- Обследование технического состояния систем отопления
- Камеральное обследование системы отопления
- Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» (подготовлен Минстроем России 24.01.2014)
- Методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей
- I. Общие положения
- II. Состав работ по комплексному определению показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения
- III. Порядок проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения
- Показатели физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей
- Обзор документа
Обследование технического состояния систем отопления
При обследовании технического состояния систем отопления руководствуются прилож. 1, п. 11 и проводят следующие работы:
• описывают систему (тип системы — централизованная, местная, однотрубная, двухтрубная; схема разводки подающей и обратной магистрали и др.);
• определяют типы и марки отопительных приборов;
• обследуют наиболее ответственные элементы системы (насосы, магистральную запорную арматуру, контрольно-измерительную аппаратуру, автоматические устройства);
• обследуют трубопроводы, отопительные приборы, запорно-регулирующую арматуру (в подвале, помещениях, на лестничных клетках, на чердаке);
• устанавливают отклонения в системе от проекта;
• выявляют следующие повреждения, неисправности и дефекты:
а) поражение коррозией и свищи магистральных трубопроводов, стояков, подводок, отопительных приборов;
б) коррозионное поражение замоноличенных трубопроводов;
в) следы ремонтов (хомуты, заплаты, заварка, замена отдельных участков), контруклоны разводящих трубопроводов, капельные течи в местах
врезки запорно-регулирующей арматуры, демонтаж и поломку отопительных приборов на лестничных клетках, в вестибюлях, выход из строя системы отопления лестничных клеток, вестибюлей, разрушение или отсутствие на отдельных участках трубопроводов теплоизоляции;
• проводят следующие инструментальные измерения:
1) температуры наружного воздуха (в районе здания);
2) температуры воды в подающем трубопроводе тепловой сети (на узле теплового ввода или теплового пункта до смесительного устройства или водонагревателя или после вводной задвижки);
3) температуры воды на обратном трубопроводе тепловой линии (на узле теплового ввода или теплового пункта перед вводной задвижкой);
4) температуры воды в подающем трубопроводе системы отопления (на узле теплового ввода или теплового пункта после смесительного устройства при его наличии или после водонагревателя при независимой системе отопления);
5) температуры воды на обратном трубопроводе системы отопления (на узле теплового ввода или теплового пункта);
6) температуры поверхности отопительных стояков у верхнего и нижнего оснований (на всех стояках);
7) температуры поверхности отопительных приборов (в помещениях-представителях) ;
8) температуры поверхности подводок подающих и обратных к отопительным приборам (в помещениях-представителях);
9) температуры воздуха в отапливаемых помещениях (в помещениях-представителях) ;
10) уклонов разводящих трубопроводов;
11) давления в системе: в подающем и обратном трубопроводе тепловой сети (на узле теплового ввода или теплового пункта), в подающем и обратном трубопроводах системы отопления.
На основе результатов обследования устанавливают степень соответствия прилож. 1, п. 11.
Камеральное обследование системы отопления
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей» (подготовлен Минстроем России 24.01.2014)
Досье на проект
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 и пунктом 14 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4159) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Методику комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей;
Показатели физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей
2. В срок не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства А.В. Чибиса.
Приложение N 1
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от » «_________ 2014 г. N_____
Методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей
I. Общие положения
1. Настоящая Методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее — Методика) определяет цели, задачи и порядок проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей.
2. В настоящей Методике применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон «О теплоснабжении») и иных нормативных правовых актах в сфере теплоснабжения.
3. Цели проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения определяются положениями Федерального закона «О теплоснабжении». Задачами проведения технического обследования являются:
а) обеспечение принятия эффективных управленческих решений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими теплоснабжение (далее — организация, осуществляющая теплоснабжение);
б) определение показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;
в) получение (подготовка) исходных данных для разработки схем теплоснабжения, а также для определения расходов, необходимых для эксплуатации объектов теплоснабжения (в том числе бесхозяйных объектов), исходя из их технического состояния.
4. Обязательное комплексное определение показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения проводится:
а) не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования);
б) при принятии организацией, осуществляющей теплоснабжение, в эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения.
5. При проведении комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, предусмотренного подпунктом «в» пункта 3 настоящей Методики, организация осуществляющая теплоснабжение, проводит предусмотренные настоящей Методикой действия в отношении соответствующих бесхозяйных объектов.
6. Комплексное определение показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими теплоснабжение, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций.
