- Какое масло заливают в масляный обогреватель, если возникла необходимость
- Принцип работы обогревателя
- Нужно ли менять масло?
- Сколько масла требуется?
- Какое масло можно использовать в обогревателе
- Масло в масляном обогревателе – сколько заливать и какое?
- Общее устройство масляных обогревателей
- Ребристый обогреватель
- Отопитель с плоским радиатором
- Самодельный обогревательный прибор
- Заключение
Какое масло заливают в масляный обогреватель, если возникла необходимость
В холодное время года центральное отопление не всегда справляется со своей задачей – поддержанием требуемой температуры в помещении. Приходится приобретать дополнительные средства обогрева, в том числе и масляные. В них используется ТЭН (трубчатый электронагреватель) и масло, которое является теплообменником. Поскольку стенки радиатора делают как можно тоньше для лучшей теплоотдачи, они легко получают повреждение, выпуская содержимое. Вот тогда может возникнуть вопрос: какое масло заливать в масляный обогреватель?
Принцип работы обогревателя
Прежде чем ответить на этот вопрос, полезно будет познакомиться с самим устройством. Кроме радиатора и встроенного ТЭНа, на крышке корпуса расположены элементы электрической схемы, которая отвечает за автоматизацию процесса обогрева. Во время включения прибора в сеть ток проходит через предохранитель, он служит для защиты от короткого замыкания.
Далее электричество идет через ТЭН, где происходит нагревание. Теплоноситель, соприкасаясь с нагревателем, греется и поднимается в верхнюю часть радиатора, заполняя его верхнюю часть, на его место поступает холодное. Нагретое масло, проникая в пластинчатые части секции, начинает быстро отдавать тепло, теряя температуру и опускаясь вниз. Затем, приближаясь к ТЭНу, снова нагревается и процесс повторяется.
Процессом работы управляют термостаты. Они представляют собой биметаллические пластины, во время нагревания они меняют свою форму, размыкая или замыкая электрические контакты. Тепло они получают от радиатора, т.к. находятся внутри крышки, а охлаждаются потоком воздуха, поступающим через отверстия.
Важно! Во время работы эти вентиляционные отверстия должны быть открыты, иначе термостаты будут долго остывать, и обогреватель дольше не будет включаться. По этой же причине его не следует устанавливать вблизи отопительных приборов.
В некоторых моделях используются регуляторы мощности, в этом случае в радиатор вмонтированы несколько ТЭНов, а подключается каждый из них через отдельный или пакетный выключатель. Как правило, рядом с выключателями устанавливаются светодиоды, сигнализирующие о работе нагревателей.
Все устройство может защищаться аварийным клапаном или термостатом, отрегулированным на максимально допустимую температуру. Если используется термостат, то для его включения необходимо нажать кнопку. Это нужно делать только после того, когда найдена причина срабатывания, и она устранена.
Нужно ли менять масло?
Если посмотреть на корпус обогревателя, то можно заметить, что он герметично закрыт. Делается это чтобы сохранять объем жидкости неизменным на протяжении всего срока службы. Этот период должен быть указан в паспорте. После завершения этого интервала устройство не подлежит эксплуатации, т.к. масло теряет свои свойства.
Однако, это не единственная причина, ограничивающая срок службы. Связано это с термостатами. Работа биметаллических пластин, которые являются основным элементом этого прибора, начинает давать сбои. Особенно это важно для защитных элементов, от действия которых зависит безопасность людей и имущества.
Тем не менее, иногда масло все же нужно менять. Это может произойти по двум причинам:
- пробой радиатора;
- разгерметизация из-за коррозии.
Для уменьшения веса стенки радиатора стараются делать тоньше, минимальное значение ограничивается давлением, создаваемым внутри. В связи с этим радиатор можно легко повредить острым твердым телом. Обнаружить повреждение можно по пыли, она прочно прикрепляется к корпусу.
Сам теплоноситель может и не проникать через такую щель, а вот его пары, да еще под давлением, выходят наружу. Поэтому стоит сразу обращать внимание на такие места. Рекомендуется оберегать нагревательный прибор от падений, не хранить его рядом с острыми предметами и не подпускать к ним детей.
Видимые подтеки
Вторая причина потери герметизации – ржавчина. Хотя корпус тщательно покрывается лакокрасочным материалом, во время работы появляются микротрещины. Это обусловлено разным коэффициентом расширения металла и краски. Влага, проникая в эти трещины, начинает разъедать его, а внутренне давление довершает действие воды, прорывая корпус. В результате получается утечка. Обнаружить можно так же с помощью пыли, собирающейся в этом месте.
