Когда проводятся мероприятия по контролю за состоянием систем противопожарного водоснабжения

За системами наружного противопожарного водоснабжения

Методические рекомендации

По организации контроля за наружными системами

Противопожарного водоснабжения

Общие положения

1.1. Наличие и исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения являются одним из решающих факторов, влияющих на успешное тушение пожара, спасение человеческих жизней и имущества.

Создание условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения, законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, возложенным на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Настоящие рекомендации определяют порядок организации проведения работ по контролю за состоянием систем наружного противопожарного водоснабжения, а также взаимодействия со службами, ответственными за его эксплуатацию.

1.2. Постоянная готовность водоисточников для успешного использования их на пожарах, при проведении аварийно-спасательных работ, учений и занятий, обеспечивается проведением основных подготовительных мероприятий, а именно:

точным учётом источников наружного противопожарного водоснабжения;

систематическим контролем за источниками наружного противопожарного водоснабжения;

своевременной подготовкой противопожарного водоснабжения к условиям эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний период;

периодическим испытанием водопроводных сетей на водоотдачу;

жёстким контролем за качеством приемки всех систем водоснабжения по окончании их строительства, реконструкции и ремонта.

Общие сведения об источниках наружного противопожарного водоснабжения

2.1. Источники наружного противопожарного водоснабжения по видам подразделяются на:

2.2. Источники наружного противопожарного водоснабжения могут находиться на балансе органов муниципальной власти, а также на балансе организаций (объектов).

Организация контроля

за системами наружного противопожарного водоснабжения

3.1. Мероприятия по контролю за состоянием систем наружного противопожарного водоснабжения проводятся подразделениями пожарной охраны в следующих случаях:

при подготовке к весенне-летнему периоду;

при подготовке к осенне-зимнему периоду;

в ходе проведения пожарно-тактических учений;

в ходе решения пожарно-тактических задач;

в ходе отработки планов и карточек тушения пожаров;

в ходе изучения оперативно-тактической характеристики района выезда (объектов расположенных в районе выезда) пожарных подразделений;

по решению руководителей пожарных подразделений.

3.2. Ответственность за общую организацию работы по данному направлению деятельности в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации наиболее целесообразно возлагать на Службу пожаротушения Центра управления силами федеральной противопожарной службы.

В гарнизонах пожарной охраны (далее – гарнизон) ответственность за данное направление деятельности решением начальника гарнизона закрепляется за руководителем одной из нештатных служб гарнизона, в пожарных подразделениях ответственность за организацию данного направления деятельности закрепляется за начальником одного из дежурных караулов.

3.3. В целях организации весенне-летней и осенне-зимней проверок состояния систем наружного противопожарного водоснабжения издаётся распорядительный документ начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, на его основании распорядительные документы начальников гарнизонов.

В данных распорядительных документах должны быть отражены сведения о лицах, ответственных за проведение проверки, а также сроки проведения и предоставления отчётных документов по её итогам.

3.4. Информация о результатах проведения проверки, при необходимости, направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, судебные и правоохранительные органы.

3.5. Вопросы контроля за системами наружного противопожарного водоснабжения, кроме того, должны рассматриваться в ходе проведения пожарно-тактических учений, решения пожарно-тактических задач, отработки планов и карточек тушения пожаров и изучения оперативно-тактической характеристики района выезда (объектов, расположенных в районе выезда).

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав

Система наружного противопожарного водоснабжения: значение, проверка работоспособности

— Андрей Николаевич, для чего предназначена система наружного противопожарного водоснабжения? Какими нормативными актами регулируется устройство, содержание и использование наружного противопожарного водоснабжения?

— Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Источниками наружного противопожарного водоснабжения (далее НПВ) являются наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения, и противопожарные резервуары, создаваемые органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов для целей пожаротушения. Требования к наружному противопожарному водоснабжению определяет Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123), в частности ст. ст. 62, 68, 99. В развитие положений указанных статей разработан нормативный документ СП 8.131310.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее СП 8.13130.2020). Этот нормативный документ устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободному напору в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам. Требования по эксплуатации и содержанию источников НПВ содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 (далее ППР в РФ).

— Какое количество источников наружного противопожарного водоснабжения необходимо иметь на территории предприятия? Каковы требования к их размещению? Какие требования по эксплуатации предъявляются к таким источникам?

