- Пример определения физического износа жилого здания, построенного более 50 лет назад
- Пошли в износ
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 5 августа 2014 г. N 437/пр г. Москва «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей»
Пример определения физического износа жилого здания, построенного более 50 лет назад
На основе ведомственных строительных норм (ВСН) 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий»
Извлечение 1.1. Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования (далее — системы) и здания в целом, следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств: (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.
Физический износ, на момент его оценки, выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.
1.7. Физический износ внутренних систем инженерного оборудования зданий, в целом, должен определяться по табл. 64-71, на основании оценки технического состояния элементов, составляющих эти системы. Если в процессе эксплуатации некоторые элементы системы были заменены новыми, физический износ системы следует уточнить расчетным путем, на основании сроков эксплуатации отдельных элементов по графикам, приведенным на рис. 3 — 7. За окончательную оценку следует принимать большее из значений.
- Т.е. это значит, что, если при осмотре в данный момент времени данной системы, она не имеет дефектов по табл. 64-71 (т.е. имеет меньшее значение износа), то считается износ по сроку службы элементов, т.к. при этом износ системы в целом будет обладать большим износом, нежели, если система будет приниматься по таблицам. 64-71. Получается, что система может и не иметь дефектов по таблицам, но при сроке службы системы в течение 55 лет, (с момента постройки данного здания), система оценивается по таблицам сроков службы, т.к. по этим таблицам при таком сроке службе система будет иметь более высокую величину износа. Согласно п.1.7, система должна оцениваться по большему значению физ.износа — по графикам сроков службы.
- Т.к. система эксплуатируется с момента постройки и до наших дней, то по графикам сроков службы отдельные элементы системы, физически, не могут эксплуатироваться 55 лет, это значит что втечение эксплуатации отдельные элементы были заменены на новые (текущие ремонты, ликвидации аварий, и т.п.). Т.е. износ системы с данным сроком службы не может оцениваться по таблицам 64-71 (по обнаруженным дефектам в системе).
- Если система на момент обследования имеет признаки износа, соответствующие перечню таблиц 64-71, но при этом, износ по графикам сроков службы оказывается меньше износа определённого по таблицам 64-71, — то износ, согласно п.1.7, принимается по большему значению, т.е. в данном случае — по таблицам 64-71.
- Т.к. данное здание построено более 50 лет назад, то срок службы основных элементов системы (внутридомовые трубопроводы (стояки) ГВС, ХВС, отопления, чугунных труб канализации) превышен и составляет 80%, т.е необходим капитальный ремонт инженерной системы здания, с заменой существующей системы -инженерных сетей и инженерного оборудования на новое, соответствующее требованиям современным нормам и правилам, принятым в РФ для данных систем.
- Приложения:
Графики сроков службы элементов
Рис. 3. Физический износ системы внутреннего горячего водоснабжения
1 — стояки из оцинкованных труб; 2 — полотенцесушители всех видов, магистрали из оцинкованных труб; запорная арматура, латунная; смесители всех видов; 3 — стояки и магистрали из черных труб; запорная арматура — чугунная
Рис. 4. Физический износ системы центрального отопления
1 — радиаторы чугунные; 2 — стояки стальные, конвекторы;
3 — магистральные трубы стальные черные; 4 — калориферы всех видов;
5 — запорная арматура всех видов
Рис. 5. Физический износ системы внутреннего водопровода
1 — трубопроводы оцинкованные;
2 — бачки сливные керамические и чугунные;
3 — трубопроводы стальные черные, трубопроводы ПХВ, краны и запорная арматура латунная;
4 — краны и запорная арматура чугунные
Рис.6. Физический износ системы внутренней канализации
1 — трубопроводы чугунные, ванны чугунные;
2 — мойки и раковины чугунные и из нержавеющий стали;
3 — трубопроводы стальные, ванны стальные, унитазы, мойки, раковины керамические, трубопроводы асбоцементные;
