Как оплачивается отопление летом

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?

В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.

Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).

Читайте также:  Краны для холодного водоснабжения

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Читайте также:  Конвектор atlantic f119 2500w 500078

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.

Почему летом мы платим коммуналку за отопление?

Отопительный сезон начинается осенью и заканчивается весной. Если рассуждать логично, то и за отопление потребитель должен платить именно в этот период. Но на практике все иначе. Плата за отопление может взиматься на протяжении всего года. Насколько это правомерно мы и будет разбираться.

Как проводят расчет оплаты за отопление

Потребитель не станет платить за непонятные услуги по отоплению. Ему нужна конкретика в расчетах. Так ЖКХ в квитанциях указывают две оплаты за отопление:

  • за квартиру;
  • за общие помещения (подъезд, подвал и прочее).

В договоре на оказание услуг все это прописано. Поэтому при его подписании нужно внимательно ознакомиться со всеми пунктами.

Начисление оплаты за тепло может быть таких видов:

  • нормативным;
  • общим;
  • индивидуальным.

Оплата за отопление по нормативам означает, что на доме или в квартире нет счетчика тепловой энергии. Соответственно, ЖКХ начисляют оплату по средним показателям, указанным в нормативных документах.

Такой вид оплаты считается самым дорогостоящим, поскольку многие потребители вынуждены платить за тепло, которое они не используют в полной мере.

Чтобы определить стоимость отопления, нужно площадь квартиры или другого помещения умножить на коэффициент. Он устанавливается на региональном уровне и действует на протяжении всего года. Для многоэтажных домов он один, для домов в несколько этажей — другой. Также он изменяется в зависимости от года постройки дома.

Начисление оплаты по общему счетчику означает, что счетчик отопления установлен только на доме. В каждой квартире нет такого измерителя. Соответственно, сумма оплаты за отопление делится с учетом площадей квартир на всех жильцов. Они ее оплачивают на протяжении определенного периода. Это может быть 9 или 12 месяцев.

Читайте также:  Как правильно присоединить батарею отопления

Если на доме нет счетчика отопления, плата за услуги по предоставлению тепла начисляется по повышенным коэффициентам. Если в прошлом году его размер был 1,5, в 2019 году он стал уже 1,6. Разница небольшая, но на итоговой сумме отражается.

Оплата за отопление по показаниям индивидуальных счетчиков считается самой экономичной. Потребитель оплачивает услуги отопления в том количестве, которое он использовал. Но стоит учесть, что ему придется оплатить отопление общих помещений: подъезда, подвала и других. Для этого снимают показания с общедомового счетчика.

Как устанавливается оплата за тепло

Несмотря на то, что в законе «О защите прав потребителей» сказано, что мы должны платить за услуги в те периоды, когда ими пользуемся, с платой за отопление дело обстоит немного иначе. Многие потребители вынуждены оплачивать услуги отопления на протяжении всего года.

Почему так? Есть два вида договора на оказание и оплату услуг отопления:

  • оплата только на протяжении отопительного сезона;
  • плата на протяжении всего года.

При расчете оплаты важно знать, тепло россияне получают на протяжении 213 дней в году. А горячую воду — 344 дня. Оставшиеся 21 день уходят на проведение профилактических работ. Исходя из этого, можно правильно выбрать систему оплаты.

Оплата за тепло на протяжении отопительного сезона может быть только при заключении индивидуального договор со службой. К сожалению, потребителям в этом вопросе довольно часто отказывают. Это связано с тем, что если потребитель будет платить за тепло только на протяжении отопительного сезона, стоимость услуг отопления значительно увеличивается. В некоторых случаях на 10-15%. Соответственно, многие не могут оплачивать ее, появляются должники.

Плата за отопление только в течение сезона позволяет сократить время оплаты за тепло. Но не сэкономить. Она слишком высока.

Кроме этого, оплата по индивидуальному договору возможна при наличии в квартире и доме счетчика отопления. Также потребуется согласие всех жильцов. А такое встречается крайне редко.

Оплата за отопление на протяжении 12 месяцев считается самой оптимальной. Во-первых, потребитель платит за тепло, которое израсходовал в прошлом году. Во-вторых, стоимость услуг равномерно распределяется на 12, а не на 9 месяцев. Следовательно, ежемесячная оплата за отопление будет ниже, чем при заключении индивидуального договора.

Плата за тепло на протяжении года — экономичная. При ней снижена финансовая нагрузка на потребителя.

Не стоит забывать, что если на доме и в квартире установлены счетчики, платить придется только по их показаниям. А это значительно выгодней, чем по общим тарифам.

Законно ли взимать оплату за отопление вне отопительного сезона

На основании «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домой», которые утверждены Правительством РФ в Постановлении № 354 от 06.05.2011 года, коммунальные службы и потребители могут заключать два вида договоров на оплату услуг отопления:

  • индивидуальный (оплата на протяжении отопительного сезона);
  • общий (оплата на протяжении года).

Порядок расчета за услуги принимает областная администрация. Это правило указано в Постановлении Правительства РФ №603 от 29.06.2015 года.

Порядок расчета за отопление в течение всего года регламентируется Постановлением №354, на протяжении отопительного сезона — Постановлением №307.

Согласно законодательству нарушений в том или другом способе оплаты за отопление нет. Оплачивать услуги отопления можно как на протяжении всего года, так и на протяжении отопительного сезона. Разница будет в стоимости услуг.

Также стоит учесть, счетчики на тепло в квартире или общедомовые помогают сэкономить на оплате. Например, человек уехал на длительный период. Он не пользуется светом, водой, отоплением. Если от первых двух услуг можно отказаться на определенное время, написав заявление, то от отопления — нет. Но это при условии, что нет счетчика тепла, а на батареях — специальных кранов для перекрытия. Поэтому многие специалисты рекомендуют устанавливать тепловые счетчики как в квартирах, так и в многоквартирных домах. С их помощью потребитель сам может регулировать потребление услуг.

Оцените статью