Как считать перерасчет за отопление

Порядок оформления и примеры перерасчета за отопление

Нередки ситуации, когда в течение отопительного сезона температура в квартире не соответствует установленным нормативам.

Причин данного явления может быть несколько, и они, как правило, не зависят от жильцов. В то же время начисление платы за отопление происходит по полному тарифу.

Кроме устранения существующих неполадок и несоответствий, логичным шагом со стороны потребителя будет инициация процедуры перерасчета размера оплаты за отопление.

Перерасчет за отопление: нормативные показатели

Постановление Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 дает четкое определение температурных нормативов для жилых помещений.

Для регионов со средним температурным показателем самой холодной зимней пятидневки не ниже –30°C:

  • 18°C — для жилых помещений;
  • 20°C — для угловых комнат.

Для регионов со средним температурным показателем самой холодной зимней пятидневки от –31°C и ниже:

  • 20°C — для жилых помещений;
  • 22°C — для угловых комнат.

Кроме того неисправность стояков не может быть основанием для корректировки оплаты пока температура в квартире находится в допустимых пределах.

Регламентированная продолжительность аварийно-ремонтных и ремонтных работ при условии отключения отопления:

  • За месячный период ремонтных работ квартира не должна оставаться без отопления на суммарный срок более двадцати четырех часов.
  • В то же время срок единовременного отключения не должен превышать шестнадцать часов, при условии, что температура в квартире не опускается ниже 12°C.

Превышение нормативных значений температуры допускается не более, чем на 4°C. В ночное время (интервал от 00:00 до 05:00) допустимо понижение температуры на 3°C.

Вычисление размера корректировки платы за отопление

В соответствие с действующими правилами, размер оплаты услуги отопления за оговоренный срок снижается на 0,15% за каждый час отклонения от норматива на один градус. Вместе с тем допустимо температурное отклонение до 3°C ниже нормы в ночное время.

Пример для перерасчета стоимости услуг отопления в квартире, расположенной в г. Архангельск (средняя температура самой холодной пятидневки –31°C).

Условия:

Размер платы за отопление за декабрь: 2500 руб.;

Количество ночных и дневных часов за декабрь: 155 = 5 × 31 и 589 = 19 × 31 соответственно;

Температура в жилых помещениях на протяжении декабря: 15°C (дневная норма 20°C, ночная норма 17°C).

Формула расчета:

где S — размер оплаты за месяц (2500);

T — количество часов (155 ночных и 589 дневных);

R — разница нормального и фактического показателей (2 и 5 в ночное и дневное время соответственно).

Таким образом, учитывая заданные условия, получается, что сумма перерасчета составит:

  • За ночные часы: 2500 × 155 × 2 × 0,0015 = 1162,5 руб.
  • За дневные часы: 2500 × 589 × 5 × 0,0015 = 11043,75 руб.
  • Общая сумма за месяц: 1162,5 + 11043,75 = 12206,25 руб.

Таким образом, применительно к рассмотренному примеру, потребитель может рассчитывать лишь на корректировку оплаты отопления в размере 2500 рублей.

В то же время данная сумма полностью покрывает расходы на оплату отопления за целый месяц, что является положительным результатом перерасчета и достойной компенсацией за перенесенные неудобства.

Оформление документов

Первый шаг в процедуре оформления перерасчета оплаты за отопление — документальная фиксация несоответствия температурных показателей установленным нормам.

По заявке в организацию, предоставляющую услуги ЖКХ, должен явиться ее представитель, уполномоченный измерить температуру во всей квартире. На основании полученных сведений он обязан составить акт несоответствия.

В акте обязательно должен быть указан период отклонения температурных показателей от нормы. Оптимальный вариант — составление двух актов — в начале и в конце периода отклонения.

Следующим шагом в инициированной процедуре является составление заявления на перерасчет. Регламентированной формы не существует, можно писать в свободной форме.

В шапке необходимо указать ФИО руководителя управляющей компании, а также ФИО и адрес подателя заявления. Кроме всего прочего, в заявлении нужно обозначить следующие моменты:

  • Показатели уличной и домашней температуры в течение рассматриваемого периода, а также на момент составления заявления.
  • Собственные требования и пожелания в отношении снижения размера оплаты за тепло (с указанием суммы) или установления допустимой температуры в квартире
  • Ссылки на нормативно-правовые акты, регламентирующие нормативы подачи тепла.

При составлении заявления важно обозначить собственную осведомленность по части знания установленных законом нормативов и собственных прав.

На основании составленного заявления и акта несоответствия представители управляющей организации обязаны рассмотреть возможность корректировки стоимости услуг отопления.

