Как работает отопление автобус

Системы отопления современных автобусов

технические науки

  • Коротков Александр Александрович , студент
  • Волжский Политехнический Институт
  • Кулько Алексей Павлович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Волгоградский государственный технический университет, Волжский политехнический институт (филиал)
  • Похожие материалы

    В базовую комплектацию автобусов входит отопление посредством контуров в крыше. Этого вполне достаточно для автобусов, предназначенных для эксплуатации в условиях мягкого климата. По дополнительному заказу устанавливаются конвекторы в автобусах, предназначенных для эксплуатации в условиях холодного климата, чтобы обеспечить необходимое отопление салона.

    Основным источником тепла в пассажирском отделении автобуса служит нагревательный элемент. В центральном распределительном блоке имеется двухпозиционный пневмоклапан и циркуляционный насос. Теплопередающими элементами в контуре являются конвекторы и вентиляторы системы отопления. Значения температуры регистрируются датчиком температуры.

    Конвекторная система обогрева автобуса не так быстро прогревает салон, своей быстрой циркуляцией для поднятия пыли и «транспортировки» бацилл нет, а вот приемлимая температура держится дольше даже при выключенном нагревателе

    К слову, первому в мире автономному отопителю, созданному разработчиками Eberspacher, недавно исполнилось 60 лет. Именно они в далеком уже 1953-м по заданию концерна Volkswagen разработали независимую от двигателя автомобильную печку. Ее принцип оказался довольно востребованным, используется по сей день. Eberspacher и его земляк Webasto среди отечественных потребителей являются самыми популярными брендами сегмента отопительных систем. Правда, к нам они пришли не так скоро.

    На данный момент самая высокая востребованность закрепляется на отопителями Eberspacher и Webasto. Продукция эти производителей стала неким мерилом, эталоном качества и максимальной производительности. Они не одиноки, на отечественный рынок приходят со своей продукцией и другие производители, но тех высот, которые достигли эти две компании, они не достигли.
    Тем не менее, к нам вполне удачно пробились довольно качественные и надежные отопители всё той же немецкой компании под названием Spheros. В некоторой степени они стали популярными за счет более меньшей стоимости и знаменитом немецком качестве при этом. Например, автономный дизельный подогреватель Spheros Thermo E 320, который тоже предназначены для предпускового разогрева двигателей и прогрева до комфортной температуры салонов автобусов и другого коммерческого транспорта, в столичном регионе обойдется приблизительно в 42–43 тыс. рублей без монтажа, а с установкой в пределах 54–55 тыс. руб. Некоторые транспортники считают, что Spheros Thermo E 320 (теплопроизводительность 32 кВт) более экономичный, чем более ранняя модель DBW 300 с потенциалом в 30 кВт.

    Отопление водительского отделения

    Отопление водительского отделения представляет собой контур. Количество тепла, подаваемого в контур, регулируется водяным клапаном с пневматическим приводом, расположенным в центральном распределительном блоке. Управление клапаном осуществляется модулем системы поддержания микроклимата. Контур состоит из специально адаптированного вентилятора системы отопления, установленного в передней части автобуса, и дополнительного конвектора. Помимо отопления водительского отделения, вентилятор также повышает эффективность обдува стекла. Температура в водительском отделении определяется датчиком температуры.

    Водяной клапан вентилятора водительского отделения и нагревательный элемент, если применимо, открываются и регулируются, когда потенциометр регулирования температуры в водительском отделении переключается из выключенного положения. Скорость работы вентилятора регулируется водителем.

    В 2-осных автобусах применяется пять датчиков температуры, измеряющие температуру наружного воздуха, в воздуховоде, в пассажирском отделении и водительском отделении. В 3-осных автобусах используется семь датчиков температуры. Имеется отдельный датчик температуры внутреннего воздуха в пассажирском отделении и один — в водительском отделении, а также датчики температуры наружного воздуха, которые одинаковы для обоих отделений.

    Функция включается, когда двигатель запускается и потенциометр регулирования температуры воздуха в пассажирском отделении переключается из выключенного положения.

    Когда двигатель работает, модуль системы поддержания микроклимата управляет клапанами в верхнем блоке системы отопления и вентиляции так, чтобы температура в пассажирском отделении соответствовала заданному значению.

    Модуль управления системы поддержания микроклимата устанавливает заслонку в положение рециркуляции, когда:

    • Кондиционер включен и температура наружного воздуха превышает температуру воздуха в пассажирском отделении, если эта температура превышает заданное значение на 4°C.

    Количество тепла в системе охлаждения недостаточно для достижения заданной температуры вследствие, например, очень холодной погоды или сразу после запуска двигателя.

    Принято считать, что в автобусах температура должна держаться на отметке не ниже 10 градусов тепла, если «за бортом» от 15 до 25 градусов мороза. В среднем общепринятая разница между наружной и салонной температурой составляет где-то 18–20 градусов. Это — приемлемый вариант, отвечающий мировым санитарным нормам.
    В России, к примеру, существуют исключения: если температура наружного воздуха находится на отметке до 40 градусов мороза, то в салоне автобуса должно быть не ниже 5 градусов тепла. Правда, отметим, что в утренние часы наших пассажиров тогда беспокоит не столько то, какое тепло будет в салоне, сколько вышел бы автобус на линию.

    Список литературы

    1. G. Carlo Bertangol. Системы с зональным регулированием // Термометръ. — февраль 2009.
    2. Scania CV AB 2007, Sweden / J1939 climate control
    3. Автоперевозчик-спецтехника. http://ap-st.ru
    4. Злыгостев А.С. http://motorzlib.ru/ ‘MotorzLib.ru: Статьи и книги по автомобилестроению, наземному транспорту и организации движения’

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Отопление

    Отопление салона автобуса и места водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло жидкостного подогревателя, а также фронтальным и салонными отопителями, а для автобусов междугородного исполнения еще и конвекторами.

    • основная — от автономного жидкостного подогревателя с теплопроизводительностью не менее 30 кВт.;

    • аварийная — от системы охлаждения двигателя.

    Допускается кратковременное использование тепла для обогрева салона от системы охлаждения двигателя в аварийных случаях (при отказе подогревателя для проезда до автотранспортного предприятия или до ближайшего населенного пункта при междугородних перевозках).

    Этот же подогреватель используется для подогрева двигателя. Циркуляция жидкости при неработающем двигателе осуществляется циркуляционным насосом жидкостного подогревателя, а при работающем двигателе — циркуляционным насосом и водяным насосом двигателя. Система вентиляции на междугородные автобусы (НЕФАЗ-5299-000037-33, 5299-000037-32, 5299-000017-33, 5299-000017-32) принудительная через турбовентиляторы на крыше.

    В систему входят: автономный жидкостный подогреватель, трубопроводы, насос, краны, воздухоотделитель, кран слива и клапаны выпуска воздуха.

    Жидкостный подогреватель работает только в комплекте с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать без включения подогревателя, например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса.

    При заполнении системы жидкостью и сливе ее из системы необходимо открыть воздушные клапаны, расположенные на трубах отопления салона. Стрелками указывается направление циркуляции жидкости в системе. Для удаления пузырьков воздуха в системе отопления имеются клапаны выпуска воздуха и центробежный воздухоотделитель.

    Конструкция отопителя фронтального (ф. Белробот) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонки, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены шесть выпускных патрубков. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонки тросовым соединением. При воздействии на рычаг жалюзная заслонка вращается по оси, своим перемещением открывает поступление воздуха снаружи автобуса. Подогретый во фронтальном отопителе воздух направляется через систему воздушных каналов в коробку воздухопритока (на панели приборов водителя), а от нее через воздуходувные отверстия на лобовое стекло и в нишу, к ногам водителя. В обратном положении заслонки, забор подогретого воздуха в систему отопления производится из кабины водителя (режим рециркуляции). Ход жалюзной заслонки составляет 55 мм.

    Конструкция отопителя фронтального (ф. Термокам) позволяет осуществлять забор воздуха снаружи автобуса или из кабины водителя, за счет регулирования жалюзной заслонкой, находящейся на радиаторе фронтального отопителя. На корпусе выполнены два выпускных патрубка. Рычаг регулирует положение жалюзной заслонкой тросовым приводом. Ход жалюзной заслонки составляет 45°.

