- II. Водоснабжение пассажирских вагонов
- Система водоснабжения пассажирского вагона
- Назначение, конструкция и действие сборочной единицы системы водоснабжения. Условия работы, повреждения, износы. Выбор и обеспечение способов очистки. Технология ремонта системы водоснабжения. Организация мер по охране труда во время проведения ремонта.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
II. Водоснабжение пассажирских вагонов
1. Введение. Назначение водоснабжения в пассажирских вагонах
Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и для удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой. В устройствах водоснабжения в пассажирских вагонах предусмотрены приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой умывальных чаш в туалетах и раковин для мытья посуды в служебных купе. Все пассажирские вагоны имеют самотечную систему водоснабжения.
Заправка вагонов водой производится от водоразборной колонки не реже 2 раз в сутки. Объем запасных баков рассчитан исходя из средней нормы расхода воды на одного пассажира в сутки ≈ 20 л. Для пассажирских вагонов считается оптимальным запас воды на 12 часов. Общий объем воды в системе холодного водоснабжения у большинства вагонов – около 1000 л. Около 25% всего объема воды приходится на обеспечение бесперебойной эксплуатации горячего водоснабжения.
2. Водоналивные трубы
Водоналивная труба с головкой находится с нерабочей стороны вагона, под кузовом или же на боковой стенке кузова, с двух сторон.
Резервная наливная головка системы холодного водоснабжения находится в котельном отделении. Заправку вагона водой через нее производят в случаях, когда нет возможности заправить вагон водой через основные водоналивные головки.
Обогреватели водоналивных труб бывают двух видов:
1. Электрические – у вагонов более поздних лет выпуска.
P Включить тумблер на распределительном щите для обогрева водоналивных труб за 10-40 мин. до прибытия поезда на станцию, где будет производится заправка водой.
P Выключить тумблер после заправки вагона водой.
В случае неисправности электрообогревателя, отогревание водоналивных труб производится горячей водой при помощи грелки со шлангом.
2. От системы отопления – на вагонах выпускаемых в настоящее время, имеются специальные устройства, в которые помещены водоналивные трубы. В этом устройстве постоянно циркулирует горячая вода от системы отопления – водоналивные трубы в холодное время года всегда теплые и не замерзают.
3. Устройство системы холодного водоснабжения
1. Большой бак – емкость 850 л., расположен между крышей и потолком с нерабочего конца вагона;
2. Малый бак – емкость 80 л., расположен между крышей и потолком с рабочего конца вагона;
3. Труба, соединяющая большой и малый баки;
4. Вентили находящиеся на трубах у баков – предназначены для перекрытия баков на случай их неисправности;
5. От баков отходит труба к унитазу, на ней находится вентиль для перекрытия трубы, в случае неисправности запорно-пускового устройства унитаза.
4. Запорно-пусковой механизм унитаза
Иногда вода уходит через унитаз, причиной может быть: неплотное прилегание клапана к трубе; попадание под клапан окалины от трубы; излом пружины; износ клапана. Действия проводника: перекрыть вентиль на трубе к унитазу, закрыть туалет, доложить ЛНП и ПЭМ.
5. Система горячего водоснабжения
Применяется в купейных вагонах. Состоит из: бойлерной установки; трубопровода; кранов.
Бойлерная установка предназначена для подогрева воды в системе горячего водоснабжения и для приготовления пищи. Состоит из:
1. Зольника с дверкой;
2. Топки с дверкой, внутри колосник;
3. Плиты для приготовления пищи с дверкой;
4. Дымовытяжной трубы;
5. Бойлера, в нем имеется змеевик.
Бойлерная установка работает в двух режимах:
P В отопительный сезон от системы отопления. В этом случае горячая вода из системы отопления поступает в змеевик бойлера, подогревая в нем воду. Подогрета вода по трубопроводу поступает к кранам умывальных чаш туалетов и мойке в служебном купе проводника.
P Когда не работает система отопления (закончен отопительный сезон) – подогрев воды в бойлере осуществляется при помощи сжигания твердого топлива (дрова, уголь).
6. Кипятильник непрерывного действия
Кипятильник непрерывного действия предназначен для кипячения питьевой воды.
Кипяток используется для приготовления чая, кофе, наполнения бака охладителя питьевой воды и технических нужд в вагоне.
Устройство кипятильника: корпус, внизу которого имеется топка с дверцей и зольникс дверцей. Внутри топки находятся колосники и пламегаситель.
Внутри кипятильника находятся две колбы: для сырой воды (9 л) и для кипяченой воды (17 л); с водомерным стеклом, по которому наблюдают накипание кипяченой воды. На нем имеются две метки – 15 л и 17 л. У водомерных стекол имеются внизу вентили для перекрытия водомерных стекол в случае их раскола.
