- Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
- Куда обращаться, если вода из-под крана не соответствует нормативам
- Кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри МКД
- Вопрос об исполнителе коммунальной услуги
- НПА о качестве коммунальных ресурсов
- Граница ответственности РСО
- Граница ответственности УО
- Запомнить
Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
Интересует позиция арбитража: должны ли ремонтировать и устранять аварии ресурсоснабжающие организации (в частности Водоканал — в сфере водоотведения) на не принадлежащих им сетях водоотведения, не переданных им в ином порядке (возможно бесхозяйных).
Сообщаю Вам следующее:
Водоканал, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.
В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 ГК РФ возлагается на их собственника или иного законного владельца.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
Так, согласно п. 5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а также не передал по передаточному акту указанные сети организации водопроводно- канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.
Обоснование:
В статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил N 644).
В силу подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
При этом в случае, если указанные сети не принадлежат на праве собственности или ином законном основании иным лицам и не значатся также и в реестре муниципальной собственности, необходимо исходить из следующих положений действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Следовательно, то обстоятельство, что в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
Куда обращаться, если вода из-под крана не соответствует нормативам
Опубликовано 19 Апр 2021 в 12:00 | Текст: Михаил КОФАНОВ
Жительница района Измайлово Евгения пожаловалась в редакцию, что вместо горячей воды в её квартире периодически течёт чуть тёплая. Эта жалоба на неудовлетворительное качество воды не единственная в редакционной почте.
Фиксируйте неполадки на видео
Живёт Евгения в доме на 5-й Парковой.
— Когда случаются сбои, я проверяю температуру воды термометром. Всего 35 градусов, вдвое ниже нормы! — сообщает наша читательница.
Женщина не раз обращалась в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании. Приходили сантехники, чинили поломку, но через какое-то время температура воды снова падала. Жильцам приходится подогревать воду в кастрюле или в чайнике.
Именно управляющая организация отвечает за качество как горячей, так и холодной воды в доме.
Если из крана течёт еле тёплая, ржавая или мутная вода, то перед вызовом это стоит зафиксировать, сделав фото или сняв на видео. Ремонтники должны в течение двух дней ответить на заявку и устранить нарушение — например, промыть водопроводные стояки или заменить трубы. Если же выяснится, что вода плоха не из-за неполадки в инженерных сетях дома, то управляющая компания сама обратится либо в «Мосводоканал» , в случае если речь идёт о холодной воде, либо в МОЭК — если проблемы с горячей.
Жалобы — в несколько инстанций
Если после обращения жителя работники управляющей организации долго не приходят или не могут решить проблему, которая возникла в трубопроводе дома, то нелишне написать письменную жалобу руководству этой организации, а также в окружное отделение Мосжилинспекции .
Ускорить процесс поможет параллельное обращение в единую диспетчерскую Департамента ЖКХ г. Москвы (495) 539-5353 и в Территориальный отдел Роспотребнадзора (495) 368-2080. За тот период, когда из крана текла некачественная вода, житель имеет право получить перерасчёт. Михаил КОФАНОВ
Воду из-под крана можно пить сырой
АО «Мосводоканал» отвечает за холодное водоснабжение и гарантирует качество воды московского водопровода. По словам руководителя пресс-службы компании Олега Алиева , вода соответствует всем нормам, является питьевой и не нуждается в дополнительной обработке.
— АО «Мосводоканал» внедряет новейшие технологии в процесс водоподготовки, также продукция проходит многоступенчатый контроль на всех стадиях производства, — говорит он.
Кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри МКД
Речь пойдёт о границах эксплуатационной ответственности управляющих организаций и РСО. Когда потребителям предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества, нужно определить, кто виноват, а это не всегда просто. ВС РФ разобрался в спорном деле и объяснил, кто отвечает за инженерные системы и оборудование внутри МКД.
Вопрос об исполнителе коммунальной услуги
Инспекция провела внеплановую проверку РСО, в результате которой выяснилось, что одному потребителю коммунальная услуга горячего водоснабжения оказывалась ненадлежащего качества – была ниже установленных нормативом 60℃.
Выяснилось, что между управляющей домом организацией и РСО не заключён договор ресурсоснабжения. В связи с этим исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является ресурсоснабжающая организация. За горячее водоснабжение потребитель платил непосредственно ей.
Инспекция составила акт и выдала предписание РСО устранить допущенные нарушения. РСО с предписанием не согласилась и обратилась в арбитражный суд.
НПА о качестве коммунальных ресурсов
Суды при рассмотрении дела указали в первую очередь на то, что качество поставляемых в многоквартирные дома коммунальных ресурсов должно соответствовать нормативам СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01».
Суд первой инстанции отказал РСО в отмене предписания инспекции, потому что организация является исполнителем КУ по горячему водоснабжению. Следовательно, обеспечивать соответствие температуры поставляемого коммунального ресурса на вводе внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с указанным выше СанПиНом – её обязанность.
Однако апелляционный суд, суд кассационной инстанции, а за ними и Верховный суд РФс такими выводами не согласились.
Граница ответственности РСО
Поставщик коммунальных ресурсов отвечает за их поставку в надлежащем качестве до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома. Иное может устанавливать договор ресурсоснабжения (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ).
Договоры горячего водоснабжения и водоотведения, которые заключаются с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги (п. 21 Правил № 354).
Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Граница ответственности УО
Лицо, которое отвечает за содержание и ремонт общего имущества в МКД, в пределах оказания данных услуг обеспечивает состояние общего имущества на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 161 ЖК РФ).
РСО поставила горячую воду на границу эксплуатационной принадлежности с температурой 65,0°C. Это значит, что организация выполнила нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил № 354.
При этом, во время проверки температура горячей воды в квартире потребителя составила: на кухне – 41,8 °C, в ванной – 57,2 °C.
Таким образом, температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения соответствовала установленным нормативам. Нарушение температурного режима выявилось уже в квартире потребителя, а за это несёт ответственность управляющая организация.
В итоге предписание инспекции было признано судами недействительным, потому что инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.
Запомнить
Поставщик отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома.
В договоре горячего водоснабжения и водоотведения нужно определить границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги.
Если договором не определено иное, РСО отвечает за качество предоставления коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Инженерные системы и оборудование внутри многоквартирного дома и внутри квартиры не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации.