- Какова норма расхода воды на человека в месяц без счетчика, как она рассчитывается?
- Как формируются нормативы потребления?
- Какие установлены нормы для горячей воды?
- По регионам
- Для холодной воды
- По регионам
- Для полива в частном секторе
- Расчет месячной оплаты за водопользование
- Заключение
- 23 тысячи в год. Или сколько платить за воду в квартире без счетчиков, где никто не живет?
- Расчет платы за воду в квартирах без счетчиков. Общий подход
- Количество проживающих
- «Никто не прописан» и «повышающий коэффициент»
- Так сколько платить за воду в квартире без счетчиков, где никто не живет?
- Начисление воды по нормативам потребления без счетчика
- Зачем нужны счетчики воды, кто за них отвечает и что такое нормативы потребления?
- Что, если счетчик воды не работает?
- Повышающие коэфициенты — что это такое?
- А если схитрить?
Какова норма расхода воды на человека в месяц без счетчика, как она рассчитывается?
При отсутствии счетчиков по воде, начисления производят по нормам водопотребления. И нормативы в каждом регионе свои.
О том, какова норма расхода воды на человека в месяц без счетчика, как она рассчитывается, расскажем в статье.
Как формируются нормативы потребления?
Норма использования воды – величина расчетная. Методы и способы исчисления содержатся в СНиП 2.04.01-85*.
Водопотребление зависит от времени года, благоустроенности жилья и климатической зоны. В основу подсчетов положены данные о расходах воды сантехническими приборами.
Приложение 3 СНиП содержит начальные показатели для расчетов. Согласно ему среднесуточное водопотребление на человека, проживающего в квартире с центральным водоснабжением, составляет 250 л горячей и холодной воды.
Потребление воды с каждым годом увеличивается. И наряду с расчетными, стали применять аналитические методы установления нормативов. Они опираются на фактическое использование ресурса, зафиксированное в статистических сведениях. Расчетный метод применяют при недостаточности данных за предыдущие годы.
Это отражено в:
Какие установлены нормы для горячей воды?
В соответствии с ПП РФ № 306 нормативы на коммунальные услуги формируют органы власти на местах. При определении норматива для горячего водоснабжения применяют метод аналогов и расчетный метод.
Потребление ресурса зависит от:
- вида системы снабжения горячей водой;
- температуры воды;
- объема воды на водоразборные устройства за 1 процедуру;
- количества процедур в месяц.
В ПП РФ № 306 содержатся сведения об объемах потребления воды на 1 процедуру:
Ванна 1700 мм с душем | 300 л | Раковина | 20 л |
Ванна без душа | 200 л | Мойка кухонная | 8 л |
Душ | 100 л | Унитаз (холодная вода) | 6 л |
Плата за услуги начисляется на людей, зарегистрированных в данной квартире. При временной регистрации оплата берется в полном объеме. В России среднее значение нормы по горячей воде за месяц — 4,75 м3 на 1 человека.
По регионам
Местные отделы управления тарифами в ЖКХ на основании данных о фактическом использовании воды устанавливают нормативы водопотребления. Значения во многом зависят от благоустроенности квартир.
Город | Норма ГВС, чел/месяц | Документы |
Волгоград | 4,40 | Постановление Министерства ТЭ и ТР Волгоградской обл. от 25 июля 2012 года N 4/1 |
Воронеж | 3,07 | Приказ Управления ЖКХ и Э по Воронежской обл. от 10 июля 2013 года N 11 |
Екатеринбург | 4,01 | Постановление РЭК Свердловской обл. от 27.08 2012 года N 131-ПК |
Казань | 3,44 | Приказ Министерства СА и ЖКХ Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о |
Красноярск | 3,3 | Постановление Правительства Красноярского края от 30.07.13 № 370-п |
Москва | 4,745 | Постановление Правительства Москвы от 28.07.1998 №566-ПП |
Нижний Новгород | 3,411 | Постановление Правительства Нижегородской обл. от 19.06.13 № 376 |
Новосибирск | 4,36 (закрытая система) | Постановление Мэрии г. Новосибирска от 28.11.08 № 740 |
Омск | 5,1 | Приложение N 1 к приказу РЭК Омской области от 11 сентября 2014 г. N 118/46 |
Пермь | 2,802 | Постановления правительства Пермского края от 17.09.15 № 647-п |
Ростов-на-Дону | 3,15 | Постановление РС по тарифам от 29.08.19 № 39/3 |
Самара | 5,92 | Приказ МЭ и ЖКХ Самарской обл. № 447 от 26.11.2015 |
Санкт-Петербург | 2,43 | Распоряжение комитета С-Пб по тарифам от 09.09.15 № 97-р |
Уфа | 3,259 | Постановление ГКР Башкортостан по тарифам от 31.08.12 № 221 |
Челябинск | 1,57 | Постановление Министерства ТР и Э от 28.12.16 № 66/1 |
Для холодной воды
На основании ПП РФ № 306 разработаны нормативы использования холодной воды. Для каждой категории жилых помещений установлена своя норма.