На корпусе кипятильника установлены: разборный кран титана; термометр спиртовой; трехходовой кран – для спуска сырой воды с кипятильника, имеет три положения: сырая вода; закрыто; кипяченая вода; фильтр с отстойником для очистки сырой воды от механических примесей; регулятор подачи сырой воды (внутри которого находится поплавок (металлический), на поплавке имеется нижняя игла, которая входит в трубку и верхняя игла с закрепленным на ней клапаном – для перекрытия доступа сырой воды в кипятильник).
Кипятильник может быть с ТЭНами: с одним или двумя — внизу; с тремя – 2 внизу, 1 от крышки.
По санитарным нормам требуется 1 раз в 5-6 дней промывать колбу сырой воды – заполнять и сливать не менее 2 раз. Если кипяченая вода простояла неиспользуемая более 12 часов, ее не рекомендуется употреблять для питья – слить.
Система водоснабжения пассажирского вагона
Назначение, конструкция и действие сборочной единицы системы водоснабжения. Условия работы, повреждения, износы. Выбор и обеспечение способов очистки. Технология ремонта системы водоснабжения. Организация мер по охране труда во время проведения ремонта.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.03.2015 |
Размер файла | 217,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
При капитальном ремонте вагона систему водоснабжения разбирают полностью. Снятое оборудование направляют для проверки и ремонта на специально оборудованный участок. После монтажа на вагоне отремонтированных устройств и трубопроводов проверяют действие системы водоснабжения, как указано выше.
Водяной бак при необходимости ремонта демонтируют. Для этого снимают щит на потолке малого коридора некотловой стороны вагона, разъединяют фланцевые соединения труб с баком. Ослабляют болты крепления, поворачивают запоры на 90° и снимают крышку люка на крыше вагона. С бака снимают воздуховыпускной трубопровод, освобождают элементы крепления и вынимают бак из вагона через люк в крыше. Аналогично снимают водяной бак, размещенный над тамбуром некотлового конца вагона.
Промывочный бак системы водоснабжения снимают для очистки или ремонта, предварительно сняв щит на потолке туалета котловой стороны, разъединив фланцевое соединение, сняв запоры и вынув крепежные болты.
Снятые с вагона баки опускают на платформу электрокара или транспортировочной тележки и перемещают на ремонтный участок.
Баки из углеродистой стали, имеющие течь из-за поражения стенок коррозией, как правило, заменяют изготовленными из нержавеющей стали. Изломанные или деформированные волнорезы заменяют новыми. Баки из нержавеющей стали при ремонте промывают, открывая для этого промывочные люки.
Электросварочные работы при ремонте баков выполняют в полном соответствии с требованиями Инструкции по сварке и наплавке при ремонте вагонов и контейнеров. При ремонте баков из нержавеющей стали применяют специальную установку для сварки в среде защитного газа (аргона). Места сварки перед изложением швов на баках из углеродистой стали обезжиривают в подвергают химическому травлению. Кромки трещин обрабатывают электрокорундовыми кругами. Обезжиривание выполняют ацетоном, бензином Б-70 или уайт-спиритом. Качество обезжиривания проверяют смачиванием водой. После обезжиривания проводят химическое травление щелочами или кислотами с целью разрушения и удаления пленки окислов на свариваемых поверхностях. Наиболее целесообразно применять для травления кислотный раствор такого состава: соляная кислота -20%, серная кислота -5%, азотная кислота -5%, вода-70%. Травление заканчивают промывкой горячей водой и сушкой при температуре 40-70°С до полного удаления влаги. Химическому травлению подвергают и присадочный материал. Сварка подготовленных деталей должна быть выполнена в течение не более одних суток, а присадочный материал годится для применения в течение не более трех суток при условии хранения в герметичной таре, заполненной инертным газом. Нержавеющую сталь подвергают обезжириванию и химическому травлению только в случаях, когда она загрязнена окалиной. Если бак из нержавеющей стали имеет полированную поверхность, то она химическому обезжириванию и травлению не подлежит.
Водяные баки из алюминиевых сплавов также могут иметь трещины по сварному шву или в околошовной зоне, в листах стенок или в перегородках. Кроме того, возможны механические повреждения в виде пробоин. Подготовку поверхностей к сварке производят так же, как в баках из нержавеющей стали.
При ремонте баков для воды, изготовленных из стеклопластика, заделывают пробоины в стенках, потолке и днище, устраняют течь через неплотности в прокладках люков и местах присоединения трубопроводов. Для устранения повреждений применяют специальные приспособления, позволяющие наносить на ремонтируемые поверхности снятого с вагона бака эпоксидные смолы с различными наполнителями.
