Клапан системы отопления авто

Клапан системы отопления авто

Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля: Ваш личный климат погоде вопреки

опубликовано 18.03.2015

Салон автомобиля – именно то место, где любому автовладельцу должно быть в первую очередь комфортно. Ведь, как ни крути, это индивидуальное средство передвижения, а не сидение в автобусе. Поэтому каждый уважающий себя автомобилист непременно следит за чистотой, добавляет полезные аксессуары и приятные мелочи. Но если в разгар зимы в машине холодно, как за бортом, все усилия меркнут – никакая, даже самая теплая и пушистая «меховушка» не заменит неработающую печку и не принесет желанного уюта.

О том, как избежать в салоне чрезмерной жары летом и внеплановых морозов зимой, поддерживая в исправности систему отопления, вентиляции и кондиционирования, поговорим в данной статье.

Автомобили, в зависимости от модели и комплектации, могут быть оборудованы только системой отопления и вентиляции либо дополнены системой кондиционирования.

Система отопления, вентиляции и кондиционирования представляет собой единую систему, которая предназначена для обеспечения комфортной температуры и циркуляции воздуха в салоне при любых погодных условиях. Несмотря на то, что по сути это одна система, рассмотрим принцип работы каждой из составляющих в отдельности.

Система отопления салона преимущественно используется для обогрева в холодное время года. В качестве охлаждающей жидкости, как правило, служит антифриз (или тосол), который циркулирует по системе охлаждения и в нужный момент начинает поступать в радиатор отопителя. Это происходит за счет поворота специального рычага, меняющего положение заслонки: в закрытом состоянии теплоноситель минует радиатор, а в открытом проходит через него уже в горячем виде. Когда радиатор становится нагретым, включается вентилятор, работающий на охлаждение и передающий тепло в салон через воздуховоды. Они расположены на передней панели, подведены к решеткам обдува лобового и боковых стекол и к отверстиям для подачи воздуха к ногам. В зависимости от модели автомобиля воздуховоды также могут быть выведены к заднему сиденью в режимах «на пассажира» и «в ноги» (возможна различная регулировка направления воздуха).

За циркуляцию и очистку воздуха в салоне отвечает система вентиляции. Из подкапотного пространства воздух пропускается через специальные фильтры, очищается и передается в салон, при этом его температура не меняется. Интенсивность подачи устанавливается вращением вентилятора. Выходит воздух с помощью клапанов, закрывающих отверстия в боковинах багажника. Для управления потоками в салоне также используются заслонки, меняющие положение и открывающие либо предотвращающие забор наружного воздуха. В случае необходимости включается режим рециркуляции, когда заслонки закрываются, и воздух в салоне начинает двигаться без поступления снаружи – эта функция особенно полезна при движении по задымленным или запыленным участкам дороги. Таким образом, система вентиляции обеспечивает циркуляцию воздушных потоков, поддерживая свежесть, чистоту и достаточную влажность (чтобы избежать запотевания стекол, к примеру, в дождь).

Наконец, в некоторых автомобилях установлена система кондиционирования. Ее главная задача – охлаждать воздух в салоне, избавляя водителя и пассажиров от изнуряющей жары в теплое время года. Функционально она может быть представлена в виде обычного кондиционера или системы климат-контроля, создающей микроклимат в машине и поддерживающей постоянную температуру вне зависимости от погоды за бортом.

В состав системы кондиционирования входят компрессор, конденсатор, ресивер-осушитель, термовентиль и регулирующие клапаны. Компрессор кондиционера сжимает поступающий хладагент (как правило, фреон), который изначально находится в виде газа под довольно небольшим давлением, но после выхода из компрессора его давление и температура сильно увеличиваются. В таком состоянии хладагент подается в конденсатор (радиатор кондиционера), расположенный перед радиатором охлаждения двигателя, там обдувается воздухом и конденсирует или, иными словами, превращается в жидкость. Далее он перетекает в ресивер-осушитель, снабженный фильтрами для очистки, избавляется от примесей и грязи и подступает к терморегулирующему клапану (вентилю), на выходе из которого резко охлаждается за счет сильного снижения давления и температуры. Так, снова в виде газа фреон попадает в испаритель, расположенный в отопителе, и благодаря вентилятору испаряется и через воздуховоды подается в салон. При этом движение хладагента по трубопроводам регулируется специальными клапанами, а уровень давления отслеживается с помощью датчика, установленного между компрессором и конденсатором.

