- Глава 4. Комплексное развитие системы водоснабжения
- Глава 4. Комплексное развитие системы водоснабжения
- Схема водоснабжения и водоотведения – особенности и подводные камни.
- Возможные последствия ошибок при разработке схем ВиВ!
- Зачем нужна схема водоснабжения и водоотведения
- Законодательная база для разработки Схем ВиВ:
- Проблемы, с которыми сталкивается заказчик при разработке схем:
- Залог успеха: Поиск компании, которая специализируется в области разработки проектов Водоснабжения и водоотведения!
- Варианты Эффективной реализации Проекта Схемы водоснабжения и водоотведения:
- Полный комплекс работ:
- Дистанционная разработка Схемы ВиВ:
- Ценность правильной Схемы ВиВ:
- Финансовые инструменты
- Возможности и дополнительные инструменты
- Какими инструментами должен обладать Заказчик в результате качественной разработки Схемы водоснабжения и водоотведения.
Глава 4. Комплексное развитие системы водоснабжения
Глава 4. Комплексное развитие системы водоснабжения
Долгосрочными стратегическими целями развития системы водоснабжения МО — г. Курган являются:
— обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности систем водоснабжения как части коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
— обеспечение финансовой и производственно-технологической доступности услуг водоснабжения надлежащего качества для населения и других потребителей;
— обеспечение рационального использования воды, как природной, так и питьевого качества, выполнение природоохранных требований;
— повышение ресурсной эффективности водоснабжения путем модернизации оборудования и сооружений, внедрения новой технологии и организации производства;
— достижение полной самоокупаемости услуг и финансовой устойчивости предприятий водоснабжения;
— оптимизация инфраструктуры и повышение эффективности капитальных вложений, создание благоприятного инвестиционного климата.
§10. Анализ существующей организации систем водоснабжения, выявление проблем функционирования
Водоснабжение МО — г. Курган осуществляется ОАО «Курганводоканал».
Водоснабжение города Кургана обеспечивается комплексом гидротехнических сооружений в составе двух групп головных сооружений, водоводов и напорно-разводящей сети.
Источниками водоснабжения являются водозаборные сооружения:
— Арбинские водозаборные очистные сооружения;
— Водозаборные очистные сооружения центра города.
Все водозаборные сооружения относятся к поверхностному типу забора воды.
Суммарная проектная мощность водоочистных сооружений составляет 185,5 тыс. м3/сут., в том числе:
Арбинские ОСВ — 125,5 тыс. м3/сут.;
ОСВ центра города — 60,0 тыс. м3/сут.
Источником водоснабжения является Курганское водохранилище на реке Тобол. Арбинский водозабор расположен на реке Тобол в створе д. Арбинка, проектной производительностью 125,5 тыс. м3/сут., построен в 1978 году.
В состав комплекса входят: оголовок, насосные станции I-го и II-го подъема, иловая насосная станция, очистные сооружения (смеситель, блок отстойников, скорые фильтры, реагентное хозяйство, хлораторная, два резервуара чистой воды емкостью по 10,0 тыс. м3). Подача воды в город осуществляется по водоводу Д = 1200-1000 мм. Сооружения отвечают требованиям по хлорбезопасности и санитарно-охранным зонам 1-го пояса.
Очистные сооружения центра города находятся на территории города Кургана, водозабор осуществляется с левого берега р. Тобол в центре города проектной производительностью 60,0 тыс. м3 в сутки. Построен в 1935-1938 гг. В состав комплекса входят: оголовок, насосные станции I-го и II-го подъема, очистные сооружения (смеситель, блок отстойников, скорые фильтры, реагентное хозяйство, хлораторная, шесть резервуаров чистой воды общей емкостью 3,2 тыс. м3). Подача воды потребителям осуществляется по четырем водоводам Д = 500 мм, 2Д = 250 мм, Д =300 мм. Вода потребителям от очистных сооружений центра города подается по трем направлениям — в центр города по водоводу Д = 500 мм, по линии «Узел» (ул. Красина, Зорге, Станционная, Радионова, Омская) по двум водоводам 2Д = 250 мм, по линии «Варгаши» (пос. Увал, Смолино, Глинки, Затоболье, Керамзитный, Утяк, Варгаши) по водоводу Д = 300 мм.