— Выбор источников НПВ осуществляется с учетом расположения объекта и характеристик местности. При необходимости устройства пожарных гидрантов предусматривается их размещение вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий, также допускается располагать гидранты на проезжей части. Количество, место установки и расстояние между ними определяют расчетом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов, с учетом требований раздела 8 СП 8.13130.2020. При устройстве пожарных резервуаров или искусственных водоемов надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

— при заборе воды насосами пожарных автомобилей — 200 м;

— при заборе воды мотопомпами — 100 — 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Требования к объему, радиусу обслуживания и расстоянию от точки забора воды из пожарных резервуаров или искусственных водоемов содержатся в разделах 9, 10 СП 8.13130.2020. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Подъезд и возможность забора воды из источников НПВ должны быть обеспечены в любое время года. Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов, в местах вывода на фасады зданий, сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, а также в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для установки пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники, на пожарных пирсах (п. 49 ППР в РФ). Организация проверки источников НПВ на водоотдачу, то есть на возможность подачи воды, как огнетушащего вещества, к месту пожара посредством насоса пожарного автомобиля или мотопомпы, проводится не реже двух раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, находящийся на объекте.

В соответствии с п. 48 ППР в РФ руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.

— Связана ли система наружного противопожарного водоснабжения с внутренним противопожарным водопроводом?

— Внутренний противопожарный водопровод (далее ВПВ), как и источники НПВ, является одним из важнейших элементов системы обеспечения пожарной безопасности объекта. ВПВ используется в качестве противопожарного водоснабжения и обеспечивает возможность тушения пожара внутри здания. Внутренние и наружные источники могут выполнять свою функцию от одной водопроводной сети, однако в случае ее неисправности из строя выйдут обе системы.

— Кто отвечает за исправное содержание наружного противопожарного водоснабжения в организации и муниципальном образовании?

— За исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт НПВ, находящихся на территории организации, так же как и за ВПВ, отвечают руководители организаций и правообладатели земельных участков (руководители муниципальных образований), на которых расположены такие источники.

— Проводятся ли проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения государственными инспекторами по пожарному надзору? Какие основные нарушения выявляются в ходе проверок?

— Проверки источников НПВ осуществляются в рамках проведения надзорно-профилактических мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода, который определяет периодичность проведения плановых проверок объекта в зависимости от функционального назначения, высоты здания и одновременного нахождения людей на объекте. Основными нарушениями, выявляемыми при проведении проверок, являются отсутствие площадок для возможности установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года, несвоевременное обслуживание и недостаточность источников НПВ на территории организации, муниципального образования.

— На какие моменты следует обратить внимание руководителям предприятий и муниципальных образований по содержанию системы наружного противопожарного водоснабжения?

— Руководителям предприятий и органов местного самоуправления следует обратить внимание на исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, а также обеспечение возможности забора воды подразделениями пожарной охраны.

— Какие последствия могут наступить при отсутствии или неисправном состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения?

— В случае отсутствия и (или) неисправности источников НПВ увеличивается время локализации и ликвидации пожара, что в свою очередь может привести к негативным последствиям, таким как большой материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, а также самим участникам тушения пожаров.

Методические рекомендации по организации контроля за наружными системами противопожарного водоснабжения

1. Общие положения

1.1. Наличие и исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения являются одним из решающих факторов, влияющих на успешное тушение пожара, спасение человеческих жизней и имущества.

Создание условий для забора воды в целях пожаротушения из источников наружного водоснабжения, законодательством Российской Федерации отнесено к полномочиям по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, возложенным на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

Настоящие рекомендации определяют порядок организации проведения работ по контролю за состоянием систем наружного противопожарного водоснабжения, а также взаимодействия со службами, ответственными за его эксплуатацию.

1.2. Постоянная готовность водоисточников для успешного использования их на пожарах, при проведении аварийно-спасательных работ, учений и занятий, обеспечивается проведением основных подготовительных мероприятий, а именно:

точным учётом источников наружного противопожарного водоснабжения;

систематическим контролем за источниками наружного противопожарного водоснабжения;

своевременной подготовкой противопожарного водоснабжения к условиям эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний период;

периодическим испытанием водопроводных сетей на водоотдачу;

жёстким контролем за качеством приемки всех систем водоснабжения по окончании их строительства, реконструкции и ремонта.

