Как перезапустить батарею отопления

Как спустить воздух из батареи — способы для разных типов конструкций

Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Причины появления воздушных пробок

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Как выпустить воздух из батареи?

Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • кран Маевского (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.

Кран Маевского

Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.

Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарее

Этапы работы по удалению воздуха:

  1. Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
  2. Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
  3. Закрыть клапан.

В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.

Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.

Автоматический воздухоотводчик

Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.

Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.

Радиатор с автоматическим отводчиком воздуха

Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.

Заглушка

Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.

Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.

Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:

  1. Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
  2. Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
  3. С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
  4. Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.

Удаление воздуха из старого чугунного радиатора может потребовать больше усилий

Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.

Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.

На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.

Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.

Частный дом

При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.

Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.

При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.


Как правильно запустить радиатор отопления в квартире после монтажа

Как включить батарею отопления и подсоединить к системе. Рекомендации. Как запустить батареи отопления

Часто при неправильном подключении радиаторов отопления происходит завоздушивание системы отопления. И как следствие много потерянного времени и сил для устранения этой проблемы. В этой статье давайте рассмотрим вопрос как же правильно установить радиатор отопления, что бы его запуск был простым и легким.

Во первых, приобретая новый радиатор отопления следует проверить наличие на нем так называемого спускника или крана маевского. Спускник устанавливается в место верхней пробки радиатора отопления. Часто он идет в комплекте с радиатором отопления, но иногда и нет. Поэтому стоит приобрести его отдельно.

Спускники бывают двух видов ручные и автоматические. Принцип работы у них одинаковый разница лишь в том, что автоматический сам спускает воздух, а ручной нет. В случае ручного спускника придется открывать и закрывать его в ручную.

Во-вторых, целесообразно на подачу и обратку, обычно это верхняя труба и нижняя соответственно, установить шаровые краны. При таком подходе выполнять ремонт радиатора отопления можно в любое время года, в том числе и в отопительный сезон.

Если эти два пункта выполнены, то можно приступать к установке радиатора отопления и далее к его запуску.

Теперь самое важное и интересное. Часто при смене батареи завоздушивают системы. Это происходит только по одной причине. Не правильный запуск!

Как же правильно запустить радиатор отопления?

  • Первое. Открываем кран на обратке. В радиатор начинает поступать вода, но полностью он не заполняется, т.к. в нем есть воздух.
  • Второе. Открываем спускник. Таким образом, стравливается весь воздух и радиатор полностью заполняется водой. После того как воздух будет стравлен спускник закрываем.
  • Третье. Открываем подачу и буквально через пару минут у вас горячий отопительный прибор.

В этом деле важна последовательность.

Какие обычно бывают ошибки при пуске радиатора отопления?

Сначала открывают подачу. Т.к. вода давит сверху, в нутрии батарее, то возникает воздушный карман, обычно в нижней части радиатора, он просто не позволяет проходить воде через всю батарею. В результате получается верх горячий, низ холодный.

Открывают сразу и подачу и обратку. Проблема получается такая же.

Читайте также:  Водоснабжение по часам суток

Основные трудности при замене радиаторов отопления возникают на этапе установки и подключения, а также демонтажа старой батареи отопления. Самый сложный вариант это замена старого чугунного радиатора. Учитывая то, что растягивать работу по установке и подключению радиатора отопления не самый лучший вариант, то следует заранее быть готовым к возможным проблемам и подготовить все необходимые материалы и инструменты.

Если речь идет о замене старого радиатора на новый такой же конструкции при этом без установки дополнительной запорной арматуры, то вероятнее всего проблем не возникнет. Для этой работы потребуются разводной и газовый ключ, а также пакля и силиконовый герметик.

Если речь идет о смене типа радиатора и установке дополнительной арматуры, то по мимо названного инструмента потребуются специальная запорная арматура, а также сгоны, контргайки и муфты. Самое сложное это подобрать сгоны нужной длинны. Чтобы не ошибиться необходимо все померить заранее. О том, как и что мерить написано далее.

Самый распространенный случай — это когда в радиатор отопления подходит две трубы: сверху подача, снизу обратка. Иногда бывает, что на подаче или обратке установлен кран, с помощью которого можно регулировать количество воды проходящего через радиатор.

Рис.1. Демонтаж старого радиатора отопления

Следует отметить, что если не предусмотрена запорная арматура, т.е. краны, либо нет уверенности в том, что они в исправном состоянии, то производить демонтаж и установку новой батареи следует при пустой системе отопления, т.е. следует предварительно слить стояк, на котором будет проводится работа. Вообще желательно проводить эти работы в не отопительного сезона.

