- Отопление пассажирских вагонов
- Назначение отопления и виды систем отопления вагонов
- Устройство водяной системы отопления
- Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона
- Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения
- Заправка системы отопления водой
- Растопка котла
- Комбинированный котел отопления вагона
- 12. Устройство системы комбинированного отопления пассажирских вагонов.
Отопление пассажирских вагонов
Назначение отопления и виды систем отопления вагонов
Система отопления служит для поддержания внутри вагона нормального температурного режима. Независимо от температуры наружного воздуха, температура внутри вагона должна быть 20±2 О С (при наружной температуре воздуха до -40 О С и скорости движения до 160 км/ч). Кроме того , система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а вагонах последних лет выпуска обеспечивать обогрев головок водоналивных труб.
Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании и надежны в работе.
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на:
1. Водяная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива;
2. Комбинированная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива или от электричества. В основание котла вмонтированы электронагревательные элементы – тэны 24 шт;
3. Электрическая система отопления в нее входят электропечи установленные у пола (под сиденьями и вдоль стен) и электрокалориферы установленные в воздуховоде системы вентиляции;
4. Смешанная система отопления в нее входят комбинированная система отопления и электрическая система отопления.
Устройство водяной системы отопления
Водяная система отопления состоит из: Котел имеющий три части: основание (наружная рубашка); средняя часть (огневая камера); дымовытяжная труба. Пространство между наружной рубашкой, огневой камерой и дымовытяжной трубой заполнено водой. В котел вмещается ≈ 355 литров воды. На котле имеется топка с дверцей , внутри которой имеется колосниковая решетка , состоящая из двух половинок.
Расширитель . Котлы бывают совмещенными с расширителем и отдельно от расширителя (соединен с котлом патрубком). От расширителя отходят трубы на малую сторону (коридорная сторона) отопления и на большую сторону отопления (купейная сторона). Трубы проходят между крышей и потолком до противоположного конца вагона, там спускаются, вниз образуя стояки , в верхних точках стояков находятся краны для выпуска воздуха из системы отопления , трубы проходят вдоль боковых стен, у пола, и присоединяются к нижней части котла.
На трубах отопления имеются батареи; краны для слива воды из системы отопления; грязевики-отстойники – предназначены для сбора окалины, ржавчины, мути, которая может быть в трубах; вентили для перекрытия труб отопления — находятся у расширителя и в основании котла. В некоторых вагонах в туалетах установлены радиаторы – дополнительные батареи.
В котельном отделении имеется запасной бак из которого пополняется система отопления водой. На котле установлен ручной насос – предназначенный для пополнения системы отопления водой, а у тех систем, где нет циркуляционного насоса, и для усиления циркуляции воды в системе отопления воды.
Циркуляционный насос установлен на трубах отопления с малой стороны и предназначен для усиления циркуляции воды в системе отопления. У тех систем, где имеются циркуляционные насосы на трубах с большой и малой стороны у основания котла установлены дроссельные заслонки (типа пробкового крана) – предназначенные для перекрытия труб отопления перед включением циркуляционного насоса.
На котлах установлены термометры : ртутные; дистанционные – предназначены для измерения температуры воды в котле. Обычно устанавливается два термометра: один показывает температуру воды в котле; второй температуру в воздуховоде системы вентиляции в зимний период. Имеются гидрометры показывающие уровень воды в котле, устанавливаются на котле.
В туалетах с нерабочей и рабочей стороны имеются краны разбора горячей воды для технических нужд (мытья полов, отогревания труб умывальных чаш, фановых труб унитазов и т.д.).
Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона
Для пополнения системы отопления водой необходимо:
1. Проверить, чтобы вентиль под запасным баком был закрыт;
2. Открыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;
3. Открыть вентиль от запасного бака;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Движением рукоятки ручного насоса пополнить систему отопления водой, до тех пор пока из сигнальной (контрольной) трубы не польется вода;
6. Закрыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;
7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
8. Закрыть вентиль от запасного бака.
Циркуляция воды в системе отопления при помощи ручного насоса:
Малая сторона отопления:
1. Проверить, чтобы вентиль от запасного бака был закрыт;
2. Закрыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла;
3. Открыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;
6. При помощи ручного насоса произвести циркуляцию воды по трубам малой стороны отопления, до тех пор пока стояк и трубы не станут горячими, а из крана для выпуска воздуха польется горячая вода.
7. Закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;
8. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
9. Закрыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;
10. Открыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла.