Можно, конечно, время от времени покрывать радиатор дополнительным слоем краски, закрашивая микротрещины. Однако лакокрасочные материалы обладают теплоизоляционными свойствами, мешающими нормальной работе прибора. Проще будет использовать обогреватель в местах, где нет повышенной влажности. Также изготовители по этой же причине не разрешают использовать радиатор в качестве сушилки белья, в некоторых моделях для этой цели используют специальные рамки.
Особенно электронагреватели подвержены коррозии во время хранения. Если при работе прибора воздух вокруг него достаточно сухой, то при хранении влажность ничем не контролируется. Будет лучше, если он будет располагаться в сухом, защищенном от влаги месте.
В любом случае, при разгерметизации жидкость будет уходить и его необходимо будет восполнить. Сколько масла заливать, ведь первоначальный уровень масла не известен?
Сколько масла требуется?
Прежде чем определить, сколько масла в радиаторе должно быть, необходимо убедиться, что есть возможность открыть резервуар. Видимо, предвидя такие ситуации, некоторые производители в нижней части радиатора устанавливают сливную пробку. В этом случае появляется возможность доливать или менять теплоноситель. Но как можно заправить бак, если такой пробки нет? В этом случае необходимо узнать, каким способом установлен ТЭН?
Тэн снабжен гайкой
Придется разобрать корпус, чтобы добраться до него. Для этого необходимо найти крепежные болты в верхней части крышки. Они могут быть спрятаны под информационной пластинкой.
Снятие пластины
Нижняя часть соединена с помощью пружинного хомута, его нужно подцепить острым предметом и отогнуть. В приведенном видеоролике показано, как это можно сделать:
После чего крышку снимают. На радиаторе в нижней части расположен нагреватель, его можно обнаружить по проводам, которые к нему подходят. Наличие на ТЭНе гайки свидетельствует о том, что его можно менять.
Осторожно! Между нагревательным элементом и корпусом радиатора находится прокладка, с ней следует обращаться осторожно, чтобы не повредить.
Отсоединяют провода от ТЭНа. Обогреватель устанавливают в такое положение, чтобы сторона с нагревателем находилась вверху. С помощью гаечного ключа нагревательный элемент откручивают. Жидкость сливают в заранее подготовленную емкость. Находят и устраняют течь. Некоторые обогреватели разбираются другим образом, в этом видео показано как:
Остается определить, какое количество масла нужно залить в бачок? Для этого в радиатор заливают теплоноситель примерно на 90%. Закрывают горловину плотным материалом (резина, целлофан), наклоняют емкость так, чтобы воздух поднялся к отверстию, и заполняют емкость. Сливают в пустую посуду, измеряют объем.
Для определения коэффициента расширения можно воспользоваться соответствующими графиками или таблицами. Рассчитывается он относительно максимальной и минимальной температуры. Минимальное значение соответствует температуре теплоносителя во время ее заливки в емкость, а максимальное равно температуре, на которую рассчитан аварийный термостат.
Например, во время заливки жидкости температура равна 20 градусам, аварийная температура равна 115 градусам, значит коэффициент смотрят на отметке температуры в 95 градусов.
Коэффициент измеряется в процентах. Если он соответствует 7, значит объем увеличится на 7%. Так, масло в радиаторе емкостью в 10 литров при нагревании до критической температуры увеличится в объеме на 700 миллилитров. Если бы в радиаторе не было воздуха, то объем заливаемой жидкости составил бы (без учета ТЭНа) 9,3 литра.
Однако, содержащийся в нем воздух будет препятствовать расширению масла. Поэтому полученный результат следует умножить на 3: одна часть на расширение теплоносителя, две части на сжатие воздуха. Конечный результат составит: 700 умножить на 3 получится 2,1 литра. Таким образом, объем теплоносителя, заливаемого в радиатор, составит примерно 7,8 литра. «Недостающие» 100 мл. приходятся на объем нагревателя.
Какое масло можно использовать в обогревателе
Масло для бытовых обогревателей используется минеральное. Оно получается из переработки нефти. Имеет высокую температуру кипения 300 – 600 градусов и обладает диэлектрическими свойствами, предотвращая искрение или замыкание на корпус. Это достигается путем добавления соответствующих присадок. По назначению выпускают следующие виды:
- дизельное;
- индустриальное;
- моторное;
- турбинное (трансформаторное, трансмиссионное);
- приборное.
По сути, они все пригодны для использования, но можно обратить внимание на моторное. По своему назначению оно рассчитано на работу с высокой температурой, поэтому дольше других будет удерживать свои рабочие показатели. Кроме того, его легко можно купить, цена доступная, что делает его фаворитом среди других марок.
Не стоит переживать относительно электроизоляционных свойств. Во-первых, спираль ТЭНа находится внутри нагревателя. Во-вторых, любое масло, конечно, если сильно не разбавлено примесями, хорошо изолирует электрический ток.
