Как промыть радиаторы отопления лимонной кислотой

Как промыть радиатор отопления в квартире – алюминиевый, чугунный, биметаллический

От чистоты внутренних поверхностей отопительных приборов напрямую зависит то, насколько эффективно они работают. Бывает так, что в отопительный сезон вы замечаете, что батареи перестают греть и они менее теплые, чем трубы стояков. Это значит, что пора промыть их. Но как промыть радиатор отопления в квартире правильно, чтобы не навредить ему и эффективно очистить от грязи?

Промывка алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов отличается. Если не соблюдать технологию, то можно только навредить. В этой статье мы расскажем, как это сделать.

Чем промыть радиатор отопления

Независимо от типа радиатора и материала из которого он сделан, для очистки от внутреннего загрязнения подойдут:

  • Химия для промывки автомобильных радиаторов;
  • Каустическая сода (50-60 гр. на 1 литр воды);
  • Щелочь (20-30 гр. на 1 литр воды);
  • Уксусная кислота (раствор с водой 70% и более);
  • Средство для очистки канализации.

Иногда для промывки используют лимонную кислоту и молочную сыворотку, но они малоэффективны при сильных загрязнениях.

Если вы делаете промывку в целях профилактики, можно использовать раствор лимонной кислоты 20-25 гр. на 1 литр воды. Перед промывкой раствор лимонной кислоты нужно вскипятить и только потом заливать в радиатор.

Если для промывки вы используете раствор уксусной кислоты, доведите ее до 100 градусов. Сделать это просто – поставьте емкость с раствором в кастрюлю с кипящей водой и выждите, пока она хорошо не прогреется. Температура кипения уксусной кислоты +118 °С, поэтому она не закипит при таком способе нагрева.

Промывать радиатор отопления молочной сывороткой можно, но только в том случае, если ничего другого под рукой нет. Время, за которое она сможет его очистить – не менее 12 часов. Если загрязнение сильно, то процедуру придется повторять неоднократно.

Узнать сколько воды в вашем радиаторе отопления можно здесь: https://vteple.xyz/obem-vody-v-radiatore-otoplenija/

Как промыть алюминиевый радиатор отопления в квартире

В первую очередь необходимо отключить радиатор и снять его. Если вы выполняете работы в отопительный сезон – необходимо слить из него остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части (если вместо нее установлен кран Маевского освободите его специальным ключом). После этого подставьте емкость для слива под заглушку в нижней части и аккуратно ее откручивайте.

Радиатор подключен к магистрали отопления через вентили или обжимные соединения. Открутите гайку (см. фото) на соединении так, чтобы она имела свободный ход на обоих кранах или фитингах. Потяните радиатор в направлении от труб – он должен выходить без приложения слишком большого усилия.

Обжимной фитинг для систем отопления.

Лучше всего промывать радиатор в ванной. Обложите ее ветошью или тряпками, чтобы не повредить покрытие ванны и краску на радиаторе. Как правило, загрязнение скапливается в нижней части секций. Используйте тряпки или ветошь чтобы его удалить. После этого сделайте то же в верхней части. Промойте внутреннюю часть горячей водой.

Теперь настало время моющего средства. Закрутите заглушки в нижней части радиатора и наполните его средством или раствором (как указано в руководстве по применению). Установите батарею вертикально и дайте отстояться. Это не быстрый процесс, все зависит от количества загрязнения.

После того как моющая жидкость или промывка сделала свое дело, слейте ее, открутив нижние заглушки. Закройте их и полностью заполните все секции примерно наполовину горячей водой. Алюминиевый радиатор не слишком тяжелый, поэтому потрясите им, чтобы вода могла смыть остатки загрязнения.

Повторите этот процесс до тех пор, пока грязь и наслоения полностью не уйдут. Бывает так, что для полной очистки придется промыть радиатор два-три раза.

Промыть чугунные батареи отопления – не проблема

Промыть чугунный радиатор отопления, так как у него большой вес, что само по себе неудобно. К тому же, из-за особенностей конструкции, он сильно заиливается.

Чтобы снять чугунную батарею придется попотеть – как правило, соединительные муфты и краны приржавевшие, поэтому открутить из будет сложно. Начните с того, что слейте остатки воды. Для этого открутите заглушку в верхней части, подставьте таз или другую емкость под нижнюю и начните ее легко отворачивать.

Читайте также:  Батареи отопления мс 140 характеристика

Если заглушки покрашены – воспользуйтесь растворителем или «Уайт Спиритом» чтобы удалить краску с места соединения ее с секцией. После этого попробуйте отвернуть ее газовым ключом. Если она не подается – воспользуйтесь преобразователем ржавчины, например – WD-40.