Вернемся к демонтажу радиатора отопления. Герметичность соединения радиатора и труб системы отопления обеспечивается за счет двух гаек. Одна гайка соединяет трубу с батареей, а вторая контргайка. Эти гайки необходимо развернуть.

Рис.2. Гайки подключения радиатора отопления

На фото показаны описанные ранее гайки. Сначала необходимо отвернуть гайку меньшего диаметра, по возможности на всю длину резьбы сгона, затем гайку, которая соединяет батарею и трубу. После того как гайки на подаче и обратке свернуты, можно снять радиатор.

Однако следует помнить, что чугунные радиаторы очень тяжелые, одному снять его практически не реально. Поэтому следует заранее попросить помощи, либо придется разбивать радиатор на несколько частей. Так же следует учесть, что, несмотря на то, что стояк слит, в радиаторе может остаться вода, поэтому нужно заранее подготовить ведро и тряпку. Иначе можно испортить напольное покрытие или залить соседей.

При демонтаже основная проблема с которой можно столкнутся это то, что гайки захрясли и не откручиваются. Эту проблему можно решить двумя способами. Первый способ, это прогреть соединение паяльной лампой. Обычно это хорошо помогает. Второй способ — это применение болгарки, здесь так же существуют варианты.

Если на сгоне достаточно резьбы для установки крана, как на фото выше, то можно просто отрезать трубу в месте соединения с батареей. После чего резьбу прогнать плашкой. Здесь важно учитывать, что верхняя и нижняя труба должны остаться примерно одной длины.

Самый универсальный вариант, который решает все проблемы — это отпилить трубу и наварить новый сгон. Однако это можно сделать только при наличии сварки и к такому способу прибегают редко.

Самый простой случай если у вас после снятия радиатора отопления останется два патрубка одинаковой длины. Так может получится, тогда-когда не предусмотрено регулировочной арматуры, т.е. кранов, либо, когда краны есть и на подаче, и на обратке.

В этом случае проблем с установкой радиатора возникнуть не должно. Сначала размечается и монтируются крепления для установки радиатора, как правило входят в комплект. Далее в зависимости от положения радиатора и схемы подключения устанавливаются заглушки. На трубы отопления делается подмотка льном, пропитанным силиконовым герметиком и наворачиваются гайки. Далее батарея устанавливается на кронштейны и гайками закрепляется к трубам отопления.

Рис.3. Подключение радиатора отопления

Аналогичным образом устанавливается все типы радиаторов. Так же следует отметить, что если ранее запорная и регулировочная арматура отсутствовала, то при установке новой батареи ее можно установить. Чаще всего устанавливают два крана. Во-первых, они позволяют снять радиатор без отключения систем отопления. Во-вторых, применяя специальные краны для отопления упрощается установка радиатора.

Рис.4. Кран для подключения радиатора

Показанный на рисунке кран является разъемным. Что позволяет сначала установить краны на трубы. Затем собрать радиатор отопления и установить в него ответную часть крана, а затем просто повесить радиатор и собрать краны.

Второй случай установки и подключения радиатора более сложный, когда по тем или иным причинам трубы для соединения радиаторов имеют различную длину. Для решения этой проблемы применяются сгоны. При этом приобрести сгон нужной длины необходимо заранее.

Рис.5. Соединение труб муфтой

Как видно из фото выше с помощью сгона можно нарастить трубу отопления до нужного размера. Делается это с помощью муфты и контргайки.

Порядок подключения радиатора в этом случае следующий. Сначала собирается радиатор, к нему подсоединяется сгон, обязательно с применением подмотки. На другом конце сгона так же делают подмотку и наворачивают муфту. Далее на трубу отопления наворачивают контргайку и делают подмотку. После чего устанавливают батарею на место и сгоняют муфту на трубу отопления. Получается так, что муфта одновременно навернута и на сгон, и на трубу отопления. Однако муфта имеет возможность вращаться. Для подтяжки резьбы и блокирования муфты затягивают контргайку.

Рис.6. Запуск радиатора отопления

После того как установлен и подключен радиатор отопления важно в правильной последовательности его запустить. В противном случае может произойти завоздушивание радиатора и работать он будет не эффективно.

Рассмотрим два возможных варианта запуска: запуск стояка вместе с радиатором и пуск замененного радиатора без слива стояка.

