- Устройство и работа системы отопления пассажирского вагона.
- Техническая эксплуатация системы отопления пассажирского вагона
- Содержание
- Общие сведения
- Классификация
- Техническое обслуживание систем отопления вагонов
- Особенности обслуживания систем отопления и охлаждения вагонов – ресторанов модели 61-4189.
- Заполнение системы охлаждения производится в следующей последовательности:
- Для удаления воздуха из теплообменника необходимо:
- Эксплуатация водяного отопления
- Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением
- Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
Устройство и работа системы отопления пассажирского вагона.
Контрольные приборы позволяют производить контроль за температурой и уровнем воды в системе. Контроль за температурой воды в котле при работе его на угле осуществляется с помощью дистанционного термометра, приёмник которого вставляется в коллектор и крепится накидной гайкой. Указатель прибора выведен в служебное отделение. Управление работой котла на электроэнергии и контроль за ней осуществляется автоматически с помощью системы температурной автоматики. Защитные функции при работе системы обеспечивают вмонтированные в коллектор реле температуры и жидкостный выключатель, реагирующий на падение уровня воды в системе.
Арматура для регулировки и управления системой включает в себя различные клапаны и краны, с помощью которых можно производить подключение различных приборов и трубопроводов. Для системы отопления применяется арматура с корпусами, изготовленными из стали, ковкого чугуна или цветных сплавов. Принцип работы системы отопления основан на естественной циркуляции, однако при понижении температуры наружного воздуха до -35С можно повысить интенсивность циркуляции ручным насосом (24), для этого необходимо открыть вентили 2, 3, 5, 8, 18, 23, 25, а остальные закрыть. Конструкцией предусмотрена возможность отключения при необходимости от системы отопления дизельного или служебного помещения. Такая возможность позволяет в зимний период времени перед пустом дизелей быстрее создавать необходимую температуру в дизельном помещении и не отапливать его в период длительной работы дизелей. Для отключения отопления помещения, для отдыха бригады надо закрыть вентили 18, 19. Для отключения отопления в дизельном помещении — вентиль 25, для отключения отопления кухни — салона, кабины управления и дизельного помещения — вентили 22 и 23. Нагрев воды в котле отопления свыше 90С не рекомендуется, так как сокращается срок службы котла и увеличивается непроизводительный расход топлива. При достижении предельной температуры, которая контролируется ртутным термометром, установленным на котле, уменьшается подача топлива и система прокачивается ручным насосом.
3. Компрессоры холодильных установок: назначение, устройство, работа.
Хладагент из воздухоохладителя всасывается компрессором, проходит через автоматический запорный вентиль во всасывающую полость картера, далее через всасывающие клапаны поступает в три цилиндра низкого давления, где сжимается и затем поступает в четвертый цилиндр высокого давления. После сжатия в цилиндре высокого давления горячий хладагент нагнетается из компрессора через автоматический запорный вентиль в конденсатор.
Картер компрессора, корпус электродвигателя 7 и крышка 3 корпуса для снижения массы отлиты из газонепроницаемого алюминиевого сплава, который подвергнут диффузионному отжигу и искусственному старению. Картер отлит за одно целое с блокам цилиндров. В каждом блоке цилиндров имеются два цилиндра, в которые запрессованы гильзы 6. С одного торца картера крепится крышка 3, через которую обеспечивается доступ к кривошипно-шатунному механизму и маслонасосу 1, с фильтром 11, а с другого торца —корпус электродвигателя 7. На картере имеется смотровое стекло для контроля уровня масла, угловой вентиль для заправки маслом и две маслоспускные пробки 10. Внутри картера предусмотрены ребра жесткости. Под картером расположены электронагревательные элементы 12 масляной ванны. В корпусе 7 размещен трехфазный асинхронный электродвигатель 8. Статор запрессован в корпус электродвигателя 7, а ротор крепится на консольной части коленчатого вала 4.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала, шатунно-поршневой группы 5, коренного 9 и опорного 2 подшипников с упорными шайбами.