7. Объектами комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты теплоснабжения, представленные в статье 2 Федерального закона «О теплоснабжении», за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
II. Состав работ по комплексному определению показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения
8. Состав работ по комплексному определению показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения включает в себя:
а) камеральное обследование;
б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуальное-измерительное обследование и инструментальное обследование объектов теплоснабжения;
в) определение технико-экономической эффективности объектов теплоснабжения.
9. При проведении камерального обследования тепловых сетей рассматривается следующая нормативно-техническая документация:
а) проектная документация, содержащая функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения;
б) исполнительная документация, содержащая сведения о технических характеристиках инженерных сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях;
в) эксплуатационная документация в соответствии с регламентом эксплуатации тепловой сети;
г) другая документация, содержащая, в том числе, следующие данные:
данные о техническом состоянии тепловых сетей и элементов сети (отчеты по телевизионной диагностике сетей, дефектные ведомости и т.д.);
сведения о количестве аварий на сооружениях, тепловых сетях, и уровне потерь в тепловых сетях;
сведения о сроках эксплуатации и износе сетей и сооружений.
При отсутствии вышеуказанных сведений составляется конструктивная схема объектов которая является основанием для натурного обследования объектов теплоснабжения и установленного на таких объектах оборудования.
10. При проведении камерального обследования оборудования, установленного на объектах теплоснабжения, рассматривается следующая нормативно-техническая документация:
руководство (инструкция) по эксплуатации оборудования;
исполнительная документация (содержащая сведения о технических характеристиках оборудования, установленного на объектах теплоснабжения, и о соответствии выполненных в натуре работ с проектной документацией или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях),
план-график планово-предупредительного ремонта, отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта, акт технического освидетельствования объекта, (сведения о поврежденности оборудования, установленного на источнике тепловой энергии или нарушении их эксплуатации), иные документы, необходимые для проведения камерального обследования.
11. При наличии в теплосетевых или теплоснабжающих организациях информационных систем учета, созданных для централизованного ведения и актуализации данных о местоположении, технических характеристиках тепловых сетей, сооружений, оборудования, а также бухгалтерской, эксплуатационной, ремонтной и иной информации, отражающей техническое состояние объектов, камеральное обследование может быть проведено на основании анализа сведений таких информационных систем.
12. По результатам анализа технической документации на объекты теплоснабжения и тепловые сети должны быть установлены следующие данные:
а) год постройки объектов теплоснабжения;
б) дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения;
в) материал, диаметр трубопроводов по проекту и по исполнительной документации, их фактическое состояние, процент износа;
г) расчетные и фактические параметры давления и пропускной способности трубопровода и иных объектов теплоснабжения;
д) сведения об аварийности оборудования, установленного на объектах теплоснабжения, тепловых сетей за последние 3 года до момента проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения;
е) информация о проведении аварийных и ремонтных работ на объектах теплоснабжения, тепловых сетях, с указанием точных мест проведения выполнения таких работ с привязкой к местности, их фактических объемах, результатов проведенных работ (влияние результатов работ на функционирование объектов);
ж) информация о наличии или отсутствии технической возможности источников тепловой энергии, тепловых сетей обеспечивать установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристики теплоснабжения.
13. Техническая инвентаризация объектов теплоснабжения, тепловых сетей осуществляется на основании плана комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения с определением параметров технической инвентаризации по каждому инвентаризационному объекту, на основании камерального обследования.
Техническая инвентаризация объектов теплоснабжения и тепловых сетей включает в себя:
а) натурное обследование месторасположения объекта и определение основных технических параметров (диаметр, материал, типоразмеры и т.д.);
б) визуально-измерительное обследование, в том числе включая:
наружный и внутренний осмотр объектов теплоснабжения;
оценку технического состояния объекта обследования по совокупности и характеру визуально наблюдаемых дефектов, повреждений, утечек;
сравнение данных об объектах теплоснабжения, тепловых сетях, полученных в ходе камерального обследования, с фактическими характеристиками объектов, установленными при визуально-измерительном обследовании;
в) выборочное инструментальное обследование, проводимое в случае, если камеральное и визуально-измерительное обследование не позволяют достичь целей комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, включающее в том числе:
проведение теледиагностики трубопроводов;
поиск утечек и дефектоскопии инструментальными методами;
диагностику оборудования, установленного на источниках тепловой энергии, тепловых сетях, диагностику зданий и сооружений;
замер фактических характеристик оборудования, инструментальное обследование оборудования, включая при необходимости частичную или полную разборку оборудования.