Для того чтобы воздух не попал в систему стояк и радиатор запускают в следующей последовательности. На радиаторе открывают краны на подаче и обратке. После чего открывают так называемый спускник в верхней части стояка, далее открывают кран в нижней части стояка. Вода начинает подниматься по стояку заполняя все радиаторы и выдавливая воздух из системы. Как только весь воздух через кран в верхней части стояка вышел и пошла вода, то система заполнена и воздух удален. Далее спускник закрывают и открывают кран подачи. На этом запуск системы окончен.

В этом случае ситуация такая. Система заполнена водой, а радиатор отопления воздухом. Если просто открыть краны на батарее, то часть воздуха уйдет в систему, возможно осев в радиаторе у соседей снизу, а большая часть останется в батарее. В результате прибор отопления выполнять свою функцию не будет.

Для запуска системы отопления в этом случае необходим воздушный клапан на радиаторе. Этот клапан позволяет стравить воздух. Клапан может быть механическим или автоматическим это не влияет на процесс.

Рис.7. Кран маевского

Клапан устанавливается вместо верхней пробки на радиаторе, т.к. воздух обычно собирается в верхней части радиатора с противоположной стороны от подающей трубы.

Порядок действий по пуску радиатора следующий. Сначала открывается кран обратки и радиатор начинает заполняться водой до тех пор, пока не заполнит весь возможный объем батареи. Далее открывается клапан на радиаторе и сбрасывается весь воздух. Если клапан автоматический, то он все сделает сам, если механический, то необходимо дождаться момента, когда из клапана пойдет токая струйка воды это говорит о том, что воздух из радиатора удален. Далее закрываем клапан и открываем кран подачи.

Много людей при замене радиаторов отопления не уделяет должного внимания порядку запуска. В результате получают воздушные пробки как в системе отопления, так и в радиаторах. В следствии чего отопление плохо работает и в помещении холодно. Кроме того, завоздушивание системы может произойти и не по вашей вине. А по вине не грамотных слесарей, менявших отопление у соседей. Что же делать в этом случае? Необходимо перезапустить систему и удалить весь воздух. Сразу оговорюсь, что речь идет о перезапуске радиатора отопления. Нужно отметить, что предлагаемый метод работает, только в случае наличия воздушного клапана и возможности полностью отключить радиатор от общей системы, т.е. наличие исправных кранов на подаче и обратке.

Что бы перезапустить батарею необходимо сделать следующее. Слить часть воды из радиатора, желательно половину. Сливать воду нужно для того чтобы исключить появления воздушных карманов в зоне промежуточных секций, там-где воздушный клапан не сможет работать. Слить воду из радиатора можно отвернув пробку в его нижней части радиатора. Естественно, что воды в радиаторе много поэтому желательно подготовить тазик, ведро и тряпку. После того как вода слита и пробка надежна закручена, можно произвести пуск радиатора по схеме, описанной выше.

Во всех многоэтажных и частных домах установлена отопительная система, но только в загородных домах и коттеджах она автономная, а в многоквартирных помещениях — централизованная.

Это важно! Перед началом отопительного сезона проверяют и подключают систему во всем доме.

Так как сеть состоит из отдельных трубопроводов и нескольких батарей, по которым циркулирует теплоноситель (пар или вода), а эффективность и качественная работа всей системы зависит от герметичного соединения элементов, тогда рассмотрим, как включить батарею отопления и что для этого необходимо.

  1. Радиатор отопления;
  2. Трубы для соединения;
  3. Гаечные ключи;
  4. Крепежные элементы;
  5. Кран Маевского;
  6. Отвертка и уплотнительная лента.
  1. Перед тем, как запустить отопительную систему, проводят тщательную проверку и убеждаются, что все элементы надежно прикреплены. На сегодняшний день более актуально проводить замену традиционных чугунных радиаторов на алюминиевые и стальные приборы, имеющие много секций;
  2. В том случае, если монтируют новую батарею, тогда определяют ее месторасположение, но обычно, размещают под окном. При этом расстояние от пола до радиатора должно быть от 10 до 15 см. Размечают места для крепежных элементов. Если монтируют чугунные отопительные приборы, тогда применяют металлические крюки, а легкие алюминиевые радиаторы крепят дюбелями и шурупами;
  3. Рассмотрим, как правильно запустить батарею отопления, но до этого следует вывернуть из радиатора заглушки. После смонтировать его на место крепежа, так чтобы резьба соединительной втулки глубже входила в корпус радиатора. Все резьбовые соединения изолируют;
  4. Убеждаются в том, что соединительные узлы снабжены контргайкой, уплотнителем и специальной шайбой. В том случае, если металлические детали и резьбовая часть покрыты ржавчиной, очищают их;
  5. На батарею монтируют кран Маевского, который предназначен для отвода воздуха и дает возможность очистить ручным способом отопительную систему от воздушных пробок. А крепление этого прибора определяют исходя из конструкции;
  6. При обустройстве верхнего типа разводки отопительной системы подключают отводящую и подводящую трубы с одной стороны радиатора. В том случае, если горизонтально расположенные трубопроводы имеют длину 15 — 20 см, тогда между ними монтируют стойки — распорки, крепеж которых производят сваркой. Такое устройство предотвратит систему от температурного перепада;
  7. После окончания монтажных работ производят пробное подключение системы, осматривают все соединения, выявляют течь и восстанавливают герметичность применив паклю или ленту;
  8. После этого красят радиаторы специальным канифольным лаком: смешивают три части скипидара и две части канифоли. Эта смесь продлит эксплуатационный срок отопительного прибора.
Читайте также:  Расходомер отопления как регулировать

