- Этапы подготовки Концессионного соглашения в ЖКХ по объектам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения
- Алгоритм подготовки концессионного конкурса в сфере тепло- и водоснабжения
- Концессионные проекты в сфере водоснабжения в регионах России подтверждают свою эффективность
- Статья 46. Особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
- ГАРАНТ:
Этапы подготовки Концессионного соглашения в ЖКХ по объектам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850комплексов таких услуг),
- проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
- помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),
Алгоритм подготовки концессионного конкурса в сфере тепло- и водоснабжения
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.
В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:
1. Определение состава сторон концессионного соглашения
По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов – прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион — третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий[1].
Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть здесь.
2. Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом — в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента[2] и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.
3. Техническое обследование имущества
Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию[3]. Цель обследования – выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.
4. Оценка правового статуса имущества
По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки – к нему применяются особые правила включения в состав объекта.
5. Подготовка задания
Задание концедента – основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.
Об аспектах подготовки задания см. здесь.
6. Принятие решения о судьбе текущего оператора
Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).
Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора – Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату[4].
7. Получение тарифной и иной информации
Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:
расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).
Такая информация включается в конкурсную документацию[5].
8. Подготовка проекта концессионного соглашения
При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения)[6], так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся[7].
[1] Часть 2 статьи 40 Закона о концессиях.
[2] Часть 2 статьи 45 Закона о концессиях.
[3] Пункт 12 части 1 статьи 46 Закона о концессиях.
[4] Часть 2 статьи 41 Закона о концессиях.
[5] Часть 1 статьи 46 Закона о концессиях.
[6] Пункт 2 части 1 статьи 46 Закона о концессиях.
[7] Часть 1.2 статьи 36 Закона о концессиях.
Концессионные проекты в сфере водоснабжения в регионах России подтверждают свою эффективность
В начале сентября 2019 года в соцсетях и местных СМИ Геленджика была опубликована информация о катастрофичном положении водопроводной системы города: жители жалуются на отсутствие питьевой воды, аварии на сетях и отсутствие активных действий со стороны местных властей. Необходимость модернизации коммунальной системы в регионах России неоднократно звучала, в том числе, и на федеральном уровне. Выходом из сложной ситуации для ряда регионов России стало заключение концессионных соглашений в ЖКХ, реализация которых показывает улучшение качества обслуживание населения, сокращение числа аварий и уменьшение потерь воды.
В частности, в Волгограде по итогам января 2019 года количество повреждений и отключений потребителей от водоснабжения в результате повреждений на сетях водоснабжения по сравнению с январем 2018 года сократилось практически в два раза. Это стало возможным благодаря реализации компанией «Концессии водоснабжения» концессионного проекта в коммунальной сфере Волгограда.
Работы по обновлению сетей проводятся во всех районах Волгограда. Всего с начала работы «Концессий водоснабжения» с середины 2015 года в Волгограде обновлено уже свыше 200 километров сетей водопровода и канализации, что позволило резко снизить аварийность и сократить потери воды в сетях.
Согласно данным производственного управления ООО «Концессии водоснабжения», за январь 2019 года количество порывов на сетях водоснабжения уменьшилось по сравнению с январем 2018 года на 57%, а количество отключений потребителей — на 54%.
В результате реализации концессионного проекта в городе Саратове удалось уменьшить число аварий на сетях — от 180-200 повреждений в сутки до начала реализации проекта до 30 в настоящее время. Кроме того, устранение аварий производится максимум за сутки, а чаще всего — в пределах нескольких часов. А первый год работы компании «Концессии водоснабжения — Саратов» сокращены потери питьевой воды на 5%, что в масштабах города является колоссальным объемом.
Оборудование и материалы, используемые в процессе реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры Саратова, полностью соответствуют современным техническим и экологическим требованиям. В июле 2019 года компанией «Концессии водоснабжения — Саратов» произведена закупка полиэтиленовых труб различного диаметра на сумму порядка 1 млн рублей, а также водоразборных колонок и пожарных гидрантов стоимостью 1,95 млн рублей. Срок безаварийной эксплуатации полимерных трубопроводов составляет не менее 50 лет, что превышает срок концессионного соглашения.
Основной целью подобных мероприятий является создание надежной и эффективной системы водоснабжения Саратова. В результате поэтапного обновления наиболее аварийных участков городского водопровода и установки нового современного оборудования на сетях снижаются показатели аварийности, уровень потерь питьевой воды, и, как следствие, затраты компании на обслуживание объектов водокомплекса.
Реализация концессионных проектов позволяет повысить и качество самого ресурса. В частности, в марте 2018 года были опубликованы результаты исследований проб воды на разводящей сети централизованной системы водоснабжения города по микробиологическим и физико-химическим показателям в Нижнем Новгороде: в 2017 году зафиксировано лучшее качество холодной воды за всю историю водоснабжения города. Исследование проводил отдел надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Добиться таких результатов удалось благодаря модернизации коммунальных систем, проводимой компанией «Нижегородский водоканал» в рамках реализации концессионного соглашения.