4 — мойки и раковины стальные эмалированные;
5 — трубопроводы ПХВ
Рис.7. Физический износ системы внутреннего электрооборудования
1 — внутриквартирные сети скрытые; 2 — внутриквартирные сети открытые; 3 — ВРУ, магистрали; 4 — электроприборы
ТАБЛИЦЫ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Система горячего водоснабжения
Таблица 65
Примерный состав работ
Ослабление сальниковых набивок, прокладок смесителей и запорной арматуры, отдельные нарушения теплоизоляции магистралей и стояков
Набивка сальников, замена прокладок, устройство теплоизоляции трубопроводов (местами)
Капельные течи в местах резьбовых соединений трубопроводов и врезки запорной арматуры; нарушение работы отдельных полотенцесушителей (течи, нарушение окраски, следы ремонта); нарушения теплоизоляции магистралей и стояков; поражение коррозией магистралей, отдельными местами
Частичная замена запорной арматуры и отдельных полотенцесушителей, замена (отдельными местами) трубопроводов магистралей, восстановление теплоизоляции
Неисправность смесителей и запорной арматуры; следы ремонта трубопроводов и магистралей (хомуты, заплаты, замена отдельных участков); неудовлетворительная работа полотенцесушителей; значительная коррозия трубопроводов
Замена запорной арматуры, смесителей, полотенцесушителей; частичная замена трубопроводов магистралей и стояков
Неисправность системы: выход из строя запорной арматуры, смесителей, полотенцесушителей, следы больших ремонтов системы в виде хомутов, частичных замен, заварок; коррозия элементов системы
Полная замена системы
Система центрального отопления
Таблица 66
Примерный состав работ
Ослабление прокладок и набивки запорной арматуры, нарушения окраски отопительных приборов и стояков, нарушение теплоизоляции магистралей (в отдельных местах)
Замена прокладок, набивка сальников, восстановление теплоизоляции труб (местами)
Капельные течи в местах врезки запорной арматуры, приборов и в секциях отопительных приборов; отдельные хомуты на стояках и магистралях; значительные нарушения теплоизоляции магистралей; следы ремонта калориферов
Частичная замена запорной арматуры, отдельных отопительных приборов, замена отдельных стояков и отдельных участков магистралей; восстановление теплоизоляции; ремонт и наладка калориферов
Капельные течи в отопительных приборах и местах их врезки; следы протечек в отопительных приборах, следы их восстановления, большое количество хомутов на стояках и магистралях, следы их ремонта (отдельными местами) и выборочной заменой; коррозия трубопроводов магистралей; неудовлетворительная работа калориферов
Замена магистралей, частичная замена стояков и отопительных приборов, восстановление теплоизоляции, замена калориферов
Массовое повреждение трубопроводов (стояков и магистралей), сильное поражение ржавчиной, следы ремонта отдельными местами (хомуты, заварка), неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, их закипание; значительное нарушение теплоизоляции трубопроводов
Пошли в износ
Протяженность ветхих водопроводных сетей в России в сентябре достигла 194 тыс. км. Это почти на 10 тыс. км больше, чем в том же месяце прошлого года. В Минстрое объясняют динамику тем, что регионы занялись обследованием сетей. Однако эксперты сферы ЖКХ сходятся во мнении, что доля обновляемых водопроводных систем ничтожна по сравнению с тем, сколько труб ежегодно приходит в негодность. Это ведет к многочисленным авариям и снижению качества воды в кранах.
По данным Единой межведомственной информационной системы (ЕМИСС), протяженность ветхих водопроводных сетей в сентябре этого года составила 194 тыс. км. Это на 9,5 тыс. км больше, чем в том же месяце прошлого года.
Глава Минстроя России Михаил Мень рассказал «Известиям», что доля сетей, нуждающихся в замене, действительно весьма высока, так как основная часть водопроводов строилась в середине XX века. Но главный показатель состояния городской инфраструктуры — это количество аварий, и оно неуклонно снижается, отметил министр.
— Мы видим, что с 1995 года аварий стало вдвое меньше. Притом что протяженность водопроводов увеличилась на 70 тыс. км, — сказал Михаил Мень. — Качество коммунальных услуг растет, что доказывает статистика снижения аварийности и рост оценки качества ЖКХ самими потребителями.