Допускается устранять течь воды в баках из стеклопластика наложением накладок стеклоткани, покрытой холоднотвердеющей смесью эпоксидной смолы и отвердителя. Таким способом можно ремонтировать также все типы металлических водяных баков. Работы выполняют в определенной последовательности. Сначала поверхность вокруг поврежденного места зачищают шлифовальной шкуркой до металлического блеска, обезжиривают ацетоном и сушат. Затем на подготовленное место приклеивают накладку из стеклоткани марки АСТТ (б)-С или АСТТ (б)-Сг, перекрывающую участок повреждения на 15-20 мм по периметру. Для закрепления накладки применяют эпоксидную смесь — 10 частей (по массе) эпоксидной смолы ЭД-5 или ЭД-6 и одна часть отвердителя. Отвердитель вводят в смолу непосредственно перед нанесением смеси на место повреждения. Смесь наносят на поверхность бака под накладку, а также и поверх нее. Верхний слой холоднотвердеющей смеси должен перекрывать накладку на 10-15 мм о периметру. Для окончательного затвердения смеси отремонтированный участок выдерживают в течение 2-3 ч в естественных условиях при 18-20° С. После указанного времени обеспечивается прочное соединение Накладки с Подготовленной поверхностью и герметичность отремонтированного участка бака.
Внутреннее покрытие стенок баков изготовленных из углеродистых сталей, при деповском ремонте вагонов восстанавливают в случае необходимости. Повреждения на поверхности внутреннего покрытия могут появиться из-за естественного износа, поражения коррозией и после выполнения электрогазосварочных работ при ремонте. Операции по устранению таких повреждений производят в отделении нанесения защитных покрытий способом горячего цинкования или нанесения металла распылением с применением специальных металлизационных установок. Наибольшее распространение получили установки для нанесения антикоррозионного покрытия из цинка или алюминия газовым или электрическим металл из втором.
Перед нанесением покрытия внутренние поверхности бака очищают от продуктов коррозии, а окончательную подготовку проводят не ранее чем за 2-3 ч до металлизации. Такая подготовка заключается в придании поверхности требуемой шероховатости. Для этой цели чаще всего применяют дробеструйные установки.
Принцип действия металлизатора любого типа заключается в том, что проволоку из цинка или алюминия нагревают до температуры плавления, после чего расплавленный металл выдувают сжатым воздухом под давлением 0,55-0,60 МПа в виде мельчайших частиц на подготовленную поверхность. Сжатый воздух предварительно очищают от воды, масла и других примесей, пропуская через фильтр, масловодоотделитель и маслоуловитель. Качество металлизации внутренних поверхностей баков и других деталей проверяют внешним осмотром.
Таким же способом наносят защитные покрытия на внутренние поверхности кипятильников из углеродистой стали, бачков для питьевой воды, расширительных баков, бойлеров, поплавков кипятильников, а также на наружные поверхности труб системы отопления и др.
Устройства горячего водоснабжения (расположенный в котельном отделении бойлер и систему трубопроводов с кранами и вентилями) перед ремонтом осматривают. Течь горячей воды устраняют заменой поврежденных участков трубопроводов, уплотнением резьбовых или фланцевых соединений. Арматуру ремонтируют на месте или в специализированном отделении. Бойлер при необходимости ремонта демонтируют из вагона. При ремонте бойлера очищают дымовую трубу, промывают змеевик от накипи и шлама, ремонтируют дверку ниши. Течь воды в корпусе бойлера устраняют приваркой накладки. Перед выполнением сварочных работ на поврежденном участке снимают изоляцию из поропласта или другого материала и подготавливают ремонтируемую поверхность. После окончания ремонта изоляцию восстанавливают.
Муфтовые соединения трубопроводов при наличии течи разбирают, заменяют пеньковую подмотку, подтягивают муфты и контргайки. Фланцевые соединения уплотняют подтягиванием гаек болтов. Если упругость прокладки между фланцами нарушена, ее заменяют новой, сняв болты крепления. Трубы горячего водоснабжения при необходимости заменяют оцинкованными. К бойлерной установке относится и плита, работающая на твердом топливе и расположенная под бойлером. При ремонте плиты заменяют неисправные детали крепления дверок топки и зольника, прогоревшие колосники, проверяют исправность кожуха и цельность изоляции.
По окончании всех ремонтных работ систему водоснабжения испытывают. Для этого ее заполняют водой и тщательно осматривают места возможных неплотностей в соединениях баков, трубопроводов и оборудования туалетов. Устраняют утечки воды, контролируют правильность установки и действие вентилей и кранов в закрытом и открытом положениях, а также клапанов унитазов, проверяют подачу горячей воды к мойке и умывальникам и работу кипятильника. После испытания системы на баки наносят надписи — дату промывки.