Как правило, изготовитель не указывает, какой именно теплоноситель используется, поэтому возникает вопрос: можно ли смешивать масла или лучше полностью произвести замену? Присадки, используемые в маслах, при взаимодействии друг с другом, да еще при повышенных температурах, могут повести себя непредсказуемо. Поэтому лучше их не смешивать.
В любом случае, бережное хранение и эксплуатация обогревателя продлит его срок службы, не требуя к себе дополнительного внимания.
Масло в масляном обогревателе – сколько заливать и какое?
Бытовой маслозаполненный электрообогреватель – давно известный потребителю агрегат, устройство которого позволяет самостоятельно выполнять многие операции по его ремонту и обслуживанию.
Повреждение корпуса агрегата – явление достаточно частое, поэтому рассмотрим мероприятия по устранению этой неисправности и её последствий, в том числе вопрос, какое масло в масляном обогревателе эксплуатировать безопасно.
Общее устройство масляных обогревателей
Конструкция маслонаполненных обогревателей представляет собой герметичный металлический теплообменник-радиатор, заполненный на 80% объёма маслом. В нижнюю часть радиатора вмонтирован трубчатый электронагреватель (или несколько ТЭНов), а сбоку снаружи расположен блок с приборами управления (выключатель, переключатель режимов мощности, маховик терморегулятора) и устройствами, обеспечивающими безопасность эксплуатации (размыкатели электроцепи при перегреве, опрокидывании или протечке заполнителя).
Маслонаполненные электроотопители промышленного производства: слева – ребристый, справа – плоский.
Оснащённость масляных обогревателей, в зависимости от вида и класса исполнения агрегата, различна, но заполненный маслом радиатор с ТЭНом присутствует во всех приборах.
Трубчатый нагреватель после включения в сеть повышает температуру масла в нижней части радиатора, чем инициирует образование конвективных потоков в этой жидкой среде. Благодаря конвекции прибор равномерно нагревается по всей площади поверхности и отдаёт тепло воздуху, который в результате этого также начинает конвекционное движение.
Масляные обогреватели самодельного изготовления
Нагрев содержимого радиатора сопровождается расширением жидкости и, соответственно, повышением давления в резервуаре. Часть этого воздействия гасится воздушной «подушкой», которая занимает в радиаторе 20% объёма, но его остаток всё же давит на стенки ёмкости изнутри. Радиатор нового масляного обогревателя рассчитан на такую нагрузку, но в силу ряда факторов рано или поздно может утратить герметичность. Рассмотрим способы устранения этой неисправности применительно к различным видам маслонаполненных отопителей.
Ребристый обогреватель
Радиаторы таких отопителей конфигурацией напоминают чугунные теплообменники центрального отопления. Отдельные секции таких обогревателей изготавливаются из заготовок, нарезанных с высокой точностью лазером из листовой стали толщиной 0,5 мм, отформованных прессованием и затем собранных методом опять же лазерной сварки.
Малая толщина стенок радиатора делает обогреватель уязвимым для коррозии, поэтому снаружи по корпусу таких масляных обогревателей выполняется защитная окраска по порошковой технологии. Механические повреждения защитного слоя, частые в быту, влекут за собой сначала точечную поверхностную, а затем и сквозную коррозию резервуара с утратой герметичности.
Прогрессирующая коррозия ребра секции маслонаполненного отопителя
При разгерметизации ребристого масляного радиатора приходится решать три проблемы:
- устранение повреждения корпуса;
- заполнение резервуара маслом;
- восстановление герметичности ёмкости.
Возможность ремонта радиатора определяется прежде всего конструкцией его ТЭНа.
Важно! Если ТЭН завальцован в корпус, обогреватель ремонту радиатора не подлежит – из-за отсутствия технологического отверстия для заполнения резервуара маслом после восстановления его герметичности.
Если же трубчатый нагреватель съёмный, то его демонтаж позволяет слить остаток масла после протечки, устранить повреждение, затем заново заполнить радиатор, и установить ТЭН на место.
С обогревателя снимают блок управления, после чего агрегат устанавливают на бок, отсоединяют провода с ТЭНа (зарисовав предварительно их положение), и выкручивают нагреватель с помощью газового ключа.
Демонтаж трубчатого электронагревателя с помощью газового ключа
Устранив повреждение на корпусе, в обогреватель заливается чистое трансформаторное масло. Для определения необходимого его объёма нужно заполнить резервуар полностью, затем опорожнить радиатор, и вернуть в обогреватель 4/5 от полного его объёма. Для заливки можно использовать остатки старого масла из радиатора, добавив в него необходимое количество нового.
Важно! Старое масло из радиатора необходимо профильтровать и, при подозрении на присутствие водяных вкраплений, выпарить.
