Ипу отопления не работает

Ипу отопления не работает

Здравствуйте уважаемые Консультанты и пользователи Форума!!
У меня два вопроса, которые я напишу в конце поста. Сначала вот такая вводная:

Последствия новшеств с формулой 3(1), 3(7) Постановления №354 для нашего МКД со 132 квартирами (100 с ИПУ) проявились следующим ожидаемым
образом. Большая часть (40%) квартир с ИПУ (поверенными) стали передавать
ежемесячные нули. Поскольку не видели смысла экономить, и у них из-за этого в счетах только
позиция за СОИ. Платить они стали примерно в 2 раза меньше. Мало того, для квартир без ИПУ из-за этого резко упала плата за обогрев самой квартиры, потому что она считается по среднему по формуле 3(7), а там половина слагаемых в числителе стала нулевой.
А за их ловкость расплачиваются через СОИ МОП (Содержание Общего Имущества в Местах Общего Пользования) добросовестные потребители, которые платят как за обогрев своей квартиры, так и за СОИ МОП. В реальности плата за СОИ МОП раза в полтора превышает плату за квартиру, хотя судя по площади МОП должна быть раз в 5 наоборот меньше. Как будто в коридорах и чердаке пустыня Сахара и температура +80*С.
Как быть?? Надежда на то, что в конце отопительного сезона УК устроит рейд с проверкой показаний, выявит обман, сделает «ловкачам» перерасчёт и добросовестным вернёт переплату — далека и призрачна. Их просто не пускают в квартиры.
Поставщик ТЭ защищён Постановлением №354 и своё получит в любом случае по показаниям ОДПУ. Разбираться и возвращать переплаты нет у УК интереса.
Самим собственникам не договориться — как быть. Слишком разнятся ситуации и интересы (или юрлица, или сдают квартиру, или лишь бы не трогали и тп).

ВОПРОС №1.
1. Существует ли норма, при которой УК (РКЦ) должна перейти на расчёт по формуле 3 по заявлению собственников дома, то есть игнорировать наличие счётчиков и считать всем пропорционально занимаемой площади. Я где-то читал про 50%, может в предыдущей редакции Постановления №354. В этом случае увеличилась бы оплата у ловкачей и у квартир без счётчиков. Я бы не хотел за них платить.

ВОПРОС №2.
Если по первому варианту нет возможности пойти, то как я сам могу отказаться от передачи показаний счётчика тепла, — по заявлению?? Пусть пару месяцев будет по моему же среднему за сентябрь-октябрь-ноябрь 2020 года или прошлого. Но зато потом я не буду ущемлять себя в обогреве комнат, экономить. И платить буду явно меньше. Поэтому прошу подсказать — как это сделать и какие будут применяться формулы сразу после отказа??

Отвечать и оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи.

Порядок расчетов за теплоэнергию при нерабочем приборе учета (ремонт, поверка)

ВОПРОС:
Здравствуйте! Сломался узел учета тепловой энергии по дому и не работал 19 дней. Как должна быть рассчитана оплата за потребленное тепло за этот период времени? Спасибо.

Подскажите пожалуйста, если прибор учета тепловой энергии отправлен на гос. поверку как следует производить начисление за отопление?

В данном случае, согласно согласно п. 21 постановления №124, порядок расчета объема потреблённой теплоэнергии будет следующим:

1. Подпункт «в(2)». Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации:

→ если период работы прибора учета составил более 3 месяцев (для отопления — более 3 месяцев отопительного периода) в течение 3 месяцев после наступления такого события определяется в отношении коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии, в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, где Vнодн определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в порядке и случаях, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг, а в отношении тепловой энергии — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период;

(установить для данного случая надлежащую формулу законодатели, очевидно, сочли излишним, поэтому используем только содержащееся в постановлении текстовое описание)

→ если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в отношении коммунальных ресурсов, за исключением тепловой энергии, определяется в соответствии с подпунктом «в» настоящего пункта, а в отношении тепловой энергии — в соответствии с подпунктом «в(1)» настоящего пункта;
()

2. При превышении срока в 3 месяца после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, объем тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, будет определяться по формуле согласно подпункту «в(1)» п. 21 постановления №124 (т.е. по нормативу потребления).
()

Порядок оплаты отопления в МКД, оборудованных ИПУ и ОПУ тепла

Автор: А. Р. Миронова

Как рассчитать плату за отопление по показаниям ИПУ, если потребители не предоставляют их либо сообщают о нулевом объеме потребления (близком к нулю)? Как воздействовать на них, если они не допускают исполнителя к прибору учета для проверки его состояния и снятия показаний? В нормативном акте есть пробелы.

