- Что такое коммунальные услуги «ненадлежащего качества»? И как получить за них компенсацию? Действующее законодательство
- Что такое коммунальная услуга «ненадлежащего » качества?
- Коммунальная услуга ненадлежащего качества: действия исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и т.п.)
- Коммунальная услуга ненадлежащего качества: действия потребителя
- Как правильно делается перерасчет платы за некачественное отопление
- Арбитражный суд Волго-Вятского округа разъяснил, как правильно произвести перерасчет платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению.
- Организация обратилась в арбитражный суд (дело № А28 – 11383/2019)
- Вышестоящий суд также подтвердил обоснованность предписания
- Порядок перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению.
- Коммунальная услуга ненадлежащего качества отопление
- Основания для перерасчета, предусмотренные в законе
- Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета
- Ответственность исполнителя за непроведение инициативного перерасчёта
Что такое коммунальные услуги «ненадлежащего качества»? И как получить за них компенсацию? Действующее законодательство
Плата за коммунальные услуги год от года растет, а качество их лучше не становится. Существует ли возможность проверить качество оказываемых «коммунальщиками » услуг и наказать их, если качество услуг не соответствует требованиям действующего законодательства? Публикуем разъяснения министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края по этой теме.
Что такое коммунальная услуга «ненадлежащего » качества?
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, что подразумевается под понятием «услуги ненадлежащего качества». Полагается ли в данном случае перерасчет коммунальных платежей, как он делается, куда надо обращаться?
Ответ: На все эти вопросы дает ответ постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 N° 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее «Правила предоставления коммунальных услуг» или «Правила »). А точнее, два их раздела
- раздел IX «Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов»
- раздел X «Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
В соответствии с пунктом 98 Правил требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам.
Объем (количество ) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового ) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды.
Объем (количество ) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного ) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается:
- исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги — для жилых помещений;
- исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги — для нежилых помещений.
Если у вас есть прямой договор на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией, которая в соответствии с указанным договором не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или ) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В описанном выше случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или ) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится. Потребитель коммунальной услуги в таком случае вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, указан в пунктах 104-113 Правил.
Коммунальная услуга ненадлежащего качества: действия исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и т.п.)
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или ) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее — нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями ), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или ) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или ) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю).
Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или ) бумажном журнале учета таких фактов.
Коммунальная услуга ненадлежащего качества: действия потребителя
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию , имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
Как правильно делается перерасчет платы за некачественное отопление
Арбитражный суд Волго-Вятского округа разъяснил, как правильно произвести перерасчет платы за некачественную коммунальную услугу по отоплению.
Государственная жилищная инспекция Кировской области проверила акционерное общество «Кировская теплоснабжающая компания». Инспекция установила, что в результате некачественного предоставления услуг по отоплению дома общество должно было сделать потребителям перерасчет, но сделало это неправильно, так как нарушило пункт 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг № 354. Надзорный орган выдал предписание пересчитать стоимость согласно требованиям законодательства.
Организация обратилась в арбитражный суд (дело № А28 – 11383/2019)
Общество просило признать предписание недействительным. В обоснование правомерности своих расчетов указало, что уменьшило плату согласно Правилам № 354: за каждый час отклонения температуры размер платы снижался на 0,15 % от установленного размера платы.
Инспекция возражала против заявленных требований. По её мнению, заявитель ошибочно принял за расчетный период один час. ГЖИ же ссылалась на пункт 101 Правил № 354, согласно которому размер платы подлежит уменьшению на размер, исчисленный суммарно за каждый день предоставления услуги ненадлежащего качества:
«При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам» (п. 101).
Первая и апелляционная инстанции согласились с инспекцией и не нашли оснований для отмены предписания.
Вышестоящий суд также подтвердил обоснованность предписания
В пятницу, 15 января 2020 года, Арбитражный суд Волго-Вятского округа поддержал выводы нижестоящих судов (Постановление № Ф01 – 15545/2020):
«при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления такой коммунальной услуги.
Заявитель при перерасчете платы в связи с ненадлежащим качеством коммунальной услуги по отоплению определил расчетный период в часах. Между тем при перерасчете платы должен был применяться расчетный период „день“».
Порядок перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению.
КАКИМ НОРМАТИВАМ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?
Согласно правилам и нормам предоставления коммунальных услуг, они должны предоставляться потребителям в необходимых объемах и надлежащего качества. В противном случае размер платы за ту или иную коммунальную услугу подлежит уменьшению.
По отоплению температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже +20 °C (в угловых комнатах — +22 °C). При этом допустимое превышение нормативной температуры — не более чем на 4 °C, допустимое снижение нормативной температуры в дневное время не допускается, в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более чем 3 °C.
По горячей воде температура в местах водоразбора должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) допускается не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C.
НА СКОЛЬКО МОЖНО СНИЗИТЬ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?
Если температура подаваемой горячей воды отличается от указанной, или температура воздуха в жилом помещении не соответствует нормативам, то это считается услугой ненадлежащего качества.
