Как правильно заполнять систему отопления антифризом

Как заполнить антифризом систему отопления закрытого типа

Закрытая отопительная система не имеет связи с атмосферой, что частично увеличивает давление.

Это связано с защитой от условий среды и изменений погоды на улице.

Заполнение закрытой системы отопления теплоносителем имеет свои особенности.

Особенности заполнения системы отопления закрытого типа

Для выполнения работ необходим насос и расширительный бак. Рекомендуется делать это вдвоём. Задача первого — наполнять контур водой, пока второй контролирует спуск воздуха.

Если приходится делать всё в одиночку, достаточно включить слабый напор. Клапан для сброса газа должен быть в верхней части трубопровода, на отдалении от котла.

Перед началом под место вытекания жидкости ставят ёмкость для её сбора.

Кран для удаления воды ставят внизу. Неподалёку от него, возле котла, монтируют подающий патрубок. Для заполнения используют шланг, который помещают в водопровод или соединяют с насосом. Успешному процессу способствует высокий напор. Система заполнится, когда из клапана для отвода покажется жидкость. Затем идёт спуск воздуха и проверка давления. При необходимости процедуру повторяют.

В двухконтурной системе процесс проще. Для залива используют систему подпитки, если есть. Она автоматически проведёт балансировку, удалит газ и подберёт заданное давление. При её отсутствии понадобится соединить шлангом водопровод с котлом и провести заполнение через последний. В этом случае придётся вручную чистить контур от воздуха.

Если котёл газовый, с него придётся снять лицевую крышку. Там расположен насос для подкачки. Устройство включают, прогревая теплоноситель.

Жидкость смешивается с газом, который нужно удалить: для этого клапан внутри прибора приоткрывают отвёрткой. Когда из него покажется вода, клапан затыкают.

Процедуру повторяют 3—5 раз с интервалом в 2-3 минуты. Если в котле перестало бурлить, проводят проверку давления.

Закончив заполнение закрытой системы, переходят к осмотру на целостность труб. После неё делают отладку и гидравлические испытания.

Как подобрать циркуляционный насос для отопления?

С типом циркуляционного оборудования мы определились. Теперь пришло время обратить внимание на рабочие характеристики циркуляционных агрегатов, а именно:

  • На расход жидкости в системе.
  • На рабочий напор (высоту водяного столба).

При этом под расходом жидкости мы понимаем минимальный объем теплоносителя, прокачиваемый сквозь теплообменник котла за час или минуту. Эта характеристика измеряется в м3/час или литрах/минуту. Ну а рабочий напор – это максимальная высота водяного столба, «поднимаемого» насосом по вертикали.

Причем расход насоса должен соответствовать тепловой мощности системы отопления, а напор – протяженности разводки. Проще говоря: одному киловатту мощности котла соответствует расход на уровне 1 литра/минуту. То есть 25-киловаттный котел должен работать в паре с насосом, обеспечивающим расходом на уровне как минимум 25 л/мин.

Однако указанная пропорция – 1 кВт:1л/мин – дает лишь приблизительный результат. Для более точного определения расхода (подачи) теплоносителя европейские и отечественные проектировщики рекомендуют использовать следующую формулу:

Р=(3,6xQ)/(CхΔТ);

  • Р – это искомый расход,
  • С – это коэффициент теплоемкости расходуемой среды (воды масла, антифриза),
  • Q – это объем нагреваемой среды во всей системе,
  • ΔТ – это разница между температурой на выходе из котла и входе в теплообменник. Обычно этот параметр равен 20 градусам Цельсия.
Читайте также:  Как работает манометр при отоплении

Рабочий напор подбирается по габаритам разводки – по протяженности и высоте подъема труб в системе. Причем каждому метру высоты должен соответствовать метр напора. В свою очередь метр горизонтальной разводки компенсируются одним дециметром напора (10 м:1м).

Ну а точная формула, используемая проектировщиками, выглядит следующим образом:

J=RLК;

  • J – это искомый параметр (напор).
  • R – это коэффициент гидравлического сопротивления, равный 100-150 Паскалям на метр.
  • L – это общая протяженность горизонтали разводки.
  • K – это коэффициент повышения нагрузки, увеличивающий искомый напор на 200-250 процентов.

Вычислив эти параметры, мы можем подобрать «правильный» насос, характеристики которого соответствуют расчетному напору и расходу. Однако ориентирование на паспортные характеристики дает лишь приблизительный результат, чреватый риском приобретения излишне мощного устройства, обслуживающего систему с избыточной резвостью.

Поэтому профессиональные проектировщики используют совершенно иной подход к подбору насоса. Они выстраивают по заданным параметрам парные диаграммы, определяя искомое значение по точке пересечения графиков напора и расхода. Однако такая методика оправдана лишь в случае приобретения действительно мощного «сухого» насоса, рассчитанного на обслуживания больших помещений.

Бытовой агрегат «мокрого» типа можно выбрать и по паспортным данным – такие насосы не потребляют более 100-150 Вт, поэтому серьезные ошибки в расчетах в данном случае исключаются.

