Когда должны начислить плату за отопление

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?

НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ

Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?

В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.

Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.

ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).

Читайте также:  Одноконтурные газовые коаксиальные котлы для отопления частного дома

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

Читайте также:  Отопление баллонным газом конвектором

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.

Как произвести расчет платы за отопление в квартире

Сезон, когда предоставляется отопление, – не самое простое время для собственников жилья. Квартплата сразу вырастает на 30-40 %, что обусловлено запуском централизованного получения тепла. Расценки меняются каждые полгода, и большинство собственников задаются вопросами, как рассчитывается стоимость отопления в квартире, и можно ли проследить за корректностью выставленных счетов.

Как начисляется оплата без приборов учета

Сезонная плата за отопление сказывается на величине коммунальных платежей. Вопрос, как проверить правильность начисления, интересует многих владельцев жилья, особенно тех, у кого нет выделенных счетчиков.

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010, теплоэнергия, поставляемая по договору оказания услуг, должна подлежать коммерческому учету. Общедомовые счетчики сейчас устанавливаются на все вводимые в эксплуатацию теплопроводные коммуникации. Однако на отопительных сетях домов, построенных более 10 лет назад, подобное оборудование может отсутствовать. Для таких объектов коммерческий учет расхода тепла осуществляется расчетным путем.

Формула оплаты по нормативам потребления

Чтобы проверить счет за отопление, нужно знать значения составляющих схемы расчета, а именно:

  • П – площадь;
  • Т – стоимость 1 Гкал энергии по тарифу региона. Это официальная информация, которую можно найти на сайте УК, обслуживающей дом;
  • Н – норма тепла для обогрева 1м2 жилплощади (Гкал/м2). Показатель зависит от погодных условий региона, года постройки жилища и материала стен;
  • О – сумма платежа за обогрев.

Внимание! Тарифные ставки устанавливаются Государством, а нормы расхода – специальной комиссией.

Схема расчета платы за отопление:

Пример

Для примера расчета оплаты возьмем однокомнатную квартиру со следующими параметрами*:

  • П=40м2, дом постройки периода 1980-1999 гг с кирпичными стенами;
  • T=1747,45 руб/Гкал. Размер тарифной ставки принят на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 Комитетом по тарифам СПб;
  • Н=0,0215 Гкал/м2. Информация имеется в открытом доступе на сайте Комитета;
  • О=40 х 1747,45 х 0,0215=1502,81 руб.

*расчеты по другим схемам оплаты отопления будут производиться на этом же примере.

Внимание! Если возможна установка приборов коммерческого учета тепла, но собственник или УК отказывается это делать, при выставлении счета за тепло возможно применение повышающего коэффициента.

Расчет платы за отопление по общедомовому счетчику

Согласно Постановлению Правительства №354, оплата за отопление делится на два вида:

  • за жилплощадь человека, являющегося собственником;
  • по общедомовым нуждам, к которым относится обогрев лестничных клеток, чердачных и подвальных помещений.
Читайте также:  Оборудовать приборами учета отопления

Чтобы произвести расчет суммы за отопление в многоквартирном доме с ОДПУ, необходимо узнать в управляющей компании суммарную квадратуру помещений, чтобы вычислить долю каждого собственника в общем потреблении энергии, поставленной на жилой объект.

Формула пропорционального разнесения оплаты по показателям общедомового счетчика

Упрощенный расчет стоимости обогрева дома, оснащенного ОДПУ, складывается из следующих показателей:

  • П – площадь квартиры плательщика;
  • По – совокупная квадратура помещений здания;
  • Т – стоимость 1 Гкал по тарифу;
  • Р – расход теплоэнергии по показаниям ОДПУ;
  • О – сумма платежа.

Пример

  • П – 40 м2;
  • Пo – 5200м2;
  • Р – 135 Гкал;
  • Т – 1747,45 руб/Гкал.

О=135 х 40/5200 х 1747,45=1814,66 руб./месяц.