Согласно закону, за каждый час и градус отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 % (k=0,0015).
Что касается горячего водоснабжения, то за каждый час и за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1 % (k=0,001). А в случае, если температура горячей воды в точке разбора ниже 40 °C, то за каждый час такой её подачи оплата потребленной воды должна производиться по тарифу за холодное водоснабжение.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕРАСЧЕТА ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?
Важно понимать, что перерасчёты за некачественно оказанные коммунальные услуги, производятся только при соблюдении всех требований законодательства по порядку установления факта предоставления таких услуг. Так, в первую очередь жителям следует обратиться к поставщику коммунальных услуг – это может быть ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги можно передать письменно в форме заявления (образец заявления можно скачать здесь) или устно, оно должно быть зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации. В течение двух часов с момента получения обращения её сотрудники обязаны провести обследование жилого помещения и произвести температурные замеры, результаты которых должны быть занесены в специальный акт установленного образца. Он составляется в нескольких экземплярах по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, один из актов передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя.
Если поставщик коммунальных услуг отказывает собственникам, оформить документ они могут самостоятельно. В таком случае акт подписывается двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома и передается в управляющую компанию.
Вместе с актом, свидетельствующим о несоответствии температурного режима нормативным показателям, собственнику необходимо заполнить заявление с требованием о перерасчёте за некачественно оказанную коммунальную услугу (образец заявления можно скачать здесь). Таким образом, эти два документа являются основанием для уменьшения размера платы за отопление.
Чтобы определить период перерасчёта, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗВОДИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ?
Чтобы определить температуру в помещении, ее замеряют на внутренней стене каждой комнаты на расстоянии одного метра от наружной стены и полутора метров от пола.
Диапазон измерения и допустимая погрешность измерительных приборов должны соответствовать требованиям в соответствии с которыми предельное отклонение составляет 0,1 °С. В противном случае, при измерении бытовым термометром погрешность измерения такого прибора в 1-2°С может привести к ситуации, при которой «перегрев» при его наличии не выявится, соответственно последствий в виде перерасчета не наступит.
Коммунальная услуга ненадлежащего качества отопление
Необходимость перерасчета платы за некачественные коммунальные услуги принято связывать с самостоятельной фиксацией потребителем факта предоставления некачественных услуг.
Но обязанность по проведению перерасчетов может быть связана и с иными фактами, в частности, с фиксацией предоставления некачественных услуг самим исполнителем коммунальных услуг.
У такой зависимости есть вполне осязаемая правовая и правоприменительная подоплека.
Основания для перерасчета, предусмотренные в законе
В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:
- предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).
В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.
Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.
Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X Правил № 354.
Данный порядок предусматривает в т.ч. и алгоритм действий исполнителя при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Так, согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:
- дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
- дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).
Соответственно, обязанность исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы связывается не только с какими-либо активными действиями (например, с заявлением) потребителя услуг, но и с самостоятельным выявлением факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Такая связь отчасти подтверждается и пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
Из его содержания следует, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.
Таким образом, заявительный порядок осуществления перерасчета платы при предоставлении потребителю некачественных услуг является не единственно возможным. Обязанность исполнителя произвести перерасчет платы может быть связана и с иными основаниями (не связанными с заявлением потребителя), в т.ч. и с самостоятельным выявлением исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества.
Ответственность исполнителя за непроведение инициативного перерасчёта
С учетом вышеизложенного логично предположить, что в случае самостоятельного выявления исполнителем факта оказания некачественных услуг, перерасчет должен быть произведен исполнителем в инициативном порядке.
Непроведение же исполнителем инициативного перерасчета может быть сопряжено со значительными юридическими рисками, обусловленными следующими возможными вариантами квалификации такого бездействия исполнителя и/или его менеджмента.
1. Мошенничество (хищение чужого имущества или приобретения права на него путем обмана или злоупотребления доверием) (ст. 159 УК РФ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений либо в умолчании об истинных фактах либо в умышленных действиях (например, использование различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение. Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности, к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества.
2. Злоупотребление доминирующим положением на рынке реализации коммунальных ресурсов/услуг (статья 14.31 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
3. Обман потребителей (статья 14.7 КоАП РФ).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к различным формам обмана потребителей (в т.ч., в форме обсчета потребителей). Соответственно, если исполнитель, заведомо зная о факте предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, умалчивает об этом факте и не производит перерасчет платы, указанные действия могут быть квалифицированы правоприменительными органами в качестве обмана потребителей.
Кроме того, необходимо учитывать и возможные гражданско-правовые риски исполнителя, связанные с непроведением инициативного перерасчета. Такие риски могут, в частности, выражаться во взыскании потребителями с исполнителя:
- неосновательного обогащения (в размере разницы между размером фактически начисленной потребителям платы и размером платы, подлежащим внесению потребителями с учетом перерасчета) по статье 1102 ГК РФ;
- процентов за пользование чужими средствами по статье 1107 ГК РФ;
- штрафа в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить с учетом перерасчета (часть 6 статьи 157 ЖК РФ).