2. Общие сведения об источниках наружного противопожарного водоснабжения

2.1. Источники наружного противопожарного водоснабжения по видам подразделяются на:

2.2. Источники наружного противопожарного водоснабжения могут находиться на балансе органов муниципальной власти, а также на балансе организаций (объектов).

3. Организация контроля

за системами наружного противопожарного водоснабжения

2.1. Мероприятия по контролю за состоянием систем наружного противопожарного водоснабжения проводятся подразделениями пожарной охраны в следующих случаях:

при подготовке к весенне-летнему периоду;

при подготовке к осенне-зимнему периоду;

в ходе проведения пожарно-тактических учений;

в ходе решения пожарно-тактических задач;

в ходе отработки планов и карточек тушения пожаров;

в ходе изучения оперативно-тактической характеристики района выезда (объектов расположенных в районе выезда) пожарных подразделений;

по решению руководителей пожарных подразделений.

2.2. Ответственность за общую организацию работы по данному направлению деятельности в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации наиболее целесообразно возлагать на Службу пожаротушения Центра управления силами федеральной противопожарной службы.

В гарнизонах пожарной охраны (далее – гарнизон) ответственность за данное направление деятельности решением начальника гарнизона закрепляется за руководителем одной из нештатных служб гарнизона, в пожарных подразделениях ответственность за организацию данного направления деятельности закрепляется за начальником одного из дежурных караулов.

2.3. В целях организации весенне-летней и осенне-зимней проверок состояния систем наружного противопожарного водоснабжения издаётся распорядительный документ начальника Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, на его основании распорядительные документы начальников гарнизонов.

В данных распорядительных документах должны быть отражены сведения о лицах, ответственных за проведение проверки, а также сроки проведения и предоставления отчётных документов по её итогам.

2.4. Информация о результатах проведения проверки, при необходимости, направляется в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, судебные и правоохранительные органы.

2.5. Вопросы контроля за системами наружного противопожарного водоснабжения, кроме того, должны рассматриваться в ходе проведения пожарно-тактических учений, решения пожарно-тактических задач, отработки планов и карточек тушения пожаров и изучения оперативно-тактической характеристики района выезда (объектов, расположенных в районе выезда).

4. Обязанности лиц,

ответственных за организацию контроля за источниками наружного противопожарного водоснабжения

Лица, ответственные за организацию контроля за системами наружного противопожарного водоснабжения, обязаны:

владеть информацией по состоянию наружного противопожарного водоснабжения на территории, охраняемой гарнизоном, в районе выезда пожарного подразделения;

вести учёт общего количества источников наружного противопожарного водоснабжения, количества неисправных источников на территории, охраняемой гарнизоном, в районе выезда пожарного подразделения;

вести учёт безводных участков, а также участков, подлежащих испытанию на территории, охраняемой гарнизоном пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения;

разрабатывать и своевременно корректировать справочники противопожарного водоснабжения, планшеты водоисточников[1], расчёты и схемы насосно-рукавных систем для обеспечения подачи огнетушащих средств на тушение пожаров в безводных участках территории, охраняемой гарнизоном, в районе выезда пожарного подразделения;

вести контроль за своевременным ремонтом неисправных водоисточников противопожарного водоснабжения, принимать срочные меры к устранению обнаруженных неисправностей[2];

контролировать изучение характеристики наружного противопожарного водоснабжения личным составом в ходе проведения пожарно-тактических учений, решения пожарно-тактических задач, отработки планов и карточек тушения пожаров, а также в ходе изучения оперативно-тактической характеристики района выезда пожарных подразделений (объектов расположенных в районе выезда)

организовывать взаимодействие по данным вопросам со службами, ответственными за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения;

при необходимости подготавливать информацию о состоянии противопожарного водоснабжения для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов.

5. Документация по контролю

за источниками наружного противопожарного водоснабжения

5.1. У лиц, ответственных за контроль за источниками наружного противопожарного водоснабжения в пожарных подразделениях, должны находится следующие документы[3]:

5.1.1. Характеристика противопожарного водоснабжения района выезда пожарного подразделения.

5.1.2. Инструкции (соглашение) о порядке взаимодействия гарнизона со службами, ответственными за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения.

5.1.3. Справочник противопожарного водоснабжения района выезда пожарного подразделения.

5.1.4. Планшеты водоисточников района выезда пожарного подразделе-ния.

5.1.5. Перечень безводных участков в районе выезда пожарного подразделения.

5.1.6. Расчеты и схемы насосно-рукавных систем для обеспечения подачи воды на тушение пожаров в безводных районах.