Итак, исправность системы отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля проверяется главным образом во время технического обслуживания, когда происходит замена, заправка или дозаправка всех изношенных элементов. Разумеется, вопросы диагностики лучше делегировать квалифицированным специалистам, однако есть важные параметры, которые легко отслеживать самостоятельно.

  • Уровень охлаждающей жидкости: должен не опускаться ниже минимального значения и в то же время не превышать максимальное. При слишком малом количестве антифриза двигатель перегревается, а при чрезмерном возможны повреждения расширительного бачка.
  • Загрязнение радиатора: со временем он засоряется и покрывается грязью, накипью и ржавчиной. Проверить это возможно при прогретом двигателе – нижняя часть останется холодной.
  • Герметичность радиатора: можно диагностировать самостоятельно, заполнив водой и создав необходимое давление. Если обнаруживается течь, ее устраняют пайкой (когда размеры небольшие), либо меняют радиатор. Нелишним будет проверить герметичность пробки радиатора, повреждение которой также может вызвать утечку.
  • Натяжка приводного ремня: неправильная регулировка чревата проскальзыванием или пробуксовкой, что в любом случае сказывается на работе всей системы и неминуемо ведет к преждевременному износу или даже обрыву.
  • Исправность салонного фильтра: от степени загрязненности напрямую зависит качество очистки воздуха и микроклимат внутри автомобиля. Выявить подлежащий замене фильтр несложно: в салон будут проникать лишние запахи с улицы, стекла могут запотевать и покрываться пылью и грязью изнутри. Однако лучшим способом проверки является время/пробег использования: фильтры – расходные материалы и должны меняться не реже, чем при переходе из одного сезона в другой.
Читайте также:  Как работает углеродный кабель для теплого пола

В целом, чтобы предотвратить практически любую неисправность системы отопления, вентиляции и кондиционирования, достаточно соблюдать регламент технического обслуживания автомобиля и регулярно мониторить значения указателя температуры на приборной панели. И, конечно, быть внимательным при эксплуатации машины: подтеки под днищем и на двигателе, белый дым при прогреве, специфический запах охлаждающей жидкости, светлая пена в масляном щупе – все это сигнализирует о том, что пора ехать в сервисный центр или пытаться устранить неполадку своими руками. Так или иначе, от правильно функционирующей системы отопления, вентиляции и кондиционирования зависит не только Ваш комфорт, но и здоровье, а в некоторых случаях – безопасность.

IXORA рекомендует радиаторы Nissens: Основанная в Дании в начале прошлого века, сегодня компания Nissens прочно занимает лидирующие позиции в производстве и реализации автомобильных радиаторов по всему миру. Благодаря двойным пластинам радиаторы Nissens обеспечивают оптимальный воздушный поток для более быстрого охлаждения жидкости. А специальные силиконовые прокладки, которыми комплектуется каждое изделие, отличаются гибкостью, упругостью и надежно защищают от воздействий тосола и антифриза. Расширительные бачки выполнены из высокопрочного материала, сохраняющего свои свойства даже при резких и значительных скачках температуры. Кроме того, уровень качества радиаторов Nissens подтверждается многочисленными тестами, проводимыми в режиме реальной эксплуатации автомобиля.

Наиболее популярные модели авторадиаторов Nissens представлены в таблице ниже. Весь ассортимент комплектующих можно найти в разделе каталогов запчастей.

