Конвектор для объектива что это

Неоднозначный взгляд на телеконвертеры

Каждого фотографа рано или поздно посещают мысли о приобретении объектива с большим фокусным расстоянием, чем у него есть на данный момент. И, так как каждому человеку свойственно желание иметь лучшее, в скором времени, даже имея 70-200-мм объектив, вы захотите добавить к своему арсеналу 500 или даже 600 миллиметровый.

Если вы ищете доступный вариант увеличения фокусного расстояния объектива, то стоит внимательнее присмотреться к таким оптическим насадкам, как телеконвертеры. Они не только дешевле, но значительно легче и компактнее многих громоздких и тяжёлых объективов. Главное их преимущество состоит в том, что они увеличивают возможности объективов, которые уже имеются у вас в наличии. Тем не менее, и им присущи некоторые недостатки. Как правило, использование телеконвертера означает потерю резкости, особенно по краям изображения, снижение светосилы объектива и размытие от даже незначительного дрожания камеры.

Общие сведения

Телеконвертер, или как его часто называют экстендер, это оптическая насадка, которая устанавливается между объективом и корпусом камеры и используется для увеличения фокусного расстояния объектива. Чаще всего встречается два вида конвертеров, с кратностью 1.4х и кратностью 2х. Из-за внешней схожести телеконвертеры очень часто путают с удлинительными кольцами. В отличие от первых, удлинительные кольца полые и не содержат внутри никакой оптики. Их единственное назначение – увеличивать расстояние между самой камерой и объективом. Кольца в основном используют для более близкой фокусировки при макросъёмке.

Каковы плюсы?

Вполне очевидно, что самым большим плюсом в использовании телеконвертера является сам факт его способности увеличивать фокусное расстояние в 1,4 раза, 2 или даже в 3 раза. Применяя 1.4x-кратный конвертер вместе с 200 мм объективом, вы получаете новый максимальный показатель в 280 мм. Это на 40% больше, чем у вас было до этого. А 400-мм объектив с 2x-кратным телеконвертером даст вам 800 мм фокусного расстояния. Чтобы получить это число, нужно умножить фокусное расстояние объектива на коэффициент увеличения телеконвертера (400 × 2 = 800).

Увеличение фокусного расстояния позволяет делать такие снимки, которые иначе были бы невозможны по причине слишком большого расстояния до объекта съёмки. Так, фотографы, снимающие дикую природу, получают невероятные фото животных в их естественной среде обитания, только находясь на приличном удалении от них. Многие птицы и звери слишком пугливы или опасны, сфотографировать их с близкого расстояния часто не представляется возможным. Но, увеличивая фокусное расстояние, фотоохотник может отдалиться от пугливого объекта на приличную дистанцию и при этом не потерять в увеличении. Спортивным же фотографам это дает возможность запечатлеть во всех подробностях невероятный момент победы, даже если они находятся на другой стороне стадиона или стоят в стороне на безопасной дистанции.

Путешествие это определенно тот случай, когда телеконвертер будет как нельзя кстати. Если вы будете таскать с собой ещё один объектив, который может быть достаточно длинным и громоздким, то это не только доставит вам массу неудобств, но и в какой-то мере может ограничить ваши движения при съёмке. А лёгкий и компактный телеконвертер идеально подходит для быстрого перемещения из одного места в другое, не создавая при этом ощущения перегруженности оборудованием.

Ещё одним плюсом является то, что покупка телеконвертера потребует гораздо меньших инвестиций по сравнению с расходами на приобретение ещё одного длиннофокусного объектива. Телеконвертер является незаменимой вещью, особенно, если дело доходит до съёмки движущихся предметов, спортивных событий или фотоохоты, в общем, когда нет никакой возможности физически подобраться ближе к объекту съёмки.

Иногда наличие или отсутствие телеконвертера в значительной мере может повлиять на то, сможете ли вы снять удивительный кадр или нет. Если для вас вопрос резкости не так важен, как сам факт получения того или иного снимка, то несомненно телеконвертер это идеальный и вполне доступный способ увеличения фокусного расстояния вашей камеры.

Читайте также:  Дисперсная промывка систем отопления

Каковы минусы?

