Когда делается корректировка по отоплению

Корректировка платы за отопление: как и когда проводить?

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 11

Согласно действующему на момент подготовки данной статьи законодательству применение прежних Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — прежние Правила), при расчете платы за отопление возможно до 1 июля 2016 г. Поэтому вопросы, связанные с проведением корректировки платы за отопление, еще не потеряли своей актуальности. Рассмотрим некоторые из них.

Исходя из содержания прежних Правил можно прийти к выводу, что под корректировкой следует понимать изменение размера платы за отопление. В бухгалтерском учете исполнителя коммунальных услуг она должна найти отражение через записи по счету учета расчетов с потребителями.

В каких случаях проводится корректировка?

В прежних Правилах описаны три варианта расчета платы за отопление, корректировка подразумевается только в двух из них.

Первый вариант — когда в доме отсутствуют какие-либо приборы учета тепловой энергии. Плата рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию (формула 1 из Приложения 2 к прежним Правилам). Корректировка не проводится.

Второй вариант — когда в доме есть только ОПУ тепловой энергии (ИПУ отсутствуют). Плата рассчитывается путем перемножения площади помещения, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию (формула 7). Среднемесячный объем определяется путем деления объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за истекший год на 12 месяцев и на общую площадь помещений в доме. Обратим особое внимание, что в прежних Правилах не уточняется, какой период следует понимать под истекшим годом: календарный год, предшествующий расчетному месяцу (в этом случае половина отопительного сезона будет «обсчитана» по одному показателю, а вторая половина, с января, — уже с учетом показателя следующего календарного года), или последовательные 12 месяцев, предшествующие расчетному месяцу (в этом случае в каждом месяце рассматриваемый показатель будет колебаться). Впрочем, с точки зрения потребителей, ожидаемым является выставление платы ежемесячно в одинаковом размере, поэтому имеет смысл зафиксировать размер среднемесячного потребления на календарный год или отопительный период. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из норматива потребления. При этом исполнитель раз в год проводит корректировку платы по формуле 8 следующим образом. Размер платы за тепловую энергию по данным ОПУ (за истекший год) умножается на долю в праве общей собственности конкретного собственника (отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД), из полученной суммы (это реальная стоимость тепловой энергии, которую собственник обязан оплатить) вычитается общий размер платы за отопление за прошедший год.

Вопрос: В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из нормативов потребления. Должен ли исполнитель проводить корректировку платы за отопление в этой ситуации?

В Письме от 12.11.2014 N 25263-ОД/04 Минстрой России указал следующее. Прежними Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление только при наличии общедомового прибора учета. В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится. Проведение корректировки возможно по истечении календарного года при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета. Таким образом, обязательными условиями проведения корректировки являются:

  • наличие ОПУ;
  • наличие сведений о совокупном объеме потребленной энергии на отопление по показаниям ОПУ за истекший год.

Использование формулы 1 при расчете платы в доме, оснащенном ОПУ, не является обстоятельством, исключающим проведение корректировки. Это утверждение подтверждается п. 22 прежних Правил, согласно которому при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в МКД несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний ОПУ. Кроме того, в силу п. 1 ст. 544 ГК РФ и пп. «а» п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при наличии в доме ОПУ объем коммунального ресурса определяется по его показаниям. Проведение корректировки обеспечивает тождественность обязательств собственников помещений перед исполнителем и исполнителя коммунальных услуг перед РСО.

Читайте также:  Тен для конвектора timberk

Ключевой момент. Проведение корректировки платы за отопление обусловлено наличием ОПУ тепловой энергии.

Третий вариант — когда в доме установлен ОПУ и во всех или в некоторых помещениях есть ИПУ тепловой энергии. В этом случае плата за отопление рассчитывается по-разному в зависимости от наличия ИПУ. Если в помещении ИПУ нет, плата считается по нормативу потребления (формула 1), если счетчик установлен — по среднемесячному потреблению за прошлый год по показаниям ОПУ (формула 7). Исполнитель проводит корректировку ежегодно по формуле 10. Для этого необходимо выявить разницу между реальными обязательствами собственников всех помещений по оплате тепловой энергии (то есть платой за тепловую энергию за истекший год во всех помещениях по данным ОПУ с учетом тарифа на тепловую энергию) и суммарной начисленной за год платой (исходя из нормативов потребления и среднемесячного годового потребления). Эту разницу и предъявляют в виде корректировки собственнику каждого помещения пропорционально доле в праве собственности на общее имущество.

Обратим внимание, что при наличии в доме ОПУ в некоторые периоды он не может корректно фиксировать объем потребления тепловой энергии (выявлена неисправность, истек межповерочный период). Если эти обстоятельства подтверждены документами, они являются основанием для непроведения корректировки и нет возможности расчета платы исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год (Постановления АС ЗСО от 31.07.2015 N Ф04-21198/2015, от 18.03.2015 N Ф04-14747/2014, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 N 17АП-8421/2015-АК).

Корректировка — обязанность или право исполнителя?