5.1.7. Выписки из приказов начальников Главного управления по субъекту Российской Федерации и гарнизона по организации проверок состояния наружного противопожарного водоснабжения.

5.1.8. График проверки источников противопожарного водоснабжения;

5.1.9. Журнал проверок противопожарного водоснабжения.

5.1.10. Журнал учета неисправных водоисточников.

5.1.11. Перечень участков водопроводных сетей, подлежащих испытанию на водоотдачу.

5.1.12. График проверки водопроводных сетей на водоотдачу.

5.1.13. Акты приема источников наружного противопожарного водоснабжения в эксплуатацию.

5.1.14. Акты проверок водоисточников.

5.1.15. Акты испытания участков водопроводных сетей на водоотдачу.

5.1.16. Переписка с заинтересованными организациями по вопросам контроля за источниками наружного противопожарного водоснабжения.

5.2. У лиц, ответственных за контроль за источниками наружного противопожарного водоснабжения в гарнизонах, должны иметься копии документов, перечисленных в п. п. 5.1.1., 5.1.3., 5.1.4., 5.1.5., 5.1.6., 5.1.8., 5.1.11., 5.1.12., 5.1.14., 5.1.15, по каждому пожарному подразделению, входящему в состав гарнизона.

о порядке взаимодействия гарнизона пожарной охраны со службами, ответственными за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения

6.1. В целях регламентирования взаимодействия подразделений гарнизона со службами, ответственными за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения, составляется Инструкция по взаимодействию (далее – Инструкция).

6.2. Инструкция утверждается начальником гарнизона и начальником службы, ответственной за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения.

6.3. В Инструкции должны отражаться вопросы взаимодействия подразделений гарнизона со службами, ответственными за эксплуатацию наружного противопожарного водоснабжения, в ходе повседневной деятельности, при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также при проведении проверок.

6.4. В Инструкции, помимо прочего, в обязательном порядке должны находить своё отражение следующие вопросы:

порядок повышение давления в водопроводных сетях при тушении пожара и проведения аварийно-спасательных работ;

мероприятия по обеспечению свободного подъезда к источникам наружного водоснабжения;

мероприятия по очистке снега и наледи, затрудняющих доступ к источникам наружного противопожарного водоснабжения в зимний период;

действия при обнаружении неисправности источников наружного противопожарного водоснабжения[4];

организация профилактических работ после использования источника наружного противопожарного водоснабжения на пожаре и проведении АСР;

требования, предъявляемые при приеме в эксплуатацию новых источников противопожарного водоснабжения;

порядок проведения проверок источников наружного противопожарного водоснабжения, состав комиссии по проверке;

перечень неисправностей источников наружного противопожарного водоснабжения подлежащих устранению.

к Методическим рекомендациям

Правила работы с пожарным гидрантом

при проведении проверок состояния источников наружного противопожарного водоснабжения

1. Открытие крышки колодца пожарного гидранта должно производится специальным крюком, при этом необходимо следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги и не повредила резьбу стояка гидрата.

2. Открытие и закрытие пожарного гидранта производится посредством пожарной колонки. Пожарные колонки устанавливаются путем навертывания на стояк гидранта так, чтобы квадрат ее ключа сел на квадрат гидранта. Боковые отверстия пожарной колонки в это время должны быть закрыты шиберными задвижками.

3. Во время пользования пожарного гидранта на пожаре, а также при открывании колодца для проверки, у колодца должен находится ответственный, согласно табеля боевого расчета (во время рабо­ты на пожаре — водитель автомобиля, установленного на гидрант).

4. Вследствие возможного наличия в водопроводных колодцах газов, строго воспрещается при открывании крышки колодца и установки колонки курить, зажигать спички и применять огонь при отогревании деталей в колодце и над открытым люком, а также спускаться в коло­дец.

5. Пожарный гидрант должен легко открываться и плотно закрываться. Пожарная колонка считается навернутой полностью, если вся резьба стояка гидранта закрыта и колонка стоит плотно. При навертывании колонки ее центральный торцевой ключ должен быть неподвижен, а колонка должна вращаться вокруг него.

6. При тугом открывании пожарного гидранта следует произвести разгонку резьбы штока гид­ранта путем двухстороннего вращения центрального ключа колонки. Если резьба не поддается разгону или гидрант полностью не перекрывается, дополнительные усилия применять запреща­ется, необходимо вызвать дежурную бригаду службы, ответственной за эксплуатацию источников наружного противопожарного водоснабжения.