Виды теплоносителей

Существует несколько типов, в основном жидкости, но также встречаются газообразные. Чаще прочих используют два следующих вещества.

Является стандартным наполнителем трубопровода. Хорошо переносит тепло и не вызывает химических реакций, кроме окисления металлов. По мере эксплуатации контур частично заполняет накипью, образующейся по мере остывания жидкости.

Важно! При использовании этого вещества достаточно проводить ежегодную чистку системы от твёрдых образований.

Антифриз

Незамерзайку используют в системах, которые периодически отключают, особенно в холодное время года. Это также полезно в северных районах. При остывании трубы не лопнут, что происходит с водой. Для вливания антифриза рекомендуется создавать систему с контуром небольшого диаметра, а радиаторы устанавливать панельные. Это помогает экономить на расходе жидкости.

Фото 1. Антифриз модели ЭКО-30 на пропиленгликоле с карбоксилатными присадками, вес — 10 кг, .

Кроме того, её гораздо труднее заполнить: незамерзайку нельзя залить напрямую шлангом или через бак (в закрытой системе).

Залив выполняют одним из двух способов:

  • Снизу при помощи насоса. Он создаёт давление, благодаря которому антифриз начинает циркулировать. Для этого понадобится специальный механизм, способный воздействовать на жидкости кроме воды.
  • Через обратный клапан. Его соединяют с ёмкостью, располагая как можно выше. Это помогает уменьшить давление. Закончив заполнение, остатки сливают.

Виды антифризов и их особенности

Антифриз для системы отопления загородного дома применяется на основе:

Этиленгликолевый антифриз считается наиболее доступным по цене и устойчивым к влиянию пониженных температур. Производится два вида этиленгликолевого антифриза — замерзающий при -30°С и при -65°С.

Этиленгликолевый антифриз ограничен в употреблении по причине высокой токсичности, само вещество окрашено в красный цвет и используется лишь в открытых системах обогрева.


Теплоноситель на основе этиленгликоля

Пропиленгликоль, которому при изготовлении придается зеленый цвет, абсолютно безопасен при использовании. Температура замерзания вещества равна -35°С, благодаря чему его допускается применять в системах с открытым расширительным бачком.

Антифриз на глицериновой основе отличается температурой замерзания -30°С, абсолютно безопасен в эксплуатации и по сравнению с другими видами незамерзающих веществ обладает рядом преимуществ, что лучше характеризует его как теплоноситель:

  • предотвращает появление коррозии в узлах и элементах трубопровода;
  • отличается продолжительным, достигающим 8 лет, сроком эксплуатации;
  • при заливке в систему не требует обязательной промывки труб;
  • реализуется уже разбавленным и готовым к заливке.
Читайте также:  Могут ли теплые полы накрутить 1000 киловатт

Антифриз преимущественно реализуется в концентрированной форме, перед тем, как залить в систему, его нужно развести. Разбавлять вещество следует строго в рекомендованных производителем пропорциях, слишком насыщенный раствор не пойдет во благо — по этой причине в скором времени в теплообменнике образуются вредные наслоения. Замена антифриза должна осуществляться спустя каждые 5 лет после начала использования.

Подготовительные работы

Выполняются вне зависимости от состояния оборудования.

Гидравлический тест

Как старые, так и новые трубы необходимо промыть и испытать:

    При помощи воды обвязку прочищают от технологического мусора, окалин. С добавлением химических веществ возможно удаление накипи и ржавчины.

Если правила эксплуатации выполняются (не сливают теплоноситель летом), эту процедура проводится с перерывом в два года.

  • Тестирование выполняют воздухом при высоком давлении. Для опрессовки рабочий показатель умножают на 1,25 (значение варьируется в зависимости от материала и объёма воды). Напор за всё время работы может упасть не более, чем на 1%.
  • Проверка неполадок

    При гидравлических испытаниях систему осматривают на наличие щелей и трещин, течей. После этого нужно проверить работоспособность оборудования: насоса, расширительного бака, котла и прочего.

    Перекрытие арматуры

    Окончив осмотр, необходимо закрутить все вентили, ведущие к сливу жидкости из радиаторов, а также перекрыть воздушные клапаны.

    Виды тепловых носителей

    Наиболее дешевым теплоносителем является вода. Но применение воды не всегда оправдано. Воду следует использовать в системах отопления, которые не подвержены действиям коррозии. Применение в качестве носителя тепла воды имеет определенные оговорки. Такой теплоноситель должен пройти обработку дистилляцией, это предохранит систему отопления от образования в ней накипи. Применение воды, которая замерзает при нулевой температуре, может разрушить трубы в случае аварийного отключения.

    Закачка специальных «незамерзаек» в качестве теплоносителя позволяет обеспечить качественную работу системы обогрева жилья. Рынок производителей антифриза для обогрева предлагает различные виды тепловых носителей, изготовленных на различной основе и обладающих определенными характеристиками, от которых зависит их конечная цена.

