- Этапы подготовки Концессионного соглашения в ЖКХ по объектам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения
- 20 шагов для подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ
- Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ в ФЗ-115 введена статья 52.1. регулирующая особенности заключения КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения:
- Статья 39. Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
Этапы подготовки Концессионного соглашения в ЖКХ по объектам водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения
Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850комплексов таких услуг),
- проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
- помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),
20 шагов для подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ
Процесс подготовки конкурса на заключение концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения можно условно разбить на 20 шагов:
1) Проверка полномочий, и при необходимости — принятие представительным органом МО решения о внесении в устав муниципального образования положения о наделении местной администрации полномочиями концедента ;
2) NEW*! Привлечение уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта РФ для участия в проекте (разработка и согласование проекта конкурсной документации и концессионного соглашения), так как Субъект РФ является третьей самостоятельной стороной КС , заключаемого в сфере ЖКХ;
3) NEW! Инвентаризация и анализ кредиторской задолженности эксплуатирующей организации (унитарного предприятия или учреждения) для включения в концессионную плату (нужно для того, чтобы кредиторы потом не оспорили конкурс, но на самом деле нет (пока));
Примечание: Есть смысл заключить соглашение с кредиторами о порядке выплат по долгам эксплуатирующей организации, чтобы обезопасить проект. Но поскольку есть пробелы в регулировании (невозможность оплаты долгов МУПа-банкрота без признания судом «субсидиарной ответственности»), интересы кредиторов все-таки защищены недостаточно, поэтому риски оспаривания конкурсов сохраняются.
4) Проведение технического обследования будущего Объекта КС;
Примечание: Акт обследования нужен для определения:
а) уровня фактического (технического) износа объектов (соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы, или отношение фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы);
б) актуального технического состояния объекта на дату обследования;
в) предельных сроков проведения ремонта или реконструкции объектов;
г) технико-экономических характеристик имущества в составе будущего объекта соглашения.
5) Разработка (актуализация) и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения или схемы теплоснабжения по результатам технического обследования будущего Объекта КС;
6) Составление перечня не исполненных технических условий (ТУ) и договоров на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам тепло-, водоснабжения и водоотведения. Те ТУ, по которым деньги уже перечислены, должна исполнить действующая эксплуатирующая организация, те обязательства, по которым деньги не перечислены, могут быть учтены в КС и переданы Концессионеру путем замены стороны в договорах на подключение;
7) Подготовка Финансовой модели проекта с учетом особенностей тарифного регулирования;
8) На основе Финансовой модели проекта – принятие решения об установлении платы концедента, либо софинансирования Концедентом расходов на создание (реконструкцию) /эксплуатацию объекта КС;
9) Формирование Задания концедента , которое формируется на основании утвержденных схем тепло-, водоснабжения и водоотведения. Задание включается в состав КД, а также КС. На основоании задания участники конкурса потом готовят Перечень мероприятий (включается в КС);
10) Расчет минимально допустимых и предельных плановых значений показателей деятельности Концессионера;
11) Формирование Объекта КС: Подготовка описания передаваемого в концессию имущества, копий документов, удостоверяющих право собственности Концедента на передаваемое имущество, данных о фактическом состоянии передаваемого имущества (касается и ОКС и «Иного имущества»);
12) NEW! Мероприятия в отношении незарегистрированного недвижимого имущества (ННИ) (на которое пока право собственности Концедента не зарегистрировано в ГКН): подготовка перечня имущества и копий документов, подтверждающих возникновение права Концедента, публикация в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности ( https://fedresurs.ru/ );
Важно! Перечень ННИ должен быть опубликован за 3 месяца до принятия Решения о проведении конкурса.
13) Составление перечня земельных участков, вовлекаемых в процесс реализации проекта и подлежащих передаче Концессионеру, мероприятия по формированию таких земельных участков в случае необходимости;
14) Согласование предельного индекса роста платы платежа граждан за коммунальные услуги, то есть выше предельного индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, установленный для муниципального образования в рамках максимального отклонения от индекса по субъекту Российской Федерации (если требуется по результатам финансового моделирования);
15) Согласование уполномоченным органом Субъекта РФ в сфере тарифного регулирования параметров тарифного регулирования и предельных значений критериев конкурса, а также предоставление цен и величин, необходимых для расчета ДВВ участников конкурса;
16) До 1 февраля соответствующего года Концедент должен утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и опубликовать его на сайте torgi.gov.ru. Соответствующий Объект КС в сфере ЖКХ должен быть внесен в этот перечень (ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).