Стоимость отопления помещений общедомового пользования выше, чем у жилых. Однако при разбивке суммы по всем собственникам, проживающим в доме, общая сумма снижается. Обе оставляющие должны присутствовать в квитанции за отопление.

Важно! Условия оплаты обогрева жилых и нежилых помещений должны быть включены в условия договора с УК.

Расчет по индивидуальному счетчику

Согласно законодательству, на объектах, признанных жилыми, введенных в эксплуатацию после 2012 года или прошедших капитальный ремонт, все квартиры обеспечиваются индивидуальными приборами учета теплоэнергии. Тогда собственники оплачивают обогрев не по общим нормам, а по показаниям выделенных счетчиков.

До 2015 года это правило распространялось на жилища, в которых каждая квартира была снабжена отдельным прибором. В случае его отсутствия хотя бы у одного собственника все жильцы были обязаны производить оплату в соответствии с показаниями ОДПУ. Однако в 2015 году Решением Конституционного суда это правило было отменено, хотя не все коммунальщики это признают.

Вычисление суммы оплаты по индивидуальным счетчикам с дополнительной суммой за дом

Для проведения расчетов нужно знать следующие показатели:

  • Р – количество теплоэнергии, израсходованное по показателям выделенных счетчиков;
  • Родпу – расход по общедомовому прибору учета;
  • Рoнп – общий расход энергии на обогрев нежилых помещений;
  • П – площадь каждой отдельной собственности;
  • По – квадратура всех помещений;
  • T – тарифная ставка по оплате 1Гкал энергии.

О = (Р+Ронп х П/По) х Т

Пример

  • П – 40м2;
  • Родпу – 135 Гкал;
  • Р – 0,86 Гкал;
  • По – 5200м2;
  • Т – 1747,45 руб/Гкал.

Сначала необходимо вычислить Ронп. Родпу – 135 Гкал, Р – 120 Гкал. Следовательно, Ронп=135-120=15 Гкал.

О=(0,86+15 х 40/5200) х 1747,45 = 1704,43 руб.

Оплата тепла в коммунальной квартире

Принцип расчета услуг по обогреву комнаты в коммуналке такой же, как и при определении суммы выплат по ОДПУ. Все, что нужно сделать, – это определить долю участия собственника комнаты в оплате совокупного счета.

Обязательные расчетные данные:

  • Пк – квадратура комнаты;
  • По – площадь квартиры по паспорту;
  • Рo – суммарное потребление теплоэнергии по счетчикам или установленным нормам;
  • Т – стоимость 1 Гкал.

Расчет производится следующим образом:

О =Рo x Пк/По x T

Оплата за отопление при отсутствующем централизованном отоплении

Установка собственного отопительного котла в квартире не противоречит законодательству, если соблюдены все условия перепланировки помещения. Это очень трудозатратная процедура, ведь отсоединение от центральной тепловой сети расценивается, как реконструкция общего имущества. Собственники решаются на такой шаг, чтобы сэкономить на счетах за отопление. Однако до последнего времени закон обязывал таких индивидуалистов оплачивать коммуналку в полном объеме, а не только за общие помещения.

В 2019 году Конституционный суд обязал Правительство внести корректировки в Правила оказания коммунальных услуг и разработать адекватную схему расчета платы за автономное отопление. Пока изменения не приняты, собственникам придется платить за отопление в двойном размере.

Заключение

Оплата отопления в период холодов серьезно увеличивает сумму ежемесячных счетов, выставляемых управляющими компаниями. Снизить расходы можно только с помощью установки индивидуальных приборов учета тепла. Однако это возможно не на всех объектах. К тому же, на уровне законодательства по-прежнему открыт вопрос о приемке данных с персональных счетчиков, если ими оснащены не все квартиры.

Действующий сотрудник управляющей компании. Пишу, помогаю, консультирую. Обращайтесь, помогу. Мой профиль ВКонтакте.

Оцените статью