Конституционный суд решение по отоплению

КC РФ признал неправомерной оплату отопления по показателям общедомового счетчика при наличии индивидуального

AndreyPopov / Depositphotos.com

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к указанному выводу, рассмотрев жалобу гражданина Д. на неконституционность ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса, а также абз. 3-4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). Указанными нормами установлено правило, согласно которому при отсутствии индивидуальных или квартирных счетчиков хотя бы в одной или нескольких квартирах МКД, размер платы за отопление в каждой из квартир определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 2 п. 42.1 Правил). Об этом сообщается на официальном сайте КС РФ 1 .

На момент ввода в эксплуатацию все помещения в МКД, в котором он проживает заявитель, были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Однако впоследствии в нескольких помещениях счетчики были демонтированы, что привело к перерасчету размера платы за отопление для всех собственников помещений. Гражданин Д. был вынужден оплачивать отопление не по своему счетчику, а по показаниям общедомового счетчика исходя из общего объема потребленного МКД тепла пропорционально площадям занимаемых помещений. В результате коммунальные расходы заявителя возросли, и он безуспешно пытался обжаловать такой порядок оплаты теплоэнергии в Верховном Суде Российской Федерации. ВС РФ отказал в удовлетворении как административного иска в первой инстанции, так и последующей апелляционной жалобы. Также Суд отказал и в передаче надзорной жалобы, пояснив, что факт увеличения размера оплаты отопления заявителем не свидетельствует о незаконности существующих правил оплаты. После этого гражданин Д. обратился в КС РФ.

Суд принял сторону заявителя и отметил, что обжалованный гражданином Д. порядок оплаты отопления поощряет недобросовестных потребителей. Также КС РФ пришел к заключению, что ситуация, когда из-за одного или нескольких жильцов, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы оплачивают отопление вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла, противоречит Конституции РФ.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость внести изменения в действующее правовое регулирование и предусмотреть более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. При этом до принятия таких изменений отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должно оплачиваться по формулам 3.3.-3.4 Расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом или нежилом помещении. А для конкретных помещений, в которых счетчики неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Подробнее о процессе принятия решения читайте в нашей новости.

1 С полным текстом сообщения КС РФ можно ознакомиться на официальном сайте Суда.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 касательно оплаты тепловой энергии по индивидуальному прибору учета

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление №30-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах

Конституционный Суд РФ закрепил право граждан экономить тепловую энергию. Слушание дела о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзацев 3 и 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов состоялось 14 июня 2018 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Деминца Сергея Николаевича.

История вопроса
Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию здание было оснащено коллективным прибором учета тепловой энергии, а также все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета. Со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики, в связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета — путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений. Показания исправных счетчиков гр-на Деминца к расчету не принимались, и его коммунальные расходы возросли.
Требование заявителя произвести перерасчет начислений по отоплению с учетом переданных им показаний суды общей юрисдикции отклонили.

Читайте также:  Чугунные батареи отопления диаметр труб

Позиция заявителя
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17 (часть 3), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Они ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от поведения недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей. Гр-н Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги.

Позиция Суда
Эксплуатация многоквартирного дома связана с расходом энергетических ресурсов, направленных как на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей помещений, так и на общедомовые нужды. В целях защиты экологии и экономии расходов некоторые затраты можно снизить энергосбережением и в доме в целом, и в его отдельных помещениях. Для этого Правительство РФ приняло Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ, направленную на стимулирование развития систем учета коммунальных ресурсов (в частности, счетчиков) и утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. Приоритетное значение приобрело правовое регулирование, учитывающее потребление тепла в отдельных помещениях. Однако некоторые положения данных Правил фактически привели к поощрению недобросовестного поведения части потребителей, а также повлекли за собой рост потребления тепла, его перепроизводство и негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие экономических стимулов к обеспечению сохранности счетчиков является препятствием к достижению приоритетных целей и задач государства по энергосбережению. Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов. Соответственно, оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Дело заявителя в судах первой инстанции подлежит пересмотру.

Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич

Судья-докладчик РУДКИН Юрий Дмитриевич

Начиная с 10 июля 2018 года граждане, проживающие в МКД, в которых установлены исправно работающие коллективные приборы учета тепла, и в квартирах которых (даже в одной квартире) установлены исправно работающие счетчики тепла, вычислители тепла с исчислением потребления тепла в кВтч, ГДж, Гкал или распределители тепла с вычислением потребления тепла в УЕ при их установке не менее чем в 50% помещений МКД, должны рассчитываться УО, ТСЖ, ЖСК и РСО только по показаниям счетчиков тепла, вычислителей тепла или распределителей тепла по формуле 3 (3) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 №354.

Остальные граждане в МКД, не имеющие счетчики тепла, должны платить за тепло по нормативам.

Несоблюдение указанного порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, санкция по которой влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; юридических лиц — от 250 тысяч до 300 тысяч рублей (источник: https://citytraffic.ru/news/full/37233).

Читайте также:  Инженерное обеспечение водоснабжения водоотведения

Ниже приводятся действующая формула 3 (3) и новые формулы из проекта ПП РФ №354.

  1. Формула 3 (3) расчетов за тепло при установленных и исправно работающих счетчиках тепла (теплосчетчиков и вычислителей тепла с исчислениями в кВтч, ГДж, Гкал, установленных даже в одной квартире, и распределителей тепла при их установке не менее чем в 50% помещений) в менее чем 100% помещений МКД даже в одной квартире при наличии исправного коллективного счетчика тепла в МКД, действующая с 10 июля 2018 года по решению Конституционного Суда РФ до принятия Постановления Правительства РФ с изменениями в ПП №354
  2. Проект Постановления Правительства РФ с формулами для расчетов за тепловую энергию по показаниям в кВтч, ГДж, Гкал счетчиков тепла и вычислителей тепла (при оснащении ими даже одной квартиры) и распределителей тепла с вычислением потребления тепла в условных единицах тепловой энергии (УЕ) при оснащении ими не менее 50% помещений в МКД с пересчетом показаний из УЕ, в кВтч, ГДж, Гкал.
  3. Предложение ООО «Техем» по изменениям в законодательстве в связи с Постановлением КС РФ.
  4. Предложение ООО «Техем» по изменениям в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в связи с Постановлением КС РФ.

Строго по приборам! Конституционный суд поставил точку в плате за отопление по индивидуальным счетчикам 39236

Миллионы россиян больше не будут платить по нормативу за себя и за «того соседского парня».


С 10 июля 2018 года ресурсники и управляющие компании обязаны начислять плату за теплоэнергию исключительно по показаниям прибора учета тепла конкретной квартиры. Даже если у соседа радиаторный счетчик не работает.

О том, кто сможет воспользоваться коммунальной привилегией, читайте в нашем материале.

ЗАКОН ХОРОШИЙ, НО НЕ ГРЕЕТ

С 2012 года все новостройки страны должны быть оборудованы общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепла. В домах с так называемой «вертикальной» разводкой отопления вместо индивидуального счетчика должен быть установлен радиаторный распределитель на каждую батарею.

В домах, где проводится капитальный ремонт, каждая батарея должна быть также оборудована таким распределителем. Таково требование закона об энергосбережении.

Однако далеко не все жители таких домов знают, что оплата за тепло производится по такому же принципу, как и по индивидуальным водо- и электросчетчикам. Более того, ресурсники и управляющие компании, пользуясь неведением, отказываются учитывать показания индивидуальных приборов учета тепла или радиаторных распределителей, если у кого-то из соседей теплоприбор вышел из строя или демонтирован.

С такой ситуацией столкнулся житель подмосковного города Пушкино Сергей Деминец.

НАГРЕТЬ РЕШИЛИ КОММУНАЛЬЩИКИ

Дом Сергея был оснащен коллективным прибором учета теплоэнергии, а в каждой квартире стояли еще индивидуальные счетчики. Так было на момент сдачи многоквартирника в 2015 году. Но в ходе ремонтов часть жильцов демонтировала «фабричные» батареи.

Управляющая компания тут же начала выставлять собственникам счета, раскидывая плату за отопление пропорционально размеру площади квартир. Поменялась и формула расчета. Так законопослушные жители оборудованных личными счетчиками квартир начали платить по нормативу.

Размер платы за отопление, разумеется, вырос. Сергей Деминец обратился в свою УК с требованием перерасчета по реальным показаниям. Но коммунальщики сослались на ст. 157 ЖК РФ и Постановление Правительства №354. Согласно которым, если не все квартиры в доме оборудованы индивидуальными приборами учета тепла, плата рассчитывается по формуле, где в расчет берутся показания общедомового счетчика и суммарная площадь всех квартир.

Деминец не согласился с такой математикой и отправился за справедливостью в городской суд. Пушкинский суд доводы не принял: дескать, закон есть закон. « Как же так? Ведь за воду и свет показания индивидуальных приборов учета считаются законными » , – возмущался Деминец.

Читайте также:  Кран регулировочный для отопления с термоголовкой

За городским судом последовали разбирательства в областном и Верховном суде РФ. В каждой инстанции коммунальному правдолюбу пытались доказать, что практика начисления оплаты таким способом отвечает всем требованиям закона.

А Верховный суд РФ еще и осадил сутяжника: дескать, расходы распределяются не наобум, а в соответствии с занимаемой жильцом площадью, поэтому такую систему нельзя считать несправедливой.

КОММУНАЛЬНЫЕ БАТАЛИИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ

Однако Деминец стоял на своем: оплата должна производиться только по факту расхода теплоэнергии конкретной квартирой. Сколько батареи отдали тепла – за столько и заплатить.

Поскольку Верховный суд отверг доводы собственника, Сергей Деминец направился в Конституционный суд РФ. В КС РФ против него выступила «тяжелая артиллерия» из представителей всех профильных и надзорных органов государственной власти.

С контраргументами выступили полномочный представитель Госдумы в КС Татьяна Касаева, советник министра юстиции Мария Мельникова, представитель Совета Федерации РФ Петр Кучеренко, представитель Президента РФ в КС Михаил Кротов, представитель Правительства РФ Михаил Барщевский, представитель Генпрокуратуры Татьяна Васильева.

Доводы, которые приводили оппоненты, были вроде бы и законными, но слишком размытыми. Наверное, как и все законодательство в ЖКХ, где главный принцип – оплати услугу. А как эта услуга оказывается и правильно ли сделан расчет – уже не важно.

Представитель Президента в суде даже поделился личным опытом оплаты коммунальных услуг по индивидуальным счетчикам.

– Мой личный опыт установки водоизмерительных счетчиков говорит об увеличении платы. Вообще, это вопрос крайне индивидуальный, поскольку кто-то любит находиться в тепле, а кто-то в прохладе. Сосед откроет форточку, а у вас в квартире стена остынет, вот вам и больший расход тепла, – заявил Михаил Кротов .

Советник министра юстиции Мельникова признала, что проблема есть. И сообщила, что Правительство рассматривает проект Постановления, где не исключается возможность оплаты ресурса и на основании данных индивидуального счетчика, даже когда не во всех квартирах установлен прибор учета.

Представитель Генпрокуратуры Васильева сочла ситуацию не отвечающей принципам разумности и справедливости. Но тут же поправила себя: в целом действующие нормы закона Конституцию не нарушают.

ЗА СОСЕДА БОЛЬШЕ НЕ ПЛАТИМ!

Конституционный суд РФ внимательно выслушал всех. А по итогам заседания вынес решение, которое является единственно справедливым.

КС РФ посчитал, что указанное представителями органов власти правовое регулирование работает в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме. Эти условия ограничивают в правах добросовестных жильцов.

А если у кого-то счетчики сломаны или демонтированы, то именно УК или ресурсники обязаны следить за их сохранностью и исправностью. Не уследили? Покрывайте разницу в расходах теплоэнергии за свой счет!

Суд постановил: все, кто имеет счетчики учета тепла в домах, построенных с 2012 года, а также в тех, где проведен капитальный ремонт, должны платить за горячие батареи по индивидуальным показаниям – и точка!

Постановление КС РФ вступило в силу и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

А это значит, что миллионы россиян, проживающих в домах, построенных после 2012 года, и в домах, где проведена реконструкция или капремонт, имеют право платить только за свои квартирные радиаторы. Более того, у них есть полное право запросить перерасчет за излишне оплаченные гигакалории.

Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия» на данный момент работает над подробной инструкцией по этой теме. Следите за нашими публикациями и помните: справедливость в ваших руках!

В силу ч. 7 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства или реконструкции, должны оснащаться дополнительно индивидуальными приборами учета тепловой энергии (ФЗ-261). А многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, – оснащаться таковыми при наличии технической возможности их установки. Собственники таких приборов обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену.

Оцените статью