Как правильно списать радиаторы отопления
«Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 7
РЕМОНТ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ: УЧИТЫВАЕМ РАСХОДЫ
Учреждения культуры и искусства, как и все учреждения социальной сферы, должны соблюдать требования санитарных норм и правил, в том числе поддерживать оптимальный температурный режим помещений. Соответствие данным требованиям напрямую зависит от исправности и функционирования системы отопления. В статье рассмотрим, какие расходы может понести учреждение при проведении ремонтных работ системы отопления и как их следует отражать в бухгалтерском учете.
Требования к системе отопления
Система отопления — это достаточно сложная инженерная коммуникация. Она должна отвечать определенным техническим требованиям, а также требованиям энергоэффективности и безопасности. Для того чтобы принять правильное решение по вопросу, выполнять ли ремонтные работы системы отопления силами учреждения или привлечь для этого специализированную подрядную организацию, рассмотрим, какие основные условия должны быть при этом соблюдены.
Документами, определяющими требования к системе отопления, являются:
— СП 73.13330.2012 «Свод правил. Внутренние санитарно-технические системы зданий. Актуализированная редакция СНиП 3.05.01-85», утвержденный Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/17 (далее — Правила N 635/17);
— Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее — Правила N 115);
— СП 7.13130.2013 «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (далее — Правила N 116).
Технические требования к системе отопления установлены Правилами N 115. В соответствии с п. 9.3.1 данных Правил отопительные приборы должны иметь устройства для регулирования теплоотдачи. В жилых и общественных зданиях это должны быть автоматические терморегуляторы.
К отопительным приборам должен быть обеспечен свободный доступ. Устанавливаемые декоративные экраны (решетки) не должны снижать теплоотдачу приборов, препятствовать доступу к устройствам регулирования и очистке приборов ( п. 9.3.3 Положения N 115).
Запорная арматура на трубопроводах систем отопления устанавливается в соответствии с требованиями строительных норм и правил ( п. 9.3.4 Правил N 115). Она должна устанавливаться в местах, доступных для обслуживания и ремонта.
Трубопроводы систем отопления изготавливаются из материалов, разрешенных к применению в строительстве. При использовании неметаллических труб необходимо применять соединительные детали и изделия, соответствующие нормативно-технической документации завода — изготовителя труб ( п. 9.3.5 Правил N 115).
Трубопроводы, проложенные в подвалах и других неотапливаемых помещениях, оборудуются тепловой изоляцией ( п. 9.3.7 Положения N 115).
Конструкция системы отопления должна быть устроена таким образом, чтобы обеспечивать ее полное опорожнение и заполнение. Сами трубопроводы должны иметь определенные уклоны ( п. 9.3.8 Положения N 115). Уклоны подводок к отопительным приборам следует выполнять от 5 до 10 мм на длину подводки в сторону движения теплоносителя. При длине подводки до 500 мм уклон труб выполнять не следует ( п. 6.4.1 Правил N 635/17).
Согласно п. 9.3.10 Положения N 115 удаление воздуха из систем отопления при теплоносителе-воде следует предусматривать в верхних точках, при теплоносителе-паре — в нижних точках конденсационного самотечного трубопровода.
В системах водяного отопления следует предусматривать автоматические воздухоотводчики. Устройства для отвода воздуха должны быть доступны для персонала.
Расширительные баки систем отопления располагают в отапливаемых помещениях. При установке расширительного бака на чердаках необходимо предусматривать его тепловую изоляцию из негорючих материалов ( п. 9.3.12 Положения N 115). Иные требования к расширительным бакам поименованы в п. п. 9.3.13 — 9.3.16 Положения N 115.
Радиаторы всех типов следует устанавливать на расстояниях не менее ( п. 6.4.3 Правил N 635/17):
— 50 мм — от нижней поверхности подоконных досок;
— 25 мм — от поверхности штукатурки стен, если другие размеры не указаны изготовителем.
