Контроль качества питьевое водоснабжение роспотребнадзор

Контроль качества питьевое водоснабжение роспотребнадзор

Безусловно, все мы заинтересованы, чтобы питьевая вода, текущая из наших кранов, была безопасной для здоровья и отвечала требованиям санитарного законодательства.

Контроль качества воды в системе централизованного водоснабжения осуществляется круглосуточно по всему пути движения воды от верховий источников до кранов потребителей и включает в себя комплекс различных мероприятий, позволяющих оценить оптимальные органолептические, радиологические, химические и биологические свойства воды.

В среднем, по России, плановый лабораторный контроль осуществляется в источнике водоснабжения, по этапам очистки, перед подачей в городскую водопроводную сеть и в узловых точках водопроводной сети. Такой лабораторный контроль осуществляется непрерывно аккредитованными лабораториями. В среднем, в плановом порядке, проводится определение около 100 физико-химических, радиологических и биологических показателей. Характер и число показателей, по которым осуществляется повседневный контроль, могут значительно изменяться в зависимости от вида водоисточника и методов обработки воды. Количество точек, где происходит отбор проб воды для анализа, зависит от протяженности распределительной сети, а так же от количества людей, проживающих в населенном пункте.

Например, в крупных городах число точек отбора проб воды осуществляется автоматически, с помощью специальных приборов и может достигать 200 и более. Такой непрерывный контроль позволяет реагировать на изменение параметров качества воды и проводить необходимые мероприятия для сохранения ее качества в процессе транспортировки по распределительной сети. Результаты анализов передаются в систему социально-гигиенического мониторинга города.

Государственный надзор за работой системы централизованного водоснабжения осуществляется многими службами, в том числе и органами Роспотребнадзора, лаборатории которых выполняют регулярный контроль качества питьевой воды как на выходе станций водоподготовки в плановом порядке, так и у потребителей.

Для каждой централизованной системы питьевого водоснабжения эксплуатационной организацией разрабатывается специальная программа производственного контроля, которая включает в себя необходимое количество отбор проб воды, места отбора проб и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям.

Перечень показателей, по которым, как правило, осуществляется контроль, включает в себя:

  • Органолептические показатели (цветность, мутность, запах)
  • Обобщенные показатели (водородный показатель, общая жесткость, окисляемость, суммарное количество нефтепродуктов )
  • Неорганические вещества (алюминий, барий, бор, железо, мышьяк, ртуть, свинец, фториды, хлориды и другие вещества в зависимости от источника водоснабжения)
  • Органические вещества (линдан, ДДТ)
  • Вещества, присутствующие в воде в результате хлорирования (остаточный и связанный хлор, хлороформ)
  • Микробиологические и паразитологические показатели (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число, колифаги, цисты лямблий)
  • Радиологические показатели.

Программа включает в себя также контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль осуществляется всеми организациями, осуществляющими холодное или горячее водоснабжение.

При несоответствии качества воды, изменении ее состава в источнике питьевого водоснабжения, изменении технологии водоподготовки, а также при повышении инфекционных и неинфекционных заболеваний населения, связанной с потреблением воды, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества воды, и увеличить частоту отбора проб воды.

РосПотребНадзор — анализ воды, проверка качества питьевой воды

Как проводится анализ воды. Проверка качества питьевой воды в РосПотребНадзор. Особенности организации, её функции и структура. Полномочия РосПотребНадзора. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок, отличия между ними. Сроки проверки. Что может проверять данная организация. Дальнейшие действия после проведения проверки. РосПотребНадзор – это организация, занимающаяся надзором в области защиты прав и благополучия граждан Российской Федерации. Ранее эта организация называлась санэпиднадзор.

Об организации

Федеральная служба состоит из различных подразделений и структур, выполняющих разные функции. Так, в структуре данного учреждения есть Центр гигиены России, а также институт эпидемиологии в отдельных субъектах Российской Федерации. Все они обеспечивают эффективную и бесперебойную работу учреждения в области контроля защиты прав и благополучия жителей России. Помимо этого в структуре организации есть много различных научно-исследовательских институтов, антипаразитарных станций, ведомств по обеспечению и проверке санитарно-эпидемиологического состояния регионов.

РосПотребНадзор является частью исполнительной власти. В его функции входит:

  • Контроль за обеспечением благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе.
  • Защита прав потребителей в сфере потребительских интересов.
  • Организации отдана часть функций органов здравоохранения, торговли и экономического развития, а также антимонопольного кабинета.

Полномочия

РосПотребНадзор может проводить два вида проверок:

  • Плановые проверки
  • Внеплановые проверки

Первый вид проверок проходит один раз в три года. Он обычно внесён в соответствующий график. А вот внеплановые проверки могут проводиться в любой момент по требованию граждан, недовольных качеством обслуживания в различных организациях или купивших продукцию, несоответствующую определённым требованиям. Таким образом, РосПотребНадзор может проводить анализ воды по желанию граждан.