Выпаривание трансформаторного масла производится в течение 20-30 минут при температуре 90 градусов – дальнейший нагрев инициирует в жидкости реакции окисления с изменением характеристик вещества.
Трансформаторное масло, являясь диэлектриком, обладает хорошей теплопроводностью и сохраняет эти свойства при температурах окружающей среды до -45 градусов. Изготавливается это вещество из нефти путём перегонки и, в зависимости от свойств начального продукта, может иметь не значительно различающиеся характеристики. Не зависимо от месторождения и вида нефти, различные трансформаторные масла можно без ущерба для их характеристик смешивать друг с другом.
Образцы трансформаторного масла, пригодного для маслозаполняемых отопителей
Для заливки в масляный обогреватель можно использовать также минеральное масло для трансмиссий автомобиля – по вязкости оно близко к трансформаторному, что обеспечивает нормальное движение конвективных потоков в резервуаре при нагреве. Заливка синтетического трансмиссионного масла в отопитель по причине меньшей его вязкости повлечёт шумность работы агрегата вследствие большей интенсивности конвективных потоков.
Минеральные масла для автомобильных трансмиссий, возможные к использованию в маслозаполняемых радиаторах
Применение в масляных обогревателях моторных автомобильных масел не рекомендуется по следующим причинам:
- их вязкость различна и для маслонаполненного отопителя может оказаться излишне высокой, что приведёт к перегреву ТЭНа;
- более высокая стоимость этих материалов (из-за наличия технологических присадок, эффективных при использовании в двигателе, но не востребованных в обогревателе), особенно синтетического происхождения.
Важно! Использовать для заливки в радиатор смесь масел различного происхождения не допустимо – взаимодействие друг с другом присутствующих в них присадок после нагрева не предсказуемо, состав может свернуться, образовать осадок или загустеть. Доливание недостающего масла также должно выполняться материалом, идентичным по составу имеющемуся в приборе.
Использование в ребристых радиаторах отработанного моторного масла не допускается – присутствие в жидкости металлической взвеси и продуктов сгорания топлива отрицательно скажется на качестве теплопередачи и работе ТЭНа, замена которого в агрегатах такой конструкции – операция трудоёмкая.
Отопитель с плоским радиатором
Заливка масла в плоские обогреватели производится также в зависимости от того, позволяет ли это их конструкция.
В масляных обогревателях с плоским корпусом отечественного производства заливка масла предусматривалась конструкцией – чтобы можно было долить жидкость, их радиаторы в нижней части оснащались сливной пробкой.
Плоские масляные обогревательные электроприборы отечественного производства
Современные маслонаполненные отопители с плоским корпусом, предлагаемые зарубежными производителями, не рассчитаны на доливку масла силами потребителя. Однако, при съёмной конструкции ТЭНа технология ремонта радиатора с последующим его заполнением не будет отличаться от восстановления ребристого отопителя. Правила использования различных видов масел в масляных обогревателях с плоским корпусом также идентичны перечисленным выше.
Плоские масляные отопители современного исполнения: слева – напольный, справа – настенный.
Важно! При наличии сомнений в успехе лучше отказаться от ремонта электроприбора и приобрести новый обогреватель – восстановление агрегата должно быть выполнено до состояния, гарантирующего безопасность.
Самодельный обогревательный прибор
Изготовленные своими руками масляные обогреватели – отопительные агрегаты, эстетичность исполнения которых не высока, так как используются они чаще всего в хозяйственных или технических помещениях. Но при этом долговечность таких устройств в разы превышает потенциал эксплуатации отопителей промышленного производства, так как для их изготовления используются материалы с большим запасом прочности – стальные трубы, чугунные радиаторы.
Маслозаполненные радиаторы кустарного изготовления: слева – из труб, справа – из чугунного конвектора системы центрального отопления
Соответственно, требования к используемому в таких агрегатах маслу, тоже демократичны.
Кроме перечисленных видов масел, в радиаторах самодельных отопителей из труб можно использовать и отработанное моторное – значительный внутренний объём теплообменника обеспечивает нормальные условия для конвекции смазочных жидкостей даже повышенной вязкости.
Единственным условием остаётся недопустимость смешивания масел различного происхождения – вариантов исхода может быть множество, от полностью благоприятного до выхода из строя ТЭНа.
Заключение
Сегодняшний рынок насыщен масляными отопителями, в конструкции которых использованы последние технические разработки. Однако такие агрегаты редко рассчитаны на самостоятельное обслуживание пользователем. При этом в быту не утратили актуальности приборы отечественного производства – надёжные и долговечные, эксплуатация которых даёт навыки выполнения ремонта своими руками. Статья поможет тем, кто, разобравшись с перспективой ремонта обогревателя, решил самостоятельно продлить срок его эксплуатации.