Для того чтобы понять, как правильно включить батарею отопления необходимо выбрать схему подключения системы.

Рассмотрим существующие типы и выберем из них более эффективный и подходящий для конкретного случая:

  1. Диагональный;
  2. Боковой односторонний вид;
  3. Нижний.

Диагональное подсоединение — в этом случае подающий патрубок подключают сверху, а отводящая труба, через которую осуществляется переход охлажденного теплоносителя к котлу, располагается снизу (с другого бока). Этот тип присоединения дает гарантию, что теплоотдача, указанная в паспорте изделия (батареи) переходит от прибора в помещение.

Боковое подключение — данный метод также популярен, его применяют в многоэтажных домах. Но следует учесть, что мощность отопительного прибора, а также его теплоотдача уменьшается почти на 5 % по сравнению с указанной в паспорте производительностью. При таком типе подсоединения батарея не прогревается равномерно, а отдельные участки вообще остаются холодными.

Нижнее подсоединение — этот вид применяют для определенного типа помещений, так как теплоотдача при таком подключении снижается приблизительно на 15 %, а происходит это из-за того, что верхние слои прогреваются плохо. Этот метод применяют при установке стальных отопительных приборов. В этом случае все патрубки располагаются внизу, также применяют шаровые краны. Если монтируют импортные батареи, то учитывают тот факт, что, они снабжены терморегулятором, на который можно установить термостат.

Для того чтобы включение батарей отопления произошло качественно необходимо выбрать оптимальный метод подсоединения отопительных приборов. А также стоит учесть тот факт, что подключение во многом зависит от типа радиатора.

Для параллельного подсоединения применяют алюминиевые и биметаллические приборы, а для последовательного ввода — чугунные.

Современное строительство новых зданий, а также реконструкция старых предполагает обязательное совершенствование систем отопления с включением всех этапов работы: проектировка с утверждением схемы подключения отопительных приборов, устройство магистралей, а также выбор и монтаж в систему батарей отопления. Установка радиаторов отопления является одним из важнейших этапов подключения и дальнейшего функционирования всего обогрева помещения. Для создания тепла и комфорта в доме, удобства обслуживания и возможности последующей модернизации нужно знать, как установить радиатор отопления наиболее правильно.

Прежде чем начинать разговор о том, как установить радиатор отопления, нужно выбрать батареи, подходящие именно вам, и подсчитать необходимое их количество.

Рынок современного отопительного оборудования может предложить вам несколько типов радиаторов и вариаций модельного ряда для каждого из них:

  • Чугунных, являющихся «классикой», заслужившей уважение многих поколений. В пользу установки чугунных аппаратов выступают отличная износостойкость и устойчивость к коррозии. Они обладают высокой инертностью, что в одних случаях может оказаться недостатком, а в других — преимуществом. Кроме этого, установка батареи из чугуна требует ежегодного промыва и регулярной покраски.
  • Стальных. Обладают достаточно высоким показателем теплоотдачи (мощности), широкими возможностями дизайна и малой засоряемостью взвесями из теплоносителя. Радиатор, отлитый из простой стали, может подвергаться коррозии, а выполненный из «нержавейки» сравнительно дорого стоит.
  • Алюминиевых. Подключение алюминиевых секций — это экономия средств, наилучшая теплоотдача и отличное решение интерьера. Но установка алюминиевых радиаторов невозможна для центральных систем отопления, так как они плохо переносят излишний напор воды (гидроударов мощностью более 25-ти атм).
  • Биметаллических. В отличие от алюминиевых батарей, подключение радиаторов отопления из биметалла возможно как в автономных, так и в центральных системах отопления. У биметаллических приборов высокая теплоотдача (почти как у алюминиевых), но более высокие устойчивость к гидроударам и износостойкость.