По данным Минстроя, за 2016 год в России произошло 74,5 тыс. аварий на водопроводе.
Министр привел экспертную оценку, по которой для поддержания инфраструктуры в нормальном состоянии необходимо инвестировать в нее порядка 500 млрд рублей ежегодно на протяжении приблизительно пяти лет.
— Вкладывать такие средства из бюджета не представляется возможным. Поэтому правительством было принято решение о создании условий для привлечения в эту отрасль частного бизнеса, — сказал министр.
Чтобы сделать ЖКХ интересным для бизнесменов, не жертвуя надежностью услуг и не завышая тарифы, последние несколько лет заключаются концессионные соглашения. По ним объекты ЖКХ передаются частным инвесторам, которые обеспечивают модернизацию, но инфраструктура остается в собственности государства. Оно же гарантирует формулу тарифа и, соответственно, объем выручки. По данным Минстроя, на 1 июля 2017 года в России реализуется 1676 концессионных соглашений, объем частных инвестиций в ЖКХ по ним составляет 194,8 млрд рублей.
Однако, по мнению исполнительного директора НП «ЖКХ-Контроль» Светланы Разворотневой, сфера ЖКХ находится в таком состоянии, что она не очень интересна новым инвесторам.
— Износ коммунальной системы составляет от 60% до 80%. Наиболее критична ситуация в системе водоснабжения и водоотведения. Больше половины водоканалов на сегодняшний день — банкроты, — рассказала «Известиям» Светлана Разворотнева.
По словам эксперта, такая ситуация сложилась в связи с тем, что тарифы на воду не позволяют полностью окупить затраты на содержание водопроводных сетей, не говоря уже об их модернизации. Она отметила, что из сложившейся ситуации есть всего два выхода: либо существенно поднять тарифы, либо обеспечить господдержку сферы водоснабжения и водоотведения. Например, в 2016 году из бюджета через Фонд содействия реформированию ЖКХ частично финансировался ряд проектов по реновации систем. В этом году механизм не использовали.
Светлана Разворотнева отметила, что изношенность труб влияет и на качество воды в кранах россиян. Как уже писали «Известия», по данным на конец прошлого года из-за старых трубопроводов вода в 47 регионах России не соответствовала требованиям качества и безопасности.
Статистическое снижение аварийности на водопроводных сетях эксперты объясняют по-разному. По мнению руководителя департамента водоподготовки Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Георгия Самбурского, россияне стали экономнее использовать воду.
— В последние 10 лет всё больше граждан и предприятий устанавливают приборы учета. Снижается потребление, водоканалы дают меньше воды, ослабляют давление в водопроводах. Поэтому даже ветхие трубы еще могут послужить какое-то время, и риск аварий уменьшается, — объяснил эксперт.
Завкафедрой водоснабжения, водоотведения, инженерной экологии и химии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Васильев снижения количества аварий не заметил.
— У нас в Нижнем Новгороде аварии происходят часто. Сейчас в городе 1,5 тыс. км водопроводных сетей. Чтобы поддерживать их в работоспособном состоянии, ежегодно должно ремонтироваться от 2% до 4% от всей протяженности. Но на самом деле в среднем в год меняется только 0,4%, — отметил эксперт.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор считает, что количество аварий если и сокращается, то только в отчетах чиновников.
— Я периодически общаюсь с работягами, которые ведут аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, и еще никто из них мне не сказал, что стало меньше аварий, — заявил Игорь Шпектор. — Чудес не бывает. Чем старее трубы, тем больше аварий.
Одна из последних крупных аварий на водопроводе произошла утром 30 октября в Самаре. Без воды на целый день остались жители 78 многоквартирных и 255 частных домов.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 5 августа 2014 г. N 437/пр г. Москва «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей»
Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2014 г.
Регистрационный N 33794
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2014, N 12, ст. 1296), и пунктом 4 части 2 статьи 4, частью 5 статьи 37 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2012, N 53, ст. 7614, 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330, N 30, ст. 4077, N 52, ст. 6976, 6982; 2014, N 26, ст. 3366, 3406; 2014, N 30, ст. 4218) приказываю:
Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
показатели технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядок их мониторинга согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности (Демченко О.Н.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации в срок не позднее 10 дней со дня его подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.
