- Услуги ЖКХ: качество услуг холодного и горячего водоснабжения
- Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)
- Нормативы качества горячего водоснабжения
- Некачественные услуги водоснабжения
- Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы
- Судебные споры
- Контроль качества воды и уборка: главное о новых требованиях к УО
- Вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21 по содержанию территорий и зданий
- Ежедневная влажная уборка мест общего пользования в домах
- Контроль качества питьевой и горячей воды после устранения аварий в доме
- Расходы УО из-за новых требований СанПиН отнесут к предпринимательским рискам
- Контроль качества холодного водоснабжения
Услуги ЖКХ: качество услуг холодного и горячего водоснабжения
Нормативы качества холодного водоснабжения (питьевой воды)
Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя питьевой водой надлежащего качества.
Питьевая вода должна подаваться в необходимых объемах:
по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам дома,
до водоразборной колонки в случае, когда МКД или жилой дом не оборудованы соответствующими системами.
В отношении питьевой воды, подаваемой по централизованным сетям водоснабжения, действует СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24.
Кроме того, давление холодной воды на вводе в дом должно соответствовать нормам СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 года № 123, где предусмотрено, что давление холодной воды на вводе в девятиэтажный дом должно составлять 4,2 кгс/кв. см.
Нормативы качества горячего водоснабжения
В отношении горячей воды, подаваемой населению только по присоединенной сети, такие нормативы установлены СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года № 20.
Этими СанПиН установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Некачественные услуги водоснабжения
Для холодного водоснабжения к таким случаям можно отнести следующие:
низкое давление холодной воды в сети, отчего вода в кране еле «бежит»,
несоответствие холодной воды требованиям безопасности, чаще всего это снижение качества воды по жесткости («жесткая вода») и другие.
Для горячего водоснабжения — это в основном случаи несоответствия законодательно установленному температурному режиму.
Допустимые отклонения качества холодного и горячего водоснабжения и перерывы
Согласно приложению № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг не является нарушением единовременный 4-х часовой перерыв в подаче холодной воды, который не влечет за собой изменение размера платы.
Однако если же такой перерыв составит более 4-х часов, то за каждый час превышения размер ежемесячной платы будет снижаться на 0,15 % размера платы, определенной исходя из показаний прибора учета воды или нормативов потребления (если счетчик на воду в квартире не установлен).
Касаемо горячего водоснабжения отмечу, что в п.5 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг было установлено допустимое отклонение фактической температуры горячей воды в точке водоразбора от установленной: такое отклонение ночью (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) — не более чем на 3°С.
Однако Решением Верховного Суда РФ от 31.05.2013 года № АКПИ13-394 эти положения были признаны частично недействительными.
Как указывал заявитель, эти нормы позволяли снижать температуру горячей воды в системах горячего водоснабжения в местах водоразбора ниже 60°С, что противоречит СанПиН. Тем самым допускается опасность загрязнения горячей воды инфекционными возбудителями, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С, что противоречит ст.ст.19 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», значительно повышает риск инфицирования и нарушает право на охрану здоровья.
ВС РФ признал такие нормы недействующими в той мере, в которой они допускают применять их в определенных случаях — подразумеваются ситуации, не связанные с условиями и порядком изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Как пояснил Верховный Суд РФ, СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля этого качества.
Исходя из этих СанПиН, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Между тем оспариваемые положения Правил предоставления коммунальных услуг устанавливают пределы, фактически позволяющие отступать от указанного температурного режима, предписанного СанПиН. Подобное применение норм незаконно и влечет признание их недействительными в этом истолковании. Таким образом, как указал Верховный Суд РФ, эти положения Правил могут применяться только для целей изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Судебные споры
Самые распространенные судебные споры возникают по вопросам отсутствия необходимого давления холодной воды – слабого напора, но причины этого могут быть самые разные: в этом может быть виновата УК или ТСЖ, если они не следят за состоянием инженерных сетей водопровода, а может быть виновата и РСО, если давление воды низкое уже на вводе в жилой дом.
Отсутствие необходимого давления вообще может быть вызвано незаконными действиями третьих лиц. Приведу один пример из судебной практики.
Истцы, собственники квартир, обратились в суд с иском к ООО и к ИП указав, что в мае 2010 года при проведении капитального ремонта дома было обнаружено незаконное подключение универмага «Казачий» к общедомовым сетям холодного водоснабжения без согласия собственников, а технические условия, выданные РСО (МУП «ВКХ») универмагу «Казачий», по их мнению, являются незаконными.