Кроме этого, радиаторы одного вида могут различаться по конструкции (трубчатые или панельные) и по размерам (стандартные, низкие, вертикальные и т.п.). Технические возможности разных моделей могут сильно различаться.

Внимание! Так же, как и установка приборов из алюминия, представляет собой проблему подключение в центральную систему отопления панельных батарей из любых других материалов (стальных), так как они также не переносят резких повышений давления теплоносителя.

После выбора радиаторов определенной модели вам потребуется сделать несложный арифметический подсчет количества батарей для установки в каждой комнате.

Для сохранения постоянно комфортной температуры помещения вам потребуется подключение радиаторов отопления, тепловой поток от которых будет перекрывать потери тепла на улицу через стены, окна и двери. Для этого на каждые 10 м2 площади стандартной комнаты (с потолком не выше 3-х метров) потребуется не менее 1-го кВт тепловой энергии. То есть для расчета количества секций нужно:

  1. Сначала вычислить требуемую для помещения мощность путем деления его общей площади на стандартную величину — 10 м2.
  2. Затем получившееся число необходимо разделить на мощность одного радиатора, указанную в паспорте прибора (либо в списке технических характеристик модели в интернет-каталоге).
  3. Результат надо округлить до целых единиц в большую сторону — это и будет количество элементов, которое нужно подключить в систему.

Запомните! Монтаж радиаторов отопления в помещениях с более высокими потолками (торговые и спортивные залы и т.п.) подразумевает увеличение количества приборов. Это можно сделать, умножив полученное в п.2 число на отношение высоты вашего потолка к числу стандарта 3, а затем округлить аналогично п.3.

Теперь мы подошли к вопросу, как подключить радиатор отопления по всем правилам.

Строительные нормы и правила (СНиП) гласят, что обвязка радиаторов отопления должна происходить следующим образом:

  • Монтаж батарей должен происходить в местах наибольшей потери тепла, поэтому стандартным местом для них считается пространство под окнами.
  • Установка батареи должна идти с учетом требований к ее расположению, то есть к расстояниям до подоконника, пола и стен. Здесь расстояние до окна должно быть не менее 10-ти см, до стены – от 3-х см, а до пола — не менее 6-ти см.
  • Крепление устройства к стене должно быть не менее чем трехкратным. Кронштейны устанавливаются по одному внизу прибора и по два — вверху. Все кронштейны крепятся к стене между отдельных секций батарей, с помощью дюбелей и цементного раствора.
  • К верху каждой секции необходимо подключить клапан ручного действия либо работающий самостоятельно (автоматический) для спуска излишнего воздуха.
  • Подключение радиаторов в систему должно происходить в соответствии утвержденной схемы.
  • При заполнении системы водой запорный кран для радиатора отопления необходимо открывать как можно более плавно во избежание гидроударов.

Монтаж отопительных аппаратов можно провести самостоятельно. Установка радиаторов отопления своими руками предполагает не только наличие некоторого опыта, но и последовательное выполнение этапов.

Итак, вы выбрали для установки конкретный вид батареи, и вам потребуется провести монтаж алюминиевых, чугунных либо других приборов.

Внимание! Для уточнения вида аппаратов, подключения которых потребует ваша новая система, обязательно ознакомьтесь с техническими характеристиками выбранных вами моделей. Они дают наиболее точный ответ на вопрос о том, установка батарей отопления какого вида вам потребуется.

Монтаж алюминиевых радиаторов

Для дальнейшей работы вам потребуются нужного размера динамометрические ключи и следующие правила установки радиаторов отопления своими руками:

1. У вас заранее должна быть готова схема подключения новых батарей (проект новой системы). Именно в описании схемы вы найдете список необходимых дополнительных деталей, без которых подключить радиатор будет невозможно, а линейные размеры их диктуются выбранной вами разновидностью радиатора. Подключение же одной секции в систему может осуществляться несколькими способами. Варианты схемы таковы:

  • Верхнее.
  • Нижнее, или напольное. Нижнее подключение часто используется при необходимости скрыть лишние отрезки труб, например при установке вертикальных радиаторов.
  • Боковое (однотрубное) подключение требует установки дополнительной трубы — байпаса.
  • Диагональное.

Наилучшую теплоотдачу дают диагональное и напольное подсоединение, а вот в боковом идут потери тепла до 15 %.

2. Для центральных систем приобретаются только металлические трубы и фитинги, тогда как в загородном доме можно позволить себе металлопластик.