Шатунно-поршневая группа.Шатун 7 стальной, штампованный, состоит из верхней головки, в которой размещен игольчатый подшипник 6, стержня двутаврового сечения и нижней разъемной головки с парой стальных вкладышей 8, залитых свинцовооловянистой бронзой. От проворачивания и смещения вкладыши удерживаются штифтом. Нижняя крышка шатуна 9 прикреплена двумя шатунными болтами 11 с предохранительными пластинами 10. Момент затяжки шатунного болта 4,5 кг ⋅м. Игольчатый подшипник 6 установлен в верхнюю головку шатуна без сепаратора.Поршень 3 отлит из алюминиевого сплава, непроходной, имеет два компрессионных кольца 1 прямоугольного сечения и одно маслосъемное кольцо 2 с браслетной пружиной. В бобышках поршня
установлен полый стальной палец 5, который фиксируется стопорными кольцами 4 от осевых перемещений.Смазочная система компрессора комбинированная: часть трущихся деталей смазывается под давлением от смазочного насоса, а другая — разбрызгиванием.1цилиндр;2палец (для крепления поршня с шатуном);3шатунные подшипники;4коренные подшипники;5трубопровод;6всасывающий фильтр;7магнитный фильтр;8редукционный клапан;
9вихревое колесо;10насос;11коренной подшипник;12манометр;
4. Теплообменные аппараты холодильных установок.Теплообменные аппараты обеспечивают возможность реализации цикла холодильной машины, т.е. отвод тепла из охлаждаемого помещения и передачу его окружающей среде.Конденсаторы.Конденсаторы паровых холодильных машин обеспечивают охлаждение перегретых паров хладагента, а затем их конденсацию при давлении, соответствующем степени повышения давления в цикле холодильной машины. Конструктивно конденсаторы представляют собой рекуперативные системы кожухотрубного, трубного, змеевикового или листотрубного типа.Испарители.— основной элемент паровых холодильных машин. В них жидкий хладагент, получая теплоту от охлаждаемого объекта, кипит и в виде паров отсасывается компрессором.
5. Вспомогательные аппараты:Ресивер — это цилиндрический сосуд, на нем установлены выходной патрубок с вентилями. Ресивер снабжен смотровыми стеклами для наблюдения за количеством хладагента. Емкость ресивера выбирается из расчета заполнения его хладагентом при работе установки на 3/4 объема.Фильтр-грязеуловитель (механический фильтр) предназначен для защиты компрессора от попадания окалины и других загрязнений. В цилиндрическом металлическом корпусе фильтра имеются штуцера для входа и выхода паров холодильного агента, расположенные под прямым углом один к другому. Внутрь корпуса вставлена двойная металлическая сетка с мелкими ячейками. Загрязненную сетку вынимают для промывки, сняв глухую крышку на торце корпусаФильтр-осушитель С12-120 служит для поглощения влаги, содержащейся в хладагенте, а также для его очистки от механических примесей. (. )Магнитный вентиль — электромагнитный запорный вентиль устанавливается на жидкостной линии холодильной установки и предназначен для перекрытия жидкостного трубопровода при неработающем компрессоре с целью предотвращения перетекания жидкого хладагента из ресивера в испаритель и его переполнение, опасное при очередном пуске компрессора в связи с возможностью возникновения гидравлического удара.
