В подъезде нет батарей: законно ли начисляют платежи за тепло
Автор: Александр Минеев. Образование: Московский государственный индустриальный университет. Специальность: «Экономика и управление на предприятиях машиностроения». 3-х летний опыт работы в СМИ и специалистом по работе с общественностью. Обязанности: поиск информационных поводов, написание статей на различную тематику, работа с обращениями и жалобами граждан, рерайтинг и копирайтинг текстов, подготовка фото- и видеоматериалов. В настоящее время: главный специалист по связям с общественностью и СМИ. Кредо: Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.. Дата: 10 декабря 2019. Обновление статьи: 08.12.2019. Время чтения 5 мин.
Александр Минеев
Начисления за общедомовое тепло при отсутствии в подъезде батарей узаконены Постановлением Правительства РФ №1708 от 28.12.2018. Документ содержит формулы расчёта тарифа, которые не зависят от наличия инженерных сетей в местах общего пользования. Оплачивать квитанции придётся, даже если в квартире установили автономное отопление.
Законность начислений
До 1 января 2019 года владельцы жилья, пользующиеся индивидуальной системой теплоснабжения, не несли бремя расходов за обогрев мест общего пользования в МКД. Ситуация изменилась после утверждения Постановления Правительства РФ №1708 от 28.12.2018.
В документе прописано, что существуют две методики расчёта выставляемых сумм: для домов, оборудованных приборами учёта и без таковых. Формулы не связаны с наличием или отсутствием батарей. Именно поэтому, даже когда общедомовое имущество не оснащено радиаторами отопления, люди оплачивают ОДН за тепло на законных основаниях.
Стоимость «фантомной» услуги
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установлен порядок определения тарифов. Собственникам квартир, оборудованных котлами, не выписывают счета за центральное отопление, но они несут расходы за общедомовые нужды (ОДН).
Плата за отопление МОП, по расчётам, может составлять в месяц от 200 до 1 200 руб. с квартиры.
Фото: Александр Минеев
Конечная сумма в квитанции зависит от площади помещений, показаний счётчиков, норматива потребления и расценок на поставляемые ресурсы.
Пример. В Ивановской области в доме с площадью 1092 квадратных метра (доля жилой – 710) хозяин квартиры размером 57 м² ежемесячно платит около 350 руб.
@Shpilichka11 650 рублей на общедомовые нужды (тепло, гор.вода). И кстати, батарей в подъезде нет….
Снижение платы
Уменьшить стоимость услуги можно с помощью установки счётчика на ввод в дом. Тогда граждане оплачивают только реально потребленную энергию, а не начисленную по нормативу.
Такой способ снизит затраты для собственников, в чьих многоэтажках вместо труб на лестничных площадках остался некрашеный на стене след.
Пример! Для уменьшения платежей Анна Петровна установила в квартире индивидуальное отопление. Но в новой квитанции с удивлением обнаружила сумму на общедомовые нужды. Женщина недоумевает, за что она должна перечислять деньги. Согласно ПП № 354, для квартир, где установлены котлы, не начисляется плата за централизованное отопление данного жилья. Но в общей начисленной сумме пропорционально учитывается площадь мест общего пользования МКД.
Причины отсутствия сетей
Существует масса примеров, когда люди десятилетиями пренебрегали нехваткой инженерных коммуникаций. При этом многим жителям невдомёк, куда они подевались. Перед предъявлением претензий к ресурсоснабжающим компаниям или управляющей организации необходимо разобраться с причинами произошедшего:
- оборудование демонтировано;
- теплоснабжение общественных пространств не предусмотрено конструктивными особенностями здания.
Проверка техпаспорта дома
ПП РФ №491 от 13.08.2006 утверждён состав общего имущества многоэтажек:
- подъезды, подвалы;
- кладовки, шахты лифтов, коридоры, колясочные;
- чердаки, мусороприёмные камеры, технические этажи, бойлерные;
- встроенные гаражи и иные нежилые помещения.
В него включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры и коллективных ОДПУ.
Технический паспорт содержит подробное описание всех составляющих МКД. Если в нём нет сведений о наличии сетей между этажами, значит, их монтаж не был предусмотрен при строительстве жилища.
При полном отсутствии энергопринимающих устройств важно определить, считается ли помещение отапливаемым. Один из признаков – магистральные трубопроводы не оборудованы теплоизоляцией.