Читайте также:  Как правильно подключить батареи отопления если подача снизу

Сотрудники данной организации могут:

  • Требовать на проверку трудовые соглашения и медицинские книжки.
  • Проверять правильность и законность составления различных документов. Требовать лицензии и т.п.
  • Выполнять контрольную закупку.
  • Проверять исправность касс и правильность их использования.
  • Исследовать журнал по проведению мер для улучшения качества обслуживания населения.
  • Орган может налагать штрафы и составлять акты по устранению недостатков в работе той или иной организации.
  • РосПотребНадзор может проверять качество воды для питья.

Порядок выполнения проверки

Любой контроль, будь то проверка воды или качества обслуживания, проводится работниками РосПотребНадзор в одинаковом порядке. Для этого сотрудники данного учреждения должны выехать на место с такими документами:

  • удостоверение, подтверждающее, что человек является представителем этой организации;
  • документ, подтверждающий необходимость проверки с подписью и печатью руководящего лица.

При этом очень важно, чтобы проверку проводил именно тот человек, который указан в сопроводительном документе с печатью. Сроки проведения проверки не могут быть больше одного месяца. Однако при наличии веских оснований у данной организации срок проверки может быть продлён ещё на один месяц.

Разницы между сроками и регламентом проведения плановых и внеплановых проверок нет. Однако есть некоторые нюансы, отличающие эти два вида проверок. Так, основаниями для внеплановых проверок может быть следующий перечень причин:

  1. Это обращения граждан с жалобами на некачественное обслуживание либо товар низкого сорта. Жалобы от других организаций и учреждений при нарушении их прав и интересов, осуществляемом исследуемой организацией. Органом Росконтроль также может проводиться проверка воды.
  2. Основание для проверки могут стать сведения из средств массовой информации о том, что та или иная организация нарушает права потребителей.
  3. Данные о нарушении технологического процесса на предприятии, которые могут привести к сложной экологической ситуации, серьёзно навредить здоровью граждан или испортить памятники культурного и исторического прошлого.

РосПотребНадзор может прибегать к помощи других организации при выполнении своей работы, объединяя усилия с министерством внутренних дел и другим ведомствами.

Что может проверять РосПотребНадзор

Не важно, что проверяет РосПотребНадзор, качество питьевой воды или пищевую продукцию, перечень документов, запрашиваемых ведомством одинаковый:

  • Присутствие вывески организации.
  • Обязательно должен быть уголок потребителя.
  • Наличие ценников.
  • Соответствие продукции или воды требованиям ГОСТа и СанПиНа.
  • Сведения о поставщиках.
  • Также потребуется представить документы, подтверждающие право на землю либо недвижимость (акт либо договор аренды).
  • Медкнижки всех работников.
  • Данные об организациях, где выполняется чистка спецодежды работников.
  • Документы по выполнению дезинфекции.
  • Данные о санитарно-эпидемиологических проверках.
  • Лицензия.
  • Журнал со сведениями о проверках и многое др.

Также работники данной организации имеют право осматривать территорию предприятия, а именно:

  • Оценивать габариты помещений и измерять расстояние между технологическим оборудованием, чтобы проверить их соответствие нормам.
  • Оценивать условия труда сотрудников и правильность организации рабочих мест.
  • Проверять все помещения на предмет соблюдения норм чистоты и комфорта.
  • Оценивать освещённость рабочих мест на их соответствие нормируемым показателям.

После проверки

По завершении проверки работниками РосПотребНадзора в обязательном порядке должен быть составлен акт, куда должны быть занесены все результаты проверки. При обнаружении нарушений к составленному акту добавляется протокол проверки. На основании этого документа работников проверяемой фирмы можно привлечь к ответственности.

Данные проверок могут быть переданы в другие организации либо опубликованы в средствах массовой информации. Проверяемая организация должна устранить найденные нарушения и заплатить штраф, если таковой предполагается.

Контроль качества питьевое водоснабжение роспотребнадзор

У многих руководителей возникает вопрос, нужна ли отдельная программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды.

Разъяснения можно найти в письме Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

В соответствии со ст. 25 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее — Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

Читайте также:  Термостат для lennox воздушное отопление

I . Выбор показателей производственного контроля химического состава питьевой воды, горячей воды

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

— государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

— органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

— данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах зоны санитарной охраны, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

— органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

— по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

— по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 настоящих рекомендаций;

— после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 ;

— в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

Читайте также:  Если не прогревается низ батареи отопления

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , и перечень показателей, установленный после водонагревания;

— в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п. 2.2 , а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

— на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

— в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

II. Составление рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

— перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

— указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

— указание частоты отбора проб воды;

— указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

— порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение об ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2015 N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»

Оцените статью