6. Приборы для обеспечения автоматического регулирования ХУ и УКВ.(ТРВ, прессостат, термостат, дуостат )Терморегулирующие вентили (ТРВ) предназначены для автоматического регулирования количества хладона, поступающего в испаритель в зависимости от перегрева его паров, выходящих из испарителя (перегрев — это разность между температурой кипения хладагента в испарителе и температурой паров на выходе из него). Процесс регулирования сопровождается дросселированием хладагента от давления конденсации (жидкий хладон) до давления кипения, при котором хладон существует в жидком и парообразном состояниях.1регулировочная пружина2трубопровод3клапан4мембрана5капилярная трубка6уравнительная линия7термобалон8испаритель
При увеличении перегрева давление наполнителя термочувствительной системы возрастает и воздействует на мембрану, которая прогибается и, преодолевая противодавление испарения и пружины, открывает клапан для прохода хладагента в испаритель. Воздействуя на регулировочную пружину, можно изменять начало открытия клапана.Прессостаты (реле давления) служат для защиты холодильной машины от опасных или нежелательных давлений, а также для управления работой отдельных аппаратов. Прессостат — двухпозиционный прибор — замыкает или размыкает контакты в электрической цепи управления при определенных заранее заданных давлениях.1трубка;2сильфон;3электро-контакты;4пружина;5корпус;
Прессостат RT-1 фирмы «Данфосс» (рис. 3.13) применяется на рефрижераторных секциях ZB-5 для управления процессом оттаивания испарителя. Камера сильфона 1 соединяется трубо проводом со стороной всасывания холодильной установки. Подвижной стержень 2 находится под действием двух сил, направленных встречно: снизу действует давление хладагента на сильфон, сверху — сила нажатия пружины 5, регулируемая вращением ручки 8 с винтом 6. Гайка 7, являющаяся верхним упором пружины, перемещается по винту, вследствие чего сжатие пружины изменяется. Контактная группа состоит из двух неподвижных контактов 12 и одного подвижного 11, который всегда находится в замкнутом положении с одним из неподвижных под действием перекидной пружины 13. Контакты связаны с зажимами 10 для подключения электропроводов, которые вводят через втулку 9.
Термостаты (реле температуры) применяют при автоматизации холодильных машин и другого оборудования рефрижераторного подвижного состава для двухпозиционного регулирования температуры, для управления отдельными процессами, для защиты оборудования от высоких или низких температур. Прибор схож с прессостатом RT-1.
Дуостат устроен аналогично термостату, но в нем имеются два комплекта контактов 5 работающих последовательно друг за другом с определенным интервалом при изменении температуры в одном направлении.Рассмотрим работу дуостата, настроенного на температурный режим 4 °С (рис. 3.19, б). При понижении температуры в грузовом помещении вагона до 3 °С замыкаются контакты первой контактной группы и дают сигнал на включение электропечей. При достижении в вагоне температуры 4,5 °С электропечи отключаются: дальнейшее изменение ее зависит от погодных условий и вида перевози-мого груза. Если температура в вагоне продолжает повышаться, то при 6 °С включается холодильная установка. Когда температура понизится до 4°С, холодильная установка отключится.
7.Классификация и основные элементы приборов автоматики.По назначению приборы автоматики можно разделить на четыре основные группы: регулирования, защиты, контроля, сигнализации. Приборы автоматического регулирования обеспечивают включение или выключение холодильной установки и отдельных ее аппаратов, а также управляют процессами работы.Система автоматики предназначена для автоматического поддержания заданных температур в вагоне при работе систем охлаждения, вентиляции и отопления.
Приборы автоматики состоят из следующих основных частей: чувствительного элемента (датчика), передающего механизма, регулирующего (рабочего) органа, устройства для настройки (задатчика).
Приборы автоматики: ТРВ, прессостат, термостат, дуостат. (на экзамене нужно будет рассказать про 1 любой прибор, см. вопрос 6).
Техническая эксплуатация системы отопления пассажирского вагона
В соответствии с техническими условиями на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура внутри них должна быть 20± 20 С. А в туалетах – не ниже 160 С при наружной температуре воздуха до — 400С и скорости движения 160 км/час. В летнее время температура воздуха в вагоне должна быть от 22 до 260 С.
Содержание
Общие сведения
Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее – только для вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха.
Работы, связанные с обслуживанием систем водоснабжения и отопления, производятся в специальной одежде.
Для поддержания нормального температурного режима, а также для подогрева воздуха, подаваемого вентиляционной установкой, подогрева воды в системе водоснабжения, обогрева головок водоналивных и сливных труб предназначена система отопления.