17) Подготовка проекта Решения о заключении КС, Сообщения о проведении Конкурса, и Конкурсной документации вместе с проектом Концессионного соглашения ;
Примечание: сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ст. 42 , 45 и 46 ФЗ-115 устанавливают специальные требования к содержанию Решения о заключении КС, Конкурсной документации и Концессионного соглашения.
В частности применяются специальные критерии конкурса:
а) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта
концессионного соглашения;
б) долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, к которым
относятся:
— базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на
первый год действия концессионного соглашения;
— показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного
капитала;
— нормативный уровень прибыли;
в) а также иные критерии в соответствии со ст. 47 закона о концессионных соглашениях.
18) Решением уполномоченного органа утверждается Конкурсная документация (включая проект концессионного соглашения) и определяется состав конкурсной комиссии (не менее 5 человек)
Примечание: Может потребоваться принятие отдельного решения Совета депутатов муниципального образования о согласовании Решения о проведении конкурса или о передаче имущества по концессионному соглашению, или же согласование существенных условий концессионного соглашения (зависит от устава муниципального образования);
19) Регистрация организатора конкурса на сайте torgi.gov.ru;
20) Публикация на сайте torgi.gov.ru Сообщения о проведении Конкурса и Конкурсной документации включая:
а) Проект концессионного соглашения
б) Отчеты о техническом обследовании имущества в составе объекта КС;
в) Копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода действующего оператора;
г) Размещаемые на официальном сайте копии предложений об установлении цен (тарифов), поданных Регулятору, за три последних периода регулирования деятельности организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого по концессионному соглашению имущества.
*NEW! означает, что данный шаг связан с внесением изменений в Закон о концессионных соглашениях, которые вступили в силу с 1 января 2017 года
Внимание! Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ в ФЗ-115 введена статья 52.1. регулирующая особенности заключения КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения:
В ценовых зонах теплоснабжения, установленных в соответствии со ст. 23.3. Закона о теплоснабжении (далее — 190-ФЗ), единая теплоснабжающая организация, определенная в соответствии с 190-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее — ЕТО), имеет преимущественное право на заключение КС, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, без проведения конкурса.
В случае принятия Решения о заключении КС в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан известить ЕТО в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, о намерении заключить КС с приложением к извещению КД.
Если ЕТО откажется от заключения КС, или не сообщит о готовности заключить данное КС в течение 30 календарных дней с даты поступления в ее адрес извещения, то КС заключается на условиях, определенных КД, направленной ЕТО.
Также законом 279-ФЗ установлены особенности для заключения КС в сфере в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения в рамках «частной инициативы» :
Статья 39. Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем
Статья 39. Концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ
1. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
2. В случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
3. Не позднее чем по истечении одного календарного года после вступления в силу концессионного соглашения, объектом которого являются все объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находившиеся во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, в устав (положение или иной документ, определяющий порядок деятельности) государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению.
4. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, государственное или муниципальное бюджетное или автономное учреждение, в устав (положение или иной документ, определяющий порядок деятельности) которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи были внесены изменения, предусматривающие исключение всех видов деятельности, ранее осуществляемых такими государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным бюджетным или автономным учреждением, подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном требованиями законодательства.
5. Концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее — незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении следующих условий:
1) наличие документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество (в том числе права собственности, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), и (или) документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, права владения или пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом;
2) балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает пятидесяти процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения;
3) опубликование концедентом не менее чем за три месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечня незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи.
6. При наличии в составе имущества, планируемого к передаче в соответствии с концессионным соглашением, незарегистрированного недвижимого имущества в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности концедентом опубликовывается перечень незарегистрированного недвижимого имущества в срок не позднее чем за три месяца до планируемой даты заключения концессионного соглашения.
