Как стать сетевой организацией по водоснабжению

Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения

Первостепенной задачей при устройстве водопроводных сетей является бесперебойное снабжение потребителей, в том числе население водой, соответствующей техническим требованиям. При этом обслуживание сетей холодного водоснабжения (ХВС) и канализации должно осуществляться соответственно нормативам эксплуатации и с соблюдениями государственных гарантий. Как на местном уровне регулируется качественное и доступное каждому жителю обеспечение водными ресурсами и организация отвода их после использования, расскажет эта статья.

Что означает понятие гарантирующая организация в системе ЖКХ

Определение «гарантирующая организация» закреплено в ст. 12 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» Под этим термином понимаются компании, оказывающие услуги по ХВС и водоотведению. Статус гарантирующей организации присваивается решением органов местного самоуправления. При этом возлагаются обязанности:

  • по заключению соглашений по ХВС
  • контрактов по водоотведению с водо-канализационным хозяйством(ВКХ)
  • договоров аренды сетей водопровода и канализации
  • единых договоров, объединяющих функции подачи и отвода воды

Статус гарантирующей организации обязывает обеспечить снабжение водными ресурсами всех обратившихся, с условием что их объекты присоединены к действующей централизованной системе водоснабжения (ЦСВ) и отведения воды.

Законодательство Российской Федерации о водоотведении и водоснабжении

Регламент действия компаний, осуществляющих услуги ХВС и отведения сточных вод, зафиксирован в Федеральном законе 416

Все нормы и особенности по предоставлению коммунальных услуг в МКД и частных домостроениях зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №354 от 6 июня 2011 года.

Порядок водоотведения и водоснабжения указан в Постановлении Правительства №644. Формы типовых договоров утверждены ПП РФ №645 от 29.07. 2013 года.

Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения

Гарантирующую организацию должна:

  • разрабатывать,утверждать и реализовывать планы-проекты конструкций коммуникационных водопроводных сетей
  • назначать и проводить плановые инвентаризации объектов и схем водопровода

Оба эти условия взаимосвязаны. Для создания схемы придется провести инвентаризацию. При этом инвентаризацию проводят по схеме, которую нужно создать. Если нет проекта и системы ХВС, нет возможности назначения.

Органы местного самоуправления присваивают компании статус гарантирующей компании в рамках нормативно-правовых актов. Ее определяют на центральную, а не локальную водопроводную систему.

Проблемы возникают в том случае, если очистное сооружение расположено на удаленном расстоянии от предприятия, перекачивающего сточные воды. Из-за того, что в законе нет понятия логистических услуг, как части обслуживающего комплекса, данный вид работ осуществляется сетевым предприятием. При этом, транспортирующая компания не несет ответственности за качество сточных вод, которые она передает для обработки.

В том случае, когда сетевая и гарантирующая фирмы назначены, заключается соглашение с компаниями по очистке воды для того, чтобы организовать контроль.

Полномочия гарантирующей организации

Юридические и физические лица должны подписать соглашение о поставке воды и обустройству коллектора с водоканалом. У гарантирующей организации есть право отказать в исполнении договора в том случае, если территория, на которой требуется оказание услуг, не является частью ЦСВ.

Права и обязанности

Компании, являющиеся гарантом по обеспечению водного ресурса и его последующего отведения, обязаны контролировать постоянную работоспособность сетей, принадлежащих ей или расположенных в зоне их деятельности. В их обязанности также входит:

  • соблюдение регламентированного режима по приему стоков
  • предупреждение пользователей о датах отключений и временной приостановке оказания услуг
  • принятие мер по своевременной ликвидации последствий аварийных ситуаций в ЦСВ и на сетях канализационного хозяйства и обеспечение возобновления работы
  • осуществление контроля над тем, как клиенты соблюдают режимы водоотведения
  • предоставление данных согласно действующим стандартам раскрытия информации в рамках закона РФ
  • обеспечивать обратную связь на жалобы потребителей, которые касаются исполнения договорных обязательств
  • пломбирование приборов учета
  • уведомление клиентов о датах и сроках, в которые будет проводиться планово-предупредительный ремонты сетей
Читайте также:  Закольцованная система отопления однотрубной системы отопления

