Корректировка платы за отопление: пошаговая инструкция
В январе-феврале 2020 года МУП УИС провело годовую корректировку платы за отопление за период январь – август 2019 г. по многоквартирным домам (далее МКД), где установлены общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии. Корректировка была сделана за 8 месяцев, т.к. с сентября, с начала отопительного периода 2019-2020 гг., жители начали платить за отопление месяц в месяц, т.е. по фактическому потреблению*. Корректировка по домам, жители которых переходили на прямые договоры до начала 2019 года, была сделана только МУП УИС. Корректировка по домам, жители которых переходили на прямые договоры в разные периоды 2019 года, была сделана двумя компаниями: МУП УИС и управляющей компанией, каждой за свой период. В зависимости от того, в какой период сменился исполнитель коммунальных услуг, (т. е. когда жители перешли на прямые договоры), зависит сумма корректировок.
Как происходит корректировка?
При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), начисление за коммунальную услугу отопление происходит исходя из фактического потребления ресурса по показаниям общедомовых теплосчетчиков. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, при оплате равномерно в течение календарного года, корректируется один раз в год исполнителем по формуле:
Pкр.i — размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в МКД, определенный за прошедший год исходя из показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета тепловой энергии (далее-ИПУ) и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в МКД, с использованием которого была произведена коммунальная услуга по отоплению (далее -ОДПУ);
Pпр.i — размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в жилом или нежилом помещении в МКД, определенный исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Рассмотрим на конкретном примере:
С 01.01.2019 г. МУП УИС заключило прямые договоры с потребителями коммунальной услуги по отоплению в жилых или нежилых помещениях МКД по ул. Пушкина. МКД оборудован ОДПУ. То есть, в 2019 году плату за отопление начисляло только МУП УИС. Соответственно, только он проводит годовую корректировку за этот период.
Давайте поэтапно разберем, как она проводится.
Многоэтажный дом по ул. Пушкина, площадью (жилые + нежилые помещения) 4 418,84 кв.м. Площадь вашего дома указана в вашей квитанции. Кроме этого, в своем платежном документе вы видите площадь своей квартиры и площадь нежилых помещений (фото1.1).
Порядок расчета:
Период
Фактическое потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ
Начислено за период январь -август 2019г собственникам жилых и нежилых помещений
Сумма годовой корректировки по МКД
Гкал
руб.
Гкал
Руб
Гкал
Руб.
Январь
181,325
379 389,92
75,230751
157 406,80
106,094249
221 983,12
Февраль
172,286
360 477,44
75,230751
157 406,80
97,055249
203 070,64
Март
107,239
224 378,30
75,230751
157 406,80
32,008249
66 971,50
Апрель
87,617
183 322,80
75,230751
157 406,80
12,386249
25 916,00
Май
46,044
96 338,78
75,230751
157 406,80
-29,186751
-61 068,02
Июнь
0
0
75,230751
157 406,80
-75,230751
-157 406,80
Июль
0
0
75,230751
160 554,46
-75,230751
-160 554,46
Август
0
0
75,230751
160 554,46
-75,230751
-160 554,46
Итого за январь-август
594,511
1 243 907,24
601,846008
1 265 549,72
—21 642,48
Шаг пятый. Далее высчитываем сумму возврата на 1 кв.м площади. Сумма возврата у нас по жилому дому — 21 642,48 руб., площадь жилых и нежилых помещений дома 4 418,84 кв.м. (см. «Дано»)
21 642,48 руб./ 4 418,84 кв.м = 4,897774 руб./ кв.м – эта сумма возврата на 1 кв. м площади.
Шаг шестой. Чтобы узнать сумму возврата на конкретную квартиру, нужно площадь квартиры (она указана в ваших квитанциях (фото 1,1) умножить на сумму возврата на 1 кв.м.
Например, квартира площадью 54, 8 кв.м. получит сумму годовой корректировки: 54,8 кв.м х (-4,897774) руб.= -268,40 руб.
То есть, жителям данной квартиры МУП УИС вернет 268, 40 руб.