В нашу компанию обратилась УК, в управлении которой находятся новые дома, где все помещения оборудованы ИПУ тепла. Ключевая проблема – правильный расчет платы. По каким формулам производить расчет с потребителями, не сдающими показания ИПУ и принципиально не допускающими представителей УК для проверки счетчиков? Как осуществлять расчет для потребителей, сдавших нулевые показания ИПУ (близкие к нулю) в связи с тем, что они перекрыли арматуру и обогреваются за счет других квартир или электрических радиаторов? Каким образом можно воздействовать на таких собственников?

В настоящей статье попытаемся дать УК практические рекомендации о том, как поступать в таких ситуациях, исходя из действующего законодательства и судебной практики.

Какие формулы применяют при расчете платы за отопление?

В пункте 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг описывается, в каких случаях (при наличии (отсутствии) ОПУ и (или) ИПУ) и по какой формуле исчисляется плата за коммунальные услуги. Согласно данной норме оплата коммунальной услуги по отоплению в МКД осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии в доме ОПУ размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Если МКД оборудован ОПУ, но не во всех жилых или нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(1) и 3(2) из приложения 2 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) из приложения 2 исходя из показаний таких счетчиков.

В введенном в эксплуатацию новом МКД, оснащенном ОПУ, все помещения оборудованы ИПУ, поэтому следует применять формулу 3(3) и корректировать размер платы один раз в год по формуле 3(4), если органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года.

Как рассчитывать плату, если показания ИПУ отсутствуют?

Напомним, что согласно п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг УК обязана производить расчет только в соответствии с данными правилами. Другими словами, если все помещения в МКД оборудованы ИПУ тепла, расчет все равно следует осуществлять по формулам 3(3) и 3(4), даже если не все потребители передают показания счетчиков.

При этом в силу пп. «з» п. 31 правил исполнитель обязан уведомлять потребителей не реже одного раза в квартал путем указания в платежных документах:

– о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи соответствующих сведений исполнителю или уполномоченному им лицу;

– о применении в случае непредставления потребителями сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.

Согласно данному пункту плата за коммунальную услугу по отоплению(когда в соответствии с п. 42(1) правил при определении размера платы используются показания ИПУ) определяется исходя из среднемесячного (за отопительный период) объема потребления в следующих случаях:

а) при выходе из строя или утрате ранее введенного в эксплуатацию ИПУ либо в случае истечения срока его эксплуатации начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса по ИПУ;

б) при непредставлении потребителем показаний ИПУ начиная с расчетного периода, за который не переданы показания счетчика, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания ИПУ;

в) в случае отказа потребителя в допуске к ИПУ (см. пп. «г» п. 85 Правил предоставления коммунальных услуг) и составления исполнителем соответствующего акта начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к ИПУ, до даты проведения проверки.

Во всех перечисленных случаях расчет производится для такого потребителя исходя из среднемесячного объема, но не более трех расчетных периодов подряд. Как определять плату по истечении указанных трех месяцев?

Показания ИПУ не переданы: прошло три

Согласно пп. «б» п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случае, когда показания таких счетчиков и распределителей снимают потребители). Данные проверки должны проводиться исполнителем не реже одного раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще одного раза в три месяца.

Как следует из п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг, при непредставлении потребителем исполнителю показаний ИПУ в течение шести месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного шестимесячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД, обязан провести проверку и снять показания прибора учета. Значит, в случае непредставления ежемесячных показаний ИПУ самим потребителем в течение шести месяцев исполнитель не только вправе, но и обязан провести проверку показаний ИПУ потребителя.

Однако имеется некоторая нестыковка в этой норме, так как по среднемесячному объему в случае непредставления показаний ИПУ можно производить расчет только три расчетных периода подряд [1], а проверку показаний ИПУ исполнитель обязан провести лишь спустя шесть месяцев.