При отсутствии подоконной доски расстояние 50 мм следует принимать от верха прибора до низа оконного проема.
При открытой прокладке трубопроводов расстояние от поверхности ниши до отопительных приборов должно обеспечивать возможность прокладки подводок к отопительным приборам по прямой линии.
В соответствии с п. 6.4.6 Правил N 635/17 при установке отопительного прибора под окном его край со стороны стояка, как правило, не должен выходить за пределы оконного проема. При этом совмещение вертикальных осей симметрии отопительных приборов и оконных проемов не обязательно.
Отопительные приборы следует устанавливать на кронштейнах или на подставках, изготовляемых в соответствии со стандартами, техническими условиями или рабочей документацией ( п. 6.4.8 Правил N 635/17).
К сведению. Для жилых многоквартирных, общественных, административно-бытовых и производственных зданий срок службы отопительных приборов и оборудования должен быть не менее 15 лет, трубопроводов — не менее 25 лет ( п. 6.1.12 СНиП 41-01-2003).
В процессе эксплуатации систем отопления следует ( п. 9.3.22 Положения N 115):
— осматривать элементы систем, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов на чердаках, в подвалах и каналах), не реже одного раза в месяц;
— осматривать наиболее ответственные элементы системы (насосы, запорную арматуру, контрольно-измерительные приборы и автоматические устройства) не реже одного раза в неделю;
— удалять периодически воздух из системы отопления согласно инструкции по эксплуатации;
— очищать наружную поверхность нагревательных приборов от пыли и грязи не реже одного раза в неделю;
— промывать фильтры. Сроки промывки фильтров (грязевиков) устанавливаются в зависимости от степени загрязнения, которая определяется по разности показаний манометров до и после грязевика;
— вести ежедневный контроль за параметрами теплоносителя (давление, температура, расход), прогревом отопительных приборов и температурой внутри помещений в контрольных точках с записью в оперативном журнале, а также за утеплением отапливаемых помещений (состояние фрамуг, окон, дверей, ворот, ограждающих конструкций и др.);
— проверять исправность запорно-регулирующей арматуры в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для их внутреннего осмотра и ремонта — не реже одного раза в три года, проверять плотность закрытия и смену сальниковых уплотнений регулировочных кранов на нагревательных приборах — не реже одного раза в год;
— проверять два раза в месяц закрытием до отказа с последующим открытием регулирующие органы задвижек и вентилей;
— производить замену уплотняющих прокладок фланцевых соединений — не реже одного раза в пять лет.
В п. 9.3.23 Положения N 115 указано, что при реконструкции (модернизации) систем отопления следует предусматривать замену расширительных баков, соединенных с атмосферой, на расширительные баки мембранного типа. Объем расширительного бака выбирается на основании технического расчета исходя из объема системы теплопотребления. Мембранный бак оборудуется предохранительным клапаном с отводом воды в дренажное устройство.
До включения отопительной системы в эксплуатацию после монтажа, ремонта и реконструкции, перед началом отопительного сезона проводится ее тепловое испытание на равномерность прогрева отопительных приборов. Испытания проводятся при положительной температуре наружного воздуха и температуре теплоносителя не ниже 50 град. Цельсия. При отрицательных температурах наружного воздуха необходимо обеспечить прогрев помещений, где установлена отопительная система, другими источниками энергии ( п. 9.3.24 Положения N 115).
Пуск опорожненных систем при отрицательной температуре наружного воздуха необходимо производить только при положительной температуре поверхностей трубопроводов и отопительных приборов системы, обеспечив ее другими источниками энергии.
Результаты испытаний оформляются актом и вносятся в паспорт системы и здания.
Основания для проведения ремонта
Решение о проведении ремонтных работ системы отопления может быть принято при осмотрах в рамках контрольных мероприятий, которые должны регулярно проводиться в отношении зданий и сооружений социально-культурного назначения в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) .
Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утв. Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
По результатам таких осмотров может быть составлена дефектная ведомость, которая будет являться основанием для составления и подготовки проектно-сметной документации на ремонтные работы.
Основанием для ремонта системы отопления может также стать непредвиденная чрезвычайная ситуация, в результате которой система вышла из строя.
Ремонт системы отопления проводится в рамках текущего ремонта зданий.
Финансовое обеспечение ремонтных работ
Особенности финансирования ремонтных работ зависят от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, источником финансового обеспечения деятельности казенных учреждений являются бюджетные средства, которые выделяются в соответствии с бюджетной сметой.
Источниками финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений являются субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели. Незначительные периодические ремонтные работы обычно проводятся за счет субсидии на госзадание, а если ремонтные работы требуют серьезных финансовых затрат, то, скорее всего, они будут профинансированы за счет целевых субсидий.
Согласно Указаниям N 65н расходы на оплату договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
Расходы на разработку проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов будут осуществляться за счет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В случае незначительных ремонтных работ, например, когда требуется замена радиатора или части трубы, учреждение может нести расходы на их приобретение по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Во всех этих случаях, чтобы провести ремонтные работы, учреждениям необходимо соблюсти все процедуры, предусмотренные:
— Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разработанным Положением о закупках (автономным учреждениям);
— Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) (казенным и бюджетным учреждениям).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ учреждения культуры могут не использовать конкурентные способы определения поставщиков и осуществить закупку у единственного поставщика, если ее стоимость не превышает 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта , не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 млн руб.
Отражение в бухгалтерском учете ремонта системы отопления
Отражение в бухгалтерском учете фактов осуществления ремонтных работ должно производиться на основании первичных учетных документов ( п. 7 Инструкции N 157н ).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
К таким документам относятся договор, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные и иные документы.
Отражение в учете казенного учреждения производится в соответствии с Инструкцией N 162н , бюджетного учреждения — Инструкцией N 174н , автономного учреждения — Инструкцией N 183н .
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Рассмотрим несколько примеров, как следует отражать в учете проведение работ по ремонту системы отопления.
Пример 1. В казенном учреждении культуры во время отопительного сезона из-за установления аномально холодной погоды произошло промерзание системы отопления и разрыв двух радиаторов. Стоимость приобретенных радиаторов — 6000 руб. Они приобретены у поставщика по безналичному расчету. Ремонтные работы выполнены специализированной организацией. Стоимость работ по договору составила 5000 руб. Оплата произведена после подписания акта выполненных работ путем перечисления подрядчику денежных средств с лицевого счета учреждения.
В бюджетном учете казенного учреждения данные операции будут отражены следующим образом:
Приобретены радиаторы отопления у поставщика
Дооборудование помещения системой отопления
Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В арендованном помещении (внутри склада) коммерческая организация построила еще одно помещение (типа бытовки) и ввела его в эксплуатацию (неотделимые улучшения, произведенные с согласия арендодателя). В последующем помещение оборудовали системой отопления (с электрическим котлом, радиаторами, насосом и различными материалами для труб). Каким образом должен быть организован бухгалтерский и налоговый (в целях исчисления налога на прибыль) учет системы отопления?
Бухгалтерский учет
На основании абз. 1 п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, к основным средствам относятся среди прочего здания. Согласно ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, входят в состав зданий. Примерами таких коммуникаций являются:
система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);
внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием;
внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.
Абзацем 2 п. 5 ПБУ 6/01 предусмотрено, что в состав основных средств включаются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств (в случае выполнения условий признания актива объектом ОС, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01). В соответствии с п. 35 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н, если согласно заключенному договору аренды капитальные вложения в арендованные основные средства являются собственностью арендатора, затраты по законченным работам капитального характера списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета ОС. На сумму произведенных затрат арендатор открывает отдельную инвентарную карточку на отдельный инвентарный объект. Таким образом, неотделимые улучшения, произведенные арендатором (если таковые не передаются арендодателю сразу же после их осуществления), принимаются к бухгалтерскому учету арендатора как основные средства (если выполняются условия признания актива объектом ОС).