7. Для пуска воды в рукав после установки пожарной колонки необходимо:

предварительно наполнить гидрант водой путем открытия его центральным ключом на пол­оборота;

после наполнения гидранта водой, центральным ключом пожарной колонки, открыть полно­стью на 12-15 оборотов;

открыть запорными вентилями шиберные задвижки и проследить прохождение воды в пожарные рукава, соединяющие пожарную колонку с пожарным автомобилем.

8. Для прекращения подачи воды в рукав необходимо проделать действия п. 7. в обратном порядке.

9. Для снятия колонки необходимо свернуть ее со стояка гидранта. При свёртывании колон­ки необходимо следить, чтобы центральный ключ не вращался вместе с колонкой, так как при этом может открыться и сам гидрант, вследствие чего возможен гидравлический удар и ко­лонка напором может быть сорвана. После снятия колонки люк колодца закрывается крыш­кой.

к Методическим рекомендациям

Эскизы размораживающих устройств пожарных гидрантов.

Читайте также:
  1. Аномалии развития носа. Деформации наружного носа, принципы лечения.
  2. Б8.5 Способы проведения искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
  3. Бессточные системы водоснабжения
  4. Бессточные системы технического водоснабжения.
  5. Билет 3 вопрос Основы теории управления социальными системами.
  6. В системах водоснабжения здания
  7. Взаимодействие РЭО с другими системами ЛА.
  8. Взаимосвязь графика потребления воды с работой основных сооружений системы водоснабжения
  9. Визначте, які з нижче наведених властивостей мови характеризують її як специфічну систему порівняно зі штучними семіотичними системами?
  10. Водный режим оборотных систем водоснабжения
Читайте также:  Нормы отопления для библиотек

1 – заглушка (полугайка) диаметром 77мм;

2 — металлическая трубка, диаметром 10-20 мм, длиной 150-200 мм;

3 — гибкий резиновый шланг длиной 3-4 метра;

4 — металлическая трубка, диаметром 10-20 мм, длиной 1,5-2 метра.

1- заглушка (полугайка) диаметром 77 мм;

2- металлическая трубка, диаметром 10-20 мм, длиной 1,5-2 метра.

к Методическим рекомендациям

Примерный перечень возможных дефектов и неисправностей

1. Пожарные гидранты

отсутствует координатная табличка;

данные на координатной табличке не соответствуют действительности или плохо видны.

1.2. Комплект «Колодец»:

засыпан грунтом, мусором и т. д.;

заставлен оборудованием, автотранспортом и т. п.;

не закрыт (течёт);

низкое давление в сети;

отсутствует дренаж колодца;

нет крышки комплекта;

наледь не позволяет произвести открытие.

низко расположен стояк;

сбита резьба на стояке;

стояк не закреплён;

стояк забит грунтом;

трещина в стояке;

нет крышки стояка;

не работает сливное устройство.

длинный шток не позволяет произвести пуск воды;

большой квадрат штока;

стёрты грани штока.

болты на верхнем фланце препятствуют наворачиванию колонки;

течь под верхний или нижний фланец;

нет обводного кольца.

2.Пожарные водоёмы (водоисточники):

не герметичен (не держит воду);

низкий уровень воды;

не оборудован устройством для отбора воды;

захламлен водозаборный люк и т. п.

к Методическим рекомендациям

документов по организации контроля за наружными системами противопожарного водоснабжения

1. Журнал проверок противопожарного водоснабжения

Номер ПГ__________________________ ЖЭУ, РЭУ____________________________

Вид сети, диаметр___________________ Телефон______________________________

Состояние ПГ (испр., причина неиспр)________________________________________________

Привязка на местности_____________________________________________________________

Водоотдача сети ____л/с, дата исп.__________________________________________________

схема привязки водоисточника на местности

Емкость ____куб. м ________________________________________________________________

Объект месторасположение (адрес)___________________________________________________

Состояние ПВ (испр.,причина неиспр) ________________________________________________

Привязка на местности__________________________________________________________ Телефон______________________________________________________________________

схема привязки водоисточника на местности.

2. Журнал учета неисправных водоисточников.

Читайте также:  Какие есть насосы для системы отопления

Ближайший исправный водоисточн.

Принятые меры (№ админ. дела, проток., предпис., дата)

Оцените статью