Знайте! Часто по требованиям схемы, созданной в монтажных организациях, установка батареи требует использования «крана шарового с американкой», подсоединить который герметично достаточно сложно. При подключении радиаторов своими руками лучше заменить его на простой кран для радиатора отопления.

3. Перед установкой либо заменой радиатора надо убедиться, что в системе нет воды, либо перекройте ее рядом с нужным вам прибором.

4. Сначала надо правильно устроить крепление, с помощью которого радиатор будет держаться на стене. Настенные радиаторы обычно крепятся на кронштейны, но крепление может быть и напольное, когда прибор устанавливается на специальную подставку (чаще у деревянных стен). Для облегченных стеновых конструкций используются кронштейны, крепление которых происходит с другой стороны стены.

5. Перед монтажом чугунных радиаторов требуется их разобрать и подкрутить ниппели.

6. Установка алюминиевых радиаторов начинается с устройства клапанов для регулярного спуска воздуха.

7. Чтобы избежать протечек, установка биметаллических радиаторов должна проходить без использования напильников и наждачки.

7. Для защиты от воздушных пробок радиаторы лучше подключать не горизонтально, а с небольшим уклоном.

8. Только когда радиатор закреплен на кронштейны, его можно подключить в систему посредством сгонов.

9. Когда установка радиатора будет закончена, нужно провести процедуру опрессовки с использованием специального прибора – опрессовщика, либо вызвав для этого соответствующие службы.

10. Защитная пленка с батарей снимается только по окончании абсолютно всех работ — когда установка батареи закончена полностью.

Крепление батареи к стене

Осторожно! По возможности монтаж отопления в квартире не стоит выполнять своими руками, лучше предоставить это дело специалистам. Конечно, хочется сэкономить на установке и выполнить ее самостоятельно, но самонадеянность зачастую чревата проблемами и новыми затратами средств.

Радиаторы разных видов служат в среднем около 20-ти — 30-ти лет, а некоторые еще меньше (до 15-ти лет). Пыль, влажность, агрессивная среда теплоносителя изнашивают их, со временем приводя в негодность. Правильная установка батарей отопления продлевает их жизнь, как и соответствующие уход и обслуживание. Поэтому при их эксплуатации следует учитывать несколько правил, описывающих способы хозяйственного отношения к отоплению вашей квартиры:

  • Поверхность чугунных приборов время от времени нужно красить для исключения их коррозии,
  • Плоскости алюминиевых и биметаллических батарей, не нуждающихся в окраске, нужно регулярно очищать от пыли, мешающей отдавать тепло по максимуму,
  • Внутренние полости батарей (особенно чугунных) по окончании сезона нужно промывать от засоров.
Читайте также:  Как опрессовать радиатор отопления

Запомните! Внутренние поверхности биметаллических аппаратов могут коррозировать при продолжительном контакте с воздухом. Поэтому на время их опустошения (слива воды из систем центрального отопления на летний период) нужно полностью закрывать все вентили подвода и оставлять свободными только клапаны воздухоотводов.

С заменой отопительных батарей зачастую приходится сталкиваться в процессе капитального ремонта. Их черед наступает после монтажа окон и подоконников и поскольку данная работа требует ответственного подхода, вам необходимо разобраться в том, как установить радиатор отопления своими руками, чтобы избежать ошибок. Нижеприведенная информация поможет вам в этом.

Как правило, батареи монтируют под окнами, но иногда их установка требуется на стенах в угловых комнатах, либо в прихожей около входа. Для их крепления используются стойки или кронштейны, зафиксированные на поверхности стены.

С одной или двух сторон, а также снизу к батарее подводятся трубы. И если в вашем случае предусмотрена односторонняя подводка труб, необходимо рассчитать количество секций, в противном случае половина радиатора останется холодной. Если циркуляция воды происходит естественным путем, то рекомендуемое количество секции не должно превышать 12, в то время как искусственная циркуляция позволяет устанавливать до 24.

Если вы планируете наращивание большего числа секций, стоит позаботиться о разносторонней подводке труб к отопительным приборам. Занимаясь установкой радиатора и расчетом числа секций, необходимо принять во внимание пропускную способность труб, которая определяется коэффициентом шероховатостей и внутренним диаметром изделия.

Для правильного монтажа отопительной системы, которая обеспечит максимальную тепловую отдачу, необходимо следовать некоторым правилам по расчету оптимального расстояния:

  • Расстояние от низа батареи до пола должно быть около 10 см, таким образом, вам будет удобно убираться под ней.
  • Промежуток между стеной и радиатором – до 5 см, в противном случае будет происходить обогрев стены, а не помещения.
  • От подоконника до батареи – 10 см.