Когда остатки воды слиты, необходимо отсоединить чугунный радиатор от общей магистрали. Обычно он крепится на специальных муфтах (см. фото). Как и в случае с заглушками, муфты тоже могут быть приржавевшими. Вместо муфт могут быть установлены вентили, краны или фитинги. В таком случае нужно будет откручивать их.

Такими муфтами обычно соединяют трубы в системах отопления с чугунными радиаторами.

Промывку чугунной батареи лучше всего производить в ванне, которую нужно полностью обложить ветошью или тряпками, чтобы не повредить эмалированное покрытие или акрил.

В первую очередь прочистите нижнюю и верхнюю часть с помощью тряпок. Возможно, потребуется что-то вроде металлического прута, чтобы снять остатки затвердевшей грязи, в особенности в нижней части.

После того как это сделано, необходимо закрутить заглушки в нижней части чугунного радиатора и залить в него жидкость или раствор для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько этого требуют правила применения, после чего слейте, открутив нижнюю заглушку.

Снова закрутите заглушку в нижней части и залейте все секции горячей водой. Дайте ей отстояться 3-5 мину и слейте. Повторяйте процедуру, пока вода на выходе не будет настолько же чистой, как на входе.

Уровень загрязнения чугунных радиаторов выше, чем биметаллических и алюминиевых. Поэтому повторите процедуру промывки очищающей жидкостью заново. Возможно, придется сделать это 3-4 раза.

Как промыть биметаллические радиаторы отопления

Биметаллические радиаторы могут быть с медными каналами и стальными. Для промывки медных каналов не рекомендуется использовать агрессивную автохимию. На меди образуется оксидная пленка, которая защищает ее от коррозии, поэтому лучше применять специальные средства для промывки систем отопления или канализации.

Для начал нужно слить воду из батареи. Для этого открутите верхнюю заглушку (если установлен кран Маевского – выкрутите его полностью). После этого подставьте пустую емкость в нижнюю часть радиатора и выкрутите нижнюю заглушку. Когда вода перестанет течь – приступаем к демонтажу радиатора.

Биметаллические радиаторы, как и алюминиевые, подключены к системе отопления через краны, фитинги или вентили с обжимной гайкой (см. фото). Открутите гайки полностью с обоих труб, после чего потяните батарею в сторону от магистрали.

Пример углового фитинга с плавающей прижимной гайкой.

Мыть радиатор лучше всего в ванной комнате. Обложите внутреннюю часть ванны ветошью или тряпками, чтобы не повредить ее и краску на радиаторе. После прочистите внутренние горизонтальные каналы тряпкой или ершиком от загрязнения.

Если у вас полубиметаллический радиатор (верхние и нижние каналы из стали или меди, а вертикальные средние – из алюминия), нельзя для промывки использовать каустическую соду и щелочь.

Закрутите заглушки и залейте в радиатор промывочную жидкость или раствор. Дайте им отстояться столько, сколько это указано в инструкции. После этого слейте и промойте радиатор горячей проточной водой. Для этого закрутите заглушки так, чтобы открытые отверстия располагались по диагонали (см. фото).

Расположение заглушек для промывки радиатора проточной водой.

После того как загрязнение перестанет выходить, а вода на выходе приобретет тот же цвет, что на входе – повторите процедуру промывки снова.

Как промыть радиатор отопления в квартире не снимая

Этим вопросом задаются многие, ведь часто демонтаж батареи отопления затруднен. Но если все сделать правильно, с этим не возникнет проблем. Единственное исключение – если у вас верхнее подключение радиатора, то в любом случае придется откручивать один из фитингов или вентилей, чтобы слить воду из системы и залить жидкость для промывки.

В первую очередь нужно слить остатки воды. Для этого открутите верхнюю заглушку, подставьте под нижнюю пустую емкость и открутите ее. Когда вода полностью выйдет, закройте нижнюю заглушку. Если к нижней части подведены трубы – перекройте краны на них так.

Залейте в секции через верхнее отверстие состав для промывки. Дайте ему отстояться столько, сколько потребуется. После этого через одно из нижних отверстий слейте его. Затем залейте в радиатор горячую воду (желательно, доведенную до +90…+95 градусов). Дайте отстояться 3-5 минут, слейте.

Читайте также:  Какую подложку использовать под ламинат для электрического теплого пола

Повторите процедуру столько раз, сколько потребуется. Это вы сможете определить по чистоте воды, выходящей после промывки. Придется потратить немало промывочного состава, но зато не придется снимать радиатор.