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Наиболее популярные модели авторадиаторов Nissens
Производитель Наименование детали Номер детали Применяемость*
NISSENS Радиатор отопителя 73962 AUDI A3 1996-2003, VW Polo 1994-2001, VW Golf 1991-2005
NISSENS Радиатор кондиционера 940012 SUZUKI Grand Vitara 2005->
NISSENS Радиатор кондиционера 940057 SUZUKI Swift 2004->
NISSENS Радиатор кондиционера 940093 AUDI A1 2010->, SKODA Rapid 2012->, VW Polo 2012->
NISSENS Радиатор кондиционера 940140 HONDA CR-V 2007-2012
NISSENS Радиатор кондиционера 940157 VW Touareg 2010->
NISSENS Радиатор кондиционера 940166 MITSUBISHI Pajero IV 2006->
NISSENS Радиатор кондиционера 940243 HYUNDAI Solyris 2010->, KIA Rio 2010->
NISSENS Радиатор кондиционера 940262 LADA Largus 2012->, RENAULT Logan 2004->
NISSENS Радиатор кондиционера 94452 HYUNDAI Accent ТАГАЗ 2003->
NISSENS Радиатор кондиционера 94628 SKODA Roomster 2006->, VW Polo 2002-2009
NISSENS Радиатор кондиционера 94664 FORD Torneo 2002->, FORD Tranzit 2002->
NISSENS Радиатор кондиционера 94684 AUDI A3 1996-2003, VW Polo 1994-2001, VW Golf 1991-2005
NISSENS Радиатор кондиционера 94826 CITROEN Berlingo 2009->, PEUGEOT Partner 2009->

Все перечисленные бренды, а также широчайший ассортимент любых других

деталей и запчастей Вы всегда можете найти в сети магазинов IXORA.

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Необходимость обратного клапана, установка TermoTOP

Добрый день!
Прочитал несколько инструкций по штатной установке Webasto TermoTop E.
Везде рекомендуется ставить в разрыв «Двигатель»-«Отопитель(Печка)»

Когда отопитель не работает он будет создавать лишнее сопротивление охлаждающей жидкости + на нем будет потеря тепла охлаждающей жидкости. В печку автомобиля будет поступать менее горячая ОЖ и эффективность печки снизится.
В связи с этим вопросы:
1.Сопротивление подогревателя и потеря тепла на нем сильно заметны?
2.Имеет смысл ставить обратный клапан, как это расписывается в инструкциях по Гидронику? Или Вебасто имеет какое-то преимущество перед гидроником и с ней обратные клапаны не используются?
3.Возможно поставить TermoTop в разрыв «Отопитель(Печка)» — «Двигатель»? В этом случае будет в первую очередь греться двигатель. После прогрева, при эксплуатации авто не будет снижения эффективности печки автомобиля.

Буду благодарен за подробные ответы.

Re: Необходимость обратного клапана, установка Termo 1. Сопротивления почти нет. Потери по теплу около 10-15%.
2. Нет, преимуществ по потерям тепла нет.
Дело в том, что теплообменник у любого отопителя, по определению сделан из теплопроводимого материала. Соответственно если отопитель не работает то он, по сути, является ещё одним радиатором.

3. Будет, но вы значительно меньше это будете ощущать.
Всё зависит от региона эксплуатации и объема двигателя (так сказать запас производимого тепла).
К примеру.
Рено Канго., мотор 1400см³.,солон большой., печка одна фронтальная., на улице -15º., отопитель ТТЕ-В — длина шлангов 1м.
На светофоре из печки дует явно прохладным воздухом.
Лечится клапаном или постоянной работой отопителя (режим догревателя).
ММС-Паджеро., 3200см³.,дизель., ТТЕ-D – длина шлангов 2м, отопитель стоит перед радиатором!
Проблем нет.

Re: Необходимость обратного клапана, установка Termo Если в Москве, то да.
Если севернее то приоритет на двигатель.

Даже если тепла на ходу будет не хватать, включайте Webasto, пусть работает в режиме догревателя!

Как выбрать и где установить клапан сброса воздуха

По трубопроводам и приборам водяного отопления всегда путешествует воздух в разном количестве. Он остается в магистралях при заполнении системы, проникает сквозь стенки полимерных труб и выделяется из теплоносителя (вода содержит кислород в растворенном виде). Удаление образующихся пузырей – задача, которую решает важный элемент схемы — воздухоотводчик. Дальше мы рассмотрим типы клапанов для сброса воздуха и поясним, где их нужно устанавливать.