Ежегодно нормативы по пользованию водой пересматриваются. Корректируют их с помощью повышающего коэффициента. Он отражает увеличение водопотребления.
Установленные цифры больше объема фактического потребления воды человеком на собственные нужды. В норматив включены прочие расходы. Например, потеря воды по дороге к потребителю.
Даже при отсутствии зарегистрированных жильцов в приватизированной квартире, будут производить начисления за водопользование на собственников, если не установлены приборы учета.
По регионам
Управляющие органы на местах рассчитывают показатели, исходя из данных по своему региону и требований законодательства РФ. Данные по крупнейшим городам России:
Город | Норма ХВС, чел/месяц |
Волгоград | 5,55 |
Воронеж | 5,1 |
Екатеринбург | 4,85 |
Казань | 6,73 |
Красноярск | 4,26 |
Москва | 6,935 |
Нижний Новгород | 5,724 |
Новосибирск | 6,29 |
Омск | 3,4-5,1 |
Пермь | 3,881 |
Ростов-на-Дону | 4,41 |
Самара | 5,92-3,24 |
Санкт-Петербург | 3,35 |
Уфа | 4,833 |
Челябинск | 4,03 |
Для полива в частном секторе
В Примечании к Приложению 3 СНиП 2.04.01-85 принимают: норма полива = расход воды на 1 поливку х число поливок в сутки.
Число поливок устанавливают в зависимости от климатических условий в данной местности. Плата за полив берется только в месяцы предоставления услуги.
Расчет месячной оплаты за водопользование
В квартире г. Казань проживают 5 человек. Зарегистрировано в этом помещении 3 человека.
Заключение
Не имея счетчика учета воды, придется платить по нормам, установленным государством. Избавит от лишних платежей установка приборов учета. Работники ЖКХ будут вынуждены вовремя проводить профилактические осмотры и быстро устранять течь. Ведь теперь течет из их кармана.
23 тысячи в год. Или сколько платить за воду в квартире без счетчиков, где никто не живет?
Как оплачиваются услуги водоснабжения в квартире, где не стоят счетчики воды? Несмотря на то, что приборами учета оснащено большинство квартир, вопрос этот не перестает быть актуальным. И тому есть следующие причины.
Во-первых, счетчики, все-таки стоят не у всех. Чтобы их поставить, надо потратиться. Речь идет о 4-5 тысячах рублей на счетчик. А если учесть, что в большинстве случаев нужно два счетчика (холодной и горячей воды), то выходит уже внушительная сумма.
Во-вторых, счетчики необходимо регулярно поверять. И если прибор учета поверку не прошел, то мы вновь оказываемся в ситуации «квартира без счетчика».
В-третьих, даже если счетчики стоят, их необходимо «ввести в эксплуатацию». Т.е., представитель управляющей компании должен удостовериться их работоспособности и поставить пломбу. Без этого показания счетчика к расчету платежей не принимаются.
В общем, давайте разберемся, как платить за воду, если счетчиков нет.
Расчет платы за воду в квартирах без счетчиков. Общий подход
Размер платы за воду, водоотведение и электроэнергию в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета (счетчиком), определяется как произведение количества граждан (постоянно и временно проживающих в жилом помещении), норматива потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс.
