Испытания системы отопления ростехнадзор

Теплотехнические испытания тепловых энергоустановок

Теплотехнические испытания

Практически во всех объектах капитального строительства жилого или промышленного назначения используются тепловые энергоустановки. А, следовательно, теплотехнические испытания востребованы повсеместно.

В условиях современной экономики и постоянного роста тарифов на тепловую энергию собственники объектов капитального строительства все больше уделяют внимание вопросам: «Как определить, что подрядчик максимально эффективно смонтировал и настроил систему отопления?» «Во всех ли помещениях будет тепло зимой?», «Правильно ли настроена работа системы вентиляции?», «Кто может разработать отчет о тепловых испытаниях отопительных систем с определением теплозащитных свойств ограждающих конструкций и теплоаккумулирующей способности зданий, который требует инспектор Ростехнадзора?»

Наша команда специалистов может ответить на данные вопросы и помочь Вам оценить качество монтажа и наладки тепловых энергоустановок, определить максимально эффективный режим работы отопительных и вентиляционных систем.
К тому же, в настоящее время допуск в эксплуатацию новых и реконструированных установок невозможен без проведения испытаний отопительных систем с определением теплозащитных свойств ограждающих конструкций и теплоаккумулирующей способности зданий!

Порядок допуска тепловых энергоустановок определяется следующими нормативными документами:

  1. Приказ Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
  2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Категории тепловых энергоустановок, которые являются подведомственными Ростехнадзору, приведены ниже:

  • производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200°С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов;
  • паровые и водяные тепловые сети всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и другие сетевые сооружения);
  • системы теплопотребления всех назначений (технологические, отопительные, вентиляционные, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющие агрегаты, тепловые сети потребителей, тепловые пункты, другие сооружения аналогичного назначения.

Согласно Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – ПТЭТЭ) допуск в эксплуатацию энергоустановок уполномочены осуществлять только органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативных актов.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской федерации от 20 июля 2013 года № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре», согласно которому федеральный государственный энергетический надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор)

Ростехнадзор – динамично развивающаяся госструктура, постоянно повышающая качество собственной работы и квалификацию сотрудников. Если раньше, в связи с огромными объемами работы, содержание каких-то документов могло быть не полностью проверено инспекторами, то в настоящее время, необходимые документы для получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловой энергоустановки проверяются по всей строгости закона.

Обращаем Ваше внимание!

  • Для проведения пусконаладочных работ, выдается временное разрешение на допуск тепловой энергоустановки в эксплуатацию на период пусконаладочных работ. Срок действия такого разрешения устанавливается руководителем территориального органа Службы или в соответствии с его распоряжением должностными лицами этого органа исходя из режима и графика проведения пусконаладочных работ на энергоустановке, но не может быть более 6 месяцев. После данного срока эксплуатация тепловой установки возможна только при наличии постоянного разрешения на допуск тепловой энергоустановки в эксплуатацию, которое является бессрочным (до следующего капитального ремонта или демонтажа оборудования).
  • При выявлении недостаточности представленных документов и (или) несоответствия их содержания установленным требованиям документы о выдаче разрешения на допуск тепловой энергоустановки в эксплуатацию возвращаются заявителю с письменным обоснованием, в котором перечисляются конкретные причины возврата. В этом случае даже не проводится осмотр энергоустановки инспектором, а срок сдачи объекта в эксплуатацию задержится минимум на месяц, что в современных непредсказуемых климатических условиях может стать критическим фактором.

Давайте подробнее разберемся, как на законодательном уровне определена необходимость теплотехнических испытаний тепловых энергоустановок при сдаче в эксплуатацию объектов капитального строительства, в том числе жилых многоквартирных домов.

  1. Целью проведения теплотехнических испытаний является оценка качества постройки/монтажа и проведения пуско-наладочных работ энергоустановки или ее отдельных элементов, их способности обеспечивать необходимую температуру в помещениях, а также способности ограждающих конструкций удерживать тепло. В условиях долгой и морозной зимы в нашей стране эти параметры имеют первоочередное значение.
  2. Результатом испытаний является отчет о проведении тепловых испытаний, то есть документ в бумажном и электронном виде, который соответствует всем требованиям надзорных организаций и отражает выявленные недостатки оборудования, ненормативные утечки тепла. Из-за неправильного монтажа/регулировки тепловых систем потребление тепла/топлива может увеличиваться до 40%.
  3. Информация, инструментально обоснованная в отчете о теплотехнических испытаниях, важна:
    • для застройщика, чтобы строить качественное жилье и теплотехническое оборудование,
    • для собственника, чтобы выявить недобросовестно выполненные работы,
    • для теплоснабжающей организации, чтобы подтвердить функциональность вновь вводимого оборудования, обезопасить себя от незапланированных изменений тепловых нагрузок теплопотребителей,
    • для экспертной организации, чтобы выполнять цели и миссию организации и подтвердить свою квалификацию.
Читайте также:  Стояк батареи отопления это