В квитанции данную сумму можно увидеть в строке «Отопление» в столбце «Перерасчет». Если ваш дом перешел на прямые договоры, например, в апреле 2019 года, то корректировку проводят две компании – МУП УИС по уже описанной схеме за период с апреля по сентябрь и управляющая компания за свой период (январь-март). Сумма корректировки по МУП УИС прописывается в строке «Отопление» в столбце «Перерасчет», а сумма корректировки со стороны управляющей организации прописана в строке «Отопление корр.УО».
Рассмотрим данный пример расчета суммы корректировки. То есть вариант, если МУП УИС заключило прямые договоры с потребителями с 01.04.2019 года. Соответственно, управляющая компания проводит годовую корректировку за месяцы, когда была исполнителем коммунальной услуги, т.е. за январь, февраль и март, а с апреля по август годовую корректировку проводит МУП УИС.
Потребление тепловой энергии по показаниям ОДПУ
Начислено за период январь-август 2019г собственникам жилых и нежилых помещений
Сумма годовой корректировки по МКД
Сумма годовой корректировки по МКД
Итого за январь-август
Принцип расчета и исходные данные аналогичен предыдущему примеру. Все исходные данные можно получить из квитанций, которые вам предоставляли, либо получить в управляющей организации или в МУП УИС.
Шаг первый. Для начала определим, сколько жители дома остались должны управляющей компании, которая выставляла счета с января по март. Для этого смотрим, сколько дом потребил тепловой энергии в январе, феврале и марте. Из таблицы №2 видим, что в январе дом потребил тепловой энергии на сумму 946 103,17 руб., в феврале – на сумму 944 015,03 руб., марте – 723 720,9 руб. Данные суммы рассчитываются по той же формуле, что и в первом примере (т.е. 452,179 Гкал (реальное потребление дома в январе) х 2092, 32 руб.(стоимость 1 Гкал) = 946 103,17 руб.
То есть, с января по март дом фактически потребил тепловой энергии на сумму
2 613 839,10 руб.
Шаг второй. Далее смотрим, сколько дом фактически потребил тепловой энергии с апреля по август, когда исполнителем коммунальной услуги было МУП УИС. Из таблицы №2 видим, что за эти месяцы дом фактически потребил тепловой энергии на сумму 717 238, 93 руб. (в апреле – на сумму 500692,18 руб., в мае — 216546,75 руб., в июне, июле и августе тепло в дом не поступало).
Шаг третий.
В столбце «Начислено за период январь-август» в таблице №2 дано, какие суммы выставлялись собственникам дома управляющей компанией с января по март и МУП УИС с апреля по август. Напоминаем, что до начала отопительного периода 2019-2020 годов (до сентября 2019 года) расчет шел по 1/12, т.е. общее потребление тепла в доме в течение 2018 года разделили на 12 месяцев и выставляли равными долями.
Таким образом, управляющая компания за январь-март получила от собственников
1 284 437, 37 руб. (по 428 145,79 руб. за каждый месяц).
МУП УИС получило — 2 157 852, 17 руб. (по 428 145,79 руб. с апреля по июнь и по
436 707,40 руб. за июль и август, т.к. с 1 июля 2019 г. была индексация тарифа, стоимость 1 Гкал стала 2 134,16 руб.)
Шаг четвертый. Мы выяснили, что за январь-март управляющая компания получила от собственников помещений в доме 1 284 437, 37 руб. При этом фактический расход тепловой энергии за эти месяцы был на сумму 2 613 839,10 руб.
2 613 839,10 – 1 284 437, 37 = 1 329 401, 75руб.
Т.е. собственники остались должны управляющей компании за тепловую энергию
1 329 401, 75 руб.
По МУП УИС ситуация другая. Было выставлено 2 157 852, 17 руб., при этом фактический расход тепловой энергии был на сумму 717 239 руб. Т.е. МУП УИС осталось должно жителям 1 440 613, 25 руб.
Шаг пятый. Получается, что жители должны доплатить 1 329 401, 75 руб. управляющей компании, при этом МУП УИС им должно вернуть 1 440 613, 25 руб.
1 440 613, 25 — 1 329 401, 75 = 111 211, 50 руб.
Итого: 111 211, 50 руб. должно вернуть МУП УИС жителям дома.
