Как расчитать ОДН за воду
Постановление Правительства РФ № 354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, регламентирующее расчёт ОДН за воду и в 2016 году, сохраняет принцип, по которому оплата потребляемых ресурсов потребителями производится по показаниям коллективных приборов учёта.
Содержание статьи
Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:
- общедомовые нужды,
- индивидуальное потребление.
Согласно п. п. 40, 44 Правил, потребители ресурсов в многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачивают коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, – ОДН. Оплата прямо пропорциональна площади, которую занимают собственники.
Составляющие формулы
При расчёте потребления холодной воды на общедомовые нужды включается оплата:
- полива газонов (палисадников),
- внутридомовых водопотерь в сетях,
- промывки коммуникационных сетей,
- ресурса, отведённого на мытье лестничных площадок
При учёте горячей воде в общую сумму входит оплата:
- внутридомовых водопотерь в сетях,
- сброса воды в стояке (например, при ремонте батареи в многоквартирном доме),
- технологического полива системы в процессе подготовки к отопительному сезону,
- опрессовки системы отопления.
Общедомовое имущество, согласно ст. 36 п. 1 ЖК РФ, включает в себя все помещения дома, предназначенные для обслуживания более чем одного помещения в доме, при этом оно не должно быть частью квартир. Под определение попадают: лестницы и площадки, шахты лифта, мусоропровода, чердаки и технические этажи, коридоры, подвалы с инженерными коммуникациями, помещения для организации общего досуга. Общее имущество включает в себя уборочную площадь, сведения о которой содержаться в техпаспорте дома или в справке БТИ (форма № 8).
На нормы ОДН по воде влияют:
- степень благоустроенности дома и коммуникационных линий,
- величина обслуживаемых прилегающих территорий,
- этажность и количество подъездов,
- наличие общедомовых приборов учёта воды.
Норматив на общедомовые нужды по водоснабжению (ГВС, ХВС, водоотведение) равен (=):
составляющая норматива (указываются в приложении к Приказу по региону)
- (х) умноженная на количество проживающих в доме человек,
- (/) разделённая на площадь помещений общего имущества.
Норматив потребления на ОДН по холодной и горячей воде утверждаются органом местного самоуправления в каждом конкретном регионе и представлен как приложение к Приказу Минэнергетики и ЖК в виде подробных таблиц. Например, для Пермского края норма по горячему водоснабжению для жилых многоквартирных домов 1 группы (из 8) с сидячей ванной 120 см. с душем при закрытой системе теплоснабжения в 1-этажных зданиях равен 0,249, а для 9-этажных (при тех же условиях) – уже 0,579. В г. Королёв на 2015 год расчёт ОДН по холодной воде производился, исходя из 37,79 руб./ куб. м., и 108,34 руб./ водоснабжение 1 чел. и т.д.
Формулы расчёта
То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.
Отсутствие общедомового прибора
При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:
Наличие общедомового прибора
Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.
Способы уменьшить суммы оплаты и избежать спекуляций
Так как объём начислений зависит от площади, то оплата нужд дома производится и в том случае, если в квартире:
- никто не прописан,
- фактически живёт больше (меньше) человек, чем зарегистрировано,
- собственник уехал отдыхать или переехал.
В ситуации, когда фактически в квартире проживает и потребляет воду большее количество людей, чем прописано, возникают проблема «резиновых квартир». Если таких становится очень много, общедомовые счётчики могут показать потребление в 1,5-2 раза большее, чем предусмотрено нормативом.
При этом владельцы «резинового» фонда считают, что финансово целесообразнее не ставить индивидуальные счётчики. Поскольку разница между нормой и реальным потреблением становиться частью общедомовых нужд, за перерасход платят все жители. Для предотвращения этого следует использовать следующие законодательные возможности:
- Пункт 56 Постановления № 354 указывает, что при временном проживании непрописанных жильцов (от 5 дней подряд), норматив устанавливается и рассчитывается сообразно фактическому числу проживающих потребителей. Сам факт фиксируется Актом о фактическом проживании, составить который имеет право и полномочия Совет дома.
- Пункт 19 (б) Постановления № 307 позволяет считать дату начала (и период) временного проживания с момента, указанного потребителем в уведомлении. Уведомление пишется в свободной форме с указанием ФИО, паспортных данных, периода пребывания и передаётся исполнителю.
- Если потребитель отказывается подавать уведомления и скрывает свои данные для фиксирования их в Акте, следует обратиться с письменным заявлением в УВД. В этом случае в присутствии участкового и свидетельствующих соседей составляется Акт, на основании которого начисляется плата на незарегистрированного жителя.
Постановлением № 354 оговаривается, что размер начислений на услуги ЖКХ не должен превышать соответствующие нормативы потребления. Если начисления превысят этот предел, разницу должна будет оплатить управляющая компания – поставщик-коммунальных услуг.
Для собственников, состоящих в ТСЖ или ЖКС, характерен вариант принятия на общем собрании решения о самостоятельном погашении такой разницы. Однако при исполнении коммунальных услуг не управляющей компанией, а ресурсоснабжающей организацией, независимо от решения, принятого на собрании, оплата образовавшейся разницы должна производиться собственниками.
Снижению расходов и предотвращению спекуляций со стороны владельцев «резиновых квартир» способствуют:
Установка индивидуальных счётчиков и своевременная подача показания по ним. Сразу после установки собственнику необходимо передать в ЖЭУ Акт ввода в эксплуатацию. Это позволит бухгалтеру внести счётчики в расчётную систему. Если передача показаний происходит с опозданием, то для определения нужд дома, от данных расхода общедомового прибора отнимается среднее значение потребления за 3 последних месяца с последующим перерасчётом данных после получения точной информации.
- Достоверность информации о площади общедомового имущества, жилых и нежилых помещений.
- Сведения, собранные силами Совета дома, о реальном количестве людей, проживающих в квартире без индивидуального прибора учёта более 5 дней подряд.
- Установка в квартирах различных приспособлений для экономии воды (например, http://water-save.com/ ).
- Проверка состояния коммуникаций, которые должны соответствовать требованиям технического регламента. Ответственность за функциональность систем лежит на управляющей организации. Если перерасход по общедомовым нуждам происходит из-за подтекающей трубы в подвале, то оплата, при наличии доказательств, осуществляется тоже управляющей организацией.
Эксперимент, проведённый во Владивостоке по введению подобных мер экономии, уже в первый месяц показал снижение расходов на 7%.