Фото: Александр Минеев
На заметку! Даже если обогревающие устройства обмотаны полиуретаном или стекловатой, УК ещё надо доказать, что отдаваемой энергии достаточно для поддержания нормальной температуры воздуха. В противном случае поставщик вправе выставить абонентам счёт за поставленные ресурсы.
Оборудование демонтировано
Любые изменения отражаются в технической документации – закрепляются голосованием собственников, разрешением на переустройство и перепланировку пространств, а также актами спила оборудования.
Фото: Александр Минеев
Самовольно ни управляющая компания, ни сосед не вправе манипулировать коммуникациями, которые принадлежат всем жильцам на равных основаниях. Отсутствие доказательств законности процедуры – повод обратиться в прокуратуру для разбирательства.
Несогласованный демонтаж не освобождает от обязанности своевременно оплачивать услугу. Надзорные ведомства внесут в адрес управляющей организации представление об устранении нарушений – обязуют вернуть радиаторы на место. Однако перерасчёт жильцы вряд ли получат. Сбытовая организация не виновата, что слесарь УК или жильцы незаконно спилили трубы и сдали их в пункт приёма чермета.
Однако обрезка радиаторов может быть официально оформлена всеми инстанциями. Подписанные теплосетевиками бумаги свидетельствуют о том, что они разрешают не топить общие помещения. Следовательно, при таких условиях фирма не вправе взымать ОДН с потребителей.
Пример! Жители 5-этажки на общем собрании приняли решение о демонтаже отопительных стояков в подъезде. Батареи были срезаны давно по неизвестной причине. Однако документы согласовать они смогли, несмотря на правильность оформления протокола. Причина — невозможность проведения работ по отключению без нарушения функциональности всей системы ЦО. Поэтому платежи за ОДН продолжают начислять. А вопрос с отсутствием радиаторов жильцы решают с Управляющей компанией.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:
А если батарея в подьезде имеется, но она холодная. Кто здесь виноват, и почему я все же должна платить за нее?
А за солнце, согревающее дом, платить надо? Или его нужно сначала приватизировать?
А если батарею демонтировали до введения платы за лдн.
С 1 января 2019 года начали действовать изменения в ПП РФ № 354, внесённые ПП РФ № 1708. В правилах расчёта платы за отопление появился вариант, когда объём потребленной в помещении тепловой энергии равен нулю.
Объём индивидуального потребления – Vi – равен нулю в случае, когда в этом помещении вообще нет приборов отопления или когда используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, а в подъезде отсутствует отопление. Почему ГУП «Крымтеплокоммунэнерго» не учитывает изменения, а только ПП РФ 1708 от 28 .12.2018, а также согласно ПП РФ № 354 если услуга не предоставляется не должна начисляться
Автор статьи абсолютно безграмотно объясняет ситуацию.
Гост п.6.1 Р 51617-2014:” коммунальная услуга теплоснабжения осуществляется в соответствии с законодательством РФ должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.”
В связи с этим определением, а другого нет, можно утверждать, что все помещения МКД могут быть либо отапливаемыми либо неотапливаемыми. Гост Р 56778-2015 п.3.1.4 :”отапливаемое помещение= помещение в котором заданная температура воздуха поддерживается системой отопления” Именно на поддержание необходимой температуры и потребляется тепловая энергия, о чем и говорит п. 3 Гост Р 56778-2015:”Потребленная энергия для отопления – тепло, которое подведено к отапливаемому помещению, чтобы обеспечить заданную температуру в определенный период” Приведенные выше определения из гостов соответствуют тому определению, что дано в Правилах №354:”отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях МКД, в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам”
Из всего этого следует, что тепловая энергия должна быть подведена не просто в МКД, а именно к помещениям общего пользования.
Тепло может подаваться только посредством системы теплоснабжения. Что такое система теплоснабжения сказано в п.14 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ: “система теплоснабжения – совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющиз установок, технологически соединенных тепловыми сетями.”П.4 ст.2, там же: теплопотребляющая установка – устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловай энергии”, это те самые радиаторы, которых может не быть у вас в подъезде.
Если радиаторов нет в подъезде, значит в это помещение тепловая энергия не подводится, а значит она не тратится на поддержание допустимой температуры в этом помещении ( не ниже +14 град.).
