Конкурс по оказанию услуг по водоснабжению теплоснабжению

Письмо Минфина России от 11.06.2020 № 24-01-07/50826 «О форме заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водо-, теплоснабжению, водоотведению, обращению с ТКО и размещении сведений о нем в реестре контрактов»

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

В Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Кроме того, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности и законности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в рамках компетенции полагаем необходимым отметить, что согласно положениям части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта.

При этом в соответствии с частью 15 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 — 53 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 указанной статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, в случае если контракт заключается с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) (пункт 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), к указанному контракту могут не применяться требования, предусмотренные частями 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.

В указанном случае контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

По вопросу внесения сведений по контрактам в реестр контрактов сообщаем, что положениями части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлены перечень документов и информация, подлежащие включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее — реестр контрактов).

Так, согласно части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается в том числе информация об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, цене единицы товара, работы или услуги, а также копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.

Частью 3 статьи 103 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 — 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 указанного Федерального закона информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство) (за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Водяное отопление деревянного пола частного дома своими руками

При этом Федеральное казначейство проверяет наличие предусмотренных частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

Учитывая изложенное, заказчик после заключения контракта с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обязан направить информацию, предусмотренную частью 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, в том числе информацию об источнике финансирования, объекте закупки, цене контракта и сроке исполнения контракта, а также копию заключенного контракта.

В этой связи необходимо отметить, что согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее — Постановление N 645) типовая форма договора на водоснабжение и водоотведение предусматривает в том числе информацию о предмете договора (объекте закупаемых услуг) и порядке оплаты таких услуг.

При этом пунктом 6(1) Постановления N 645 предусмотрены особенности договора, в случае если такой договор заключен с абонентом, осуществляющим закупки услуг по холодному водоснабжению в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе устанавливающие сумму, подлежащую уплате.

Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ

Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — процедура, в которой заказчик вправе подписать контракт без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать нужный пункт части 1 статьи 93.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Что понимается под коммунальными услугами

Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.

В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.

Коммунальный ресурс Коммунальная услуга
Холодная питьевая вода Холодное водоснабжение
Горячая вода Горячее водоснабжение
Сточные воды Водоотведение
Электрическая энергия Электроснабжение
Газ, включая баллоны Газоснабжение
Тепловая энергия Отопление
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО

Специальные нормы в закупках коммунальных услуг

В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2021 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.

При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.

Наименование коммунальной услуги Специальный нормативно-правовой акт Нормативно-правовой акт, регулирующий цену (тариф)
Водоснабжение Постановление правительства № 406 от 13.05.2013 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»
Водоотведение
Теплоснабжение Федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» Постановление правительства № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»
Электроснабжение Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» Постановление правительства № 1178 от 29.12.2011 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»
Газоснабжение Постановление правительства № 1021 от 29.12.2000 «О госрегулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям»
Обращение с отходами Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» Постановление правительства № 484 от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»
Связь Федеральный закон № 126-ФЗ от 07.07.2003 Постановление правительства № 637 от 24.10.2005 «О госрегулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»

Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами закона о теплоснабжении.

Как выбрать способ определения поставщика

Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.

Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.

В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом, — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, то:

  • не готовит документацию и извещение;
  • заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
  • изменяет любые существенные условия заключенного договора;
  • не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
  • не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.

Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить услуги у единственного поставщика без нарушений и штрафов.

В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.

Вид коммунальной услуги Закупка у ед. поставщика Когда выбираем
  • передача электрической энергии;
  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • общедоступная почтовая и электросвязь.
По п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ
  • закупка услуг сферы деятельности субъектов естественных монополий по ФЗ № 147 от 17.08.1995.
  • водоснабжение, водоотведение;
  • теплоснабжение;
  • обращение с ТКО;
  • газоснабжение (за исключением реализации сжиженного газа);
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
По п. 8 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ
  • исполнитель не является субъектом естественной монополии;
  • для ТКО — заказчик входит в зону обслуживания регионального оператора.
  • холодное или горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • обращение с ТКО.
По п. 23 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ
  • когда услуги оказываются другим лицам в этом же здании и заказчик не единственный пользователь ресурсами.
Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии от гарантирующего поставщика электрической энергии По п. 29 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ
  • заключается единый договор продажи электроэнергии;
  • поставщик — в реестре гарантирующих поставщиков.
Все вышеперечисленные По п. 4 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ В контрактном законодательстве указано, можно ли заключить договор на водоснабжение по п. 4 ст. 93, — да, если:
  • цена договора не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.
Все вышеперечисленные По п. 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ
  • цена договора не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 5 млн или не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.;
  • заказчик — учреждение культуры, образования, науки или спорта.

Как составить проект контракта

Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.

Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

  • наименование заказчика и исполнителя;
  • объект закупки;
  • ИКЗ;
  • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
  • цена контракта, порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • условия об ответственности;
  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон.

При составлении проекта контракта учитывайте особенности:

  • цена контракта необязательно является твердой;
  • для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойку за просрочку рассчитывают в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
  • нужно ли делать исполнение контракта по 44-ФЗ по коммунальным контрактам на теплоснабжение, горячую воду и газоснабжение — да, при оплате предусматривается авансирование в размере 30% с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) постановления правительства № 808 от 08.08.2012, п. 5 постановления правительства № 294 от 04.04.2000);
  • государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства № 645 от 29.07.2013;
  • при заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016;
  • в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства № 442 от 04.05.2012: 30% стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца, остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце;
  • договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства № 808 от 08.08.2012;
  • в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.

Как выбрать поставщика коммунальных услуг

Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:

1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.

2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:

  • цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
  • заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.

Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ методом: у ед. источника.

3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:

  • помещение заказчика — нежилое;
  • заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
  • выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.

4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:

  • убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
  • контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.

Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например, проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы в 2021 г., руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

Как запланировать и заключить контракт

Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:

  1. Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
  2. Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
  3. Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).

Как внести сведения в ЕИС

Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Нажать кнопку «Сформировать информацию о контракте».

Шаг 4. Выбрать способ закупки: у ед. поставщика.

Шаг 5. Найти позицию в план-графике.

Шаг 6. Заполнить сведения о контракте на вкладке «Общая информация»:

  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • номер контракта;
  • сроки его исполнения;
  • сумма расходов;
  • иные сведения.

Шаг 7. На вкладке «За счёт бюджетных средств» или «За счёт внебюджетных средств» внести информацию о финансировании.

Шаг 8. Заполнить вкладку «Объект закупки»:

  • наименование;
  • ОКПД 2;
  • единица измерения;
  • количество;
  • стоимость.

Шаг 9. На вкладке «Информация о поставщиках» внести информацию об организации, с которой заключён контракт.

Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его ЭЦП.

Шаг 11. Отправить контракт на контроль, нажав на кнопку «Направить на контроль и разместить».

Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ в ЕИС:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.

Шаг 4. На вкладке «Документы» нажать кнопку «Создать информацию об изменении контракта».

Шаг 5. Внести изменения.

Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.

Шаг 7. Подписать файлы и отправить на контроль.

Как принять и оплатить услуги

Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.

При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:

  • о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
  • об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
  • об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
  • о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).

ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями, и отчёт об исполнении договоров в ЕИС не размещают.

Читайте также:  Подключение радиаторов при монтаже отопления
Оцените статью