7. Перечень незарегистрированного недвижимого имущества включает в себя сведения о каждом объекте незарегистрированного недвижимого имущества, который планируется передать в соответствии с концессионным соглашением, в том числе описание объектов незарегистрированного недвижимого имущества, включая назначение таких объектов и их местоположение, номера кадастровых кварталов и кадастровые номера участков земли, на которых расположены объекты незарегистрированного недвижимого имущества (при наличии), наименование концедента и государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, идентификаторы указанных лиц (основной государственный регистрационный номер и индивидуальный номер налогоплательщика), а также электронные копии документов, подтверждающие факт и (или) обстоятельства возникновения права владения и (или) пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом.
8. Объектом концессионного соглашения не может являться незарегистрированное недвижимое имущество, не включенное в опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества.
9. В случае заключения концессионного соглашения, объектом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, в перечне незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованном в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности делается отметка о наличии обременения каждого объекта незарегистрированного недвижимого имущества.
10. В случае передачи по концессионному соглашению незарегистрированного недвижимого имущества в решение о заключении концессионного соглашения включаются также перечень и описание незарегистрированного недвижимого имущества и обязательства концессионера или концедента в отношении такого имущества, указанные в пункте 6 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
11. В течение трех рабочих дней с момента заключения концессионного соглашения концессионер вносит в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведения о наличии обременения каждого объекта, включенного в перечень незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
12. Внесение сведений о наличии обременения переданных по концессионному соглашению объектов незарегистрированного недвижимого имущества является основанием для включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества отметок о наличии обременения каждого из объектов, включенных в указанный перечень. Обременение объекта незарегистрированного недвижимого имущества считается возникшим со дня включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованный в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, отметки о наличии обременения такого объекта.
13. Со дня государственной регистрации и (или) кадастрового учета незарегистрированного недвижимого имущества обременение объекта недвижимого имущества, включенного в перечень незарегистрированного недвижимого имущества в соответствии с частью 6 настоящей статьи, учитывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
14. В течение трех рабочих дней со дня государственной регистрации и (или) кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости объекта недвижимого имущества, включенного в перечень незарегистрированного имущества, а также государственной регистрации его обременения концессионер вносит в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведения о завершении государственной регистрации и (или) кадастрового учета незарегистрированного недвижимого имущества с приложением электронной копии свидетельства о праве собственности концедента на объект недвижимого имущества, включенный в перечень незарегистрированного недвижимого имущества. Внесение в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведений о завершении государственной регистрации и (или) кадастрового учета незарегистрированного недвижимого имущества является основанием для исключения отметки о наличии обременения объекта (объектов) незарегистрированного недвижимого имущества из перечня незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованного в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
15. В случае внесения в концессионное соглашение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, изменений, предусматривающих исключение объекта незарегистрированного недвижимого имущества из концессионного соглашения либо дополнение концессионного соглашения новым объектом незарегистрированного недвижимого имущества, концедентом вносятся сведения в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности об исключении объекта незарегистрированного недвижимого имущества из перечня незарегистрированного недвижимого имущества либо о включении объекта незарегистрированного недвижимого имущества в указанный перечень с приложением электронной копии соглашения о внесении изменений в концессионное соглашение.
16. Внесение в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведений об исключении объекта незарегистрированного недвижимого имущества из концессионного соглашения является основанием для включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества отметок о прекращении обременения объектов, включенных в указанный перечень, в связи с исключением объекта незарегистрированного недвижимого имущества из концессионного соглашения. Внесение в указанный реестр сведений о дополнении концессионного соглашения новым объектом незарегистрированного недвижимого имущества является основанием для включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества новых объектов.
17. В случае прекращения концессионного соглашения концедент вносит в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведения о прекращении концессионного соглашения с приложением подтверждающих документов. Внесение в указанный реестр сведений о прекращении концессионного соглашения является основанием для включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества отметок о прекращении обременения объектов, включенных в данный перечень.
18. Расходы концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, подлежат учету в тарифах концессионера в порядке и размере, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.
19. В случае, если принято решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и концессионер реализует производимые товары, выполняет работы, оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), размер платы концедента на каждый год срока действия концессионного соглашения определяется как объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.
20. В случае включения в указанный в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления размещают на указанных в настоящей части официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о порядке получения копии подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения.
21. По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, и в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), заключение концессионного соглашения одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, не допускается.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 39 настоящего Федерального закона