Большая сторона отопления при помощи ручного насоса циркулируется так же как и малая сторона отопления, только все краны и вентили с большой стороны отопления.
Циркуляция воды в системе отопления при помощи циркуляционного насоса:
1. Проверить, чтобы были открыты два вентиля циркуляционного насоса;
2. Закрыть дроссельные заслонки;
3. Включить циркуляционный насос;
4. После выключения циркуляционного насоса открыть дроссельные заслонки для естественной циркуляции воды, краны циркуляционного насоса можно оставить открытыми, открыть краны для выпуска воздуха.
В случае неисправности циркуляционного насоса, модно произвести циркуляцию системы отопления ручным насосом:
Малая сторона отопления:
1. Закрыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла;
2. Закрыть дроссельные заслонки;
3. Открыть вентиль на тонкой трубе обратки;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
6. После циркуляции закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
8. Закрыть вентиль на тонкой трубе обратки;
9. Открыть дроссельные заслонки;
10. Открыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла.
Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения
1. Воздушные пробки в системе отопления – проциркулировать систему отопления и удалить воздушные пробки;
2. Недостаточно воды в системе отопления – пополнить систему отопления водой;
3. Закрыты или не полностью открыты вентили у расширителя или в котле, на главной трубе отопления – проверить положение вентилей, при необходимости открыть их полностью;
4. Частичное замерзание труб отопления (большая сторона отопления труба в полу тамбура) – необходимо обнаружить замерзшее место трубы, отогреть горячей водой, усилить горение топлива в котле;
5. Засорение труб отопления или основания котла – доложить ЛНП и ПЭМ, сделать запись в журнале ремонта на промывку системы отопления.
Заправка системы отопления водой
При плюсовой температуре:
1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, должны быть открыты полностью;
2. Открыть краны для выпуска воздуха с большой и малой стороны отопления;
3. Присоединить кран от водоразборной колонки к наливной трубе системы отопления;
4. Заполнить систему отопления водой, до тех пор, пока из кранов для выпуска воздуха и сигнальной трубы расширителя не польется вода – в напор;
5. Необходимо закрыть краны для выпуска воздуха.
При низкой температуре наружного воздуха существуют два способа заправки системы отопления водой:
Первый : вагон ставят в теплое помещение и выдерживают там не менее суток, для того, чтобы нагрелись металлические части и заполняют систему отопления водой как при плюсовой температуре;
Второй: Можно заправить на улице, для этого необходимо :
1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, перекрыть;
2. Проверить два вентиля на тонкой трубе обратки – закрыты;
3. Вентиль выше ручного насоса – закрыт;
4. Перед началом заправки котла водой, его можно растопить, чтобы нагрелись внутренние стенки котла, и заправить котел и расширитель водой – пока из сигнальной трубы расширителя не польется вода;
5. Необходимо нагреть воду в котле до 90-95 О С, потом заполнить малую сторону отопления водой, для этого:
5.1 Открыть вентили у расширителя и котла;
5.2 Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
6. Закрываем кран для выпуска воздуха на малой стороне. Греем воду в котле – прогреваем малую сторону. Потом заполняем большую сторону, для этого:
6.1 Открыть вентиль у расширителя и котла на большую сторону отопления;
6.2 Открыть кран для выпуска воздуха с большой стороны.
Растопка котла
Перед растопкой котла необходимо обратить внимание на:
— то, что система отопления полностью заполнена водой;
— положение вентилей на главных трубах отопления у расширителя и котла – должны быть полностью открыты;
— исправность ручного насоса – работает с нагрузкой;
— отсутствие течи воды из труб отопления;
— наличие топлива (угля) – должно быть в достаточном количестве;
— наличие инвентаря в котельном отделении – ведро, совок, шуровка, пика (лом);
— чистоту и порядок в котельном отделении – не должно быть посторонних предметов: веник, тряпка, бумага, дрова;
— наличие и исправность колосниковых решеток.
НЕ РАСТАПЛИВАТЬ КОТЕЛ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ.
Комбинированный котел отопления вагона
8.2. Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов
Комбинированное отопление пассажирских вагонов
Комбинированное отопление широко внедряется на электрифицированных участках. С 1975 г. все новые вагоны оборудуют такой системой. Вагоны с комбинированной системой отопления можно эксплуатировать как на электрифицированных участках, так и на не-электрифицированных. Отопительное оборудование вагонов унифицировано. Работы по внедрению электроотопления на неэлектрифи-цированных участках сдерживаются из-за отсутствия тепловозов с генератором отопления и необходимостью реконструкции устройств СЦБ на этих участках.
