Каким законом регулируется отопление

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ
«О теплоснабжении»

С изменениями и дополнениями от:

4 июня, 18 июля, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 7 мая 2013 г., 3 февраля, 21 июля, 14 октября, 1, 29 декабря 2014 г., 3, 28 ноября 2015 г., 1 мая, 19 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г., 19, 29 июля 2018 г., 18 марта, 1, 24 апреля, 9 ноября, 8 декабря 2020 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Цель закона — урегулировать отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии (мощности) и теплоносителя.

В качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети.

Потребители, в том числе застройщики, желающие подключиться к системе теплоснабжения, должны заключать договоры и вносить регулируемую плату.

Установлен исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Цены на иные виды товаров и услуг определяются сторонами.

Тарифы могут быть одноставочными, двухставочными, дифференцироваться по видам (параметрам) теплоносителя, по группам потребителей, по зонам дальности передачи энергии.

Определены особенности теплоснабжения многоквартирных домов. Заключается отдельный договор. В нем предусматривается поставка тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

Количество реализуемых тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов. Их устанавливают собственники источников или установок.

Приборы учета в новом многоквартирном доме должен устанавливать застройщик за свой счет. Это нужно сделать до того, как получено разрешение на ввод в эксплуатацию.

Теплоснабжающие организации должны иметь допуск к работам, которые обеспечивают функционирование систем теплоснабжения. Его выдает саморегулируемая организация. Закреплен ее статус.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 1, пунктов 1 — 6, 8 и 9 части 2, частей 3, 5 — 8 статьи 7, статей 8, 10 — 12 и 14 настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4159

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 402-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 ноября 2020 г.

Читайте также:  Как устроен газовый котел отопления аогв

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г. и с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего и четвертого подпункта «а» пункта 1 статьи 6 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением пунктов 1 и 5 статьи 1 изменений, которые вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Читайте также:  Счетчик для систем отопления

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о теплоснабжении

Государство ставит перед энергетиками задачу бесперебойного снабжения граждан тепловой энергией. Развитие эффективной системы регулирования отношений между производителями тепла и потребителями невозможно без надёжной правовой основы.

Федеральный закон «О теплоснабжении»

27 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 190-ФЗ «О теплоснабжении». Этот нормативный акт существенно изменил структуру управления теплоэнергетикой и систему договорных отношений по использованию тепловой энергии.

Сфера регулирования

Действие закона распространяется на все виды экономических взаимосвязей, возникающих при производстве, передаче и потреблении тепла.

ФЗ-190 определяет и контролирует следующие направления:

  • государственную политику при установлении тарифов;
  • организацию учёта производимой и потребляемой энергии;
  • передачу прав пользования государственными или муниципальными объектами энергетики;
  • технологические условия подключения к теплоснабжающим структурам;
  • распределение тепловой нагрузки;
  • порядок установки теплоносителей;
  • обеспечение безопасности и надёжности отопительных систем;
  • вопросы горячего водоснабжения с использованием открытых тепловых контуров.

Основные положения

Закон N 190-ФЗ закрепляет ключевые принципы организации теплообеспечения.

Государство устанавливает следующие приоритеты:

  • энергетическая эффективность производства и потребления тепла;
  • обеспечение надёжности при эксплуатации объектов;
  • развитие централизованного теплоснабжения;
  • преимущественное использование комбинированного производства тепловой и электрической энергии;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • обеспечение условий для развития предпринимательства в теплоснабжающей отрасли.

Кроме того, нормы ФЗ-190 призваны обеспечить баланса интересов потребителей и организаций, производящих тепло и электроэнергию.

Распределение полномочий

Закон «О теплоснабжении» разграничивает возможности и обязанности органов власти на всех уровнях.

  • разрабатывает мероприятия по реализации энергетической стратегии;
  • утверждает правила подключения и доступа к системам;
  • устанавливает основы ценообразования на тепловую энергию;
  • утверждает порядок контроля снабжающих организаций.