Возникает вполне справедливый вопрос: каким образом производить расчет в четвертом, пятом и шестом расчетных периодах?В такой ситуации считаем необходимым УК не дожидаться шести месяцев и провести проверку ИПУ спустя три месяца, поскольку данное право у исполнителя есть согласно п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок проведения такой проверки изложен в п. 84 правил. Согласно п. 85(3) данного документа в случае составления предусмотренного п. 85 настоящих правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении трех расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1 го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Казалось бы, все просто. Если потребитель не представил показания ИПУ:

– первые три месяца УК считает плату по среднемесячному объему потребления (по данным ИПУ за прошедшие периоды);– затем она проводит проверку и, если составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, по истечении трех месяцев рассчитывает плату по нормативу потребления с повышающим коэффициентом (Pi = Si x NT х 1,5 x TT). Данный порядок должен стимулировать потребителя к представлению показаний ИПУ.

Однако п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг введен в действие только с 01.01.2017, и мы видим, что законодатель не продумал возможность его применения, поскольку не внес изменения в формулу 3(3) из приложения 2 к правилам. Приведем ее для наглядности.

Vin – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям ИПУ в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;

Viодн – объем (количество) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

– объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОПУ за предыдущий год;

Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;

TT – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Получается, что при применении исполнителем норматива потребления для расчета платы за отопление для недобросовестного, не сдающего показания ИПУ потребителя в течение трех расчетных периодов подряд исполнитель будет недополучать плату за отопление в части объема на ОДН.

Дело в том, что в норматив коммунальной услуги по отоплению (NT) включен расход тепловой энергии не только в помещении, но и на ОДН. Выходит, что в условиях применения норматива при расчете платы для не сдающих показания ИПУ потребителей при расчете платы для потребителей, передающих показания счетчиков, по формуле 3(3) показатель Viодн уже уменьшен на объем потребления, приходящийся на ОДН, содержащийся в нормативе для потребителя, не сдавшего показания.

Значит, в формуле 3(3) из приложения 2 вместо общей площади (Sоб) было бы логичнее применять общую площадь помещений только тех потребителей, которые сдают показания ИПУ тепла.

При применении формул в имеющемся виде исполнитель будет вынужден за свой счет оплачивать разницу по ОДН, однако с учетом того, что согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг для недобросовестного потребителя применяется повышающий коэффициент 1,5, расходы исполнителя, вероятнее всего, будут компенсированы.

ИПУ вышел из строя, утрачен: прошло три месяца.

Согласно ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» МКД, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно ИПУ используемой тепловой энергии, а в домах, вводимых в эксплуатацию с указанной даты после капитального ремонта, должны быть установлены ИПУ используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их монтажа. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих счетчиков, их сохранность и своевременную замену.

В пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг также сказано, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Однако на сегодняшний день нигде не установлена ответственность собственников за невыполнение указанных требований, как, впрочем, нет и механизмов принуждения (см., например, Определение ВС РФ от 19.07.2016 № 1587 О).

Согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг по истечении более трех расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, рассчитывается в соответствии с п. 42 правил в случае выхода из строя, утраты либо истечения срока эксплуатации ИПУ исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. Однако п. 42 правил не регулирует порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению. Следовательно, в законодательстве имеется пробел: не предусмотрено, каким образом нужно производить расчет платы за отопление в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии либо истечения срока его эксплуатации по окончании трех расчетных периодов подряд.

В данном случае по аналогии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг было бы логично и для отопления применять расчет платы исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5. Таким способом можно было бы экономическим методом воздействовать на недобросовестных потребителей с целью исполнения ими своих обязанностей по замене и надлежащей эксплуатации ИПУ. Однако с учетом имеющихся норм Роспотребнадзор и органы прокуратуры вряд ли разделят мнение автора. Примеров судебных решений по данной проблеме в нашем распоряжении на сегодняшний день нет.

Как следует из буквального толкования п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, формула 3(3) из приложения 2 применяется, только если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ. При этом законодатель не поясняет, что значит «во всех помещениях установлены ИПУ». В каком случае помещение не является оборудованным ИПУ? Если счетчик вышел из строя и не произведена его замена в течение трех расчетных периодов подряд, является ли МКД оборудованным ИПУ не во всех помещениях?