Чтобы иметь возможность для регулирования тепловой отдачи отопительной батареи вручную или автоматически, целесообразно позаботиться об установке терморегулирующей арматуры. Если внезапно произойдет протечка, или другая аварийная ситуация арматура позволит отключить отопительную систему автономно.

Автоматическая регулировка отопительной системы происходят благодаря установке термостатических клапанов непосредственно на вентиль.

Если монтаж клапанов предусматривается на систему отопления с одной трубой, нужно убедиться, что две трубы имеют между собой перемычки. Если таковых нет, установка термоголовок недопустима.

Кроме всех вышеперечисленных элементов радиатор оснащается краном Маевского. Он необходим для удаления воздуха из батареи и всей отопительной системы. Данную процедуру необходимо производить с началом отопительного сезона и периодически во время использования приборов для обогрева.

Этапы монтажа отопительного радиатора:

  • Нанесите разметку на поверхность стены для будущих кронштейнов, после чего закрепите их.
  • Поставьте на батарею кран Маевского вместе с заглушкой и регулирующей арматурой (при необходимости).
  • Используя уровень, закрепите радиатор на кронштейнах.
  • Последним этапом станет соединение батареи с трубами отопительной системы.

После того, как все работы будут завершены, необходимо произвести пробный запуск, для того, чтобы убедиться в бесперебойной и слаженной работе замененной или впервые установленной батареи. Если вы не обладаете необходимыми сантехническими навыками, стоит обратиться за помощью к специалистам, иначе высока вероятность последующего разрыва трубы со всеми вытекающими последствиями.

Для повышения тепловой отдачи, а также для беспрепятственного функционирования термоклапанов стоит отказаться от декоративных решеток на радиатор, а также близкой расстановки мебели и тяжелых портьер, которые будут располагаться поверх батареи.

При выборе радиаторов необходимо помнить о максимальной температуре носителя в централизованной системе, которая составляет около 105 градусов. Что касается многоквартирного дома, то здесь уровень равняется примерно 10 атмосферам.

С учетом того, что на отопительную систему оказываются гидравлические удары во время начала отопительного периода, стоит отдать предпочтение биметаллическим радиаторам, либо тем, рабочее давление в которых составляет от 16 атм. Что касается панельных стальных батарей, то они лучше всего подходят для монтажа в частных домах.

Вам нужно знать, что заявленная мощность может быть выше, чем она есть на самом деле, поскольку зависит от нескольких дополнительных факторов.

В принципе это все основные моменты, которые вам необходимо знать при попытке монтажа или замены отопительного радиатора. Но в любом случае данный процесс лучше доверить профессионалам.

Предлагаем вам посмотреть видеосюжет об установке радиатора.

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня я продолжу тему батарей центрального отопления. Говорить мы с Вами будем об эксплуатации отопительных батарей. Тема эта нужна практически каждому, и моя задача раз и навсегда помочь Вам разобраться в этом вопросе. Итак, я надеюсь, Вы уже прочитали мою статью: Правильный монтаж батареи центрального отопления в квартире. Будем считать, что батарею Вам установили. Что дальше?

Очень важным моментом является первое включение батареи центрального отопления в Вашем доме. Когда прошел длительный интервал времени, и ТЭЦ начинает подавать нам воду в батареи, то обычно первая вода, идущая через отопительные системы, самая грязная и ржавая. Представляете. Вы только что поставили новенькую батарею, можно сказать с конвейера, а туда раз и подали мощный поток грязи. Не удивительно, что многие батареи засоряются именно от первого такого включения, а потом мы удивляемся, что из 12 колен батареи обогревают только 8, остальные остаются холодными. Чтобы такого не случилось, при монтаже батареи как раз и необходима перемычка (байпас). Если Вы правильно сделали монтаж, то выставите положение шаровых кранов как показано на рисунке:

В этом случае, весь поток грязи при первом включении пойдет через перемычку, сохранив в целостности и сохранности Вашу батарею. В таком варианте лучше, чтобы горячая вода шла несколько дней. Конечно, многие с нетерпением ждут, когда же ее включат. Однако, мой совет, если не можете ждать несколько дней, подождите хотя бы одни сутки. Кстати здесь подробная статья по поводу того, как наоборот отключить батарею.

