Как заправлять систему отопления теплоносителем

Как заправлять систему отопления теплоносителем — расчет, давление, скорость, нормативы

При монтаже системы отопления приходится учитывать немало нюансов, о которых может знать лишь профессионал – инженер. Ведь после тщательных расчетов, проведения работ по сбору всей системы, очередь доходит до заправки системы отопления теплоносителем.

О том, что из веществ можно использовать в готовой отопительной системе, и что выгоднее для вас – может судить специалист. Считается, что сегодня используются лишь 2 варианта теплоносителя — вода и антифриз. Давайте попробуем разобраться в том, чем заполнять трубопровод оптимальнее.

Преимущества воды и антифриза

Существует такое понятие, как нормативы температуры теплоносителя в системе отопления. Вода относится к самому дешевому веществу. К тому же она является доступной и отвечает требованиям системы отопления. К сожалению, имеется огромный недостаток – при снижении атмосферных температур происходит ее замерзание. В результате, трубопровод и радиаторы не выдерживают, и происходит прорыв.

Если вы внимательно посмотрите, как происходит заполнение системы отопления теплоносителем на видео, то поймете, что в большинстве случаев используется антифриз. Главным преимуществом данного вещества можно назвать следующее – в критических ситуациях и по необходимости вы смело можете отключать отопление в коттедже. Даже в сильные морозы антифриз не замерзает.

Вода относится к нетоксичным веществам. Поэтому ее заливают в трубопровод, выполненный из любых материалов. Это может быть латунь или алюминий, известный всем чугун и метало-пластик, нержавейка или сталь.

Расчет количества теплоносителя

Мы рекомендуем обратиться к инженеру для проведения расчета и составления схемы трубопровода. В этом случае не придется в последствии жалеть о потерянном времени и частых ремонтах системы. Поверьте, не стоит доверять онлайн программам. Ведь только грамотный специалист сможет подобрать оборудование и произвести расчет теплоносителя в системе отопления.

Помните, в закрытой системе следует использовать мембранный расширительный бак. К нему монтируется манометр, рассчитанный на 4…6 бар и предохранительный клапан. Также устанавливаются краны, предназначенные для спуска воздуха и подпитки.

В первую очередь в расчетах определяют скорость теплоносителя в системе отопления. Однако до этого следует выяснить, какие тепловые потери дома существуют. Данный вид вычислений относится к сложным. Ведь придется учитывать несколько параметров одновременно.

Конечно, никто не запрещает провести расчет самостоятельно по формуле:

G – это тепловая потеря здания (кКал/ч);

Po — реактанц процессу теплопередачи;

Показатели Тв и Тн — это атмосферная температура как внутри, так и снаружи дома;

Уменьшающий коэффициент – к.

Аналогичным способом вычисляем объем теплоносителя в системе отопления. Здесь нельзя ошибиться в расчетах. Поэтому, напоминаем, — обратитесь к специалистам. Ведь соблюдение нормативов по температуре теплоносителя системе отопления и другие параметры невероятно важны. Заметим, что основные показатели нормативов указаны в СНиП 41-01-2003.

Заполнение готовой системы отопления

Считается, что готовую систему отопления в доме можно самостоятельно запускать. Действительно ли это так? В том случае, если речь идет о естественной циркуляции воды (антифриза), то подобное действие допускается. Ведь не составляет трудностей заполнить смонтированную систему отопления теплоносителем (смотрите видео). Для этого следует залить в расширительную емкость антифриз. Далее проверяете весь трубопровод и открываете краны Маевского для спуска воздуха.

Читайте также:  Что такое трехходовой кран для теплых полов монтаж

Помните, вам также требуется следить за давлением теплоносителя в системе отопления и периодически подливать его в расширительный бак. Вы упустили момент и оборудование опустело? Значит, придется повторить все мероприятия заново, произведя сброс воздуха.

В тех случаях, когда производится расчет теплоносителя для системы отопления с принудительной циркуляцией, необходимо звать специалиста. Либо научиться заливать воду под давлением.

В любом случае до начала работ требуется проверить состояние расширительного бака. После этого запускаем насос, подсоединенный к баку и антифризу. Помните, заправка системы отопления теплоносителем требует умений и определенных знаний. Поэтому обязательно отслеживайте состояние трубопровода и оборудования.

Как и с естественной циркуляцией, давление теплоносителя в системе отопления контролируется постоянно. Как только показатель достигает 2-х атмосфер, расширительный бак начинает заполняться. В этот момент вам предстоит отключить насос для закачки и произвести включение циркуляционного насоса.