Таким образом, проведение теплотехнических испытаний тепловых энергоустановок предотвращает ряд конфликтных вопросов, возникающих между застройщиком, собственником и теплоснабжающей организацией при сдаче в эксплуатацию объектов капитального строительства. Естественно, что к экспертным организациям, имеющим право выполнять теплотехнические испытания, предъявляются определенные требования.

Согласно Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок:

Что предлагает наша компания:

  • услуги опытных и высококвалифицированных специалистов, регулярно подтверждающих свою квалификацию в специализированных сертификационных организациях;
  • приборный парк, необходимый для выполнения испытаний тепловых энергоустановок (измерители теплового потока, тепловизоры, термоанемометры, ультразвуковые расходомеры и толщиномеры, дифференциальные манометры, логгеры, гигрометры, пирометры, газоанализаторы, электроизмерительные приборы);
  • методики проведения испытаний, инструментальных измерений, проводимых на тепловых энергоустановках, разработанные в соответствии с действующей нормативной базой и согласованные в Ростехнадзоре;
  • огромный опыт проведения работ по теплотехническим испытаниям установок и энергетическим обследованиям как промышленных, так и жилищно-коммунальных объектов;
  • слаженность работы специалистов, что позволяет выполнить необходимое обследование в кратчайшие сроки;
  • возможность проведения теплотехнических испытаний ряда энергоустановок и ограждающих конструкций круглогодично, что особенно важно при сдаче объектов капитального строительства в теплый период года.

Наша компания является специализированной организацией в области энергетических обследований и теплотехнических испытаний и состоит в СРО энергоаудиторов «ОБОРОНЭНЕРГО»

Общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональная инновационная энергетическая компания» оказывает комплекс услуг по теплотехническим испытаниям энергоустановок, включающий в себя:

Результаты

Результатом теплотехнических испытаний является отчет о проведении тепловых испытаний, который соответствует всем требованиям надзорных организаций.

Дополнительно в отчете, согласно нашим методикам, согласованным в органах государственного энергетического надзора, мы разрабатываем ряд рекомендаций, позволяющих привести работу Ваших теплотехнических установок в максимально эффективное состояние.

Все мы прекрасно знаем, что при сжигании топлива для получения тепловой энергии/электроэнергии в атмосферу выбрасываются вредные вещества. Мы призываем Вас стремиться к максимально эффективному использованию энергетических ресурсов для снижения вреда окружающей среде. Тем более, что эффективное использование энергетических ресурсов – это прежде всего экономия Ваших собственных денег.

Если есть вопросы, звоните:
8-926-679-34-17
Или заполните форму и оставьте заявку онлайн:

Ростехнадзор разъясняет: Обязательные работы при подготовке к отопительному периоду

Вопрос:

1. Какие нормативно-технические документы регламентируют сроки и порядок проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции?

2. Обязательно ли включение в состав комиссии по техническому освидетельствованию теплотехнического оборудования специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора?

3. Какая ответственность предусмотрена в случае, если техническое освидетельствование не проведено?

Ответ: 1. Сроки проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции регламентированы Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, а порядок проведения регламентирован — Тепловые электрические станции. Методики оценки состояния основного оборудования». Приказ 28.03.2007 № 200 «Об утверждении и вводе в действие стандарта организации ОАО РАО «ЕЭС России.

Необходимый объем выполняемых работ следует согласовать в виде плана работ с представителями Госэнергонадзора РФ и органом местного самоуправления, осуществляющего контроль за

2. Обязательное включение в состав комиссии по техническому освидетельствованию теплотехнического оборудования специалистов специализированных организаций и Ростехнадзора Правилами не предусмотрено. Тем не менее, в соответствии с тем же документом, техническое освидетельствование оборудования тепловых энергоустановок и (или) сетей, подконтрольных Госгортехнадзору России, производится в соответствии с правилами Госгортехнадзора России. Из этого следует, что это требование может стать обязательным.