14. Программа инструментального обследования разрабатывается на основе результатов и выводов камерального, натурного и визуально-измерительного обследований, при этом инструментальное обследование обязательно проводится:
а) в случае предварительного вывода о необходимости модернизации объекта;
б) в случае предварительного вывода о предаварийном состоянии, требующего дополнительного подтверждения.
В иных случаях решение о проведении инструментального обследования принимается по усмотрению организации, при недостаточности данных камерального и визуально-измерительного анализа для достижения целей комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения.
15. Программы обследований разрабатываются в зависимости от вида, материала изготовления и состояния объектов теплоснабжения, тепловых сетей и условий их эксплуатации.
Программы обследований должны быть нацелены на выявление и оценку дефектов и повреждений, характерных для объектов теплоснабжения с учетом материала изготовления и состояния обследуемых объектов и условий их эксплуатации.
16. По итогам комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения определяются:
а) уровень износа объектов теплоснабжения;
б) актуальное техническое состояние объекта на дату обследования;
в) рекомендуемые и предельные сроки проведения ремонта или реконструкции объектов.
17. Износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей комплексное определение показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения.
18. Технико-экономическая эффективность объектов теплоснабжения определяется для каждого объекта технического обследования либо группы объектов, имеющих единые признаки.
Для каждой группы объектов обследования формируется перечень показателей, которые отражают его технико-экономические характеристики. Данные характеристики отражают эффективность использования ресурсов для выполнения полезной функции объектом и выражаются как удельный показатель. К показателям технико-экономической характеристики объекта относится, в том числе, коэффициент полезного действия.
Технико-экономическая эффективность объекта определяется в сопоставлении с технико-экономическими характеристиками лучших отраслевых аналогов.
19. Для объектов теплоснабжения, тепловых сетей производится оценка:
а) проектных и фактических характеристик объектов теплоснабжения на период проведения оценки с целью определения дефицита (профицита) производственных мощностей;
б) технических характеристик источников тепловой энергии;
в) соответствия применяемых технологических решений установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристикам теплоснабжения, в том числе термодинамическим параметрам теплоносителя;
г) оптимальности эксплуатационных характеристик объектов теплоснабжения;
д) удельного количества повреждений на тепловых сетях, продолжительности перерывов теплоснабжения;
е) технологических нарушений на источниках тепловой энергии и тепловой сети за год, предшествующий проведению оценки;
ж) оперативности реагирования и общего времени устранения аварий и технологических нарушений при работе оборудования и инженерных сетей;
з) тепловой энергии на соответствие установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристикам теплоснабжения, в том числе термодинамическим параметрам теплоносителя.
Рекомендуемая форма оценки технических возможностей источников тепловой энергии на соответствие установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристикам теплоснабжения, в том числе термодинамическим параметрам теплоносителя.
20. К показателям энергетической эффективности (в части касающейся потребления электрической энергии) в сфере теплоснабжения относятся
а) удельный расход топлива на производство тепловой энергии;
б) удельный расход электроэнергии на производство тепловой энергии
в) расход тепловой энергии на собственные нужды;
г) удельный расход электроэнергии на передачу тепловой энергии;
д) потери тепловой энергии при передаче через изоляцию и с потерями теплоносителя;
е) потери теплоносителя.
21. Помимо указанных в настоящем разделе требований, в соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный N 17498) организациями, осуществляющими обследование в комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения должен проводиться энергетический аудит с составлением энергетического паспорта организации.
III. Порядок проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения
22. Теплоснабжающая, или теплосетевая организация, информирует органы местного самоуправления поселений, городских округов о датах начала и окончания проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, ходе его проведения. Информирование органов местного самоуправления поселений, городских округов осуществляется не позднее чем за 30 календарных дней до даты начала проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения и до даты окончания проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, соответственно. Информирование органов местного самоуправления поселений, городских округов осуществляется путем извещения, направляемого организацией, осуществляющей теплоснабжение, в письменном виде.
23. В извещении, направляемом организацией, осуществляющей теплоснабжение, в органы местного самоуправления указывается следующая информация:
а) перечень лиц, сведения об организации, проводящей комплексное определение показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (в случае ее привлечения);
б) план проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, содержащий информацию, предусмотренную пунктом 30 настоящей Методики.