Разновидности воздушных клапанов

Пузырьки воздуха, содержащиеся в теплоносителе, имеют свойство скапливаться в определенных местах отопительной сети и внутри радиаторов. Образовавшийся пузырь продолжает подпитываться новыми порциями кислорода и перерастает в воздушную пробку, блокирующую движение нагретой воды на данном участке. В результате близлежащие батареи либо секции радиатора остывают.

Для спуска воздуха из системы отопления применяется 2 вида клапанов:

  • ручной кран Маевского;
  • автоматический воздухоотводчик поплавкового типа.

Историческая справка. Во времена СССР подобные воздухоотделители не использовались. В частных домах эксплуатировались схемы открытого типа, где воздух уходил через расширительный бак. Централизованные тепловые сети многоквартирных домов оснащались воздухосборниками и спускными кранами, устанавливаемыми в высших точках, а иногда – в батареях.

Как работает спускной кран

Устройство показанного на чертеже вентиля Маевского понять несложно. В торце латунного корпуса с наружным резьбовым присоединением ½” (Ду 15) либо ¾” (Ду 20) проделано отверстие Ø2 мм, чье сечение перекрывает винт с конусным наконечником. Сбоку в корпусе проделано отверстие малого диаметра, предназначенное для выпуска воздуха.

Чертеж винтового крана Маевского в разрезе

Примечание. Модернизированный воздуховыпускной клапан снабжается поворотной пластиковой вставкой, внутри которой выполнен отводной канал. Удобство в том, что положение сбросного отверстия можно регулировать поворотом пластмассовой шайбы.

Механический «воздушник» работает следующим образом:

  1. В режиме эксплуатации отопления запорный винт закручен и конус герметично перекрывает отверстие.
  2. Когда нужно выпустить воздушную пробку, винт откручивается на 1—2 оборота. Под давлением теплоносителя воздух проходит сквозь отверстие диаметром 2 мм, попадает в выпускной канал и движется по нему наружу.
  3. Сначала из отверстия вырывается чистый воздух, потом вперемешку с водой. Винт закручивается после того, как из канала пойдет плотная струя теплоносителя.

Разновидности вентилей по способу откручивания

Воздушный кран Маевского с ручным приводом – безотказное средство для спуска газов из трубопроводов и радиаторов отопления. Секрет надежности – отсутствие движущихся деталей, могущих засориться, износиться либо заржаветь. Как правило, вентиль используется в качестве радиаторного воздухоотводчика.

Ручные воздушные клапаны отопления делятся на разновидности по способу откручивания винта:

  • с помощью пластиковой либо металлической рукоятки;
  • традиционный вариант – шлиц под плоскую отвертку;
  • винт с четырехгранной головкой, чтобы пользоваться специальным ключом.

Что такое кран Маевского и как он функционирует, наглядно показано на видео от мастера – сантехника:

Принцип работы автоматического воздухоотводчика

Нетрудно догадаться, что клапан сброса воздуха данного типа действует без вмешательства человека. Элемент представляет собой вертикальный бочонок из латуни с резьбовым присоединением G ½ “ (DN 15), куда помещен пластмассовый поплавок. Последний связан рычагом с подпружиненным клапаном для сброса воздуха, вмонтированным в крышку.

Для справки. Автоматизированные воздухоотводчики (в просторечии – автовоздушники, спускники или сбросники) выпускаются с двумя видами присоединительной наружной резьбы — ½ “ и 3/8 “. Но на постсоветском пространстве обычно используются изделия с полудюймовой резьбой, 3/8 встречается крайне редко.

Принцип действия автоматического воздухоотводчика следующий:

  1. В рабочем режиме камера внутри корпуса заполнена водой, прижимающей поплавок кверху. Подпружиненный воздушный клапан закрыт.
  2. По мере накопления воздуха в верхней зоне камеры уровень теплоносителя снижается и поплавок начинает опускаться.
  3. Когда уровень упадет до критического значения, вес поплавка преодолеет упругость пружины и клапан откроется, начнется стравливание воздуха наружу.
  4. Благодаря избыточному давлению в системе отопления вода вытеснит весь воздух из камеры устройства, займет его место и снова поднимет поплавок. Клапан закроется.