5. Организация мер по безопасности жизнедеятельности и охране труда
Внешний осмотр комбинированного кипятильника можно выполнять только после отключения его от системы электроснабжения и при полной уверенности в том, что никто не сможет произвести обратное включение.
Также предварительно надо отключить комбинированный электрокипятильник и при устранении течи воды на различных участках системы приготовления кипяченой воды.
Для предотвращения ожога горячей водой необходимо плавно открывать воздуховыпускные краны системы отопления и применять при отборе воды шланги или емкости, исключающие разбрызгивание. Недопустимо растапливать котел при неисправных дверцах его топки и зольника.
Перед топками котла и плиты в котельном отделении нельзя размещать сгораемые предметы. Запрещается применять при растопке котла, плиты и кипятильника легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин и др.).
При выпуске воды из систем отопления и водоснабжения или из отдельных их участков надо не допускать вытекания ее на пол вагона. Под сливные устройства ставить ведра, лотки или применять шланги.
На участке ремонта водяных баков, кроме общих требований безопасности выполнения электрогазосварочных работ, соблюдают правила применения кислотных и щелочных растворов, органических растворителей и других химикатов.
Химическое травление производят только в ваннах из нержавеющих сталей, оборудованных вытяжной вентиляцией. Работу обязательно выполняют с применением защитных очков, спецодежды, пластиковых или резиновых фартуков и перчаток, которые после окончания смены хранят в отдельных шкафах и периодически подвергают стирке.
При использовании легковоспламеняющихся органических растворителей для обезжиривания поверхностей деталей перед сваркой соблюдают следующее правило: если применяют ацетон, то надевают резиновые перчатки, если другие растворители — хлорвиниловые.
На участке обезжиривания и химического травления запрещается курить и применять открытый огонь во избежание возникновения пожара. Кислоты, щелочи и органические растворители необходимо хранить раздельно.
При выполнении работ по демонтажу и монтажу агрегатов системы водоснабжения и других тяжелых узлов в зоне действия кран-балок или мостовых кранов не допускается присутствие посторонних лиц. Если работы производят над потолком тамбура вагона, следует пользоваться переносной лестницей и проверить исправность запорных устройств открываемых и неоткрываемых крышек люков. В зоне работы надо обеспечить достаточную освещенность, при снятии и постановке агрегатов системы водоснабжения и других узлов применять только проверенные типовые захватные приспособления. Инструмент, материалы, узлы и детали необходимо размещать в определенных местах, не загромождая место выполнения работ. При работе на крыше вагона инструмент и приспособления хранить в местах, исключающих их падение.
Вагоны локомотивной тяги, предназначенные для перевозки пассажиров, используемые в дальнем и межобластном сообщении, составляют более 70 % пассажирского парка. Все эти вагоны, включая специализированные и вагоны вспомогательного назначения, обращающиеся по магистральным путям ОАО «РЖД», представляют собой замкнутую тонкостенную оболочку, подкрепленную гофрами и поперечными балками У рамы, стойками стен и дугами крыши. В результате образуется цельнометаллическая тонкостенная несущая конструкция, в которой используются нержавеющая, углеродистая и низколегированная стали. Такие конструкции называются цельнометаллическими вагонами (ЦМВ).
6. Предложения по улучшению условий труда
Система водоснабжения пассажирских вагонов является важнейшим санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим необходимые условия пассажирам во время их длительной поездки. Независимо от типа каждый пассажирский вагон оснащен самотечной системой водоснабжения, предназначенной для обеспечения пассажиров питьевой водой, удовлетворения их бытовых нужд и пополнения системы отопления в промежутках между заправками.
Устройства водоснабжения в пассажирских вагонах предназначены для обеспечения пассажиров питьевой водой и удовлетворения их бытовых нужд, а также для пополнения системы отопления водой в пути следования поезда. В таких устройствах предусмотрены приборы для кипячения и охлаждения питьевой воды, для снабжения горячей водой умывальников в туалетах и раковины для мытья посуды в служебном отделении. Все пассажирские вагоны имеют самотечную систему водоснабжения.
Объем запасных баков для воды рассчитывают исходя из средней нормы расхода на одного пассажира в сутки — примерно 20 л. Около 25% всего количества воды приходится на обеспечение бесперебойной эксплуатации устройств горячего водоснабжения. Для пассажирских вагонов оптимальным считается запас воды на 12 ч. Общий объем воды в системе большинства вагонов составляет около 1000 л.
В холодный период года в водоналивных трубах используется горячая вода системы отопления. Головки водоналивных труб закрыты кожухами, предохраняющими их от загрязнения.