    Отопитель салонный предназначен для отопления пассажирского салона или для дополнительного отопления места водителя. Он имеет две скорости вращения вентилятора и работает в режиме забора воздуха из салона. Отопитель автомобильный состоит из 2-х основных блоков: нагревательного и вентиляторного. Нагревательный блок состоит из двойного с медными трубками радиатора поз.2 и корпуса поз.1.

    Вентиляция рабочего места водителя осуществляется через подвижное стекло бокового окна. Интенсивность вентиляции может быть повышена включением вентилятора фронтального отопителя в режиме рециркуляции (см. выше). Вентиляция салона осуществляется через форточ ки в боковых окнах и аварийные вентиляционные люки в крыше автобуса, турбовентиляры в крыше (межгород, город — опция).

    19.1 Ремонт системы отопления

    Порядок прокачки системы отопления в эксплуатации.

    В случае ремонта системы отопления с её разгерметизацией, необходимо:

    • проверить герметичное крепление всех червячных хомутов;

    • подготовить емкость, равную слитому количеству ОЖ до ремонта, медленно залить ОЖ через воронку, исключая разрывы струи;

    • завести двигатель и на холостых оборотах прогреть его;

    • изменять обороты двигателя от 1200 до 1800 об/мин до полного удаления пузырьков в системе, доливая охлаждающую жидкость через расширительный бачок.

    Рисунок 53 — Расположение фронтального отпителя

    Рисунок 54 — Отопитель фронтальный

    Рисунок 55 — Термокам (заслонка внутри типа «Угольник»)

    Рисунок 56 — Салонный отопитель: 1 — корпус; 2 — радиатор; 3 — корпус; 4 — электродвигатель; 5 — крыльчатка; 6 — защитная решетка; 7 — резисторный блок

    Рисунок 57 — Салонный отопитель: 1 — корпус; 2 — радиатор с медными трубками; 3 — электродвигатель с крыльчаткой; 4 — защитная решетка

    Рисунок 58 — Система отопления на городском автобусе: 1 — переходник, 2; 4 — трубы подводящие, 3; 5 — труба отводящие, 6 — кожух, 7 — кронштейн, 8 — патрубок угловой, 9 — установка фронтального отопителя; 10 — кожух, 15; 16 — пластины; 17 — клапан; 18 — рукав-подкладка; 19 — хомут; 20 — гайка-шуруп; 21 — пластина под обогреватель; 23-26 — кожухи; 30-39 — рукава силиконовые. 40 — теплоизоляция; 50 — болт М8; 51 — болт М6; 52 — винт 6МА; 53 — винт самонарезающий; 54 — гайка М5-6Н; 55 — гайка глухая М10; 56 — шайба пружинная 5; 57 — шайба пружинная 6; 58 — шайба пружинная 8; 59 — шайба пружинная 10; 60 — шайба плоская 6; 71 — отопитель салонный АО 4675.8102010-10; 72 -отопитель салонный АО 4675.8102010; 73 — рукав угловой силиконовый; 75 — хомут червячный

    Рисунок 59 — Установка фронтального отопителя на городском автобусе: 1 — патрубок; 5 — клапан; 6; 7, 8, 9, 10 — шланги обогрева стекла; 11 — рукав силиконовый; 14 — болт М8; 15 — шайба пружинная 8; 18 — отопитель фронтальный; 19 — рукав силиконовый; 20, 21, 22 — хомут червячный; 23 — патрубок.

    Рисунок 60 — Система отопления на междугородном автобусе: 1, 3,5,7 — труба подводящая; 2,4,6,8 — труба отводящая; 9 — переходник; 10 — тройник; 11 — установка шпилек; 12 — установка фронтального отопителя; 16, 17, 18 — трубы подключения к ПЖД; 19-27 — кожухи; 28-35 — рукава силиконовые; 36 — рукав-прокладка; 37 — хомут; 38 — клапан воздушный; 39 — гайка-шуруп крепления пассажирских сидений; 40 — пластина под отопитель; 41 — теплоизоляция; 51 — болт М8; 52 — болт М6; 53 — винт спот.головкой и крест.шлицем; 55 — гайка ЕМ5-6Н; 56 — гайка ЕМ8-6Н; 57 — шайба пруж.5,1; 58 — шайба пруж.6,15; 59 — шайба пруж.8,15; 60 — шайба плоская 6,15