Гарантирующим организациям предоставлено законное право:

  • контролировать достоверность передаваемых показателей приборов учета водоснабжения
  • выявлять незаконную врезку и использование централизованной системы водоотведения
  • предотвращать самовольное пользование или подключение потребителей
  • прекращать или ограничивать оказание услуг случаях, предусмотренных законодательством РФ
  • взыскивать с потребителей в установленном порядке средства за расход, превышающий установленный норматив
  • выступать инициатором сверки расчетов с каждым потребителем

Гарантирующая организация имеет право взыскать с потребителя пени за несвоевременную оплату услуг, эквивалентную одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая зафиксирована в день, когда оплата была фактически произведена. Расчет учитывает сумму за каждый просроченный день. Отсчет ведется с первого дня, следующего за датой, установленной в качестве срока оплаты.

Ответственность

Федеральным законом № 416 обозначены существенные условия договора водоотведения и ответственность сторон при исполнении или неисполнении подписанного соглашения.

Если гарантирующая организация нарушает прием сточных вод, потребитель имеет право требовать снижение расходов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения в том расчетном периоде, когда были нарушены его права. Размер оплаты снижается пропорционально величине услуг, которые не были оказаны.

Взаимодействие гарантирующей организации с компаниями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение

Согласно статье 12 Федерального закона №416-ФЗ предприятия ВКХ обязаны обеспечить оказание услуг, заключив соглашение с гарантирующей организацией. Чтобы обеспечить бесперебойное водоотведение сточных вод, гарантирующая организация должна заключить договор с каждой компанией, эксплуатирующей отдельные элементы центральной системы водоотведения. При этом, фирмы, обеспечивающие водоотведение и водоснабжение, самостоятельно заключают договора с потребителями.

ФЗ-416 предусматривает заключение нескольких типов договорных соглашений, касающихся транспортировки сточных вод, их очистке, обращения с осадками сточных вод и другие типы соглашений.

Чтобы представлять интересы гарантирующей организации перед третьими лицами, оформляется соответствующая доверенность в водоканал, на представление интересов юридического лица.

В каких случаях производят замену гарантирующей организации

Согласно ч. 2. ст. 12 ФЗ-416, статус гарантирующей организации присваивается той компании водопроводно-канализационного хозяйства, к трубопроводу канализации которой подключено максимальное число абонентов из всех компаний ВКХ. Если по разным причинам количество пользователей уменьшилось, при этом появилась другая водоснабжающая компания с большим объемом подключений, то она получает этот статус.

Передача обязанностей гарантирующей организации другой компании

В том случае, если новой компании ВКХ присвоен статус гарантирующей организации, ей следует заключить договора на обслуживание водопроводных сетей со всеми пользователями ЦСВ, независимо от количества посреднических структур, находящихся между ними. Организация, лишившаяся статуса гарантирующей, должна передать информацию о всех потребителях, которых она обслуживала.

Что должны знать потребители об организации водоснабжения и водоотведения

Услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются на основе соглашения, заключенного между абонентом и ресурсоснабжающей компанией. В данном документе зафиксированы правоотношения сторон, гарантирующие качественное оказание услуг со стороны и своевременную оплату со стороны потребителя.

Глава 28 ГК РФ регулирует порядок заключения договора по обеспечению ХВС и отведению сточных вод. Типовой договор на подключение к водопроводу и системе водоотведения содержит блоки:

  • вводная часть, описывающая каждую из сторон
  • предмет соглашения, где зафиксированы условия сотрудничества, в том числе тарифные планы и нормативы
  • описание способов и порядка оказания услуг
  • дополнительные условия

В случае, когда соглашение заключается с физическим лицом, в нем должны быть отражены данные пользователя: адрес помещения, реквизиты собственника и его контактные данные.