Любой телеконвертер, вне зависимости от его цены, будет оказывать определённое влияние на качество снимков. Увеличивая изображение, он способен не только усилить эффект всех ваших ошибок, но также подчеркнуть оптические аберрации применяемого объектива.

Первым недостатком использования телеконвертера является то, что он ограничивает количество света, попадающего в камеру. Это означает, что 1,4х-кратный конвертер уменьшает светосилу на одну ступень, а при использовании 2x-кратного телеконвертера происходит падение светосилы на две ступени. Это может наложить некоторые ограничения при ведении фотосъёмки в условиях низкой освещённости. Если света недостаточно, то следует использовать штатив и, вероятно, более медленную скорость затвора. Тем не менее, если света будет достаточно, например, в солнечный день, то, скорее всего, вы не ощутите никаких ограничений. Поскольку максимальная диафрагма объектива будет изменяться, вам нужно подобрать телеконвертер, который подходил бы для данного объектива. Например, лучше использовать 1.4x-кратный телеконвертер вместе с объективами f/4, а 2х-кратный телеконвертер с объективами f/2.8.

Всякий раз, при увеличении фокусного расстояния, вы будете получать ещё большее дрожание камеры. Но используя штатив и увеличив скорость затвора, имея при этом хорошее освещение и устойчивое положение, вполне реально добиться относительно чёткого изображения. Кроме того, чтобы полностью исключить любое дрожание камеры, установленной на штатив, необходимо выключить стабилизатор на объективе.

Также следует отметить, что телеконвертеры влияют еще и на работу автофокуса. На некоторых фотокамерах автофокус вовсе может не работать и придётся наводиться на объект вручную. Если даже вы никогда не пользовались ручной настройкой, то немного попрактиковавшись, вы быстро освоите это нехитрое дело. Ручная фокусировка позволяет лучше контролировать ход съёмки, и, как правило, в итоге вы получите именно те снимки, которые желаете.

В зависимости от объектива

Каждый объектив будет по-разному «реагировать» на партнерство с телеконвертером. Качество изображения будет отличаться в зависимости от того, что вы используете: супер-телефото объектив, среднедиапазонный зум или широкоугольный объектив. С длиннофокусным объективом вы сможете достичь самого высокого качества изображения − особенно, если это телеобъектив премьер. Например, если вы установите 1.4x-кратный телеконвертер на 500мм объектив, то он вряд ли повлияет на качество снимков, в то время как, при добавлении того же телеконвертера к 100-400мм объективу, вы сможете получить только изображения среднего качества. Что касается объективов типа 24-70 f/2.8 зум, то телеконвертер, скорее всего, негативно повлияет на итоговую картинку.

Если ваш объектив высокого качества, то и телеконвертер должен ему соответствовать. В противном же случае потеря качества изображения вам гарантирована. Мой совет: не экономьте на телеконвертере! В конце концов, даже самый лучший телеконвертер намного дешевле, чем супер-телефото объектив.

При выборе телеконвертера обязательно стоит проверить совместимость телеконвертера с объективом, так как не вся оптика будет работать в паре. Обычно каждая фирма-производитель указывает в перечне совместимых только модели своих объективов.

На снимке ниже приведен хороший пример того, какого качества можно добиться, используя телеконвертер с супер-телефото объективом.

Снимок ниже был выполнен с использованием 100 мм макро объектива и 2х-кратного телеконвертера. Хотя и присутствует небольшая потеря резкости, но, в принципе, с телеконвертером вполне реально добиться потрясающих изображений.

Тестирование экстендер 1.4x

Взглянув на следующие фотографии, вы увидите разницу между снимками, выполненными с использованием экстендера и без него. Эти фотографии были сделаны камерой Canon 5D MkII с объективом Canon EF f/2.8 70-200мм. При съёмке использовался 1.4x-кратный экстендер Canon EF. значения ISO для всех изображений составляют 1000.

70-200мм при 200мм, f/3.5

70-200мм при 200мм с 1.4x-кратным экстендером (280мм),
f/4.0

Теперь давайте сравним резкость этих изображения:

Обратите внимание, что изображения, снятые с помощью экстендера, немного мягче. Если вы можете достичь такого же качества съёмки, не пользуясь экстендером, я бы рекомендовал поступать именно так. В этом случае вы сможете избежать потери чёткости. Помните, что многое также зависит и от объектива, который вы будете использовать при съёмке.