Когда воздух выйдет из системы, вы заметите, что давление снижается. Это означает, что объем теплоносителя в системе отопления следует увеличить. Следовательно, включаем закачку воды и снова дожидаемся заполнения бака. Повторять подобную операцию следует до того момента, когда в системе не нормализуется оптимальное давление.

Правила замены воды на антифриз

Что делать, если в осенний период в систему заливалась вода, а вы решили перейти на зимний режим и требуется произвести замену теплоносителей. В таких случаях профессионалы сразу сообщают, что начнут протекать резиновые прокладки, резьбовые соединения. Поэтому заранее запаситесь герметиком для радиаторов.

Заметим, что скорость теплоносителя в системе отопления играет большую роль. При замене воды на антифриз следует помнить – полностью удалить жидкость невозможно. Следовательно, мы предлагаем вам заливать концентрат антифриза.

Как заполнить систему отопления закрытого типа любыми видами теплоносителей

Важный вопрос, возникающий по окончании монтажа отопительных приборов, касается того, как заполнить систему отопления закрытого типа и запустить её в эксплуатацию. Процесс несложный, хотя его особенности вызывают типовые затруднения у рядовых пользователей. К ним относятся выбор точки закачивания и величины давления теплоносителя.

Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения

Открытая система оснащается расширительным бачком в своей верхней точке. Поверхность жидкости-теплоносителя в нем непосредственно соприкасается с атмосферным воздухом. Закрытая система оснащена мембранным расширительным бачком, герметически изолированным от атмосферы.

Отопительные системы любого типа можно заполнять следующим образом:

  • водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
  • водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
  • наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
  • закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.

Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха. Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней. Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.

Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.

Расположение узла подпитки системы отопления.

Когда выполняется заполнение теплоносителем

Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:

  • запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
  • повторный пуск после проведения ремонтных работ.

Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:

  1. Вода неизбежно загрязняется продуктами коррозии (внутри радиаторов, металлопластиковые и полипропиленовые трубы ей не подвержены). Оставив старую воду на новый сезон, рискуете сломать циркуляционный насос твердыми загрязнениями.
  2. Незапущенные залитые системы загородных домов могут «разморозиться» при внезапном похолодании – такие случаи нередки.
    В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.
Читайте также:  Правила монтажа газовых конвекторов

Закачка антифриза в систему отопления.

Технология заполнения: куда подавать теплоноситель

Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов). Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов. Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.

Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.

Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы). Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой. Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.

Конструкция типового узла слива/подпитки.

Заполняем систему снизу

Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).

Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду. Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок. Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.

Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.

Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.

Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.

Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху

Если нет электрического насоса, то заполнение системы, имеющей перепад высот нижней и верхней точек от 10 м, посредством ручного насоса является процедурой довольно утомительной. В этом случае закрытая система может заполняться через верхнюю точку (например, штуцер присоединения автоматического воздухоотводчика) самотеком с открытым сливным краном в нижней точке до начала вытекания из него воды. Сливной кран перекрывается, и мы имеем в нижней точке системы статическое давление, равное давлению в столбе жидкости до верхней точки (при 10 м давление будет 1 атм).

Читайте также:  Сами устанавливаем радиаторы отопления

Теперь нужно повысить давление до расчетного уровня не выше 1,5 атм. К любому штуцеру системы подсоединяем через шаровый кран обычный поливочный шланг порядка 1,5 метра длинной. Придумываем на него легкосъемный переходник к шлангу обычного автомобильного насоса с манометром. Заливаем выпрямленный вертикально шланг водой, присоединяем через переходник насос и воздухом закачиваем воду из шланга в систему. Перекрываем шаровый кран. Достаточно 3-5 повторений процесса для повышения исходного статического давления в любой точке системы на 0,5 атм. Следует избегать накачивания внутрь нее воздуха.

Закачка антифриза ручным насосом.

Выбор величин давления в системе и расширительном бачке

Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла. Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.

Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!

Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.

Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм). Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот. Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.

Уровни давления в расширительном бачке.

Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве. Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза). Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя. Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости.

Заключение

Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.

Статьи по теме:

Статья посвящена схемам и правилам выполнения лучевой разводки систем отопления многоквартирных и частных домов. Этот вид разводки отопительных труб.

Однотрубная система отопления с принудительной циркуляцией: основные моменты. «Обвязка» радиатора при однотрубном отоплении, особенности.

Над тем, как реализовать альтернативное отопление частного дома, задумываются многие владельцы недвижимости. Систем обогрева жилья, в том числе.

Оцените статью