Наиболее распространенным типом водогрейного вагонного котла (рис. 8.3) является котел, совмещенный с расширителем 8. Отопительный котел состоит из наружной рубашки 5, внутри которой расположены огневая коробка 6 и топочная камера 11. В нижней части камеры имеются колосниковые решетки 2 и зольник. В верхней части котла над огневой коробкой расположена дымовая труба 7. В огневую коробку вварены циркуляционные трубы 9 для увеличения поверхности нагрева котла. Пространство между наружной рубашкой и топочной камерой, огневой коробкой и дымовой трубой заполняется водой. Топливо загружается на колосниковые решетки через люк топки 3. Воздух подается под колосниковую решетку через люк зольника 1. Для нагрева воды с помощью электроэнергии в водяную рубашку котла вертикально вмонтированы 24 нагревательных элемента (общей мощностью 48 кВт) 10, которые распределены по всему периметру котла, за исключением пространства над люком топки для твердого топлива, и крепятся к фланцу топки котла через прокладки из паронита.
Клеммы нагревательных элементов защищены кожухом 4, который можно поднять и зафиксировать на цепочках, при-
варенных к расширителю 8 котла, при необходимости проведения работ по монтажу нагревательных элементов и ухода за ними. Наибольшая расчетная температура воды в котле 90—95 °С. При более высокой температуре нижние трубы отопления нагреваются до 70 °С и выше и осаждающаяся на их поверхности пыль подгорает. В качестве дополнительного электрическое отопление применяется на вагонах ряда типов с кондиционированием воздуха. Режим работы системы отопления устанавливает проводник в зависимости от температуры наружного воздуха и внутри вагона, от населенности вагона и времени года.
12. Устройство системы комбинированного отопления пассажирских вагонов.
Система отопления служит для поддержания нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха.
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на следующие виды:
-водяная система с котлом на твердом топливе (не применяется);
-электрическая система (переходное отопление), состоящая из электропечей, установленных по купейной стороне, и электрокалорифера для подогрева воздуха, расположенного в нагнетательном воздуховоде;
-комбинированная система с подогревом воды в котле сжиганием твердого топлива или электронагревательными элементами;
-смешанная система, состоящая из комбинированной и электрической систем.
Устройство и принцип работы системы отопления
Система отопления состоит из котла 1, расширителя 6, отопительных труб, стояков, бойлера 48, водяного калорифера 9, запасного бака 13, ручного 3 и циркуляционного 27насосов.
Во всех вагонах с водяным отоплением верхняя и нижняя ветви сети отопления собраны из труб с фланцами. Соединение фланцевое болтовое, через прокладки. Для доступа к фланцевым соединениям верхней ветви в потолке предусмотрены люки. Система водяного отопления куп. вагона типа 47Дк в основном аналогична системе отопления плацкартного вагона (расширитель совмещен с котлом). В купейных вагонах расширитель 6 (рис.) установлен отдельно от котла 1. Пластинчатый калорифер 9 размешен несколько ниже расширителя и соединен с нижней частью котла, что обеспечивает лучшую циркуляцию воды в калорифере. Особенностью этой системы является наличие специального подводящего колена 6а от котла в расширитель. В это колено внутри расширителя вварены верхние трубы отопления, благодаря чему горячая вода из верхней части котла поступает непосредственно в трубы, обеспечивая лучший обогрев вагона.
Теплая вода поступает в расширитель через уравнительный трубопровод 63. Для удаления скапливающегося в калорифере, котле и трубопроводе воздуха от котла к расширителю предусмотрены вентиляционные трубопроводы 64 и 67. Бойлер 48 оборудован дистанционным термометром 45. Когда котел не работает, для подогрева воды топят кухонную плиту 47.
На котле закреплен ручной насос 3, и дистанционный термометр со шкалой для контроля за температурой воды в котле и гидрометр 5. Максимально допустимая температура воды в котле (90-95°С) на шкале термометра отмечена красной стрелкой или красной чертой.
Принцип работы системы отопления: из котла горячая вода поступает в расширитель, который предназначен для приема избытка воды в системе, образующегося вследствие увеличения ее объема при нагревании, и для текущего восполнения потерь воды в результате испарения. От расширителя идут две ветви отопительных труб. Каждая ветвь, отходящая от расширителя, идет поверху до противоположного конца вагона, затем спускается вниз, образуя стояки. Oт стояков понизу вдоль стен проходят нижние обогревательные трубы, которые присоединяются к нижней части котла. Таким образом происходит непрерывная циркуляция воды в системе отопления по замкнутому кольцу: котел — обогревательные трубы — котел.