Как уже было сказано, оплате подлежит лишь фактически потребленная тепловая энергия. Если исполнитель коммунальных услуг получил плату за услуги, которые реально не были оказаны, с точки зрения гражданского законодательства он получил неосновательное обогащение, подлежащее возврату. С позиции законодательства об административных правонарушениях в непроведении корректировки можно усмотреть обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Кроме того, нельзя забывать, что с 28.12.2015 в ст. 157 ЖК РФ появится новая ч. 6, предусматривающая ответственность лица, виновного в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, в виде штрафа, если такое нарушение не было устранено до обращения и (или) внесения платы потребителем. То есть не проводить корректировку в пользу потребителей опасно с точки зрения возможных негативных последствий в виде штрафов.

С другой стороны, также необходимо проводить корректировку в свою пользу (когда потребителям доначисляется плата). Показательный пример — Определение ВС РФ от 23.07.2015 N 301-ЭС15-9859. Так, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитываться с РСО на основании данных ОПУ и не вправе ссылаться на то, что потребители ему вносят меньшие суммы. Риски, связанные с нереализацией обязанности по проведению корректировки размера платы, являются рисками ответчика и не могут служить обоснованием доводов о необоснованности произведенного истцом расчета процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из объемов, определенных по данным общедомового прибора учета. К моменту наступления срока исполнения обязательства по договорам с РСО за декабрь (не позднее 25 января следующего года) у исполнителя уже имелись необходимые данные и правовые основания для проведения корректировки по итогам года для целей расчета с РСО исходя из показаний ОПУ.

Таким образом, можно прийти к выводу, что проведение корректировки в пользу потребителей (уменьшение начисленной платы за отопление) является обязанностью исполнителя (ее непроведение нарушает права потребителей), а в свою пользу — правом, риски нереализации которого лежат полностью на самом исполнителе (права потребителей при непроведении корректировки не нарушаются, однако с таким правом исполнителя корреспондирует обязанность потребителей оплатить скорректированную плату за отопление).

В какие сроки проводится корректировка?

В прежних Правилах относительно сроков проведения корректировки использованы следующие формулировки: «исполнитель проводит корректировку один раз в год», «размер платы за отопление корректируется исполнителем один раз в год». Также в п. 27 прежних Правил предусмотрено: величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с пп. «г» п. 20, пп. «б» п. 21, п. п. 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.

Читайте также:  Клапан радиаторный ручной настройки broen ballotherm для системы отопления латунный никелированный

Более конкретных указаний, кроме ежегодной периодичности проведения корректировки, нормативный документ не содержит. Поэтому на практике он трактуется по-разному. Точнее, существуют два варианта трактовки. Первый вариант: корректировка проводится за последовательные 12 календарных месяцев, следующих за вводом ОПУ в эксплуатацию либо за моментом начала предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем. За период менее 12 месяцев в общем случае корректировку проводить нельзя (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу N А26-9208/2013). Второй вариант: корректировку нужно проводить только по итогам календарного года, то есть с 1 января по 31 декабря (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 N 18АП-9833/2015).

Ключевой момент. Плата за отопление должна быть скорректирована незамедлительно после получения всех сведений, необходимых для перерасчета.

Если с периодичностью проведения корректировки более или менее понятно, то о сроках осуществления самого перерасчета по истечении рассматриваемых 12 месяцев в нормативном документе нет никаких указаний. К примеру, представители УК часто полагают, что перерасчет можно сделать в течение года с момента завершения периода перерасчета (то есть перерасчет платы за отопление за 2014 г. может быть сделан в любой из месяцев начиная с января и заканчивая декабрем 2015 г., значит, сумму корректировки за 2014 г. потребители могут увидеть самое позднее в платежном документе за январь 2016 г.). А вот Свердловский областной суд не согласен с таким подходом и требует, чтобы корректировка платы за отопление была произведена сразу по окончании периода, за который нужно сделать перерасчет, то есть сразу же после того, когда необходимые для корректировки сведения появятся у УК. Сама УК не может по своему усмотрению выбирать момент проведения перерасчета (см. Апелляционное определение от 20.06.2014 по делу N 33-7352/2014). Если УК не провела перерасчет в этот срок, потребитель может требовать с нее неустойку.

Также следует заметить, что на требования о проведении корректировки платы за отопление распространяется общий срок исковой давности (три года). Он отсчитывается с момента, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о том, что УК не провела корректировку) и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (исполнитель коммунальных услуг) (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Корректировка при смене исполнителя услуг

На практике возникает вопрос: следует ли проводить корректировку при прекращении предоставления коммунальных услуг конкретным исполнителем (при смене УК, способа управления)? Закон не содержит такого предписания, однако правоприменители наверняка будут исходить из принципа соблюдения прав потребителей как наиболее незащищенной стороны правоотношений. Наглядный пример — Постановление ФАС ВВО от 26.05.2014 по делу N А11-3997/2013. Между РСО и потребителями были заключены прямые договоры, в период с января по середину сентября РСО начисляла плату за отопление исходя из нормативов потребления в доме, где не было ОПУ, и исходя из среднемесячного объема потребления за прошлый год в доме, где ОПУ был установлен. С середины сентября (даты начала отопительного сезона) РСО расторгла договоры с потребителями, поставщиком стал владелец котельной, который начал выставлять платежные документы исходя из фактических текущих показаний ОПУ. Граждане потребовали перерасчета от прежнего и нового исполнителей, оба отказались, поэтому после подачи жалобы в дело вмешался антимонопольный орган. Чиновники, впоследствии получившие поддержку арбитров, посчитали, что неправомерным расторжением договоров накануне начала отопительного сезона прежняя РСО пыталась удержать денежные средства, авансированные гражданами. В итоге РСО исполнила предписание УФАС и вернула потребителям переплату (произвела корректировку). Правовое основание состоит в том, что оплате подлежит лишь фактически поставленная энергия.