Напорно-разводящая сеть города закольцована. Для поддержания режима давления в сети имеются три насосные станции III-го подъема с резервуарами запасов чистой воды:
— на станции Заозерного района установлено четыре основных насоса суммарной мощностью 5000 м3/час. При насосной станции имеется два резервуара по 6000 м3;
— на станции Рябковского района установлено три основных насоса суммарной мощностью 2120 м3/час. При насосной станции имеется два резервуара по 2000 м3;
— на станции Восточного района установлено три основных насоса суммарной мощностью 945 м3/час. При насосной станции имеется два резервуара по 1000 м3.
Протяженность напорно-разводящих сетей города на 01.08.2012 г. составляет 559,06 км, в том числе:
— сети менее 5 лет эксплуатации — 62,16 км;
— сети от 5 до 10 лет эксплуатации — 62,2 км;
— сети от 10 до 15 лет эксплуатации — 54,25 км;
— сети от 15 до 25 лет эксплуатации — 77,75 км;
— сети более 25 лет эксплуатации — 302,7 км.
Качество оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения контролируются соответствующими службами предприятия. Производится анализ проб на системах коммунальной инфраструктуры водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной сети. Фактическое наличие произведенных анализов соответствует нормативным требованиям. Качество воды, подаваемой потребителю, зависит не только от источника водоснабжения, степени подготовки, но, во многом, от состояния водопроводных сетей. Для снижения риска подачи некачественной воды направлены все эксплуатационные и ремонтные работы служб предприятия.
4. Водопроводные насосные станции 2-го и 3-го подъема на площадках водозаборных сооружений
Характеристика и техническое состояние оборудования:
1) насосных станций 2-го подъема — 2 шт.;
2) насосных станций 3-го подъема — 77 шт.
1) износ зданий насосных станций составляет порядка 75%;
2) высокий износ центробежных насосов и несоответствие насосного оборудования современным требованиям по надежности и электропотреблению. Отсутствие защитных и регулирующих систем;
3) низкое качество запорной арматуры.
5. Водоводы, водопроводные сети и сооружения.
Характеристика системы распределения воды, техническое состояние оборудования, потери воды
Таблица 7. Характеристика водопроводной сети МО — г. Кургана
Глава 4. Комплексное развитие системы водоснабжения
Глава 4. Комплексное развитие системы водоснабжения
Долгосрочными стратегическими целями развития системы водоснабжения МО — г. Курган являются:
— обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности систем водоснабжения как части коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
— обеспечение финансовой и производственно-технологической доступности услуг водоснабжения надлежащего качества для населения и других потребителей;
— обеспечение рационального использования воды, как природной, так и питьевого качества, выполнение природоохранных требований;
— повышение ресурсной эффективности водоснабжения путем модернизации оборудования и сооружений, внедрения новой технологии и организации производства;
— достижение полной самоокупаемости услуг и финансовой устойчивости предприятий водоснабжения;
— оптимизация инфраструктуры и повышение эффективности капитальных вложений, создание благоприятного инвестиционного климата.
§10. Анализ существующей организации систем водоснабжения, выявление проблем функционирования
Водоснабжение МО — г. Курган осуществляется ОАО «Курганводоканал».
Водоснабжение города Кургана обеспечивается комплексом гидротехнических сооружений в составе двух групп головных сооружений, водоводов и напорно-разводящей сети.
Источниками водоснабжения являются водозаборные сооружения:
— Арбинские водозаборные очистные сооружения;
— Водозаборные очистные сооружения центра города.
Все водозаборные сооружения относятся к поверхностному типу забора воды.
Суммарная проектная мощность водоочистных сооружений составляет 185,5 тыс. м3/сут., в том числе:
Арбинские ОСВ — 125,5 тыс. м3/сут.;
ОСВ центра города — 60,0 тыс. м3/сут.