Роспотребнадзор отмечает ежегодное улучшение качества воды в городе. В настоящее время Нижний Новгород входит в пятерку лидеров по качеству воды в России. По данным Роспотребнадзора доля нестандартных проб по микробиологическим показателям в 2018 году составила менее одного процента, по химическим показателям — около двух процентов.
В результате мероприятий, проводимых компанией-концессионером «РВК-Воронеж» улучшается качество воды: лаборатория качества воды компании провела анализ проб на всех водоподъемных и перекачивающих станциях, а также в разводящей сети города Воронежа. Качество воды соответствует микробиологическим и органолептическим показателям. Специалисты лаборатории подчеркивают, что данные показатели говорят о том, что воду из-под крана в Воронеже можно пить без дополнительного фильтрования.
Кроме того, в рамках концессионных проектов решаются и проблемы местного значения. В частности, в поселке Дачный Ульяновской области компания «Ульяновскоблводоканал» проделала большой объем работ для обеспечения потребителей поселка питьевой водой. В частности, была пробурена новая скважина глубиной 70 метром и производительностью 40 кубических метров воды в час. Данное мероприятие помогло разрешить ряд извечных проблем Дачного поселка: дефицит ресурса и отсутствие резервного запаса воды, слабый напор воды на верхних этажах, а также проблему с доставкой воды на местную котельную.
Всего по данным Базы данных ИНВЕСТИНФРА db.investinfra.ru на территории России в сфере водоснабжения и водоотведения реализуются 44 концессионных проектов средней и крупной категории с суммарным объемом инвестиционных обязательств свыше 197,4 млрд руб.
Однако, по экспертной оценке НАКДИ, на горизонте 14 лет (2017 — 2030 гг) потребности инвестиций в инфраструктуру России, составляют порядка 120 трлн руб., что соответствует примерно 8% ВВП (в среднегодовом значении на период оценки).
Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) провела экспертную оценку потребностей России в инфраструктурных инвестициях до 2030 года, совместив два направления — оценку на метауровне и оценку на основе отраслевых стратегий развития с соответствующими экспертными поправками, усреднениями, дополнениями и допущениями, без которых получение конкретной итоговой цифры было бы невозможно. То есть наряду с анализом «заявок» на инвестиции в отраслевых стратегиях, в оценке НАКДИ приняты во внимание оценки ведущих отраслевых экспертов, опубликованные в информационно-аналитических материалах, а также предоставленные НАКДИ в ходе экспертных обсуждений.
Статья 46. Особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
Статья 46. Особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем
1. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в конкурсную документацию помимо условий, установленных статьей 23 настоящего Федерального закона, также включаются:
1) минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
2) проект концессионного соглашения и формируемое в соответствии с частью 2 статьи 45 настоящего Федерального закона задание;
3) требование об указании участниками конкурса в составе конкурсного предложения основных мероприятий, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик таких мероприятий;
4) объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя или объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия концессионного соглашения;
5) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения, и прогноз цен на энергетические ресурсы на срок действия концессионного соглашения;
6) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения (по каждому виду используемого энергетического ресурса);
7) величина неподконтрольных расходов, определяемая в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (за исключением расходов на энергетические ресурсы, концессионной платы и налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций);
8) один из предусмотренных частью 2 настоящей статьи методов регулирования тарифов;
9) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных пунктами 2 — 5 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона;
10) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки концессионера от осуществления регулируемых видов деятельности, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, по отношению к предыдущему году;
11) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения;
12) копия подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;
13) копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае, если данная организация осуществляла эксплуатацию этого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
14) размещаемые на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, в случае наличия таких предложений. Указанные в пунктах 1, 4 — 7, 9 — 11 настоящей части цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, представляет по запросу концедента в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 1, 4 — 7, 9 — 11 настоящей части;
15) состав и описание незарегистрированного недвижимого имущества, передаваемого в составе объекта концессионного соглашения, в том числе копии документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права владения и (или) пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом. Перечень документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента прав на незарегистрированное недвижимое имущество, а также документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, прав владения и (или) пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом, утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Концедент устанавливает в конкурсной документации по согласованию с уполномоченным органом регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов, метод индексации. Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. В конкурсной документации также устанавливаются по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов), следующие долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера:
1) размер инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала (метод доходности инвестированного капитала);
2) иные не являющиеся в соответствии с частью 2 статьи 47 настоящего Федерального закона критериями конкурса долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения.
4. Согласование указанных в части 3 настоящей статьи долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, а также предельных (минимальных и (или) максимальных) значений являющихся критериями конкурса долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требования, которые предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона и предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются.
6. В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, при поступлении предложений об изменении конкурсной документации, в том числе об изменении проекта концессионного соглашения, к концеденту или в конкурсную комиссию они размещают на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо направляют всем лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе, в течение трех рабочих дней со дня поступления указанных предложений информацию о принятии или об отклонении представленных предложений об изменении конкурсной документации с указанием причин их принятия или отклонения. В случае принятия концедентом представленных предложений он вносит в конкурсную документацию соответствующие изменения. В течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений сообщение об их внесении опубликовывается конкурсной комиссией в определенном концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или направляется лицам, которым направлены приглашения принять участие в закрытом конкурсе. При этом срок представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений продлевается не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 46 настоящего Федерального закона