Читайте также:  Конвектор для дома рейтинг лучших

Грамотно составленный договор – гарант безопасности не только ресурсной компании, но и пользователя услугами. Формы типовых договоров на оказание коммунальных услуг утверждаются на законодательном уровне, тем самым упрощая процесс их согласования и утверждения. Назначение гарантирующей организации упорядочивает процессы обеспечения водой и ее отведения.

Как стать сетевой организацией

Мысли о том, чтобы создать собственную сетевую организацию посещают многих потребителей, владеющих питающей трансформаторной подстанцией. Чтобы получить этот статус, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.

Однако сделать это совсем не так просто, как может показаться. Получить статус сетевой организации можно только, если владелец объекта электросетевого хозяйства соответствует следующим критериям:

1. владеет подстанциями номинальной мощностью не менее 10 МВА;

2. владеет подключенными к подстанции линиями электропередач, суммарной протяженностью не менее 15 км и не менее чем по двум из следующих номинальных классов напряжения — 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 — 20 кВ; ниже 1 кВ (трехфазных участков)

3. не имеет претензий со стороны РЭКа относительно качества услуг;имеет телефонный номер для обращения потребителей;

4. располагает собственным интернет-сайтом;

5. во владении или пользовании претендента не должно быть распределительных устройств электростанций.

Требования 1, 2 и 5 должны выполняться в границах субъекта РФ. Это еще более осложняет задачу. Если сети располагаются в пределах двух субъектов, и по раздельности не соответствуют вышеобозначенным требованиям, получить статус сетевой организации не получится.

Допустим все же, что предприятие обладает достаточно крупными ресурсами, и имеет пресловутые 15 км сетей и необходимую присоединенную мощность. Можно создавать сетевую? Подождите, на этом испытания не заканчиваются.

С 2015 году в законодательстве используется определение «моносетевая организация». Так обозначают организации, обслуживающие преимущественно одного потребителя. О моносетевой организации можно говорить, если максимальная мощность и/или объем потребления электроэнергии самого крупного потребителя (монопотребителя) составляют не менее 80% от суммарных максимальной мощности и/или объема потребления всех потребителей сетевой организации. Эти критерии не применяются в отношении ТСЖ, управляющих компаний, потребительских кооперативов, оказывающих коммунальные услуги по электроснабжению.

Если сетевая организация соответствует критериям моносетевой, то затраты на обслуживание монопотребителя не включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии. Монопотребитель оплачивает услуги по единому котловому тарифу и тарифу сетевой организации для обслуживания данного потребителя. Таким образом, экономической целесообразности в статусе моносетевой организации по факту нет.

Не стоит забывать, что существуют стандарты качества обслуживания потребителей, которые должны соблюдаться каждой сетевой организацией. К таковым относятся:

-организация очного обслуживания с соблюдением требований к офисам обслуживания;

-организация заочного обслуживания с использованием телефонной связи и сети Интернет;

-прием и рассмотрение обращений, в том числе с применением электронного документооборота.

Кроме того, необходимо выполнять требования по раскрытию информации. За этим, как показывает статистика возбужденных административных дел, неусыпно следят соответствующие органы.

Таким образом, создать сетевую организацию на базе энергетической службы предприятия — задача практически невыполнимая. Если на балансе имеется питающая подстанция, то целесообразнее сдать ее в аренду, на забыв при этом минимизировать свои риски.

Как стать сетевой организацией? И нужно ли это делать

Довольно часто потребители, владеющие питающей трансформаторной подстанцией, и получающие от сетевых организаций региона «предложения, от которых сложно отказаться» по аренде этой подстанции, задаются вопросом: «А не создать ли свою сетевую организацию?».