Читайте также:  Отопление дома индукционным котлом отопления

Кроме того, вы, наверное, заметили, что изображение, снятое с экстендером намного темнее. Этот снимок прекрасно показывает, как при использовании 1,4x-кратного конвертера, уменьшается светосила объектива и мы лишаемся одной ступени. Конечно же, всё это можно поправить, изменив необходимые настройки.

Увеличение изображения

Телеконвертеры увеличивают изображение, охватывая центральную часть сенсора камеры. Но при этом, свет, который проходит через телеконвертер, теряется.

Заключение

Если для вас принципиально важно высококачественное изображение на расстоянии, то мой вам совет: отдайте своё предпочтение длиннофокусному объективу, так как с ним, в отличие от конвертера изображение будет более чётким и контрастным. Тем не менее, не стоит отказываться и от конвертера. Он занимает минимум места в вашей сумке, а пользы от него будет достаточно много. Так, он способен превратить 50мм объектив в 100-, 200-, или даже в 400-миллимитровый. А если добавить сюда ещё и кратность кропа в 1,6-2 раза, то можно получить достаточно хороший диапазон фокусных расстояний при сравнительно небольших затратах. В конце концов, ваш выбор должен зависеть от того, где вы будете использовать ваши снимки. Будут ли они только для интернета? Или же вы собираетесь печатать их в большом размере?

Телеконвертер

Описанные в предыдущей статье переходные кольца, соединенные проводами, позволяют управлять объективом вне зависимости от того, где он установлен. Таким образом, мы теперь легко можем устанавливать насадки не только перед, но и за объективом. Первое, что приходит в голову, это использовать линзу Барлоу для изменения фокусного расстояния объектива. Отрицательная линза, располагаемая за объективом телескопа, вошла в историю по имени предложившего данную конструкцию в 1828 г. Питера Барлоу (Peter Barlow, 1776 — 1862). Роль Барлоу в физике и математике весьма значительна. Им были проведены исследования по магнетизму, девиации компасов, создан униполярный двигатель, математические таблицы основных функций (квадраты, обратные числа, корни и т.д.). Насколько значительным оказался именно его вклад в оптику, сказать однозначно трудно, поскольку комбинация из положительной и отрицательной линзы была известна еще за 200 лет до этого, в 1610 году некие голландцы создали зрительную трубу, узнав о существовании которой, ее повторил Галилей. И по имени которого она и вошла в историю. В трубе Галилея точки фокуса положительной и отрицательной линз совпадают. Афокальные насадки, устанавливаемые для изменения фокусного расстояния системы перед объективом, имеют оптическую схему именно трубы Галилея. В оптической системе Барлоу отрицательная линза может перемещаться. Можно сказать, что если взять трубу Галилея, сдвинуть окуляр и поставить получившуюся конструкцию вместо объектива в трубу Кеплера (в трактате «Диоптрики» (1611) Кеплер описал изобретённый им телескоп), то получится телескоп с переменным увеличением, т.е. для того, чтобы изменить фокусное расстояние, нам не надо изготовлять новую линзу с другой кривизной поверхности, а можно просто переместить компоненты относительно друг друга. В детстве у меня был оптический конструктор, состоявший из набора пластмассовых линз, который позволял легко создать трубу Кеплера, Галилея, микроскоп и многое другое. При этом прилагаемые оправы практически не позволяли ошибиться, и необходимая конструкция получалась абсолютно бездумно. Но самое интересное — в этом конструкторе был макет оптической скамьи, который позволял разместить линзы в произвольном порядке. Весьма вероятно, что за 200 лет, прошедших со времени труб Кеплера и Галилея до оптической системы Барлоу, кто-нибудь уже перетасовал имеющиеся у него линзы и опробовал подобную конструкцию. Но в историю она вошла как линза Барлоу, и датой ее создания считается 1828 год.