Классификация
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на следующие типы: водяная система с котлом на твердом топливе; электрическая система, состоящая из электропечей, установленных на полу, и электрокалорифера для подогрева воздуха, расположенном в нагнетательном воздуховоде; комбинированная система с подогревом воды в котле сжиганием твердого топлива или электронагревательными элементами; смешанная система, состоящая из водяной и электрической систем; водяная система с подогревом воды паром при следовании поезда по дорогам зарубежных стран ( применялась в вагонах международного сообщения габарита 03-Т РИЦ).
Естественная циркуляция воды в системе отопления происходит непрерывно из-за разности температур в различных ее частях. Предусмотрена также искусственная циркуляция воды с помощью циркулярного насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчетной или когда необходим ускоренный нагрев воды после отстоя.
1-котел, 2-отопительная калориферная ветвь, 3-напорная труба котла, 4- воздухоотводящие трубы, 5- расширитель, 6,7 – отопительные ветви купейной и коридорной сторон, 8- нагревательные трубы, 9- циркуляционный насос.
При комбинированной (электроугольной) системе отопления (рис.1) вода в котле подогревается расположенными в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии – за счет теплоты сжигаемого твердого топлива – угля).
Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50Гц в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств. Системой водяного отопления с комбинированным котлом оснащены вагоны различных типов. Эта система состоит из котла с расширителем и оптимальных приборов.
Техническое обслуживание систем отопления вагонов
Перед производством работ по техническому обслуживанию арматуры системы отопления производится слив теплоносителя (воды). Если в системе отопления находится ТОСОЛ, то слив его из системы не производится. Слив головки системы отопления расположены в бойлерном отделении и коридоре напротив служебного отделения. Для слива теплоносителя необходимо откинуть кожух, присоединить шланг соответствующего диаметра, снять щиток отопления, отвернув четыре винта, и открыть соответствующие краны.
Отопительный бойлер, расширительный и запасной баки промывают и осматривают. Вышедшие из строя ТЭНы, паронитовые прокладки, дефектные болтовые соединения заменяют новыми. Ослабшие болтовые соединения подтягивают. Трубы отопления снаружи очищают от пыли и грязи, межреберные промежутки оребренных труб промывают. Поврежденные трубы отопления ремонтируют посредством сварки или заменяют неисправные элементы новыми. Все отверстия для трубопроводов в полу и стенах бойлерного отделения должны иметь уплотнения. Исправность ручных и электрических циркуляционных насосов проверяют в рабочем состоянии и устраняют неисправности. Краны и клапаны системы отопления осматривают, проверяют на плотность закрытия и работу без заедания, обнаруженные неисправности также устраняют. При необходимости неисправную арматуру вагона демонтируют, разбирают и ремонтируют. Сальниковые и фланцевые уплотнения, имеющие следы подтеков, заменяют. Неисправные дистанционные термометры, датчики – реле температуры и жидкостные выключатели, расположенные в бойлерном отделении, заменяют новыми.
Перед заполнением системы отопления теплоносителем необходимо убедиться в том, что сливные пробки ручного насоса, соответствующие клапаны и краны закрыты; следует также проверить наличие уплотнительного кольца в заправочной головке. Заправка системы теплоносителем производится через наливную трубу с клапаном через заправочную головку.
Воздух из системы необходимо выпустить через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным баком, и водопробный кран, который необходимо закрыть при появлении теплоносителя.
Во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе. После появления теплоносителя из переливной трубы нужно продолжить заправку до заполнения запасного бака на 1/3 объема (метка на водомерном стекле). Затем отключить подачу теплоносителя и закрыть кран.
Особенности обслуживания систем отопления и охлаждения вагонов – ресторанов модели 61-4189.