Источником водоснабжения является Курганское водохранилище на реке Тобол. Арбинский водозабор расположен на реке Тобол в створе д. Арбинка, проектной производительностью 125,5 тыс. м3/сут., построен в 1978 году.
В состав комплекса входят: оголовок, насосные станции I-го и II-го подъема, иловая насосная станция, очистные сооружения (смеситель, блок отстойников, скорые фильтры, реагентное хозяйство, хлораторная, два резервуара чистой воды емкостью по 10,0 тыс. м3). Подача воды в город осуществляется по водоводу Д = 1200-1000 мм. Сооружения отвечают требованиям по хлорбезопасности и санитарно-охранным зонам 1-го пояса.
Очистные сооружения центра города находятся на территории города Кургана, водозабор осуществляется с левого берега р. Тобол в центре города проектной производительностью 60,0 тыс. м3 в сутки. Построен в 1935-1938 гг. В состав комплекса входят: оголовок, насосные станции I-го и II-го подъема, очистные сооружения (смеситель, блок отстойников, скорые фильтры, реагентное хозяйство, хлораторная, шесть резервуаров чистой воды общей емкостью 3,2 тыс. м3). Подача воды потребителям осуществляется по четырем водоводам Д = 500 мм, 2Д = 250 мм, Д =300 мм. Вода потребителям от очистных сооружений центра города подается по трем направлениям — в центр города по водоводу Д = 500 мм, по линии «Узел» (ул. Красина, Зорге, Станционная, Радионова, Омская) по двум водоводам 2Д = 250 мм, по линии «Варгаши» (пос. Увал, Смолино, Глинки, Затоболье, Керамзитный, Утяк, Варгаши) по водоводу Д = 300 мм.
Напорно-разводящая сеть города закольцована. Для поддержания режима давления в сети имеются три насосные станции III-го подъема с резервуарами запасов чистой воды:
— на станции Заозерного района установлено четыре основных насоса суммарной мощностью 5000 м3/час. При насосной станции имеется два резервуара по 6000 м3;
— на станции Рябковского района установлено три основных насоса суммарной мощностью 2120 м3/час. При насосной станции имеется два резервуара по 2000 м3;
— на станции Восточного района установлено три основных насоса суммарной мощностью 945 м3/час. При насосной станции имеется два резервуара по 1000 м3.
Протяженность напорно-разводящих сетей города на 01.08.2012 г. составляет 559,06 км, в том числе:
— сети менее 5 лет эксплуатации — 62,16 км;
— сети от 5 до 10 лет эксплуатации — 62,2 км;
— сети от 10 до 15 лет эксплуатации — 54,25 км;
— сети от 15 до 25 лет эксплуатации — 77,75 км;
— сети более 25 лет эксплуатации — 302,7 км.
Качество оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения контролируются соответствующими службами предприятия. Производится анализ проб на системах коммунальной инфраструктуры водоснабжения в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, в точках водозабора наружной сети. Фактическое наличие произведенных анализов соответствует нормативным требованиям. Качество воды, подаваемой потребителю, зависит не только от источника водоснабжения, степени подготовки, но, во многом, от состояния водопроводных сетей. Для снижения риска подачи некачественной воды направлены все эксплуатационные и ремонтные работы служб предприятия.
4. Водопроводные насосные станции 2-го и 3-го подъема на площадках водозаборных сооружений
Характеристика и техническое состояние оборудования:
1) насосных станций 2-го подъема — 2 шт.;
2) насосных станций 3-го подъема — 77 шт.
1) износ зданий насосных станций составляет порядка 75%;
2) высокий износ центробежных насосов и несоответствие насосного оборудования современным требованиям по надежности и электропотреблению. Отсутствие защитных и регулирующих систем;
3) низкое качество запорной арматуры.
5. Водоводы, водопроводные сети и сооружения.
Характеристика системы распределения воды, техническое состояние оборудования, потери воды
Таблица 7. Характеристика водопроводной сети МО — г. Кургана
Схема водоснабжения и водоотведения – особенности и подводные камни.