    Рисунок 61 — Установка фронтального отопителя на междугородном автобусе: 1 — труба подводящая; 2 — труба отводящая; 3, 4 — шланг обогрева стекла, 5,6 — рукава силиконовые; 7 — теплоизоляция; 8 — скоба; 9 — клапан воздушный; 10 — болт М8; 11 — гайка ЕМ8; 12 — шайба пружинная 8.15; 13-отопитель фронтальный ДМ-9508.131.010; 14, 15-хомуты червячные.

    Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя Схема отопления НефАЗ 5299-11-32

    Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схем отопления НефАЗ 5299-37-32

    Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-10-32

    Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-17-32

    Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-30-32 с шестью отопителями

    Схема работы системы охлаждения и разогрева двигателя. Схема отопления НефАЗ 5299-20-32

    19. 2 Техническое обслуживание

    • проверить и, при необходимости, заменить охлаждающую жидкость из системы отопления при ТО-10000; ТО-30000;

    • смазать подшипники электродвигателей отопителей салона — один раз в год, осенью;

    УСТАНОВКА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ па городском и пригородном автобусах

    • Ввернуть в блок кранов шасси два переходника, проверить соединения на герметичность мыльным раствором, подавая в переходники сжатый воздух (для исключения разгерметизации при установке переходников придерживать кран вторым ключом). Заменить при необходимости поврежденные шланги, трубы, хомуты, рукава, болты, шайбы, гайки.

    • Перед установкой рукава и трубы продуть сжатым воздухом. Надеть на свободные концы переходников по одному рукаву угловому. Закрепить хомутами червячными.

    • Изолировать переходники материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

    • Закрепить кронштейн, надев шайбу, навернув гайку.

    • Установить трубу подводящую, закрепить к полу болтом с шайбой пружинной, подсоединить ее к рукаву угловому, сняв заглушку и закрепить хомутом червячным.

    • Установить трубу отводящую.

    • Установить на трубы в местах расположения кронштейнов рукава-подкладки, закрепить двумя хомутами, шайбами пружинными и гайками.

    • Установить трубу подающую, подсоединить ее к трубе подводящей с помощью двух рукавов силиконовых, патрубка углового, закрепить хомутами червячными. Мз червячных хомутов = 0,4. 0,5 кгс·м;

    • Соединить трубы отводящие.

    • Установить пять хомутов.

    • Изолировать части труб, находящихся вне салона, матералом материалом «Энергофлекс супер» с последующей обмоткой самоклеящейся лентой «Энергофлекс супер».

    • Изолировать трубы материалом «Энергофлекс супер», закрепить трубы скобами с шайбами пружинными и гайками.

    • Герметизировать место прохода труб через панель передка. Укладка материала в виде воронки с равным припуском на стороны.

    • Установить отопитель фронтальный. Закрепить его болтами с шайбами пружинными.

    • Соединить шлангами патрубки отопителя фронтального с соответствующими патрубками в передней части автобуса. Закрепить хомутами червячными.

    • Подсоединить трубы к соответствующим патрубкам отопителя фронтального с помощью рукавов силиконовых. Закрепить хомутами червячными.

    • Установить на отопители салонные по две пластины, закрепив их винтами.

    • Нанести на пластины клей, приклеить их на отопители, устанавливаемые над арками колес.

    • Закрепить отопители салонные болтами с шайбами пружинными.

    • Соединить патрубки отопителей с соответствующими патрубками труб с помощью рукавов силиконовых, закрепить хомутами червячными.

    • Установить по месту кожуха, закрепив в верхней части гайками глухими, шайбами пружинными совместно с кронштейнами, а в нижней части винтами самонарезающими.

    • Установить кожух, закрепив винтами самонарезающими.

    • Установить кожух, закрепив к отопителю салонному болтами с шайбами пружинными.

    • Ввернуть клапаны в бобышки на отводящих трубах правой и левой боковин салона.