Предположим, Вы поставили в комнату батарею из 10 колен, и Вам с ней хорошо, когда за окном -20 градусов. Но вот, холода прошли и теперь уже несколько дней -2 градуса. Горячая вода, как это у нас часто бывает, той же температуры продолжает мощным потоком протекать через наши трубы и в комнате образуется душегубка, от которой никуда не скрыться. На помощь в этом случае, как раз и приходит регулятор температуры. В природе их существует множество. На нижеприведенной картинке Вы видите один из них.

Какой марки должен быть терморегулятор — тема отдельной статьи. А сейчас нам с Вами важно понять принцип. На рисунке изображен один из простейших терморегуляторов. У него сверху есть регулятор, который можно вращать и выставлять значения от 0 до 5:

5 — означает, что весь поток горячей воды будет проходить через батарею; 4, 3, 2, 1 — означает, что регулятор будет уменьшать диаметр проточной трубы, обеспечивая меньший ток горячей воды через батарею в единицу времени. Таким образом, на 4 батарея будет холоднее, на 3 еще холоднее и т. д.

Если Вы вообще хотите отключить батарею, то можно выставить «*» — ток воды будет очень маленький. Практически его не будет:

Или Вы можете просто перекрыть шаровые краны на батарее. Эффект будет примерно тот же:

Если у Вас в комнате 2 окна и под ними 2 батареи отопления, то еще при монтаже желательно установить их с умом. Например, на всю комнату Вам требуется 20 секций. Тогда лучше на одну батарею поставить, например, 12 секций, а на другую 8 секций. В этом случае, помимо регулятора на каждой из батарей, Вы можете полностью отключать или включать одновременно 8, 12 или все 20 секций.

Ниже будут описаны ситуации, когда то или иное включение батареи может быть нежелательным, а подчас неприемлемым!

В пункте 2 мы с Вами поговорили о терморегуляторе. Однако нужно понимать, что эксперименты с регулятором температуры возможны только при наличии перемычки! Если ее не будет, а Вы уменьшите диаметр проточной трубы, то общий ток горячей воды через Вашу квартиру уменьшится. Что конечно же недопустимо, иначе к Вам придут соседи!

Если Вы используете перемычку, но по какой-то причине на время ее выключили и терморегулятор выставили в положение 5, т.е. обеспечили полный поток горячей воды только через батарею, как показано на рисунке:

то вроде все хорошо. Однако, мы должны принимать действительность, какая она у нас есть. Даже, если мы в первый раз правильно включили батареи центрального отопления, нет никакой гарантии, что, например, через месяц или два не пройдет новый грязевой поток через трубы. А вот тогда, если перемычка выключена, то шлепок грязи прямиком пойдет в Ваш терморегулятор, который, на самом деле, очень к ней чувствителен. В итоге, в терморегуляторе образуется затор, и вода вообще не пойдет в батарею. Не пойдет она и в перемычку, ведь Вы ее закрыли. Поэтому, в этой ситуации вода через Вашу квартиру перестанет идти, в доме по Вашему отопительному стояку вода также остановится и начнет остывать на морозе. В результате отряд злых соседей вместе с председателем ТСЖ или ЖСК в Вашу квартиру обеспечен.

Понятно, что включение по приведенному выше рисунку аналогично не приемлемо для положений регулятора 4,3,2,1,*

Возьмите себе за правило, неважно, используете Вы регулятор температуры или не используете, но перемычка должна быть включена всегда. Таким образом, Вы всегда обеспечите ток горячей воды через Вашу квартиру. Когда имеет смысл выключить перемычку? Например, когда Вы чувствуете, что батарея подзасорилась. Тогда Вы пускаете весь ток воды через батарею, отключив перемычку. Возможно более мощному потоку горячей воды и удастся протолкнуть застрявшую грязь. Но это нужно делать непродолжительно и только под Вашим контролем — оставить ситуацию в таком виде и пойти спать — нельзя. Дело в том, что если грязь не удастся протолкнуть, то вновь образуется затор: вода не сможет пройти ни через батарею, ни через перемычку.

4.4. Терморегулятор при монтаже должен быть установлен за перемычкой, т. е. непосредственно перед батареей

Это мега важно, поскольку если он будет установлен до перемычки, то при первом включении грязь обязательно забьет Ваш терморегулятор, и Вы начнете отопительный сезон с полного перемонтажа батареи:

Вот такая установка шаровых кранов в Вашей системе снова обеспечит приход к Вам соседей:

Вы просто полностью перекрыли воду :).

Ну вот и все, дорогие читатели! Я постарался как можно подробнее рассказать Вам о нюансах эксплуатации отопительных батарей!

А Вы когда-нибудь случайно перекрывали стояк отопления в доме?

Оцените статью