инвестиций при изменении инвестиционной программы изменению не подлежит.
Еще одним нововведением является включение в инвестиционные программы требований к качеству воды. Правилами предъявляются требования к регулируемым организациям по (а) приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, (б) снижению сбросов загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ. Планы мероприятий подлежат согласованию с соответствующими органами и организациями, указанными в Правилах разработки инвестиционных программ. Основанием для отказа в согласовании плана мероприятий является невозможность достижения требований, установленных законодательством РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека, в течение 7 лет с начала реализации плана мероприятий.
Контроль за выполнением инвестиционных программ осуществляется либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, либо уполномоченным органом местного самоуправления.
Предметом контроля со стороны уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления являются сроки реализации, финансирование и достижение целевых показателей инвестиционных программ. В рамках осуществления контроля возможно проведение проверок соответствующими органами, а также предусматривается обязанность регулируемых организаций по предоставлению отчетов:
(а) за отчетный квартал – не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного периода;
(б) за отчетный год – не позднее чем через 45 дней после сдачи годовой бухгалтерской отчетности.
Производственные программы
Порядок разработки производственных программ во многом аналогичен порядку, предусмотренному для инвестиционных программ. Отличия заключаются в том, что производственные программы не проходят процедуру согласования, проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулировании тарифов или органом местного самоуправления (если он уполномочен на регулирование тарифов законом субъекта). И во-вторых, отсутствует техническое задание на разработку производственной программы.
Производственная программа должна в частности содержать:
(а) перечень плановых мероприятий по ремонту объектов, по улучшению качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
(б) планируемый объем подачи воды;
(в) объем финансовых потребностей;
(г) целевые показатели деятельности (устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ отдельно на каждый год);
(д) расчет эффективности программы.
Утверждение производственной программы производится соответствующим органом в случае, если:
(а) производственная программа соответствует требованиям, предъявляемым правилами к ее содержанию;
(б) индекс изменения тарифа регулируемой организации меньше или равен предельному индексу максимально возможного изменения тарифов.
Рассмотрение разногласий при утверждении производственных программ идентично аналогичной процедуре, предусмотренной для инвестиционных программ.
Изменение условий производственной программы осуществляется в случае, если изменяются условия реализации мероприятий программы, ведущие к росту расходов. Уполномоченный орган обязан рассмотреть и вправе утвердить корректировки программы по правилам принятия производственной программы.
Аналогично Правилам разработки инвестиционных программ, контроль в рамках реализации производственных программ осуществляется в отношении сроков, достижения целевых показателей и финансирования. Также предусматривается проведение проверок хода реализации производственных программ, и на регулируемые организации возложена обязанность по ежегодному предоставлению отчетов о выполнении производственных программ за предыдущий год.
Документ вступает в силу 14.08.2013 г.
[1] Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
[2] Данное положение Постановления и Закона о водоснабжении вступает в силу с 1 января 2014 года