Утверждены приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 5 августа 2014 г. N 437/пр
Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
I. Общие положения
1. Настоящие Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее — Требования) определяют цели, задачи и порядок проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
2. В настоящих Требованиях применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2012, N 53, ст. 7614, 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330, N 30, ст. 4077, N 52, ст. 6976, 6982) (далее — Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») и других нормативных правовых актах в сфере водоснабжения и водоотведения.
3. Цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее — техническое обследование) определяются в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Задачами проведения технического обследования являются:
а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение) с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем водоснабжения и водоотведения, планов снижения сбросов, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, установления нормативов водоотведения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
4. Обязательное техническое обследование проводится:
а) один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет;
б) при разработке организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, плана снижения сбросов, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями;
в) при принятии организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
5. При проведении технического обследования для решения задачи, предусмотренной подпунктом «в» пункта 3 настоящих Требований, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, проводит предусмотренные настоящими Требованиями действия в том числе в отношении соответствующих бесхозяйных объектов.
6. Техническое обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения проводится организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.
7. В случае, если на момент проведения технического обследования в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения органом местного самоуправления поселения или городского округа принято решение об определении гарантирующей организации, техническое обследование такой системы проводится гарантирующей организацией самостоятельно или с привлечением специализированной организации.
8. Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются основой для определения организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности.
II. Объекты технического обследования
9. Объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
III. Состав работ по техническому обследованию
10. Состав работ по техническому обследованию включает в себя:
а) камеральное обследование;
б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
в) определение технико-экономической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
11. При проведении камерального обследования водопроводных и канализационных сетей рассматривается следующая нормативно-техническая документация:
а) проектная документация (включая чертежи — план, профиль, спецификации, пояснительная записка), содержащая функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения;
б) исполнительная документация, содержащая сведения о технических характеристиках инженерных сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях;
в) эксплуатационная документация в соответствии с регламентом эксплуатации водопроводной (канализационной) сети;
г) иная документация, содержащая сведения:
о техническом состоянии водопроводных и канализационных сетей и элементов сети, в том числе отчеты по телевизионной диагностике сетей, дефектные ведомости;
об аварийности сооружений, сетей горячего водоснабжения, водопроводных и канализационных сетей, уровне потерь в сетях и сооружениях водоснабжения;
о сроках эксплуатации и износе сетей и сооружений;
о результатах определения качества воды (исходной и после водоподготовки) в точках, определенных в программе производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды;
о результатах определения качества сточных вод в точках, определенных программой контроля состава и свойств сточных вод, для определения технической возможности очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы за период не менее 2 лет.
При отсутствии перечисленной технической информации составляется конструктивная схема объектов — основание для натурного обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (включая установленное на таких объектах оборудование).
12. При проведении камерального обследования оборудования, установленного на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, рассматривается следующая нормативно-техническая документация: паспорт на оборудование, руководство (инструкция) по эксплуатации оборудования, проектная документация, исполнительная документация (содержащая сведения о соответствии выполненных в натуре работ с проектной документацией или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях), план-график планово-предупредительного ремонта, отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта, акт технического освидетельствования объекта, аварийный акт (содержащий сведения о повреждения трубопроводов, сооружений и оборудования на водопроводной сети или нарушение их эксплуатации).
13. При наличии в организациях, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, информационных систем учета, созданных для централизованного ведения и актуализации данных о местоположении, технических характеристиках водопроводных и канализационных сетей, сооружений, оборудования, а также бухгалтерской, эксплуатационной, ремонтной и иной информации, отражающей техническое состояние объектов, камеральное обследование проводится на основании анализа сведений таких информационных систем.