В силу п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Здесь же указано: изменение первоначальной стоимости ОС, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В рассматриваемой ситуации помещение дооборудовано системой отопления, поэтому изменение первоначальной стоимости ОС (неотделимых улучшений) допустимо. Но нужно ли ее менять?
В соответствии с п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы. По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта ОС затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, учитываются одним из следующих способов:
увеличивают первоначальную стоимость этого объекта и списываются в дебет счета учета основных средств;
учитываются на счете учета основных средств обособленно. В этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат. Выясним, при каких обстоятельствах затраты по дооборудованию объекта ОС учитываются обособленно.
На основании п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. В свою очередь, инвентарным объектом ОС признается:
или объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Важным моментом является также то, что при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Напоминание: показатели отдельных активов являются существенными, если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности, что повлияет на их решения (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н, п. 6.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России). В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год (приведены в Письме Минфина РФ от 24.01.2011 № 07-02-18/01) указано: решение организацией вопроса о том, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иначе существенность при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов.
При принятии актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС организация определяет срок его полезного использования с учетом (п. 20 ПБУ 6/01):
ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).
Следовательно, если срок полезного использования помещения (бытовки) существенно отличается от срока полезного использования системы отопления, последняя должна учитываться как самостоятельный инвентарный объект (то есть обособленно). Причем если стоимость данного актива не превышает лимит (когда таковой установлен учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета), то система отопления отражается в составе МПЗ.
Напоминание: активы, в отношении которых выполняются условия их признания основными средствами, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Если же существенных различий по срокам полезного использования между помещением и системой отопления нет, на стоимость затрат по оборудованию помещения системой отопления необходимо увеличить стоимость бытовки (неотделимых улучшений).
Налоговый учет
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и другие объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 100 000 руб.
Амортизируемым имуществом являются также капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя. При этом начисление амортизации по данным вложениям арендатором или арендодателем зависит от того, возмещает ли арендодатель арендатору осуществленные им расходы (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Если стоимость капитальных вложений в арендованные объекты основных средств возмещается арендодателем арендатору, эти вложения амортизируются арендодателем. Иначе складывается ситуация, когда капитальные вложения произведены арендатором с согласия арендодателя и их стоимость им не возмещается. Тогда капитальные вложения амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.
При этом в Налоговом кодексе отсутствует специальное правило, касающееся порядка учета объекта, состоящего из нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются. В этом случае, по мнению Минфина, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применим подход, используемый в бухгалтерском учете: при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельное амортизируемое имущество (см. Письмо от 20.02.2008 № 03-03-06/1/121). Такую же точку зрения поддержали судьи АС УО: наличие в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы различных сроков амортизации по зданиям и оборудованию и отнесение их к разным амортизационным группам свидетельствуют о возможности самостоятельного учета этих объектов (Постановление от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). А вот в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 № 09АП-19926/2013 по делу № А40-17897/13 арбитры посчитали, что налогоплательщик вправе самостоятельно определять, как учитывать то или иное комплектующее: в составе основного средства или как самостоятельный инвентарный объект.
Если сроки полезного использования помещения (неотделимых улучшений) и системы отопления существенно различаются, система отопления в бухгалтерском учете арендатора учитывается как отдельное ОС. Стоимость системы отопления списывается на расходы единовременно, если она не превышает лимит, установленный в учетной политике (таковой не может быть более 40 000 руб.). В противном случае (когда СПИ существенно не различаются) затраты, возникшие в связи с оборудованием системы отопления (вне зависимости от их величины), должны увеличить стоимость помещения. Аналогичный подход применяется в целях исчисления налога на прибыль (с той лишь разницей, что стоимость самостоятельного объекта ОС в налоговом учете должна превышать 100 000 руб.).