Устройство котла комбинированного отопления.
Отопительный котел состоит из наружной рубашки, внутри которой расположены огневая коробка и топочная камера. В нижней части камеры имеются колосниковые решетки и зольник. В верхней части котла над огневой коробкой расположена дымовая труба. Пространство между наружной рубашкой н топочной камерой, огневой коробкой и дымовой трубой заполняется водой. Топливо загружается на колосниковые решетки через люк топки. Воздух подается под колосниковую решетку через люк зольника.
Для нагрева воды с помощью электроэнергии в водяную рубашку котла вертикально вмонтированы 24 нагревательных элемента, которые распределены по всему периметру котла, за исключением пространства нал люком топки для твердого топлива, и крепятся к фланцу топки котла через прокладки из паронита. Клеммы нагревательных элементов защищены кожухом , который можно поднять и зафиксировать на цепочках, при необходимости проведения работ по монтажу нагревательных элементов и ухода за ними.
Проверка уровня воды в системе отопления и пополнение системы водой.
Красная неподвижная стрелка или красная черта на шкале гидрометра (расположен в котельном отделении) указывает наименьший допустимый уровень воды в котле, черная рабочая стрелка — действительный уровень воды. Если черная стрелка опустилась ниже красной, значит воды в системе недостаточно. При этом не только прекращается циркуляция воды по трубам, но и могут сгореть прокладки между фланцами котла. Когда черная стрелка совпадает с красной, вода в системе находится на наименьшем допустимом уровне (доходит до середины расширителя).
Уровень воды в системе проверяют также периодически открывая водопробный кран 25.
Чтобы пополнить систему отопления водой необходимо открыть кран 33 и 22(качаем воду из запасного бака) или 29 (из системы водоснабжения), и качать воду ручным насосом до тех пор, пока не польется вода из вестовой трубы 4. Вода из крана и трубы поступает в воронку 34, а затем в запасной водяной бак 13.
Назначение циркуляционного насоса.
Циркуляционный насос служит для усиления циркуляции воды в системе, включается на щите, двигатель расположен под кипятильником.
Принудительная циркуляция воды в системе может быть выполнена циркуляционным или ручным насосом. Предварительно необходимо нагреть воду в котле до температуры не менее 50°С.
При применении циркуляционного насоса для усиления циркуляции воды во всей системе нужно обязательно закрыть дроссельные заслонки 28. 36. Если заслонки 28 и 36 не закрыты, насос будет забирать воду из котла и подавать ее снова туда же, т.е. улучшения циркуляции воды в системе отопления не произойдет, Передняя дроссельная заслонки 28, расположенная в котельном отделении, легко закрывается или обрывается поворотом ручки. Задняя дроссельная заслонка 36, расположенная за котлом, открывается и закрывается рычагом. Циркуляцию поды производят до тех пор, пока в вагоне не установится нормальная температура воздуха, после чего заслонки и вентили приводят в начальное положение.
При применении ручного насоса для усиления циркуляции воды ( при выходе из строя циркул. насоса) во всей системе также закрывают дроссельные заслонки 28 и 36. Краны 31 и 33 необходимо открыть.
Если требуется улучшить циркуляцию в трубах только купированной или коридорной стороны вагона, то закрывают соответственно вентиль 19 или 20.
Неисправности системы отопления:
-образование воздушных пробок из-за кипения воды в котле. Открыть кран 32 с нерабочей стороны в малом тамбуре, включить циркул.насос или произвести искусственную циркуляцию ручным насосом. Вода должна литься равномерно из крана;
-недостаточный обогрев вагона, зашлакованы колосники— почистить топку;
-частичное замораживание труб (замороженное место обложить ветошью и поливая на нее горячую воду, отогреть);
-кипение воды в котле (включить циркул. насос и пополнить систему водой. Временно закрыть поддувало);
-течь трубы: если невозможно приостановить течь, перекрыть верхний и нижний разобщительные краны (19 или 20) на отопительных трубах поврежденной ветви и полностью слить воду из этой ветви через краны 15 или 16. Отопление вести одной стороной, циркул. насос должен работать с небольшими перерывами;
-неудовлетворительная тяга дымовытяжной трубы— в пункте формирования проверить состояние труб и при необходимости почистить.