14. По результатам анализа нормативно-технической документации на объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения должны быть установлены следующие данные:
а) год постройки объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
б) дата ввода в эксплуатацию объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
в) материал, диаметр трубопроводов по проекту и по исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа;
г) расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности трубопровода и иных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
д) сведения об аварийности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения за период с момента проведения предыдущего технического обследования, а в случае проведения технического обследования в соответствии с настоящими требованиями впервые — за последние 5 лет;
е) информация о проведении аварийных и ремонтных работ на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с указанием точных мест проведения (адресов) выполнения таких работ, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование систем);
ж) информация о наличии или отсутствии технической возможности сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, обеспечивать подготовку питьевой воды в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом состояния источника водоснабжения;
з) информация о наличии или отсутствии технической возможности канализационных очистных сооружений обеспечивать проектные параметры очистки сточных вод и соблюдение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
15. Техническая инвентаризация централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании плана технического обследования с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, сформированному организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании камерального обследования.
Техническая инвентаризация объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения включает в себя:
а) натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры);
б) визуально-измерительное обследование, в том числе включая:
наружный и внутренний осмотр насосных станций и сооружений, трубопроводов;
оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек;
сравнение данных об объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, полученных входе камерального обследования, с фактическими характеристиками систем, установленными при визуально-измерительном обследовании.
в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей технического обследования, включающее в том числе:
проведение теледиагностики трубопроводов;
поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами;
диагностику оборудования, установленного на водозаборных сооружениях, сооружениях водоподготовки, сооружениях очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод, водопроводных и канализационных насосных станциях, диагностику зданий и сооружений;
замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку оборудования.
16. Программа инструментального обследования разрабатывается на основе результатов и выводов камерального, натурного и визуально-измерительного обследований, при этом инструментальное обследование обязательно проводится:
а) в случае предварительного вывода о необходимости модернизации объекта;
б) в случае предварительного вывода о предаварийном состоянии.
В иных случаях решение о проведении инструментального обследования принимается по усмотрению организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при недостаточности данных камерального и визуально-измерительного анализа для достижения целей технического обследования.
17. Программы обследований разрабатываются в зависимости от вида, материала изготовления и состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и условий их эксплуатации.
Программы обследований должны быть нацелены на выявление и оценку дефектов и повреждений, характерных для объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения с учетом материала изготовления и состояния обследуемых объектов и условий их эксплуатации.
18. По итогам технической инвентаризации определяются:
а) уровень износа объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования.
в) предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов.
19. Износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
20. Технико-экономическая эффективность объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяется для каждого объекта технического обследования либо группы объектов, имеющих единые признаки (расположение, функциональное назначение, модель и марка).
Для каждой группы объектов обследования формируется перечень показателей, которые отражают его технико-экономические характеристики. Данные характеристики отражают эффективность использования ресурсов для выполнения полезной функции объектом и выражаются как удельный показатель (например: фактическое потребление электроэнергии на транспортировку единицы объема сточных вод (кВт-час/куб.м), периодичность технического обслуживания ед./час наработки). К показателям технико-экономической характеристики объекта также относится коэффициент полезного действия.
Технико-экономическая эффективность объекта определяется в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых аналогов.
21. Для объектов централизованных систем водоснабжения производится определение (оценка):
а) проектных и фактических характеристик объектов водоснабжения на период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей, полезного объема резервуарного парка;
б) технических характеристик сооружений водоподготовки с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений;
в) соответствия применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве питьевой (горячей) воды, подаваемой водопроводными станциями в распределительную водопроводную сеть, требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения;
г) оптимальности эксплуатационных характеристик сооружений водозабора, водоподготовки, насосных станций и водопроводной сети;
д) удельного количества повреждений на водопроводной сети, продолжительности перерывов водоснабжения;
е) технологических нарушений на сооружениях водоподготовки и водопроводной сети за год, предшествующий проведению оценки;
ж) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
з) качества питьевой (горячей) воды на выходе с водопроводных станций и в распределительной водопроводной сети на соответствие требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рекомендуемая форма оценки технических возможностей сооружений водоподготовки на соответствие проектным параметрам качества питьевой воды (горячей воды), соответствующей требованиям действующих нормативов по санитарно-химическим и микробиологическим показателям на выходе с водопроводных станций и в распределительной водопроводной сети, приведена в приложении N 1.