Необходимость проведения корректировок при смене исполнителя обусловлена тем, что прежний и новый исполнители не связаны никакими обязательствами, с РСО расчеты ведутся по фактическому потреблению, значит, непроведение корректировок может привести к возникновению неосновательного обогащения у той или иной стороны.

Читайте также:  Умные регуляторы теплого пола

При этом следует понимать, что в условиях частой смены исполнителей проведение корректировок платы за отопление с учетом фактического объема потребления тепловой энергии расчет платы равномерно в течение всего календарного года исходя из норматива потребления или 1/12 фактического объема за прошлый год при наличии ОПУ теряет свой смысл. Кроме того, население позитивно воспринимает корректировки, которые приводят к уменьшению текущего платежа, в обратной ситуации гражданам видится нарушение их прав, значит, такие перерасчеты встретят сопротивление.

О направлении корректировки на иные цели

Получила широкое распространение практика направления сумм корректировки платы за отопление (с точки зрения собственников помещений — экономии) на цели, связанные с содержанием общего имущества (в резервные фонды ТСЖ, на текущий ремонт общего имущества и пр.). Если такое решение принимается общим собранием собственников помещений, то, не будучи оспоренным, оно является обязательным для исполнения.

В распоряжении автора есть несколько судебных актов, в которых суды не поддержали органы ГЖН и потребителей в их требованиях к УК провести корректировку (выплатить денежные средства потребителям), притом что по решению общего собрания суммы корректировки были направлены на ремонт общего имущества. Так, в Постановлении от 13.05.2015 по делу N А31-6845/2014 арбитры АС ВВО признали недействительным предписание органа ГЖН о возврате собственникам помещений денежных средств, излишне уплаченных за отопление, по той причине, что эти средства по решению общих собраний собственников помещений были направлены УК на проведение работ капитального характера (замена запорной арматуры, утепление наружных стен). Аналогичное решение принято Московским городским судом по иску органа ГЖН к ЖСК о признании незаконным решения общего собрания и проведении корректировки (Апелляционное определение от 10.03.2015 по делу N 33-7506). Мало того, что контролеры пропустили срок исковой давности, суд также не усмотрел явных противоречий принятого решения действующему законодательству. При этом экономия по статье «отопление» была направлена согласно решению общего собрания членов кооператива на замену лифтов, капитальный ремонт инженерных систем дома, обустройство территории, содержание детских площадок, видеонаблюдение, содержание аппарата управления кооператива. Точно так же суд был лоялен к решению общего собрания собственников помещений о проведении текущего ремонта систем водоснабжения за счет экономии тепла (Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25.03.2015 по делу N 33-971/2015).

Обратим особое внимание на несколько обстоятельств. Действительно, сумма корректировки, подлежащая выплате потребителям (зачету в счет оплаты услуг), пропорциональна доле в праве общей собственности на общее имущество. Поэтому явного противоречия в том, чтобы направлять «экономию по теплу» на содержание общего имущества, нет. Однако «узким» местом может быть направление сумм перерасчета на цели, связанные с капитальным ремонтом общего имущества, по двум причинам. Во-первых, в настоящее время капитальный ремонт финансируется только за счет фонда. Во-вторых, бремя расходов на капитальный ремонт несут только собственники помещений. Наниматели не обязаны оплачивать капитальный ремонт, тогда как именно наниматели вносят плату за отопление и вправе рассчитывать на получение сумм перерасчета. Именно этот момент может стать поводом для обжалования решения общего собрания, если, конечно, экономию решено использовать на проведение капитальных работ.

Ключевой момент. При принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения о направлении суммы корректировки платы за отопление на содержание и ремонт общего имущества следует обратить внимание на то, что наниматели помещений не обязаны оплачивать капитальный ремонт. Поэтому сумма корректировки может быть использована только на цели, связанные с содержанием и текущим ремонтом общего имущества.

Проведение корректировки платы за отопление допускается прежними Правилами лишь в случае, когда МКД оснащен ОПУ тепловой энергии. Путем корректировки плата за отопление для населения приводится в соответствие со стоимостью тепловой энергии, которую исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить РСО. Проведение перерасчета в сторону уменьшения платы потребителей является обязанностью УК, однако формулировки нормативного акта не позволяют однозначно установить сроки ее исполнения. По решению общего собрания сумма корректировки может быть направлена на финансирование ремонтных работ.

Оцените статью