Действительно — зачем кормить кого-то другого? Ведь очевидно, что сетевым организациям аренда принесет прибыль. Обслуживающий персонал, как правило, свой. Осталось получить только тариф.

В действительности всё не так просто.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям

Читайте также:  С кого требовать перерасчет по отоплению

Владелец объектов электросетевого хозяйства может получить статус сетевой организации (индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями), только при условии соответствия следующим критериям:

    1. Владение трансформаторными или иными подстанциями суммой номинальных мощностей не менее 10 МВА.
    2. Владение линиями электропередач, непосредственно подключенным к подстанциям, суммой протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
      — 110 кВ и выше;
      — 35 кВ;
      — 1 — 20 кВ;
      — ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи.
    3. Отсутствие претензий со стороны РЭКа, связанных с надежностью и качеством поставляемых услуг.
    4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.
    5. Наличие интернет-сайта.
    6. Отсутствие во владении или пользовании распределительных устройств электростанций.

1 и 2 требования — на срок не менее долгосрочного периода регулирования (3 или 5 лет) — актуально при аренде объектов электросетевого хозяйства.

1, 2 и 6 требования — в административных границах субъекта Российской Федерации.

То есть, если юридическому лицу принадлежат электрические сети длинной 7,5 км по двум уровням напряжения, скажем в Алтайском крае и еще 5,5 км по двум уровням напряжения в Республике Алтай — владелец не соответствует критериям и не может получить статус сетевой организации ни в крае, ни в республике.

При этом, 1, 2 и 6 требования, не применяются в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и с технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

Допустим, предприятие большое — 15 км сетей есть (и от них запитаны транзитные потребители), присоединенной мощности трансформаторов тоже хватает — теперь можно создавать на базе предприятия сетевую организацию?

Пока еще нет. Есть и другие ограничения:

В 2015 году законодательстве появилось понятие «моносетевая организация», то есть сетевая организация, обслуживающая преимущественно одного потребителя.

    1. Доля максимальной мощности самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% суммарной максимальной мощности всех потребителей сетевой организации;
    2. Доля объема потребления электрической энергии самого большого потребителя сетевой организации составляет не менее 80% объема потребления электрической энергии всех потребителей сетевой организации;

Критерии моносетевых организаций не применяются к управляющим организациям, товариществам собственников жилья, потребительским кооперативам, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению.

Если сетевая организация подпадает под критерии моносетевой:

  • Затраты на обслуживания монопотребителя (занимающего более 80% максимальной мощности или фактического потребления сетевой организации) не включаются в единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии;
  • Монопотребитель оплачивает услуги по передаче по единому котловому тарифу + тарифу моносетевой организации для обслуживания данного потребителя.

То есть, экономическая целесообразность получения статуса моносетевой организации отсутствует.

  • Организация очного обслуживания (требования к офисам обслуживания потребителей);
  • Организация заочного обслуживания (использованием телефонной связи и сети Интернет);
  • Прием и рассмотрение обращений потребителей (в том числе организация электронного документооборота по технологическому присоединению с применением электронных подписей);

По итогам 2017 года ФАС России ФАС России возбудила 312 административных дел в отношении хозяйствующих субъектов и должностных лиц за нарушения при раскрытии информации сфере электроэнергетики. В основном это сетевые организации. Общая сумма штрафов составила более 14,1 млн рублей. В сравнении с 2016 годом количество выявленных нарушений и штрафов увеличилось почти в 3 раза (подробнее здесь).

Ну и, кончено, чтобы стать сетевой организацией, юридическому лицу нужно пройти тарифное регулирование и получить индивидуальный тариф для расчетов между сетевыми организациями.

Вывод:

Создание сетевой организации на базе энергетической службы промышленного предприятия является фактически не реализуемой задачей. Если у потребителя на балансе имеется питающая подстанция — целесообразно сдать ее в аренду уже действующей сетевой организации, не забывая при этом минимизировать риски.

Оцените статью