22. Для объектов централизованных систем водоотведения производится определение (оценка):
а) объемов сброса сточных вод, подвергающихся очистке, в том числе:
доли сточных вод, подвергающейся очистке в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения;
доли поверхностных сточных вод, подвергающихся очистке в общем объеме поверхностных сточных вод, принимаемых в централизованную ливневую систему водоотведения;
доли промывных вод водопроводных станций, подвергающихся очистке, в общем объеме сброса промывных вод водопроводных станций;
доли сточных вод, прошедших обеззараживание, обеспечивающее нормативное качество сточных вод по микробиологическим показателям, в общем объеме сброса сточных вод;
б) объемов сброса неочищенных сточных вод;
в) наличия прямых выпусков с формированием сведений по водоему-приемнику, диаметрам, расходам сточных вод;
г) проектных и технических характеристик объектов водоотведения в период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей;
д) технического состояния тоннельных коллекторов на основе результатов технического осмотра, обследования с использованием мобильных диагностических средств;
е) аварийности на сооружениях водоотведения и количества засоров в канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки;
ж) технологических нарушений на сооружениях водоотведения и канализационной сети за год, предшествующий проведению оценки;
з) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
и) технических характеристик и возможности канализационных очистных сооружений и сооружений по обработке осадка сточных вод обеспечивать проектные параметры качества очистки сточных вод и обработки осадка сточных вод;
к) технических характеристик объектов для хранения осадка сточных вод и наличия дефицита или резерва их мощности;
л) соответствия применяемых технологических решений требуемой эффективности очистки на основе учета сведений о качестве, соответствующем требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения;
м) оптимальности эксплуатационных характеристик канализационной сети, канализационных очистных сооружений, сооружений по обработке осадка сточных вод (в том числе, с определением доли осадка сточных вод, обработанного или утилизированного до экологически безопасного состояния);
н) содержания загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в составе сточных вод и соответствия состава и свойств сточных вод требованиям, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Оценка технической возможности канализационных очистных сооружений очищать сточные воды до нормативных показателей производится путем сравнения фактических показателей состава и свойств очищенных сточных вод (включая бактериологические показатели) на соответствие проектным параметрам очистки сточных вод, установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитам на сбросы, а в части определения эффективности сооружений обеззараживания сточных вод — на соответствие санитарным нормам и правилам. Для канализационных очистных сооружений, не обеспеченных узлами обеззараживания сточных вод, оценка эффективности обеззараживания не производится.
Для оценки используются среднегодовые значения состава и свойств сточных вод за период не менее двух лет (за исключением случаев отсутствия таких данных при передаче бесхозяйных объектов), а также информация о количестве проб очищенных сточных вод, не соответствующих проектным параметрам очистки и установленным нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (НДС), лимитам на сбросы по каждому нормируемому показателю. При соответствии фактического среднегодового качества сточных вод проектным параметрам очистки или концентрации в составе НДС, лимитов на сбросы окончательная оценка производится с учетом числа проб сточных вод, не соответствующих проектным или нормативным показателям. В результате выявляются показатели, по которым не достигается стабильного нормативного качества сточных вод.
Рекомендуемая форма оценки технических возможностей канализационных сооружений по очистке сточных вод до проектных параметров и установленных нормативов (лимитов) приведена в приложении N 2.
23. Помимо указанных в настоящем разделе требований, в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7344, ст. 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст. 3446; N 29, ст. 3989; N 53, ст. 7595; 2013, N 14, ст. 1652; N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6961, ст. 6964, ст. 6966), Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6076; 2008, N 30, ст. 3604, ст. 3616; 2009, N 18, ст. 2142; N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4209; 2011, N 27, ст. 3880; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7061; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 23, ст. 2871), приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный N 17498), с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 8 декабря 2012 г. N 577 «О внесении изменений в требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и в правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденные приказом Минэнерго России от 19 апреля 2010 г. N 182» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 февраля 2012 г., регистрационный N 23360), организациями, осуществляющими водоснабжение и водоотведение, специализированной организацией должен проводиться энергетический аудит с составлением энергетического паспорта организации.