24. Для проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения организация, осуществляющая теплоснабжение, утверждает план обследования, в котором указываются:
а) перечень объектов, подлежащих обследованию;
б) сроки (этапы) проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения;
в) перечень параметров, технических характеристик или иных показателей объектов теплоснабжения в отношении которых будет проведено обследование.
25. Теплоснабжающая, теплосетевая организация, вправе принять решение о корректировке содержания плана проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, в том числе в ходе обследования, на основании результатов натурного и выборочно-инструментального обследования. О корректировке плана проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения организация, осуществляющая теплоснабжение, обязана уведомить органы местного самоуправления в течение 5 календарных дней со дня внесения соответствующих изменений в такой план.
26. В течение 15 календарных дней после завершения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения составляется акт комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (далее — акт) в котором указываются:
а) перечень объектов, в отношении которых было проведено обследование;
б) перечень параметров, технических характеристик, фактических показателей деятельности организации, теплоснабжающей, теплосетевой организации, или иных показателей объектов теплоснабжения, выявленных в процессе проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения;
в) описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений). В случае если к оформлению результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений) установлены дополнительные требования в соответствии с требованиями стандартов по которым они производились, результаты исследований оформляются с учетом данных требований;
г) заключение о техническом состоянии объектов теплоснабжения, тепловых сетей;
д) оценку технического состояния объектов теплоснабжения в момент проведения обследования;
е) заключение о возможности, условиях (режимах) и сроках дальнейшей эксплуатации объектов теплоснабжения;
ж) ссылки на требования строительных норм, правил, технических регламентов, иной технической документации;
з) анализ технико-экономической эффективности существующих технических решений, применяемых на соответствующих объектах теплоснабжения, в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами;
и) предложения по плановым значениям показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, тепловых сетей, по режимам эксплуатации обследованных объектов теплоснабжения, тепловых сетей, по мероприятиям с указанием предельных сроков их проведения (включая проведение капитального ремонта и инвестиционные проекты), необходимых для достижения предложенных плановых значений надежности и энергетической эффективности, рекомендации по способам приведения объектов теплоснабжения в состояние, необходимое для дальнейшей эксплуатации и возможные проектные решения.
27. Обоснование необходимости проведения мероприятий по ремонту, восстановлению, модернизации, замене, на объектах теплоснабжения, тепловых сетях, осуществляется с учетом оценки:
а) аварийности в течение срока эксплуатации;
б) технических характеристик тепловых сетей и объектов теплоснабжения, в том числе уровня потерь, энергетической эффективности объектов, оптимальности топологии и степени резервирования мощности и (или) технических характеристик тепловых сетей;
в) ремонтопригодности объектов теплоснабжения, тепловых сетей;
г) расчетных остаточных сроков эксплуатации тепловых сетей;
д) технической возможности источников тепловой энергии обеспечивать установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристики теплоснабжения, в том числе термодинамические параметры теплоносителя;
е) технико-экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами;
ж) сопоставления фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов теплоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими теплоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии
Приложение N2
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от » «_________ 2014 г.N_____
Показатели физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей
1. Настоящий документ определяет перечень показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей.
2. Принципами формирования показателей технико-экономического состояния объектов теплоснабжения являются:
1) достижение показателей надежности и энергетической эффективности теплоснабжения;
2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности объектов теплоснабжения.
3. Технико-экономическое состояние объектов теплоснабжения оценивается по показателям, характеризующим:
состояние объектов теплоснабжения, находящихся в эксплуатации;
объекты, планируемые к строительству реконструкции или модернизации при реализации инвестиционных программ.
4. Показатели технико-экономического состояния объектов теплоснабжения, тепловых сетей, находящихся в эксплуатации:
а) оценка степени физического износа оборудования объектов теплоснабжения (далее — физический износ);
б) оценка состояния оборудования объектов теплоснабжения;
в) показатель технического состояния тепловых сетей;
г) энергетическая эффективность объектов теплоснабжения;
д) оценка экономической эффективности работы объекта теплоснабжения.
5. Оценка степени физического износа оборудования объектов теплоснабжения (реального состояния) осуществляется по 5 основным группам:
a) оборудование новое или почти новое, нарушений в работе не выявляется, к состоянию и внешнему виду нареканий нет;
б) оборудование в работе, находится не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки, которые устраняются в межремонтные интервалы;
в) оборудование в работе, находится не в аварийном состоянии, но периодически возникают технические неполадки (чаще, чем указанные заводом изготовителем межремонтные интервалы);
г) оборудование в работе, но по выявленным показателям находится в предаварийном или аварийном состоянии, эксплуатация оборудования нежелательна или опасна;
д) оборудование не работает по причине невозможности эксплуатации, вследствие явных нарушений конструкций или элементов.