На вагонах ресторанах модели 61-4189 в качестве теплоносителя используется 50%-ный раствор пропиленгликоля. При поступлении вагона – ресторана на ТО-3 систему отопления и охлаждения осматривают на предмет выявления возможных утечек из трубопроводов теплоносителя. В случае если уровень теплоносителя недостаточный, на пульте управления в служебном отделении загорается лампочка «Низкий уровень гидросистемы». В случае наличия утечек теплоноситель спускают из всей системы или только из участка, подлежащего ремонту. При этом:
- необходимо убедиться в том, что сливные пробки ручного насоса и соответствующие краны закрыты, а также проверить наличие уплотнительного кольца в заправочной горловине;
- заправка системы с теплоносителем производится через наливную трубу с краном через заправочную горловину с использованием рукава с желтыми соединительными головками, расположенного в прилагаемом ЗИП вагоне, находящемся в бойлерном отделении;
- при заправке необходимо один конец рукава с заправочной головкой присоединить к заправочной головке, расположенной в бойлерном отделении над лючком запасного бака на тамбурной стене, а второй конец вывести наружу через открытую тамбурную дверь для подсоединения к наливному шлангу емкости для теплоносителя;
- снять крышку с лючка запасного бака и открыть кран;
- воздух из системы выпускают через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным резервуаром, и водопроводный кран, который закрывают, как только в нем появится теплоноситель;
- во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе; после появления теплоносителя из переливной трубы продолжить заправку до заполнения запасного бака на 1/3 объема (метка на водомерном стекле), после чего заправку прекратить, отключив подачу теплоносителя и закрыть кран;
- во избежание выливания теплоносителя на пол бойлерного отделения необходимо отключить второй конец рукава от наливного шланга и только после слива остатка теплоносителя из рукава и наливной трубы в отдельную емкость отсоединить шланг от заправочной горловины. Доставка системы производится ручным насосом из запасного бака.
Пополнение системы отопления теплоносителем из посторонней емкости можно производить через пробку, установленную между ручным насосом и запасным баком.
Заполнение системы охлаждения производится в следующей последовательности:
- заправить систему охлаждения теплоносителем через наливную трубу с краном электронасосом;
- выпускают воздух через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным баком системы охлаждения, и водопробный кран, который закрывают, как только в нем появится теплоноситель.
Для удаления воздуха из теплообменника необходимо:
- закрыть все краны на входе теплообменника;
- включить электронасос системы охлаждения;
- открыть кран у первого теплообменника со стороны тормозного конца вагона на 3*4 мин;
- открыть кран на втором теплообменнике и закрыть кран на первом и так далее для всех десяти теплообменников;
- время прокачки каждого теплообменника 3*4 мин. При этом необходимо следить за уровнем пропиленгликоля в запасном бачке системы охлаждения. При понижении уровня пропиленгликоля ниже риски на смотровом лючке бака необходимо произвести его пополнение.
Во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе. После появления теплоносителя из переливной трубы продолжить заполнение запасного бака до риски (150мм от дна бака), после чего заправку прекратить, отключив подачу теплоносителя и закрыть кран.
Дозаправку систему охлаждения выполняют с помощью электронасоса из запасного бака системы охлаждения через фильтр и обратный клапан, который исключает перелив теплоносителя через бак.
Эксплуатация водяного отопления
На стадии подготовки вагона в рейс в отопительный период при наличии в вагоне водяного или комбинированного отопления, проводник обязан проверить состояние котла, положение всех вентилей и дроссельных заслонок, наличие колосников в топке, исправность насосов и измерительных приборов, наличие воды в системе и отсутствие в ней течи, наличие технической документации, а также инвентаря.
Отопление вагонов начинается при температуре наружного воздуха 100 С и ниже. Растопку котла производят бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта. Интенсивность горения топлива регулируют количеством воздуха, подаваемого в топку черех дверцу зольника. Для увеличения тяги и притока воздуха дверцу зольника открывают, а для уменьшения – прикрывают. Рекомендуемая толщина слоя топлива для крупных кусков угля 100-200 мм, для мелких 50-100мм. Для лучшего горения топлива периодически пикой делают проколы топлива и шлака. Нельзя допускать скапливания золы и шлака по периметру колосниковой решетки в месте соприкосновения с кожухом огневой коробки, так как они создают значительное препятствие теплообмену. Во время топки котла нужно поддерживать постоянное горение топлива и необходимую температуру воды в котле. Необходимо систематически контролировать уровень воды в системе отопления по гидрометру или контрольному крану, при необходимости подкачивая воду насосом.