IV. Порядок проведения
24. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления поселений, городских округов (далее — органы местного самоуправления) о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения.
25. В информации, направляемой организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в органы местного самоуправления содержатся сведения о лицах, в том числе специализированных организациях (в случае их привлечения), которые будут осуществлять техническое обследование, а также план проведения технического обследования, разрабатываемый в соответствии с пунктом 27 настоящих Требований.
26. В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» по решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления.
В случае принятия решения о привлечении к проведению технического обследования представителей органов местного самоуправления организациям, осуществляющим водоснабжение и (или) водоотведение, направляется уведомление с указанием информации о представителях органа местного самоуправления, привлекаемых к проведению технического обследования.
27. План проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения содержит:
а) перечень объектов, подлежащих техническому обследованию;
б) сроки (этапы) проведения технического обследования;
в) перечень параметров, технических характеристик или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых будет проведено техническое обследование;
г) сведения об уполномоченном лице организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, утвердившем план.
28. После проведения натурного и выборочно-инструментального обследования план проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения может быть откорректирован, о чем организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение, информируют органы местного самоуправления.
29. В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления вправе запросить у организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, информацию о результатах проведения технического обследования, необходимую для осуществления полномочий, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
30. По итогам завершения технического обследования составляется акт технического обследования (далее — акт), содержащий результаты проведенного технического обследования, подписываемый уполномоченным лицом организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
а) перечень объектов, в отношении которых было проведено техническое обследование;
б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или иных показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в процессе проведения технического обследования;
в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений);
г) заключение о техническом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
д) оценка технического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в момент проведения обследования;
е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
ж) ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию;
з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых в соответствующей централизованной системе, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами;
и) предлагаемые рекомендации, в том числе предложения по плановым значениям показателей надежности, качества, энергетической эффективности, по режимам эксплуатации обследованных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации и возможные проектные решения.
31. Предложения о проведении мероприятий (ремонт, восстановление, модернизация, замена) на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения формулируются с учетом:
а) аварийности в течение срока эксплуатации;
б) технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, энергетической эффективности станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности и (или) технических характеристик канализационных сетей, канализационных насосных станций, в том числе их энергетической эффективности и степени резервирования мощности;
в) ремонтопригодности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
г) расчетных остаточных сроков эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения;
д) технической возможности сооружений водоподготовки по подготовке питьевой воды в соответствии с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения и (или) технической возможности канализационных очистных сооружений по соблюдению проектных параметров очистки сточных вод и установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы;
е) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения наилучших существующих (доступных) технологий;
ж) сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
V. Согласование результатов технического обследования
с органами местного самоуправления
32. В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления поселения, городского округа.
33. После подписания акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, направляет его в двух экземплярах в орган местного самоуправления.
34. По итогам рассмотрения акта организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, уведомляется о принятом решении.
35. Основанием для отказа в согласовании акта является выявление несоответствия акта положениям пункта 30 настоящих Требований или порядку проведения и (или) результатам технического обследования.
В случае отказа в согласовании акта указывается причина отказа.
36. Согласование акта осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем органа местного самоуправления, принимавшего участие в проведении технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями, либо уполномоченным представителем органа местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа.
37. В случае отказа в согласовании акта, акт дорабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и направляется на согласование повторно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
38. В случае возникновения разногласий между организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и органом местного самоуправления рекомендуется создание согласительной комиссии.
Утверждены приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 5 августа 2014 г. N 437/пр
Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения
и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения
и порядок их мониторинга
1. Настоящий документ определяет показатели технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе определяет показатели технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей.
2. При формировании показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются:
1) достижение показателей надежности и качества при обеспечении потребителей питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности объектов систем централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
3. Технико-экономическое состояние объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения оценивается по показателям, характеризующим:
состояние объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, находящихся в эксплуатации;
объекты, планируемые к строительству реконструкции или модернизации при реализации инвестиционных программ.
4. Показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, находящихся в эксплуатации:
а) оценка степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения (далее — физический износ);
б) оценка состояния оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения;
в) показатель технического состояния сетей;
г) энергетическая эффективность объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения;
д) оценка экономической эффективности работы объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения.
5. Оценка степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (реального состояния) и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения осуществляется по 5 основным группам:
а) оборудование новое или почти новое, нарушений в работе не выявляется, к состоянию и внешнему виду нареканий нет;
б) оборудование в работе, находится не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки, которые устраняются в межремонтные интервалы;
в) оборудование в работе, находится не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки (чаще, чем указанные заводом изготовителем межремонтные интервалы);
г) оборудование в работе, но по выявленным показателям находится в предаварийном или аварийном состоянии, эксплуатация оборудования нежелательна или опасна;
д) оборудование не работает по причине невозможности эксплуатации вследствие явных нарушений конструкций или элементов.
Для каждого вида оборудования групп «в» и «г» рекомендуется указать возможность ремонта и узлы/элементы, нуждающиеся в ремонте. В случае, если бухгалтерский износ данного оборудования не более 50%, рекомендуется выяснить причины такого несоответствия.
Рекомендуется учитывать факторы, влияющие на оборудование.
В том случае, если оборудование работает с нарушениями вследствие несоблюдения технологических режимов, это рекомендуется указать отдельно.
6. Для учета степени физического износа оборудования при определении технико-экономического состояния применительно к оборудованию групп «в» и «г» рекомендуется указывать стоимость замены оборудования, а также стоимость годового обслуживания (ремонт, материалы и запчасти).
При проведении ремонтных работ оборудования при необходимости составляется дефектная ведомость.
7. Оценка состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения проводится на основании акта технического обследования с учетом оценки степени физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения:
для группы «а» в интервале от «0%» до «15%»;
для группы «б» в интервале от «16%» до «40%» — если оборудование по наработке прошло капитальный ремонт, а в межремонтные интервалы оборудование работает без аварий (допустимы незначительные сбои);
для группы «в» в интервале от «41%» до «60%» — оборудование прошедшее более 1 капитального ремонта и (или) имеющее сбои в работе чаще, чем положено проведением ППР (при этом оборудование не вызывает аварийных ситуаций);
для группы «г» в интервале от «61%» до «80%» — оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование опасно в эксплуатации — нарушением работы водопроводных и канализационных сетей или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала находящегося в непосредственной близости. Оборудование не может эксплуатироваться без постоянного надзора;
для группы «д» от «81%» до «100%» — оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей, и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала. Эксплуатация такого оборудования неминуемо приведет к аварии и (или) такое оборудование физически невозможно включить в работу.
В том случае, если нарушение целостности оборудования носит временный характер, и его возможно устранить в результате ремонта, для такого оборудования указываются две группы, например: «в (б)» — то есть на данный момент оборудование соответствует группе «в», но ожидающийся плановый ремонт изменит группу на «б».
9. Оценка энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяется исходя из расхода электрической энергии на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на расчетную единицу измерения.
10. Оценка экономической эффективности работы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе по группам однородных объектов, проводится путем сравнения удельных расходов на эксплуатацию различных объектов, а также путем оценки величины снижения таких расходов в случае модернизации или реконструкции объекта.
11. В соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» мониторинг показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения (далее — мониторинг показателей) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).
12. Мониторинг показателей проводится с целью выявления, сбора, анализа и систематизации информации в целях определения результатов достижения плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, установленных инвестиционными и производственными программами, путем проведения технического обследования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, а также анализа и оценки мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планом мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планом снижения сбросов.
13. Основными задачами мониторинга показателей являются:
а) оценка и анализ выполнения показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения;
б) предложения по корректировке инвестиционных и производственных программ с учетом происходящих изменений.
14. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, после согласования акта с органом местного самоуправления направляет в уполномоченный орган акт и значения показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, определенные по итогам проведения технического обследования.