3. Ответственность для случая, если техническое освидетельствование теплотехнического оборудования тепловой электрической станции не проведено в сроки, оговоренные Правилами оценки готовности к отопительному периоду, что в конечном итоге ведет к срыву выполнения планов (ТЭС и городской МВК) подготовки к отопительному сезону, предусматривается в соответствии с действующим законодательством: в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации за ненадлежащее исполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих обязанностей в связи с подготовкой коммунальной инфраструктуры и жилого фонда к отопительному сезону, повлекшие срыв отопительного сезона, возникновение коммунальных аварий и прекращение подачи тепловой энергии населению в зимний период, образует состав преступления, предусмотренного статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации (халатность). Прокуроры ориентированы на принятие исчерпывающих мер, направленных на привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Читайте также:  Оптимальный поток для теплого пола

Из вышеизложенного следует, что руководитель ТЭС не несет административной и уголовной ответственности за срыв подготовки к отопительному сезону и выполнению работ по освидетельствованию теплотехнического оборудования, даже если оно было предусмотрено утвержденным планом работ по подготовке к отопительному сезону, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Обоснование: В общем случае сроки и порядок проведения технического освидетельствования теплотехнического оборудования тепловой электрической станции регламентируется в соответствии с п.1.5.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229.

Кроме этого основного документа, определяющего требования к решению перечисленных выше задач, следует учитывать действие нормативных документов, относящихся к теплогенерирующему оборудованию ТЭС, в том числе и тепловых сетей, находящихся в зоне ответственности ТЭС.

Кроме этих НТД, к нормативным документам, определяющим ежегодную периодичность в связи с ежегодной подготовкой к отопительному сезону, сроки и порядок проведения работ по освидетельствованию следует отнести Правила оценки готовности к отопительному периоду, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

В соответствии с пунктом 10 Правил оценки готовности к отопительному периоду сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября — для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября — для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября — для муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 11 Правил оценки готовности к отопительному периоду контролируется выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 2.6.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок Техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации. В состав комиссии включаются руководители и специалисты структурных подразделений организации. Председателем комиссии, как правило, назначается ответственное лицо за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, либо специалист из теплоэнергетического персонала, имеющий соответствующий уровень квалификации.

В общем случае невыполнение требований в пределах Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации влечет за собой дисциплинарное наказание в пределах договора о найме.

Муниципалитетам следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон) обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов возложена на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Согласно положениям статьи 20 Закона проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Вопрос от 18.06.2019:

В какой срок после окончания отопительного сезона необходимо проводить промывку и испытания систем отопления зданий и сооружений?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2003 № 4358 (далее – Правила), промывка систем отопления проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб.

В соответствии с пунктом 9.3.24 Правил до включения отопительной системы в эксплуатацию после монтажа, ремонта и реконструкции перед началом отопительного сезона проводится её тепловое испытание.

Вопрос от 30.05.2019:

Какие меры административного воздействия применимы к организациям, не обеспечившим надлежащей эксплуатации тепловых сетей, в том числе, являющимися бесхозяйными объектами?

Ответ: Согласно ч. 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Читайте также:  Замкнутая система отопления частного дома с твердотопливным котлом

В пункте 16 статьи 2 ФЗ № 190 приведено определение теплосетевой организации — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии. Пунктом 12 статьи 2 ФЗ № 190 установлено, что передача тепловой энергии, теплоносителя – это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Эксплуатация паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата и других сетевых сооружений, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.

В соответствии со статьей 9.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

К тепловой сети, являющейся в соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасным производственным объектом, предъявляются требования промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 статьи 9.1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3 статьи 9.1. КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
  • на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Вопросот 30.05.2019:

Каким образом муниципальному образованию получить паспорт готовности к отопительному периоду при наличии на территории муниципального образования неготовых объектов, являющихся аварийным жильем?

Ответ: Требования по оценке готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии указаны в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее – Правила оценки).

Согласно п. 2 Правил оценки, проверка к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется Ростехнадзором, а проверка теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Так, согласно п. 18 Правил оценки, для оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:

  1. наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
  2. наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
  3. наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
  4. выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.

С учетом вышеизложенного, для получения паспорта готовности к отопительному периоду, муниципальному образованию необходимо соблюсти все требования п. 18 Правил оценки, в том числе, выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, которыми так же являются организации, обслуживающие аварийные объекты.

Вопрос:

Возможно ли зарегистрировать экспертизу промышленной безопасности, проведенную на бесхозяйные тепловые сети, в реестре ЗЭПБ?

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Оцените статью