Обратите внимание, что если в составе вашего общего имущества нет радиаторов общего пользования, установленных в подъездах, то вы не можете принять тепло для обогрева подъезда, просто нечем. Не имея в собственности радиаторов, вы не являетесь потребителем тепловой энергии на содержание общего имущества. Этот очевидный факт следует из п.9 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ:”потребитель тепловой энергии- лицо, потребляющее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках”. Еще раз повторю, что если в общей долевой собственности нет радиаторов, установленных в подъездах, вы не можете принят тепло, чтобы поддерживать там необходимую температуру и не можете быть потребителем тепловой энергии, расходуемой на содержание подъезда.
Чтобы доказать, что тепловая энергия от центрального отопления не расходуется в подъездах, составьте Акт согласно Х параграфа Правил №354 и в суд. (или заставьте исполнителя по теплу подать в МКД такое количество тепла, чтобы температура стала бы не менее требований ГОСТ 30494-2011 и СанПиН 2.1.2.2645-10(не менее +14 при температуре наружного воздуха не выше минус 5 град.)).
Петр, а есть смысл судится в коммунальщиками? Есть хоть один прецендент что выиграли дело и не платили?
Оплата отопления подъездов
В МКД несколько квартир на индивидуальном газовом отоплении, до января не получали никаких квитанций от теплоснабжающих организаций. С января, согласно новому закону, стали получать квитанции и их оплачивать, но в апреле получили в квитанциях сумму за перерасчет за 2018 год. Законно ли начисление перерасчета за 2018 год собственникам квартир с индивидуальным отоплением?
ответы на вопрос:
уважаемый гость нашего сайта! Законно, т.к. на них также возлагаются обязанности по содержанию общего имущества МКД согласно ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, требованиям Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Тот факт, что у них индивидуальное отопление в квартире не снимает с них этой обязанности. А перерасчет имеют право сделать, да и взыскать тоже — исковая давность позволяет. Если же Вы не согласны, то можно подать жалобу в жилищную инспекцию, чтобы проверили корректность расчета.
Да законно начисление. Оно сделано в рамках ст. 153 ЖК РФ. Несмотря на индивидуальное отопление, оно учитывается при расчете.
То что раньше квитанции не предоставлялись не означает. Что они не могут быть выставлены в дальнейшем.
ОДНО то все равно нужно оплачивать.
Это вы никак не поборите. Законы такие на сегодняшний день
Сейчас и индивидуальное отопление то сложно поставить. Так что в какой то степени этим гражданам повезло.
Да, независимо от наличия отопительных приборов в квартире (автономное отопление) формулы начисления платы за отопление, установленные постановлением Правительства РФ № 354, предусматривают оплату отопления на общие нужды.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
2 (6). Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2 (6):
Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sou — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
S инд — общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
NT — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
K — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, к количеству месяцев в календарном году.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта! Требование по оплате за отопление за 2018 год, НЕЗАКОННОЕ! Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отношении данных помещений с 01.01.2019 производится в соответствии с вступившими в силу изменениями законодательства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и не предусмотрены особый порядок либо освобождение от оплаты коммунальной услуги по отоплению для потребителей, помещения которых переведены на индивидуальное отопление.
В настоящее время федеральное законодательство предусматривает полную оплату коммунальной услуги по отоплению независимо от наличия автономного квартирного источника тепловой энергии.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Если в доме нет счетчиков на отопление, все платят по нормативам. Тогда вообще не считают, сколько энергии ушло на конкретный дом и квартиру.
Для домов с общедомовым счетчиком есть два варианта расчета платежей за отопление в квартирах.
Централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).
ст. 157 Жилищного кодекса
1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. В случае, если предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, вызвано отсутствием технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, отсутствием технической возможности отведения сточных вод надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора, уплата указанного в части 4 настоящей статьи штрафа не осуществляется в течение периода, установленного решением органа государственного жилищного надзора и соответствующего сроку выполнения мероприятий, планов по приведению качества холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, а также по отведению сточных вод и (или) сокращению перерывов их поставок в соответствие с требованиями законодательства. Отсутствие технической возможности предоставления коммунальных услуг надлежащего качества и (или) без перерывов, превышающих установленную продолжительность, определяется решением органа государственного жилищного надзора на основании обращения ресурсоснабжающей организации или лица, отвечающего за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроэнергетики.
6. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
7. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объем.