Обратимся к судебной практике по подобным спорам. В Определении ВС РФ от 14.02.2017 № 309 ЭС16-20560 по делу № А60-58381/2015 по иску РСО о взыскании с абонента задолженности за поставленную тепловую энергию суд не согласился с доводами РСО о необходимости расчетов по тепловым нагрузкам в связи с нахождением в спорный период приборов учета абонента в нерабочем состоянии. Свое решение суд мотивировал необоснованностью заявленных требований исходя из неподтвержденности факта выхода узла учета из строя.

Таким образом, следуя логике суда, до того момента, пока нет документа, подтверждающего выход ИПУ из строя (его утрату, истечение срока эксплуатации), расчет платы за отопление следует производить исходя из наличия ИПУ по формуле 3(3) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Подобным документом может стать акт проверки состояния ИПУ, составленный исполнителем (напомним, проверка счетчика может проводиться не чаще одного раза в три месяца). Если же потребитель в порядке, предусмотренном п. 81(13) правил, письменно известил исполнителя о неисправности ИПУ, первые три месяца плата исчисляется исходя из среднемесячного объема потребления по формуле 3(3). А затем будет обоснованным применение для расчета платы за отопление для всех потребителей в доме формулы 3(1) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Как производить расчет платы при поступлении нулевых показаний ИПУ (близких к нулю)?

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе:

– самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на МКД или жилой дом (пп. «в»);

– осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении МКД будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 °С (пп. «д»).

Отключая внутренние системы отопления жилого помещения от центральных систем отопления, то есть перекрывая арматуру трубы теплоснабжения на вводе в квартиру (в результате чего ИПУ и может зафиксировать нулевое или близкое к нулю потребление тепловой энергии), потребитель нарушает указанные запреты.

Суды приходят к выводу, что если потребитель поставил заглушку на трубу, то он все равно обязан вносить плату за отопление.

Например, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 13.04.2016 по делу № 33 4564/2016 было установлено: ссылка потребителя на тот факт, что услугами РСО потребитель не пользуется, поскольку им поставлена заглушка на трубы теплоснабжения в жилом доме, не может быть признана законной и обоснованной, так как собственник не вправе без разрешительных документов самостоятельно отключать жилой дом от обслуживающих его инженерных систем.

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от 07.09.2016 по делу № 33 17739/2016 суд указал, что самовольное отключение квартиры потребителя от центральной системы отопления МКД не свидетельствует о прекращении правоотношений между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению и не освобождает потребителя от исполнения обязанности по ее оплате.

Выходит, Правилами предоставления коммунальных услуг в принципе не предусмотрены случаи, когда объем потребления тепловой энергии по показаниям ИПУ (Vin) в течение отопительного периода равен или близок к нулю. На наш взгляд, представление нулевого или близкого к нулю объема потребления согласно показаниям ИПУ означает, что потребитель не сдал показания счетчика вовсе. Поэтому на основании пп. «б» п. 59 правил справедливо рассчитывать плату за отопление для такого потребителя исходя из среднемесячного объема потребления. А через три расчетных периода подряд расчет платы производится согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг при условии составления акта об отказе в допуске к счетчику для снятия показаний и проверки его работоспособности и исправности системы теплоснабжения в помещении.

Как видим, в Правилах предоставления коммунальных услуг на сегодняшний день имеются некоторые пробелы. Применять имеющиеся нормы УК следует очень внимательно, чтобы не навлечь выставление штрафов контролирующими органами.

Мы рекомендуем действовать так: если потребитель не подает показания ИПУ, сдает нулевые показания, прибор учета вышел из строя или истек срок его эксплуатации, в течение трех месяцев следует рассчитывать плату за отопление исходя из среднемесячного объема потребления. Спустя три месяца, если потребитель отказал в допуске к ИПУ и это зафиксировано в установленном порядке, возможно начисление платы исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента (для остальных потребителей в доме сохраняется расчет по формуле 3(3)). Если же спустя три месяца имеются достоверные сведения, подтвержденные документами, о том, что ИПУ тепла вышел из строя, утрачен либо истек срок его эксплуатации, плата за отопление для всех потребителей в МКД исчисляется по формуле 3(1) (показания ИПУ тепла в ней не учитываются).

[1] До 01.01.2017 данный период также составлял шесть месяцев, однако Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 он был сокращен вдвое, тогда как положение п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг осталось неизменным.

Читайте также:  Радиатор отопления с медными трубками
Оцените статью