Спорные ситуации и их решение

Случаи, в которых возможен отказ в составлении акта несоответствия, либо перерасчете:

  • Недостаточный уровень теплоизоляции квартиры. Решение — утепление оконных и дверных проемов.
  • Завоздушивание стояков системы отопления. Решение — обращение в орган ЖКХ.
  • Снижение теплоотдачи батарей вследствие образования внутри накипи, налетов и прочих отложений органического и неорганического происхождения. Решение — Ссылка на статью «Промывка системы отопления».

При несоответствии качества теплоснабжения нормам существует возможность перерасчета оплаты за отопление.

В соответствие с действующим законодательством РФ для инициации процедуры перерасчета необходимо выполнение ряда действий и условий, оговоренных в законодательстве.

Перерасчет оплаты позволит не переплачивать за некачественную услугу, а в некоторых случаях также поможет существенно сэкономить на оплате отопления.

Эксперты рассказали, как проверить перерасчеты за отопление

Плату за отопление в домах, где есть счетчики тепла, начисляют одним из двух способов: либо только во время отопительного сезона (тогда зимой квартплата выше, чем летом), либо равномерно в течение года.

При равномерных платежах плата рассчитывается из среднемесячного объема потребления тепла за предыдущий год. А после окончания года, в первом квартале, происходит корректировка платы за тепло с учетом фактических показаний приборов учета. Проще говоря, в 2020 году «равномерную» плату начисляли по среднемесячному потреблению тепла в 2019 году. А сейчас, в начале 2021 года, коммунальщики вычисляют по счетчикам, сколько фактически использовали жители дома в 2020 году, и делают перерасчет.

Читайте также:  Проектирование отопления водоснабжения канализации электроснабжения

Если год оказался холоднее предыдущего, то жильцов попросят доплатить. Если теплее — может оказаться, что жители заплатили больше, чем нужно. Напомним, что в этих расчетах учитывается не зима и не отопительный сезон, а календарный год — с 1 января по 31 декабря.

Как проверить, правильно ли сделали перерасчет? Показания общедомового счетчика и суммарный объем тепла, предоставленный во всех жилых и нежилых помещениях, обязательно указываются в ежемесячной «платежке». Это позволяет жителю проверить расчеты объема тепла и стоимости услуги.

Кроме того, потребитель вправе обратиться в управляющую организацию с заявлением, и она обязана в течение трех рабочих дней со дня его получения предоставить письменную информацию за интересующие потребителя периоды: о ежемесячном потреблении по показаниям общедомовых счетчиков, о суммарном объеме использованных коммунальных ресурсов во всех помещениях дома, об объемах ресурсов, ушедших на общедомовые нужды. Если возникнет подозрение, что коммунальщики ошиблись при перерасчетах, можно обратиться с жалобой в Госжилинспекцию.

Максимальной суммы перерасчета не установлено. Но если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо месяце окажется более чем на 25% выше, чем за тот же период прошлого года, то коммунальная организация обязана предоставить возможность оплаты этой услуги в рассрочку. В этом случае внести сумму нужно будет в течение 12 месяцев равными долями. Но за это придется заплатить проценты. Ставка не может быть выше, чем ставка рефинансирования Центробанка, увеличенная на 3 процентных пункта.

Если же в доме вообще нет счетчика, никаких весенних перерасчетов не будет, так как установить, сколько тепловой энергии на самом деле использовали жители, невозможно. Расчеты идут по нормативам.

Как считать перерасчет за отопление

Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант». Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная. Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем).

Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят.

Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко. Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.

Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.

Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.

А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Как указано в п.15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении — не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.

Читайте также:  Как оплачивать отопление летом

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Давайте разберем ситуацию:

Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C

Зафиксированная температура = 30 °C

Фактическое отклонение температуры от нормативной = …

Здесь давайте остановимся поподробнее:

Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:

«в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».

То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп». Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1). Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354 = 4 °C

Размер платы = 1320 руб.

«Расчетное» отклонение = 30°C — 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).

31 день * 24 часа = 744 часа — это суммарное количество часов в расчетном периоде)

1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

Обратите внимание, при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24 руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле. ) должен был составить 1626,24 рублей.

Клево же, правда?

А теперь к реалиям…

Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству, так как согласно п.98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление» стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения.

Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI».

В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч. При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин».

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения».

Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

1) установка шарового термометра в точке измерения;

2) ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения;

3) осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями;

4) составление акта измерения температуры воздуха;

5) подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м».

Вывод: если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ. За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А. Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011 ).

Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов. При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения. Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

Читайте также:  Теплые полы теплолюкс profimat

1) Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства, по которые проверяете УК и ТСЖ.

2) Сотрудники УК и ТСЖ: спешка хороша при ловле блох. Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

3) Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод.

С уважением, Кочетков Юрий.

P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Оцените статью