    Основные требования к носителю тепла:

      1 Степень вязкости теплового носителя при изменении температуры;

    2 Инертность антифриза по отношению к другим материалам;

  • 3 Тепловой носитель не должен быть коррозийным и быть безопасным для жильцов по показателям токсичности и воспламенению;
  • 4 Теплопроводность материала;
  • 5 Цена теплового носителя должна соответствовать его окупаемости по срокам эксплуатации.
  • Как правильно заполнить систему

    Существует два принципиально разных способа залива воды.

    Сверху

    Выполняется при помощи циркуляционного насоса. Желательно использовать электрический, особенно в системах с перепадом высоты от 10 метров.

    Если есть только ручное устройство, залив можно выполнить с верхней точки при помощи штуцера, который соединяют с воздушным клапаном.

    Жидкость поступает самотёком. Снизу должен быть открыт кран слива. Его перекрывают, как только показалась вода. Это помогает создать статическое давление равное высоте контура поделённой на 10 атм.

    Далее, нужно увеличить количество жидкости до рабочего значения. К штуцеру подключают шланг при помощи шарового крана. С другой стороны на него крепят переходник к насосу с манометром. Шланг заполняют водой при закрытом вентиле на трубе. Затем её переправляют в контур, создавая поток воздуха из насоса. Процедуру повторяют 3—5 раз. Это нужно делать аккуратно, чтобы газ не попал в трубопровод. В противном случае придётся провести чистку системы.

    Читайте также:  Пластиковое отопление двухэтажного дома

    Снизу

    Для процедуры понадобится ёмкость объёмом не менее 200 литров (больше, в зависимости от системы). В неё помещают насос, создают необходимое давление.


    Последнее вычисляют по высоте напора: значение в метрах делят на 10 и получают число в атмосферах.

    Бочку предварительно заполняют водой. Уровень должен быть выше патрубка, чтобы избежать попадания воздуха. По мере перекачки жидкость доливают.

    При заполнении антифризом используют малую ёмкость, чтобы не загрязнять шланг и корпус насоса. Его количество нужно восполнять чаще, периодически останавливая процесс.

    Заполнение выполняют при открытых воздуховодах. Последними служат краны Маевского, размещённые на батареях. Под них устанавливают предметы для сбора жидкости. Когда она потечёт — вентили перекрывают.

    Контроль давления осуществляют по манометру. Если показатель превысит статичный (его принимают равным длине напора в контуре, делённой на 10), в систему продолжают заливать воду до получения необходимой величины.

    Окончив процесс, насос отключают. Затем откупоривают воздушные клапаны. Это нужно для удаления газа из системы. Давление в подобном случае упадёт, поэтому потребуется долив жидкости.

    Внимание! В завершение следует осмотреть обвязку на наличие трещин и течей.

    Как закачать антифриз в систему отопления

    Перед тем как залить в систему отопления антифриз следует позаботиться о том, чтобы трубы и теплообменники были чистыми. В случае необходимости предварительно проводится чистка всего контура. Чтобы залить антифриз в трубы отопления правильно, нужно полностью заполнить все пустоты контура, чтобы не осталось воздушных карманов. Воздух может скапливаться только в батареях, если, конечно же, схема сделана без ошибок. Если же в контуре, где-то кроме батарей скапливаются воздушные карманы, то там устанавливаются воздухоотводчики. Как закачать антифриз в систему отопления:

    • подключить шланг от насоса для закачки антифриза в систему отопления к любому патрубку, через который возможно залить жидкость;
    • включить нагнетатель;
    • когда стрелка манометра достигнет показания в полторы атмосферы, насос отключается;
    • спускается воздух со всех радиаторов;
    • повторно включается насос для закачки антифриза в систему отопления пока давление опять не достигнет прежнего уровня;
    • проверить наличие воздуха в теплообменниках и местах его возможного скопления.

    После проведенной процедуры включается котел. После того как он поработает некоторое время, около суток, нужно опять проверить контур на наличие в нем воздуха. Также обратите внимание на манометр. В контуре должно быть полторы атмосферы. В случае несоответствия показаний манометра нужно внести коррективы. Чаще всего приходится подпитывать систему, хотя не исключен вариант, что потребуется слить некоторое количество теплоносителя.

    Перед тем как закачать антифриз в систему отопления можно сразу открыть все отводчики воздуха. В этом случае под каждый кран Маевского нужно подставить какой-нибудь резервуар, подойдет пол-литровая банка. Отверстие в кране очень маленькое, не толще иголки, поэтому потоп не предвидится.

    Удобнее воспользоваться помощью еще одного человека, так как заполнить закрытую систему отопления антифризом вдвоем намного удобнее и быстрее. Нужно чтобы кто-то один следил за работой насоса, уровнем антифриза в резервуаре из которого он откачивается и давлением в контуре. Второй человек следит за кранами Маевского и поочередно закрывает их, когда из отверстия польется теплоноситель.

    Оцените статью