При заполнении трубопроводной сети теплоносителем удаление воздуха происходит непрерывно, пока поплавок лежит на дне резервуара. Как только вода наполнит камеру, пружина перекроет клапан и стравливание прекратится. Заметьте, что часть воздушной смеси останется внутри корпуса под самой крышкой, что никак не скажется на нормальной работе отопления.

По исполнению воздухоотводчики – автоматы бывают с прямым и угловым присоединением. Одни производители выводят сброс вертикально вверх, другие – в сторону, из бокового «носика» с жиклером. С точки зрения рядового домовладельца, эти различия большого значения не имеют, а вот мастеру – сантехнику скажут о многом.

Пример. Практика показывает, что автоматический клапан с боковым выходом работает надежнее, чем с вертикальным выпуском. И наоборот, изделие с угловым штуцером хуже собирает воздушные пузырьки, чем конструкция с нижним прямым подключением.

Устройство автоматических воздухоотводчиков постоянно совершенствуется. Ведущие производители деталей отопительных систем наделяют свои изделия дополнительными функциями:

  1. Защита от гидроударов с помощью отражающей пластины (ставится на входе в камеру).
  2. Эффективное улавливание мелких пузырьков достигается в проточной конструкции с двумя горизонтальными штуцерами для подключения к сети. Нижнюю зону увеличенного объема резервуара занимает специальный наполнитель, который останавливает движущиеся пузырьки воздуха и собирает их в камере.

Стоит выкрутить элемент из переходника, — и пружина закроет проход тарелкой

  • Возможность снять воздухосбрасыватель с целью обслуживания, не опорожняя трубы. Достигается за счет установки автоматического отсекающего крана с пружиной на входном штуцере. Когда сантехник выкручивает элемент, пружина выпрямляется и шайба с уплотнительным кольцом закрывает проход, как показано выше на схеме.
  • Встраивание мини-клапана в радиаторную заглушку (смотри фото).

    Воздушные клапаны, выполненные в виде радиаторных заглушек

    Лирическое отступление. Домовладельцы и некоторые «специалисты» по незнанию обзывают поплавковый воздухоотводчик автоматическим краном Маевского, что в корне неправильно. Изобретатель Маевский в 30-х годах прошлого столетия предложил конструкцию ручного крана, но к «автомату» он отношения не имеет.

    Где ставятся клапаны спуска воздуха

    В любой системе водяного отопления есть места, где установка воздухоотводчиков обязательна. Если говорить о кранах Маевского, то их нужно ставить на все батареи, дабы стравливать собирающийся воздух. Точное место – в пробке верхнего угла, отдаленного от точки подключения подающей магистрали к прибору. Воздушный пузырь образуется именно там.

    Если котел оборудован встроенным воздухоотводчиком, то на подаче его ставить не нужно

    Автоматический воздушный клапан необходимо устанавливать строго вертикально в следующих точках сети отопления:

    • в группе безопасности котла, присоединенного к системе закрытого типа;
    • на обоих коллекторах теплого пола;
    • если самой высокой точкой является трубопровод, а не радиатор, то в него врезается поплавковый воздухоотводчик;
    • в буферную емкость и бойлер косвенного нагрева, если это предусмотрено конструкцией;
    • на змеевик полотенцесушителя;
    • в общую распределительную гребенку сложной и разветвленной системы (на оба коллектора);
    • на гидравлический разделитель контуров (гидрострелку).

    Кроме указанных точек, воздухосбрасыватели ставятся в проблемных местах тепловой сети, где в силу сложных условий прокладки трубы образуют П-образные петли, повернутые кверху. Например, магистраль обходит дверной проем либо лестничный марш поверху, а затем снова опускается вниз. В подобных компенсаторах воздушные пробки образуются с вероятностью 100%, поэтому там нужен воздухоотводчик, лучше – автоматический.