Нормативы потребления у нас устанавливаются региональными властями, поэтому в разных регионах они разные.
Для справки. В Москве для домов с центральным горячим водоснабжением, оборудованных ванными, норматив потребления
холодной воды составляет 6,935 кубометра в месяц на человека,
норматив водоотведения – 11,68 кубометров.
Тариф на холодную воду в Москве в первой половине 2018 года составляет 35,4 руб. за кубометр, горячую – 180,55 руб.
Плата за услугу по водоотведению – 25,12 руб. за кубометр
Количество проживающих
Естественно, в глаза бросается главное – плата за воду без счетчика привязана к количеству проживающих. В подавляющем большинстве случае «проживающие» будет равно «зарегистрированные». То есть подход формальный. Однако если какая-то конкретно квартира привлекла внимание комунальщиков, то им вполне по силам установить и реальное количество жильцов.
Процедура эта не сложная.
Если коммунальщиков есть подозрения, что в квартире проживает больше людей, чем официально зарегистрировано, управляющая компания имеет право составить специальный акт, в котором будет зафиксировано фактическое количество проживающих. Если собственник квартиры такой акт не подписывает, то будет достаточно подписей двух соседей и члена совета жильцов многоквартирного дома.
Установив количество проживающих, коммунальщики имеют право начислять плату за свет и воду исходя из установленной численности фактически проживающих.
«Никто не прописан» и «повышающий коэффициент»
При отсутствии в квартире постоянно и временно проживающих граждан, объем коммунальной услуги рассчитывается с учетом количества собственников такой квартиры. Иными словами, если собственник один, то плата за свет и воду будет рассчитываться по нормативу на одного человек.
И наконец, последнее обстоятельство.
Борясь за то, чтобы 100% квартир были оснащены счетчиками воды и электроэнергии, правительство утвердило специальный коэффициент, которые применяется при расчете платы по нормативу в случае, если для установки счетчика существует техническая возможность.
С 1 января 2017 года этот коэффициент равен 1,5. Не платить его можно в том случае, если собственником квартиры предоставлен акт об отсутствии технической возможности установки счетчика.
Техническая возможность установки прибора отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из указанных ниже критериев:
установка прибора учета невозможна без создания новых или реконструкции, капитального ремонта существующих инженерных систем и оборудования
при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством РФ
в месте, в котором планируется установить счетчик, невозможно соблюдение требований законодательства РФ об обеспечении единства измерений и условий эксплуатации прибора учета (в то числе температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений). И (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
В общем, все эти три критерия сформулированы достаточно расплывчато, получить акт о невозможности установки счетчика, как показывает практика, получить непросто.
Кроме того, повышающие коэффициенты к нормативам потребления воды и электроэнергии не применяются в тех случаях, когда многоквартирный дом отнесен к категории ветхого, аварийного, подлежащего сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Плюс, чуть не забыл, повышающий коэффициент не применяется к оплате по нормативам услуг по водоотведению (канализации).
Так сколько платить за воду в квартире без счетчиков, где никто не живет?
Резюме: представим двухкомнатную квартиру в Москве, не оборудованную счетчиками воды (как вариант – счетчики есть, но официально в эксплуатацию они не введены). В квартире никто официально не зарегистрирован, фактически не живет, собственник – один. Скорее всего это будет новостройка.
Соответственно, плата за воду и свет в таком случае будет рассчитываться, исходя из нормативов потребления на одного человека с применением повышающего норматива 1,5.
За горячую воду придется заплатить 1286,4 руб.
180,55 (цена за куб) *4,745 (норматив потребления) *1,5 (повышающий коэффициент)
35,4 (цена за куб) * 6,935 (норматив потребления) * 1,5 (повышающий коэффициент)
25,12 (цена за куб) * 11,68 (норматив потребления)
Итого: 1 948 рубля в месяц за воду, которую никто не потребил.
Если посчитать за год, то получается 23 376 рубля.
Многовато. Все-таки лучше поставить счетчики.