    Моменты затяжки резьбовых соединений:

    М6: Мз=0,7. 1,0 кгс·м;

    М8: Мз=1.8. 2,5 кгс·м;

    М10: Мз=4,0. 5,6 кгс·м;

    Мз червячных хомутов = 0,4. 0,5 кгс·м;

    Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

    УСТАНОВКАХ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ на междугородном автобусе

    • Перед установкой все рукава и трубы продуть сжатым воздухом.

    Заменить при необходимости поврежденные тройники, демпфер, шланги, хомуты, болты, шайбы, гайки.

    • Демпфер в сборе ввернуть в кран шаровой, предварительно намотать на резьбу ленту.

    • Тройник ввернуть в кран шаровой до упора, предварительно намотать на резьбу ленту.

    • Надеть шланг соединительный на демпфер и на тройник, закрепить хомутом червячным.

    • Трубу вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

    • Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным. В шланги соединительные установить заглушки.

    • Шланг соединительный надеть на тройник и демпфер, закрепить хомутом червячным.

    • Трубу вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

    • Трубы установить на кронштейны, закрепить хомутами, ввернув болты с шайбами, закрутить гайки.

    • Шланг соединительный надеть на трубу, закрепить хомутом червячным.

    • Установить трубу левой боковины салона, ввернуть шпильки.

    • Надеть кронштейн на шпильку.

    • Установить трубу левой боковины салона, ввернуть болт, надев шайбу пружинную. Мз=1,2. 1,8 кгс·м

    • Шланг соединительный надеть на трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным.

    • Установить трубы левой боковины (отводящая и подводящая линии) на кронштейны.

    • Установить рукав-подкладку в месте крепления хомута. Установить уголок.

    • Надеть хомут на шпильку кронштейна, надеть шайбу пружинную, затянуть гайкой. Мз=0,7. 1,0 кгс·м.

    • Установить кожух. Ввернуть винт в совмещенное отверстие кожуха до упора.

    • Установить кожух. Надеть на шпильку шайбу пружинную, навернуть гайку глухую, затянуть до упора. Мз=2,4. 3,6 кгс·м. Ввернуть винт самонарезающий в совмещенное отверстие кожуха до упора.

    • Надеть шланг соединительный на трубы левой боковины, закрепить хомутом червячным.

    • Тройник вставить в шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

    • Проложить шланги соединительные, герметизировать в каркасе место прохода шлангов.

    • Патрубок надеть на шланг соединительный, закрепить хомутом червячным.

    • Хомут надеть на шпильку, установить шланги соединительные, надеть шайбу, навернуть гайку, затянуть до упора. Мз=0,7. 1,0кгс· м.

    • Установить отопитель фронтальный, ввернуть болт, надеть шайбу пружинную.

    • Надеть шланги соединительные на выводы отопителя фронтального, закрепить хомутом червячным.

    • Шланг обогрева стекла установить одним концом на патрубок отопителя фронтального, другим — на соответствующий патрубок в передней части автобуса, Закрепить воздуховод хомутами.

    • Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным.

    • Надеть другой конец шланга соединительного на патрубок трубы левой боковины салона, закрепить хомутом червячным

    • Установить отопитель салонный, ввернуть болт в совмещенное отверстие, надеть шайбу пружинную.

    • Шланг соединительный надеть на патрубок отопителя салонного, закрепить хомутом червячным. Другой конец шланга надеть на патрубок трубы левой боковины.

    • Установить трубы правой боковины салона, закрепить хомутами.

    Завести двигатель, испытать систему на герметичность при максимальных оборотах двигателя и включенном ПЖД в течение 15 минут. Присутствующий воздух удалять посредством клапанов, наличие воздуха в системе не допускается. Признаком отсутствия воздуха в системе является равномерный прогрев всех салонных и фронтального отопителей. Убедиться в отсутствии течи охлаждающей жидкости через соединения системы отопления. При появлении течи устранить ее, подтянув хомуты. При необходимости долить охлаждающую жидкость до нормы.

    Произвести герметизацию технологических отверстий в местах переходов труб отопления: переход труб 025 мм через пол к салонному отопителю водительского места; отводящей и подводящей труб в месте перехода из отсека ПЖД.

    Читайте также:  Отопление дома 100 кв дровами
Оцените статью