Надеемся, что наши рекомендации были вам полезны. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите поделиться своим опытом – можете задать их в комментариях. Не забудьте поделиться публикацией в соцсетях

Как и чем промыть батареи отопления

С годами системы отопления в домах и квартирах становятся менее эффективными, а это, соответственно, сказывается и на качестве обогрева. Одной из самых распространенных причин низкой производительности, является загрязнение радиаторов. В связи с этим, каждые 10-15 лет нужно производить промывку батарей. Если вы будете осуществлять должный уход за устройством, оно прослужит вам долгие годы.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Забитый чугунный радиатор отопления

Когда нужно промывать?

Некоторые признаки указывают на необходимость осуществления промывки батарей. Поэтому не стоит их игнорировать, а как можно скорее начните чистку своих радиаторов.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Итак, промывку нужно осуществлять если:

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

  1. Температура одного радиатора ниже, чем у другого. Если одна из батарей холоднее других, то это означает только одно: каналы, по которым перемещается теплоноситель — загрязнены.
  2. Показатели температуры батареи ниже, чем температура стояка .Такое явление также свидетельствует о том, что в работе устройства произошли неполадки.
  3. Квартира прогревается плохо, в то время как у соседей никаких проблем нет. Это означает, что проблемы не с системой отопления, а с радиаторами. Поэтому как можно скорее произведите их чистку.
  4. Нижняя часть радиатора не греется. Чаще всего это связано с засорением каналов.

Причины загрязнений

В централизованных системах отопления за состоянием и качеством теплоносителя осуществляется очень слабый контроль. В воде, циркулирующей по сети, содержится большое количество инородных примесей. Трубы на некоторых участках старые, и, как следствие, с коррозией. Под напором горячей воды частицы ржавчины откалываются от поверхности труб, попадают в радиаторы и оседают на их стенках.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Ржавчина и примеси постепенно забивают каналы, объём теплоносителя, двигающегося по ним, сокращается и, соответственно, помещение прогревается с меньшей эффективностью.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Сегодня на рынке отопительного оборудования можно найти радиаторы из самых разных материалов: сталь, биметалл , чугун, алюминий и т.д.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Стальные батареи самые дешевые, но в тоже время достаточно эффективные. Чугун — традиционный материал, использовавшийся еще в давние времена. Станет отличным элементом в ретро стиле.

p, blockquote 7,0,1,0,0 —>

Способ прочистки и материал, из которого изготовлен радиатор, между собой не связаны. Однако для промывки биметаллических батарей рекомендуется использовать состав на основе химических компонентов.

Способы промывки

Осуществить чистку внутренней поверхности батарей можно двумя способами: механическим и химическим.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

К химическому методу прочистки относятся бытовые чистящие средства, которые оказывают химическое воздействие на загрязнители. В качестве таких веществ выступают:

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

  • лимонная кислота;
  • средства бытовой химии с содержанием каустической соды;
  • средства для промывки автомобильных радиаторов.

Все вышеописанные вещества хорошо очищают, например, чугунные радиаторы, но с различной эффективностью.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Самым эффективным считается средство для автомобильных радиаторов, однако стоит оно недешево. Уксусная кислота очищает от загрязнений в виде солевого налета. Но если в батареях присутствует достаточно большой слой отложений, то с таким средством вы не сможете от него полностью избавиться.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Намного лучше справляется со сложными загрязнениями — лимонная кислота.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

К механическому способу относится промывка отопительной системы при помощи поколачивания по корпусу радиатора. Таким образом налет отслоится от поверхности.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Осуществляйте промывку батарей по окончанию отопительного сезона.

p, blockquote 15,1,0,0,0 —>

Для того, чтобы произвести максимально качественную промывку батарей, следует:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

  1. Прежде всего отвернуть все заглушки , по очереди во все отверстия вставить подведенный шланг и промыть радиатор водой.
  2. После того, как все три отверстия будут заглушены, через четвертое надо в воду добавить средство для мытья посуды. Оставшееся отверстие надо закрыть и сам радиатор пошевелить. Каустик растворит органические загрязнители и уже с помощью лимонной кислоты можно будет избавляться от солевых залежей.
  3. На следующем этапе необходимо открутить пробки, слить всю жидкость и залить воду с растворенной лимонной кислотой. После чего все отверстия закрываются на несколько часов.
  4. Когда обозначенное время пройдет, воду нужно слить.
Читайте также:  Трубы регистры для отопления их сварка