Для каждого вида оборудования групп «в» и «г» рекомендуется указать возможность ремонта и узлы/элементы, нуждающиеся в ремонте.
В случае если износ такого оборудования, определенный по данным бухгалтерской отчетности, не более 50 процентов рекомендуется пояснить причины такого состояния.
6. Для учета степени физического износа оборудования при определении технико-экономического состояния применительно к оборудованию групп «в» и «г» рекомендуется указывать стоимость замены оборудования, а также стоимость годового обслуживания (ремонт, материалы и запчасти).
При проведении ремонтных работ оборудования в обязательном порядке рекомендуется составлять дефектную ведомость.
7. Оценка состояния объектов теплоснабжения проводится на основании акта комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения с учетом оценки степени физического износа оборудования объектов теплоснабжения:
для группы «а» в интервале от «0%» до «15%»;
для группы «б» в интервале от «16%» до «40%» — если оборудование по наработке прошло капитальный ремонт, а в межремонтные интервалы оборудование работает без аварий (допустимы незначительные сбои);
для группы «в» в интервале от «41%» до «60%» — оборудование прошедшее более 1 капитального ремонта и (или) имеющее сбои в работе чаще, чем положено проведением ППР (при этом оборудование не вызывает аварийных ситуаций);
для группы «г» в интервале от «61%» до «80%» — оборудование находится в аварийном состоянии, оборудование опасно в эксплуатации — нарушением работы тепловых сетей или подвергающее опасности жизнь и здоровье обслуживающего персонала находящегося в непосредственной близости. Оборудование не может эксплуатироваться без постоянного надзора;
для группы «д» от «81%» до «100%» — оборудование, включение которого невозможно и (или) опасно для сетей, и (или) жизни и здоровья обслуживающего персонала. Эксплуатация такого оборудования неминуемо приведет к аварии и (или) такое оборудование физически невозможно включить в работу.
В том случае, если нарушение целостности оборудования носит временный характер, и его возможно устранить в результате ремонта, для такого оборудования указываются две группы, например: «в (б)» — то есть на данный момент оборудование соответствует группе «в», но ожидающийся плановый ремонт изменит группу на «б».
8. Оценка технического состояния тепловых сетей характеризуется долей ветхих, подлежащих замене тепловых сетей и определяется по формуле:
где — протяженность тепловых сетей, находящихся в эксплуатации; — протяженность ветхих тепловых сетей, находящихся в эксплуатации.
9. Оценка энергетической эффективности объектов теплоснабжения определяется исходя из расхода электрической энергии на теплоснабжение на расчетную единицу измерения.
10. Оценка экономической эффективности работы объектов теплоснабжения, в том числе по группам однородных объектов, проводится путем сравнения удельных расходов на эксплуатацию различных объектов, а также путем оценки величины снижения таких расходов в случае модернизации или реконструкции объекта.
11. Мониторинг показателей технико-экономического состояния объектов теплоснабжения (далее — мониторинг показателей) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, (далее — уполномоченный орган).
12. Мониторинг показателей проводится с целью выявления, сбора, анализа и систематизации информации в целях определения результатов достижения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, установленных инвестиционными программами.
13. Основными задачами мониторинга показателей являются:
а) оценка и анализ выполнения показателей технико-экономического состояния объектов теплоснабжения;
б) предложения по корректировке инвестиционных и производственных программ с учетом происходящих изменений.
14. Уполномоченный орган:
а) утверждает формы и периодичность предоставления информации, необходимой для мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов теплоснабжения, а также для оперативного контроля хода мониторинга;
б) проводит анализ изменения состояния и развития объектов теплоснабжения поселения, городского округа;
в) анализ достижения организациями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности;
г) анализ инвестиций и фактических расходов бюджета.
Обзор документа
Закрепляются цели, задачи и порядок проведения комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей теплоэнергии, теплоносителя, а также источников ресурсов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электро- и теплоэнергии). Речь также идет о показателях физического износа и энергоэффективности объектов теплоснабжения. Планируется урегулировать вопросы проведения мониторинга таких показателей.
Предусматривается следующий состав выполняемых работ: камеральное обследование; техническая инвентаризация имущества, включая натурное, визуальное-измерительное и инструментальное обследование объектов теплоснабжения; определение технико-экономической эффективности последних. Определяется их содержание.