Схемы водоснабжения и водоотведения – это совокупность графического и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и направлений их развития с учетом положений территориального планирования.
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Разработав Схему ВиВ вы не обеспечите потребителей соответствующими услугами, а разработав ее ФОРМАЛЬНО вы создаёте себе дополнительные препятствия при решении инвестиционных задач.
Возможные последствия ошибок при разработке схем ВиВ!
Как любые исходные данные Схема водоснабжения и водоотведения является Основанием для разработки и уточнения большого количества нормативно-правовых актов. В случае принятия ошибочных решений в составе Схемы ВиВ органам местного самоуправления придется вносить значительные корректировки в различные нормативно-правовые акты.
Зачастую ошибки возникают вследствие того что Схемы ВиВ разрабатывают Аудиторские компании или компании однодневки вышедшие на рынок в связи с открывшимися возможностями не имеющие никакого отношения к проектированию объектов Водоснабжения и водоотведения. Несовершенство законодательства дает возможность компаниям не имеющим СРО заниматься разработкой схем.
Зачем нужна схема водоснабжения и водоотведения
Без утвержденной схемы ВиВ невозможно разработать и утвердить Инвестиционную программу и привлечь финансирование на развитие объектов ВКХ.
Законодательная база для разработки Схем ВиВ:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 г. Москва «О схемах водоснабжения и водоотведения» Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
- Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- Градостроительный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 №99 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»;
- Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований».
Проблемы, с которыми сталкивается заказчик при разработке схем:
- Каждое поселение решает свои проблемы самостоятельно, каждый год готовятся программы выполняются обследования, латаются дыры, тратятся бюджетные деньги. Однако проблема остается неизменной.
- 30% конкурсов и аукционов на проектные работы приходится отменять по причине не полноты технического задания, не соразмерности сроков, стоимости и требуемых объемов работ.
- Результатом не квалифицированной разработки схем ВиВ является укрупненная концепция, основанная на поверхностном анализе существующего положения, а не точный инженерный расчет.
- Разработкой схемы водоснабжения и водоотведения зачастую занимаются консалтинговые и аудиторские агентства, а не компании занимающиеся проектированием профильных объектов водоснабжения и водоотведения.
- Отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения утвержденной в установленном порядке не позволит в будущем реализовывать крупные инвестиционные проекты в области ЖКХ.
- Невозможность отслеживать постоянно меняющиеся технологии в отрасли и современные системы диспетчеризации и мониторинга.
- Отсутствие финансирования.
Залог успеха: Поиск компании, которая специализируется в области разработки проектов Водоснабжения и водоотведения!
Варианты Эффективной реализации Проекта Схемы водоснабжения и водоотведения:
Полный комплекс работ:
Проектная организация полностью берет на себя все обязательства по сбору исходных данных, и разработке схемы ВиВ.
- Специалисты проектной организации совместно с заказчиком осуществляют сбор исходных данных.
- Выполнение Отчета в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
- Очная защита Предварительных решений.
- Очная защита на общественных слушаниях.
Рациональна при реализации схем городов и схем муниципальных районов с большим количеством малых населенных пунктов.
Дистанционная разработка Схемы ВиВ:
Проектная организация предоставляет заказчику запросы и опросные листы для заполнения, осуществляет дистанционное сопровождение сбора исходных данных и защиты принимаемых решений.
Выполнение Отчета в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения.
Дистанционная защита Предварительных решений, в режиме видеоконференции.
Дистанционная защита на общественных слушаниях, в режиме видеоконференции.
Рациональна при реализации схем малых населенных пунктов, с целью оптимизации затрат.
Ценность правильной Схемы ВиВ:
Создание структурированной инженерно-экономической основы – плана последовательных действий для инженерно-обоснованного развития ВКХ, а также получение технико-экономической базы для разработки инвестиционных программ.
Финансовые инструменты
В РФ действует большое количество Федеральных и региональных целевых программ напрямую или косвенно направленных на модернизацию системы водопроводно-канализационного хозяйства.