В результате незаконного подключения были нарушены права истцов, выражающиеся в отсутствии напорного давления холодного и горячего водоснабжения в квартирах, поэтому истцы просили отключить ответчика от общедомовых инженерных сетей холодного водоснабжения.
Суд со ссылкой на ст.304 ГК РФ признал незаконным подключение ИП Евсюкова А.К. к системе горячего водоснабжения общедомовых сетей жилого дома и обязал его произвести отключение от общедомовой системы водоснабжения в 3-х месячный срок (Решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 18.07.2011 года).
Зная свои права и установленные требования к качеству этих услуг, Вы сможете разговаривать с их поставщиками на равных.
Контроль качества воды и уборка: главное о новых требованиях к УО
Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец продолжает делать обзор новых СанПиН 2.1.3684-21. В очередном выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» она остановилась на нововведениях, которые касаются уборки мест общего пользования в многоквартирных домах. Узнайте, в чём они заключаются.
Вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21 по содержанию территорий и зданий
1 марта 2021 года вступили в силу новые СанПиН 2.1.3684-21, которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями и ТСЖ. Елена Шерешовец делает обзор этого объёмного документа. В первом видео по теме она рассказала об изменениях в требованиях к местам накопления ТКО и установке урн у подъездов домов. Подробности вы найдёте в этом материале.
Второй выпуск онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» по новым СанПиН эксперт посвятила влажной уборке мест общего пользования в МКД, контролю качества питьевой и горячей воды во внутридомовых инженерных системах, а также вопросу, где управляющим домами брать средства на эти работы:
Ежедневная влажная уборка мест общего пользования в домах
Согласно п. 126 новых СанПиН 2.1.3684-21, влажная уборка мест общего пользования МКД с применением моющих и чистящих средств должна проводиться ежедневно. Ранее требование по частоте этих работ нигде не было прописано. В минимальном перечне работ и услуг, утверждённом ПП РФ № 290, как и в ПП РФ №491, ПП РФ № 416, периодичность проведения влажной уборки также не указана.
В п. 4.8.14 Правил № 170 зафиксировано, что мытьё лестничных клеток должно проводиться не реже одного раза в месяц. В «Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004», утверждённом Госстроем России, говорится о ежедневном влажном подметании до второго этажа и еженедельном влажном подметании остальных этажей. Однако это пособие не обязательно к исполнению и носит рекомендательный характер.
Елена Шерешовец уточнила, что п. 126 СанПин 2.1.3684-21 не вступает в противоречие с действующими нормативными актами. Новый СанПиН ничего не нарушил.
В выпуске онлайн-журнала эксперт отметила, что ежедневная влажная уборка дома – очень высокий стандарт содержания жилья, который применяется в МКД бизнес- и премиум-класса. Обычно УО делает это раз в неделю или реже. Теперь же ежедневная влажная уборка в домах – требование ко всем управляющим домами.
Контроль качества питьевой и горячей воды после устранения аварий в доме
Ещё одно нововведение СанПиН 2.1.3684-21, о котором рассказала Глава Экспертного совета Ассоциации «Р1», касается контроля качества холодного и горячего водоснабжения в домах. Согласно п. 78 новых СанПиН, управляющие организации должны проводить производственный контроль качества питьевой и горячей воды в соответствии с ПП РФ от 06.01.2015 № 10.
Это значит, что после устранения аварий на внутридомовых инженерных сетях дома УО должна промыть и продезинфицировать систему водоснабжения с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности воды (п. 82 СанПин 2.1.3684-21). Стоимость такого анализа в регионах может достигать 10 тысяч рублей, а с химическим анализом – 18 тысяч.
Расходы УО из-за новых требований СанПиН отнесут к предпринимательским рискам
Елена Шерешовец, подводя итоги двум разобранным изменениям в работе УО согласно новым СанПиН, рассмотрела закономерный вопрос о том, а где управляющим домами брать средства на ежедневную влажную уборку в МКД и контроль качества ГВС/ХВС после аварий.
Как отметила эксперт, изменение объёма обязательств не влечёт автоматического изменения утверждённого ранее размера платы за содержание общего имущества. Единственным исключением может стать корректировка размера платы за КР на СОИ: если в регионе пересмотрят соответствующий норматив, ведь расход воды при ежедневной влажной уборке увеличится.