Во избежание парообразования и связанных с этим потерь воды и ухудшения ее циркуляции проводник должен следить по термометру за тем, чтобы температура воды в системе не превышала 900 С. При более высокой температуре крышку зольника следует закрыть.
При низких температурах наружного воздуха ускорение обогрева вагона производят с помощью ручного циркуляционного насоса при температуре воды в котле не ниже 500 С. Перед посадкой пассажиров вагон должен быть прогрет до температуры 18 -200 С.
Если на поверхности топлива образуются темные пятна, постепенно заволакивающие всю поверхность колосниковой решетки, следует проводить чистку котла топки. Рекомендуется чистить топку в три этапа: сгрести весь горячий слой топлива в одну сторону, пикой поднять шлак, после удаления топочных газов выложить его в ведро, золу удалить через отверстия колосниковой решетки в зольник; сдвинуть горячий слой топлива на очищенную поверхность колосниковой решетки и так же произвести чистку второй его части; разровнять горячий слой топлива и загрузить топку свежим углем, золу из зольника выгрести в ведро. Производить чистку топки котла следует быстро, не дожидаясь ее охлаждения.
В пункте формирования и оборота необходимо очистить топку и зольник от золы и шлака и содержать котел в рабочем состоянии. После отопительного сезона в целях сохранности система отопления должна быть заполненной водой. В процессе эксплуатации периодически, но не менее одного раза в сутки и при наполнении системы отопления водой, необходимо выпускать воздух через воздухоспускные краны.
В зимний период при плюсовых температурах наружного воздуха вагоны во всех поездах снабжаются топливом в пунктах формирования и оборота до полной вместимости угольных ящиков.
Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением
В соответствии с правилами Международного союза по пассажирским м багажным вагонам для электрического отопления вагонов могут применяться переменный ток напряжением 1500В частотой 50Гц и постоянный – напряжением 1500 и 3000В. На отечественных дорогах электроотопление работает на напряжении 3000В постоянного или переменного однофазного тока частотой 50Гц. При работе на постоянном токе электроотопление получает питание без преобразования с электровоза через междувагонные электрические высоковольтные соединения и подвагонную магистраль.
При работе на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50Гц переменный ток в главном трансформаторе электровоза преобразуется в переменный напряжением 3000В частотой 50Гц. Для высоковольтного оборудования вагонов род тока значения не имеет.
При передаче электрической энергии для отопления на каждом вагоне устанавливают межвагонные электрические соединения, включающие штепсель, гнездо – розетку и холостой приемник (глухую розетку). Штепсель и розетка служат соединительными элементами высоковольтной поездной магистрали. Отверстие для штепселя в розетке закрыто крышкой, которая запирается блокировочным замком. Открыть крышку и вставить штепсель в гнездо можно только после открытия замка ключом отопления. При открытой крышке ключ из розетки не вынимается. Аналогично с помощью ключа открывают и запирают холостой приемник штепселя.
При разрыве поезда в пути машинист электровоза должен снять напряжение с отопительной магистрали и вместе с поездным электромехаником обеспечить отключение отопительной магистрали от электровоза.
В случае пожара бригада, обслуживающая вагон, и машинист электровоза должны действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
Сроки отопления состава от электровоза (подключения состава к электровозу) установлены на большей части дорог с 5 сентября по 15 мая.
Проверка комплектности и исправности электрооборудования вагонов и электровозов при подготовке к зимним перевозкам должна заканчиваться на 20 дней до отопительного сезона.
В отопительный период при ТО-1 осматривают заземляющие шунты. Штепсели головного и хвостового вагона вынимают из холостого приемника и осматривают. Механизмы запоров проверяют ключом отопления.
Межвагонные соединения других вагонов проверяют без разъединения. Открывают ящики с электрооборудованием и осматривают электрические аппараты. Проверяют соединения видимых заземляющих шунтов на котлах комбинированного отопления и защитных кожухах электрических печей. Системы электрического или комбинированного отопления проверяют на функционирование аппаратов управления и сигнализации. Приводят измерения сопротивления электроизоляции магистрали каждого вагона, которое должно быть не менее 20Мом, а состава до 24 вагонов – не менее 1,2Мом.