Таким образом, осуществив все вышеуказанные действия, вы сможете хорошо очистить батареи.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Как промыть чугунные радиаторы отопления

Радиатор чугун имеет долгий срок эксплуатации, но с течением времени может забиваться. Это в свою очередь сказывается на работе и качестве отопления конструкции. Образование грязи происходит, в основном, из-за процессов коррозии как следствие слива воды летом либо её плохого качества. При сильном засорении батарей из чугуна температура их значительно снижается, даже если трубы прогреваются достаточно сильно. Поэтому после, примерно, двадцатилетнего использования отопительных конструкций стоит с целью профилактики провести чистку и промывку.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Чистка чугунных батарей отопления и промывка вполне осуществима вручную. Однако стоит помнить о немалом весе таких конструкций, поэтому хорошо, если у вас будет помощник.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Если ваша система подключена к централизованному отоплению, то стоит убедиться в том, что жидкость неожиданно не начнёт циркулировать.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Чтобы очистить радиатор отопления чугунный часто применяют соду кальцинированную, которую растворяют в горячей воде. Чтобы жидкость не вытекала из батареи, на концах конструкции прикручиваются заглушки. Нужно потрясти и оставить её в таком виде на час-полтора. После этого деревянным молотком постучать по всему периметру батареи. Это делается для того, чтобы отслоившийся налёт отсоединился от стенок изнутри.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Затем необходимо снять одну из заглушек и прикрепить на её место подключённый к водопроводу резиновый шланг. С другой стороны тоже снять заглушку и на полную включить водопроводный кран. Кран обеспечит мощный поток воды, который вымоет всю ржавчину изнутри. Если вы будете использовать компрессор, это повысит эффективность работы.

p, blockquote 23,0,0,1,0 —>

Безусловно, вы можете заметить соду кальцинированную молочной сывороткой. Она также отлично поможет очистить батарею.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Можете применить средство для мытья радиатора для автомобилей. Только помните в таком случае про дозировку вещества. Нужно учитывать площадь радиатора отопления чугунного, прочитайте инструкцию. Изначально в батарею заливают чистящее средство, а потом добавляют воду. В данном случае выдерживать вещество стоит часа два. Через каждые десять минут стоит потрясывать секции. После выдержки нужно тщательно промыть конструкцию напором горячей воды указанным выше способом.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Можно поступить хитро и установить перед отверстием входа радиатора отвод с заглушкой с наружными магнитами. Это даст возможность задерживать частички ржавчины, которые попадали бы в конструкцию вместе с водой. Проходящий по трубам мусор притягивается магнитами и накапливается в одном месте. Время от времени можно просто снимать заглушку и чистить её от накоплений.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Прочистка при помощи специальной аппаратуры

Для того, чтобы прочистить чугунные батареи, не снимая их с места, предназначены специальные аппараты:

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

  1. Пневмопистолет «Тайфун».
  2. Прибор для электрогидроимпульсного воздействия ЗЕВС-24.
  3. Аппарат для очистки Крот-Мини.

Пневмопистолет «Тайфун»

Это оборудование отличается небольшим размером и удобством в использовании. Применяется для точечного воздействия на загрязнения в водопроводных трубах диаметром не более 150 мм. Процесс удаления заключается в следующем: гидравлический таран удаляет затвердевшие отложения со стенок труб ударной волной, скорость которой 1,5 км/ч. Благодаря такому оборудованию вы сможете напрочь избавиться от загрязнений, которые не удалось удалить при гидравлической промывке.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

Установка ЗЕВС-24

Этот прибор отличается компактностью и высокими показателями мощности, благодаря которым можно избавиться от затвердевших отложений. Принцип его функционирования основан на электрогидроимпульсном воздействии на твердые загрязнения в трубах диаметром от 7 до 150 мм. Прибор образует электрический заряд, который в свою очередь создает ударную волну и мощные гидродинамические потоки, которые удаляют накипь, грязь и отложения.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Аппарат Крот-Мини

Прочистная машина GENERAL PIPE Крот-Мини

Этот прибор применяется для прочистки труб, диаметр которых составляет 20-150 мм. Аппарат небольшого размера, его мощность достаточно высокая, стоит он недорого. Крот-Мини предназначен для широкого круга потребителей: от домовладельцев до служб жилищно-коммунального хозяйства, гостиниц, автозаправок, промышленных предприятий.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —> p, blockquote 31,0,0,0,1 —>

Подводя итог стоит отметить, что не стоит пренебрегать промывкой радиаторов отопления. Ведь от своевременного ухода будет зависеть срок их эксплуатации и комфорт в вашем доме.

Оцените статью