В остальном рост расходов управляющей организации из-за новых требований СанПиН отнесут к предпринимательским рискам. Елена Шерешовец рассмотрела несколько вариантов выхода из этой ситуации, в том числе основания для оспаривания нового документа. Узнайте о том, что могут сделать УО, из видеоролика.
Новые СанПиН 2.1.3684-21 вызывают у управляющих организаций много вопросов: обязательны ли требования, что теперь делать с ТКО, откуда брать деньги на влажную уборку, как проверять качество питьевой воды. На эти и другие вопросы Елена Шерешовец ответит на закрытом мероприятии «Р1» 18 марта. Подробности по ссылке.
Эксперты Ассоциации «Р1» на постоянной основе в онлайн-журналах «ЖКХ: мечты сбываются», «Школа ЖКХ» и «PROПлан» объясняют сложные и неоднозначные вопросы управления домами и предоставления ЖКУ. Подписывайтесь на YouTube-канал объединения и следите за обновлениями.
В связи с вступлением силу новых СанПиН мы планируем сделать ролик на тему «Как убедить жителей поднять размер платы?». В нём мы опишем методы, которые знаем. Помогите нам сделать видео более полным и полезным для всех.
Контроль качества холодного водоснабжения
Безусловно, все мы заинтересованы, чтобы питьевая вода, текущая из наших кранов, была безопасной для здоровья и отвечала требованиям санитарного законодательства.
Контроль качества воды в системе централизованного водоснабжения осуществляется круглосуточно по всему пути движения воды от верховий источников до кранов потребителей и включает в себя комплекс различных мероприятий, позволяющих оценить оптимальные органолептические, радиологические, химические и биологические свойства воды.
В среднем, по России, плановый лабораторный контроль осуществляется в источнике водоснабжения, по этапам очистки, перед подачей в городскую водопроводную сеть и в узловых точках водопроводной сети. Такой лабораторный контроль осуществляется непрерывно аккредитованными лабораториями. В среднем, в плановом порядке, проводится определение около 100 физико-химических, радиологических и биологических показателей. Характер и число показателей, по которым осуществляется повседневный контроль, могут значительно изменяться в зависимости от вида водоисточника и методов обработки воды. Количество точек, где происходит отбор проб воды для анализа, зависит от протяженности распределительной сети, а так же от количества людей, проживающих в населенном пункте.
Например, в крупных городах число точек отбора проб воды осуществляется автоматически, с помощью специальных приборов и может достигать 200 и более. Такой непрерывный контроль позволяет реагировать на изменение параметров качества воды и проводить необходимые мероприятия для сохранения ее качества в процессе транспортировки по распределительной сети. Результаты анализов передаются в систему социально-гигиенического мониторинга города.
Государственный надзор за работой системы централизованного водоснабжения осуществляется многими службами, в том числе и органами Роспотребнадзора, лаборатории которых выполняют регулярный контроль качества питьевой воды как на выходе станций водоподготовки в плановом порядке, так и у потребителей.
Для каждой централизованной системы питьевого водоснабжения эксплуатационной организацией разрабатывается специальная программа производственного контроля, которая включает в себя необходимое количество отбор проб воды, места отбора проб и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям.
Перечень показателей, по которым, как правило, осуществляется контроль, включает в себя:
- Органолептические показатели (цветность, мутность, запах)
- Обобщенные показатели (водородный показатель, общая жесткость, окисляемость, суммарное количество нефтепродуктов )
- Неорганические вещества (алюминий, барий, бор, железо, мышьяк, ртуть, свинец, фториды, хлориды и другие вещества в зависимости от источника водоснабжения)
- Органические вещества (линдан, ДДТ)
- Вещества, присутствующие в воде в результате хлорирования (остаточный и связанный хлор, хлороформ)
- Микробиологические и паразитологические показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги, цисты лямблий)
- Радиологические показатели.
Программа включает в себя также контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль осуществляется всеми организациями, осуществляющими холодное или горячее водоснабжение.
При несоответствии качества воды, изменении ее состава в источнике питьевого водоснабжения, изменении технологии водоподготовки, а также при повышении инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, связанной с потреблением воды, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества воды, и увеличить частоту отбора проб воды.