Региональные органы исполнительной власти:

  • устанавливают нормативы в сфере теплоснабжения (удельного расхода и запасов топлива, технологических потерь при передаче тепла);
  • разрабатывают программы по обеспечению надёжности функционирования объектов;
  • определяют топливно-энергетический баланс региона.

Администрации муниципальных образований:

  • организуют бесперебойную подачу тепла и горячей воды;
  • осуществляют контроль готовности к отопительному периоду;
  • отвечают на обращения потребителей (граждан и организаций) по вопросам качества предоставляемых услуг;
  • разрабатывают схемы тепловых систем.
Читайте также:  Protherm терморегулятор теплого пола инструкция

При необходимости полномочия местных и региональных органов власти могут быть перераспределены (ФЗ-190, ст. 6.1).

Редакции закона

С момента принятия (27 июля 2010 года) в главный нормативный акт в области теплоснабжения внесено множество изменений и дополнений. Поправкам подвергались формулировки положений, были добавлены новые статьи и главы.

Изменения от 29.07.2017

Значительные изменения в ФЗ «О теплоснабжении» внесены с принятием 29 июля 2017 года закона N 279-ФЗ.

В ФЗ-190 появилась статья 4.2, посвящённая порядку антимонопольного контроля.

В качестве объектов регулирования выступают:

  • распределение тепловой нагрузки;
  • заключение контрактов на предоставление услуг потребителям;
  • цены на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Положения статьи 4.2 обязывают предприятия, доминирующие в области теплообеспечения, регулярно предоставлять информацию о своей деятельности.

Добавление главы 5.1 позволило регламентировать особенности правового регулирования в ценовых зонах.

В главу включено 11 статей, которые закрепляют:

  • условия и порядок формирования ценовых зон;
  • особенности тарифообразования;
  • определение максимальной стоимости тепловой энергии;
  • порядок заключения и исполнения договоров на оказание услуг;
  • правила установление платы за подключение к тепловым сетям;
  • требования к единым теплоснабжающим предприятиям;
  • особенности вывода в ремонт источников тепловой энергии.

Кроме этого, новшества коснулись порядка оформления аренды объектов теплообеспечения, которые принадлежат муниципальному образованию или государству.

Итоги реформирования

Основная цель реформы 2017 года — либерализация экономических отношений в тепловой отрасли. Новый формат рынка предусматривает постепенный переход к свободному образованию тарифов в ценовых зонах. Для этого в больших городах выбирается единое снабжающее предприятие (ЕТО), которое закупает тепло у производителей.

В обязанности поставщика входит:

  • обеспечение бесперебойной подачи тепла;
  • модернизация действующих систем;
  • строительство новых объектов.

Для того чтобы предотвратить появление завышенных тарифов, деятельность ЕТО контролируется Федеральной антимонопольной службой. Законодательство также регламентирует подписание концессионных документов в отношении энергетических объектов и сетей централизованного снабжения горячей водой.

Мнения экспертов

Ещё одно нововведение реформы 2017 года — метод альтернативной котельной. Альтернативная модель тарификации подразумевает, что местные исполнительные органы самостоятельно регулируют цены на услуги теплоснабжения.

Федеральный закон N 190-ФЗ (в последней редакции) предоставляет регулятору право устанавливать предельно допустимый тариф. При этом ценовой уровень определяется себестоимостью возведения альтернативного источника теплоснабжения.

Энергетики утверждают, что действующий механизм формирования тарифов невыгоден для долгосрочных инвестиций. Модель альтернативной котельной предоставляет возможность зафиксировать тариф и ежегодно изменять его на величину инфляции. По мнению инвесторов, такой вариант гарантирует возврат капиталов, вложенных в отрасль теплоснабжения. Производители энергии также поддерживают введение нового метода, который позволит привлечь необходимые средства для реконструкции изношенных тепловых сетей.

Однако многие эксперты находят недостатки в методе, предлагаемом энергетиками. Главным минусом специалисты считают резкое повышение стоимости тепловой энергии и горячей воды. Для потребителей это означает увеличение суммы коммунальных платежей, для местных властей — необходимость выделять дополнительные средства на субсидирование льготных категорий граждан.

Оцените статью