    Когда высшей точкой сети является труба или компенсатор, на него монтируется клапан

    Совет. Никогда не врезайте кран Маевского напрямую в трубопровод, поскольку пузырьки пройдут мимо него вместе с потоком теплоносителя и клапан окажется бесполезным. Для правильной работы ручному «спускнику» нужна камера для сбора воздуха (у «автомата» есть собственная). Сделайте врезку в магистраль вертикальной трубой, которая послужит воздухосборником, а сверху установите кран.

    Если при заполнении тепловой сети водой вы не желаете бегать между радиаторами с отверткой, поставьте вместо вентилей Маевского автоматические угловые воздухоотводчики. Данный вариант подойдет и жильцам квартир, обогреваемых централизованно: в чугунных батареях частенько возникают воздушные пробки, а удалить их оттуда нет возможности.

    Еще совет. Чтобы колба углового воздухосбрасывателя не торчала на виду и не цеплялась за шторы, возьмите мини-модель клапана, встроенного в радиаторную крышку.

    Вместо заключения – советы по выбору

    Первая и главная рекомендация – не покупать автоматические «воздушники» китайского производства. Последствия подобной экономии хорошо известны мастерам по отоплению:

    • вместе с воздухом изделие пропускает теплоноситель, отчего на корпусе и полу возникают потеки, а в системе падает давление;
    • некачественный воздухоотводчик может заклинить и не сработать;
    • внутренности элемента довольно быстро приходят в негодность под воздействием теплоносителя.

    С кранами Маевского ситуация не столь плачевна по одной причине – там нечему ломаться. С другой стороны, изделие не относится к сложному отопительному оборудованию и его цена вполне доступна даже у именитых брендов. Например, производители Icma, Caleffi и Valtec предлагают достойную продукцию средней ценовой категории. Также надежностью славятся «автоматы» от бренда Spirotech, изображенные на картинке.

    Теперь дадим ряд советов по выбору клапанов для спуска воздуха:

    1. Кран Маевского лучше брать с ручкой, дабы не возиться с отвертками и ключами. Крутить ее удобно и в труднодоступных местах, когда радиатор прячется в нише.
    2. Если в квартире либо частном доме проживают маленькие дети, ставьте ручной кран под отвертку. Ребенок может добраться до рукоятки, открыть вентиль и ошпариться теплоносителем.
    3. По возможности берите автоматический клапан с отсекающим краном. Он позволит в любой момент снять деталь с целью ремонта или замены.
    4. Анодированное покрытие корпуса особой роли при эксплуатации не играет. Оно защищает металл от окисления.
    5. Приветствуется наличие дополнительных функций, улучшающих работу отопления. Если ваш бюджет позволяет, возьмите воздухоотводчик, улавливающий пузырьки.

    Здесь применен принцип работы деаэратора — множество элементов, заполняющих камеру, задерживают пузырьки и направляют их в клапан воздухоотводчика

    Примечание. В продаже встречается комбинированная запорная арматура и оборудование, оснащенное клапаном сброса. Сюда относятся циркуляционные насосы, балансировочные вентили и разнообразные краны. На подобных изделиях не стоит заострять внимание, лучше купить и установить каждую деталь схемы отдельно.

    Поплавковые модели воздухоотводчиков рассчитаны на определенное давление срабатывания и температуру теплоносителя. В качестве примера мы предлагаем рассмотреть таблицу технических характеристик от итальянского бренда Caleffi и убедиться, что для монтажа в частном доме сгодятся 2 варианта – линейка изделий MINICAL и VALCAL (давление эффективного срабатывания – 2.5 и 4 Бар соответственно).

    Для установки в квартире, подключенной к централизованному теплоснабжению, следует взять модель ROBOCAL, рассчитанную на работу при давлении 6 Бар. Другие добросовестные производители предоставляют похожие таблицы с характеристиками, по которым вы сможете подобрать автоматический «воздушник».

    Читайте также:  Схема по отоплению с газовым котлом viessmann
  • Оцените статью