- Программа «Чистая вода» на 2011 — 2017 годы
- Программа «Жилище» на 2011 — 2015 годы
- Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»
- Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»
- Прочие федеральные и региональные программы.
Также в данный момент на территории Российской Федерации активно работают европейские финансовые корпорации и банки, так например по объектам связанным со снижением негативного воздействия на экологическое состояние водных ресурсов возможно привлечение льготных европейских кредитов и безвозмездных грантов таких международных финансовых организаций как НЕФКО и ЕБРР, а также европейских экологических фондов типа NDEP, активно развивается программы приграничного сотрудничества, европейские и уже российские банки внедряют программы льготного кредитования и лизинговые договора по проектам модернизации производства направленным на снижение энерго-затрат.
Законодательство Российской Федерации при соответствующем обосновании позволяет временно прекратить наложения штрафных санкций за нарушения природоохранного и санитарного законодательства Российской Федерации и направить эти средства на модернизацию технологических процессов.
При совместном, всестороннем анализе всех финансовых инструментов с учетом их целевых показателей, а также объединенного, в масштабах муниципальных районов подхода при рассмотрении проблематики объектов ВКХ возможно построение комплексной инвестиционной программы модернизации объектов ВКХ, которая позволила бы адресно распределить финансирование по программам между «Объектами ВКХ» и выполнить все условия Целевых программ: обеспечить исполнение требуемых целевых показателей, оптимизировать финансовую нагрузку на муниципальный и областной бюджет, а самое главное обеспечить население качественными услугами в области ВКХ и дать значительный импульс для развития сельского хозяйства и производства. Концепцию Схемы распределения Программ смотри выше.
Возможности и дополнительные инструменты
Какими инструментами должен обладать Заказчик в результате качественной разработки Схемы водоснабжения и водоотведения.
Отчет о визуальном обследовании всех объектов и сетей.
- Состоянии основных фондов и материально технической базы.
- Сбор и систематизация данных для проектирования.
- Требуемые мероприятия по восстановлению.
Результаты гидравлических расчетов с учетом фактических и перспективных нагрузок.
Определяется резерв и требуемая производительность сетей и сооружений.
План-график с перечнем объектов реконструкции системы водоснабжения и водоотведения с учетом перспективного развития.
Позволит спланировать масштабные инвестиционные проекты.
Технические требования (регламент на проектирование) реконструкции и нового строительства объектов ВиВ.
Позволит обеспечить взаимную стыковку отдельных этапов проекта, унификации аппаратной и ремонтной базы.
Пакет «Технических заданий» и смет на проектно-изыскательские работы с учетом «Технических требований» на реконструкцию и новое строительство объектов ВиВ.
Вы экономите до 50% времени при подготовке впоследствии конкурсов на проектирование объектов ВиВ.
Концепция мониторинга и диспетчеризации объектов и сетей ВиВ, с перспективой создания единого диспетчерского пункта.
Позволит обеспечить совместимость всех принимаемых решений на разных этапах реализации проекта и обеспечит возможность их подключения к единому диспетчерскому пункту в будущем.
Анализ Федеральных целевых программ, программ приграничного сотрудничества, кредитных программ европейских банков, и иных источников финансирования.
Позволит проработать возможные варианты привлечения средств для реализации мероприятий по комплексной реконструкции системы ВиВ.
С уважением генеральный директор ООО «Регион» Щукин А.В.
P/S. от директора компании ООО «Регион»: | |||||
Работаем по всей России | Контакты. Тел/ф + 7(812) 627-93-38; info@dc-region.ru | Автор G+ |
Связаться с нами вы можете с 9.00 – 18.00 (пнд — пят). Наш специалист всегда ответит на Ваши вопросы и проконсультирует по возможным решениям тех или иных задач по телефону или по запросу на почту market@dc-region.ru. | +7 (911) 088 95 67 | |
Мы в социальных сетях
Проектирование жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений,
в том числе очистных сооружений и инженерных сетей и систем. По всей России.