Не очевидно, что именно эта конструкция стала прямым предком фотообъективов с переменным фокусным расстоянием. Но их конструкторы безусловно знали, что, перемещая отрицательную линзу в телескопе, мы можем изменять его эффективное фокусное расстояние. Подробно расчет оптической схемы с использованием линзы Барлоу изложен в книге Сикорук Л.Л. «Телескопы для любителей астрономии», а именно в Главе 3.4. Замечу, что большинство современных объективов уже содержат в своей конструкции отрицательную линзу, которая используется для изменения фокусного расстояния системы. В телевиках это стремление к компактности, а в широкоугольниках, построенных по схеме обратного телеобъектива, это связано с необходимостью обеспечить большой рабочий отрезок. Подробнее об этом я десять лет назад писал в статье Зачем столько линз в объективе.

Читайте также:  Чугунные печи камины с водяным контуром для отопления дома

Кратко проиллюстрирую теорию:

В фотографии линза Барлоу известна под названием телеконвертера. Перемещение линзы ограничено в зеркальных камерах рабочим отрезком аппарата, и обычно не удается за счет перемещения одного оптического блока получить несколько телеконвертеров с разной кратностью увеличения фокусного расстояния. Тем более, что обычно для уменьшения аберраций используется не одиночная отрицательная линза, а комбинация из нескольких. Идея размещения этой линзы внутри удлинительного кольца для макросъемки тоже хорошо известна. Так, например, устроен МС двукратный конвертер К-6В. Фокусное расстояние примерно — 113 мм. Это значение я вычислил, исходя из толщины удлинительного кольца, равной 56,5 мм. На вышеприведенной схеме эта толщина соответствует разности S-S0=S0, поскольку кратность M=S/S0=2 и M=f2/(S0+f2), где f2 — фокусное расстояние линзы Барлоу, которое является отрицательной величиной, так как линза вогнутая.

Однако если вынуть оптический блок из этого телеконвертера, то его не удастся установить между объективами Canon EOS и аппаратом, поскольку данная конструкция рассчитана на больший рабочий отрезок среднеформатных камер. Для 2-х кратного телеконвертера его фокусное расстояние должно быть больше рабочего отрезка и и меньше двух рабочих отрезков, в противном случае мы либо упремся в оправу объектива, либо корпус аппарата. А вот оптический блок от телеконвертера для практически любой 35 зеркальной камеры для наших целей подойдет. Телеконвертеры ТК-2 с резьбой М42 были выпущены в значительном количестве и продолжают выпускаться.

Именно его вначале я и планировал использовать как основу для своей конструкции. Однако визит в комиссионку показал,что более доступным по цене вариантом оказался KIRON MC7 2x TELECONVERTER FOR OLYMPUS/OM производства, сами понимаете, Япония. Расчетное фокусное расстояние -82 мм. Оправа представляла собой удлинительное кольцо длиной 41 мм с двумя байонетами ОМ и толкателем диафрагмы, к сожалению, закрепленным на оптическим блоке, а не а оправе кольца, т.е. после извлечения оптического блока использовать оправу как удлинительное кольцо с толкателем уже было нельзя.

Однако поскольку аппаратов Olympus у меня нет, а механический толкатель в системе Canon заменяют провода, оправу с которыми я описал в предыдущей статье, осталось только сделать промежуточное кольцо с резьбой М42, внутрь него ввинтить оптический блок, а на него, в свою очередь, навинтить два переходных кольца, соединенных проводом.

Поскольку телеконвертер увеличивает фокусное расстояние, то я сразу озаботился креплением к штативу, сделав Г-образную опору. В результате я получил телеконвертер, который может быть использован с объективами Canon EOS, в основном, при ручной фокусировке и с электрическим управлением диафрагмой.


Толщина получившегося конвертера S-S0=40 мм, это дает нам кратность M=1,97, что подтверждается сравнением размеров на сделанных фотографиях. Поскольку диаметр диафрагмы остался неизменным, а фокусное расстояние удвоилось, то относительное значение тоже изменилось в два раза. Поскольку диафрагменные числа отличаются на корень квадратный, то при установке конвертера мы теряем две ступени, и объектив с относительным отверстием 1/2,8 превращается в объектив с относительным отверстием 1/5,6.

Без конвертера С конвертером

Вышеприведенные снимки сделаны в JPEG, и с конвертером хорошо заметны хроматические аберрации. Если взять файл в сыром формате и конвертировать его в программе UFRaw, алгоритм AHD с использованием библиотеки LensFun для коррекции хроматических аберраций, то ситуация заметно улучшится.

Оцените статью