За 1 ч до отправления поезда с технической станции состав подключают для отопления к стационарной установке или электровозу. Во время отопления проверяют работоспособность электроотопления по температурному режиму в вагонах. Температура воздуха в вагонах должна быть 18 — 220 С.
В пунктах обора поездные электромеханики проверяют состояние межвагонного соединения головного вагона, осматривают электрооборудование и проверяют систему электрического или комбинированного отопления на функционирование.
Техническое обслуживание электрооборудования высокого напряжения поездов с оборотом до трех суток производится в пункте формирования через 6 суток.
Электрооборудование отопительных установок вагонов в эксплуатации должно работать только в автоматическом режиме управления.
На каждом пассажирском поезде, сформированном из вагонов с высоковольтным комбинированным или электрическим отоплением, должен быть только один из ключей отопления для проверки устройств.
Запрещается подключать к электровозу на отопление количество вагонов более установленного, указанного на кузове электровоза.
В маршруте машиниста поездной электромеханик указывает фактическое количество отапливаемых вагонов в составе поезда. На подготовленный в рейс состав пассажирского поезда должна быть дана готовность к подаче на него высокого напряжения ответственным работникам за его подготовку. После присоединения отопительной магистрали состава машинист поднимает токоприемник, вставляет отопительный ключ в гнездо на пульте управления и поворачивает его – на передней панели распределительного шкафа загорается сигнальная лампа, указывающая, что состав находится под напряжением 3000В.
Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
После подключения состава к электровозу переменного тока машинист должен произвести пуск вспомогательных машин, а затем включить отопление поезда. После подключения отопительной магистрали проводники должны установить переключатель пульта управления на автоматический режим отопления. Перед отсоединением отопительной магистрали от источника электроснабжения необходимо отключить устройства вагонов.
При наличии напряжения в составе поезда запрещается выполнять работы по техническому обслуживанию электрооборудования и запрещается мыть полы при наличии высокого напряжения на электрических печах. Разрешается влажная протирка при включенных печах. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается влажная уборка полов, кроме котельного отделения, без отключения электрических цепей комбинированного котла отопления.
На электрифицированных участках пути работникам поездной бригады запрещается влезать на крышу вагона для каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта на ключ и опломбирована.
При срабатывании элементов защиты отопительной системы машинисту разрешается один раз произвести включение. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение можно производить после выявления и устранения причины срабатывания.
В случае повреждения отопительной магистрали поезда с комбинированным отоплением, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводятся на угольное отопление, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводится на угольное отопление. Для включения отопления поезда на электровозах в депо приписки электровозов должны быть ремонтные ключи.
На ключе отопления должны быть нанесены код дороги, условный номер депо и порядковый номер ключа. Для учета ключей в депо ведется книга их выдачи и получения. Запрещается лицам, обслуживающим высоковольтное отопление, и локомотивным бригадам иметь и применять другие ключи и приспособления для открывания межвагонных соединений и ящиков с аппаратурой.
Соединяет и разъединяет отопительную магистраль головного вагона и электровоза поездной электромеханик в присутствии машиниста с ключом от электрических цепей управления электровозом. При этом на электровозе должны быть опущены токоприемники. После присоединения отопительной магистрали поезда к электровозу поездной электромеханик передает ключ машинисту; после отсоединения ключ остается у поездного электромеханика.
При количестве вагонов в составе до 20 единиц отопительная магистраль соединяется одним межвагонным соединением, а при большем количестве вагонов в составе –двумя. Все операции по соединению и разъединению головного вагона с электровозом электромеханик должен проводить в резиновых перчатках.
Соединяют и разъединяют отопительную магистраль состава поезда в межпоездном отстое от стационарного пункта отопления работники вагонного депо, допущенные к обслуживанию электрооборудования высокого напряжения, вместе с поездным электромехаником или начальником поезда.
Во время отопления состава поезда от стационарного пункта электроотопления проводники находятся в вагонах.