Начисление воды по нормативам потребления без счетчика
Нет счетчика: по каким нормативам УК начисляет воду?
Зачем нужны счетчики воды, кто за них отвечает и что такое нормативы потребления?
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 индивидуальные приборы учета воды не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и находятся в зоне ответственности собственника конкретной квартиры. Именно он обязан обеспечить их наличие, исправность, своевременное проведение поверки. Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была установлена обязанность собственников квартир в многоквартирных домах установить индивидуальные приборы учета воды в срок до 01.07.2012 г.
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги (в т.ч. холодного водоснабжения и горячего водоснабжения) утверждается органами государственной власти субъектов РФ и применяется для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Из этого следует, во-первых, что нормативы потребления в каждом субъекте РФ разные. Более того, в настоящее время во ряде субъектов (например, в Московской области) отсутствуют централизованно принятые нормативы и используются нормативы, утвержденные на уровне муниципальных образований. Нормативы различаются в зависимости от степени благоустройства квартиры (центральное горячее водоснабжение или газовая колонка, наличие ванны) Во-вторых, норматив при расчете используется в случае отсутствия индивидуального прибора учета воды.
Расчет по нормативам платы за воду происходит по простой формуле: количество проживающих в квартире граждан нужно умножить на норматив потребления (кубометров на человека) и умножить на тариф за ХВС или ГВС.
Что, если счетчик воды не работает?
Возможны случаи, когда индивидуальный счетчик установлен и его показания ранее передавались управляющей компании, но потом счетчик сломался, не прошел очередную поверку, или собственник квартиры перестал передавать показания в УК. В таком случае расчет объема потребленной воды определяется как среднеарифметическое за последние шесть месяцев (минимум – три месяца) нормальной работы счетчика, о чем говорит пункт 59 постановления Правительства РФ № 354. В случае поломки счетчика или истечения межповерочного интервала начисления по среднемесячному потреблению производятся в течение трех месяцев (для квартиры). Если счетчик исправен, но потребитель перестал передавать его показания, то начисления по среднемесячному потреблению производятся в течение шести месяцев. Если потребитель не допустил представителя УК для проведения проверки показаний счетчика – в течение трех месяцев с момента составления акта об отказе в допуске к прибору учета. И только после истечения указанных сроков (либо если имеются показания счетчика менее, чем за три месяца подряд и поэтому расчет среднемесячного потребления невозможен) начисления производятся на основании нормативов потребления воды в соответствии с пунктом 42 постановления № 354. В случае, если потребитель предоставит показания счетчика, и между показаниями и начисленными объемами будет выявлено расхождение, либо это расхождение будет обнаружено при проведении УК проверки показаний счетчика, УК обязана сделать перерасчет по тарифам месяца, в котором обнаружено это расхождение (пункт 61 постановления № 354).
Повышающие коэфициенты — что это такое?
В случае отсутствия счетчика (или истечения межповерочного интервала) начисления по нормативам производятся с учетом повышающих коэффициентов, утвержденных пунктом 3(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 г.), которые составляют:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. — 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5;
- с 2017 года — 1,6.
В соответствии с подпунктом у(1) пункта 31 постановления № 354 исполнитель, т.е. управляющая или ресурсоснабжающая организация должен направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 г. № 61. Это теплоизоляция трубопроводов, замена стеклопакетов на энергосберегающие, перекладка внутридомовых электрических сетей с целью снижения потерь электроэнергии и т.п.
Повышающие коэффициенты не применяются в случае, когда исправный счетчик имеется, но потребитель просто не передает его показания в УК, а также когда счетчик не установлен и при этом отсутствует техническая возможность его установки (что должно быть подтверждено соответствующим актом обследования).
А если схитрить?
Специальный приз ожидает тех, кто рассчитывает путем некоторых доработок изменить показания счетчиков. В случае обнаружения такого вмешательства в работу прибора с момента составления акта до момента устранения такого вмешательства (также подтвержденного актом) начисления производятся не исходя из нормативов, а исходя из максимально возможной пропускной способности трубы, на которой установлен этот счетчик. Об этом говорит пункт 62 постановления № 354.