Шаг шестой. Высчитываем сумму возврата на 1 кв.м: 111 211, 50 руб. (общая сумма возврата) / 15 009,7 кв.м (площадь дома) = 7, 409 руб./кв.м.
Шаг седьмой. Осталось площадь конкретной квартиры умножить на 7,409 руб./кв.м. Например, по квартире площадью 54,8 кв.м. суммарный возврат по плате за отопление составит: 54,8 кв.м х на 7,409 = 406,03 руб. Т. е. жителям этой квартиры в январе 2020 года МУП УИС вернет 406,03 руб.
Если у Вас остались вопросы, их можно направить на электронный адрес kc@mup-uis.ru, задать по многоканальному телефону 8-800-250-52-80 (звонок бесплатный с мобильного и с городского телефона), либо по WhatsApp: +7-917-360-05-10 (не предназначен для звонков). Служба сбыта МУП УИС находится по адресу: Уфа, улица 50 лет Октября, дом 15 (вход со стороны Бульвара Ибрагимова). Время работы: понедельник-пятница: 8:30 – 21:00; суббота: 10:15 – 19:00; воскресенье: выходной.
*В связи с вступление в действие Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2019 года №596 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан», с начала отопительного сезона 2019-2020гг. изменен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению с равномерного в течение года (1/12) на оплату в отопительный период (1/8).
Статьи
Корректировка размера платы за отопление при смене исполнителя. Продолжение.
Не так давно нами рассматривалась тема проведения корректировки размера платы за отопление в первом квартале года, следующего за завершившимся расчетным календарным годом, в котором оплата за отопление вносилась равномерно в течение всего года, в той ситуации, когда в истекшем году произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. Статью можно прочитать здесь .
Ввиду того, что прямо такая ситуация Правилами №354 не урегулирована, а данные Минстроем России в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04 разъяснения не всеми судами были приняты во внимание и положены в основу выводов о том, какое же лицо должно проводить соответствующую корректировку, в упомянутой выше статье мы привели примеры появившейся судебной практики.
Кратко отметим, что из тех примеров следует, что поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу отопления за часть календарного года и поскольку обязанность провести корректировку Правилами №354 возложена именно на действующего на момент проведения корректировки исполнителя коммунальной услуги по отоплению, суды признали таким лицом ту организацию, которая являлась исполнителем на дату проведения корректировки (в 1 квартале года, следующего за расчетным), а именно РСО, ставшую в связи с переходом на прямые договоры исполнителем коммунальной услуги в прошедшем расчетном году, предшествующем году проведения корректировки.
Справедливости ради необходимо признать, что имеется и противоположная судебная практика, свидетельствующая о том, что суды разделяют мнение Минстроя России и основываясь на нем (несмотря на то, что оно изложено в письме и не носит обязательного нормативного характера) признают управляющую организацию лицом, обязанным произвести корректировку размера платы за отопление за часть календарного года, в течение которого она имела статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, не принимая во внимание тот факт, что прямо такая обязанность на законодательном уровне за УО не закреплена и не принимая во внимание то, что по Правилам №354 корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в первом квартале наступившего за расчетным года (не в иной период) исполнителем коммунальной услуги (а не бывшим ее исполнителем).
В качестве примера такой практики можно привести Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2021 г. по делу №8Г-20098/2020[88-297/2021-(88-19356/2020)], из которого следует, что суд согласился с мнением городского и областного суда о правомерности требований ГЖИ о возложении на управляющую организацию обязанности исполнить выданное ей предписание, которое она не исполнила в добровольном порядке, а именно возложить на управляющую организацию обязанность устранить нарушения действующего законодательства в части корректировки платы за тепловую энергию по всему жилому фонду, находящемуся у нее в управлении, а также осуществить фактический возврат средств на сумму корректировки за период январь-сентябрь 2019 г, в связи с утратой статуса исполнителя коммунальной услуги по отоплению в связи с расторжением договора поставки с РСО.
Делая вывод о том, что поскольку в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению, управляющая организация должна была произвести корректировку размера платы за отопление за расчетные периоды предоставления ею этой коммунальной услуги (по окончании предоставления УО коммунальной услуги по отоплению), суд в данном деле опирается исключительно на разъяснения Минстроя России, приведенные в Письме от 27.06.2019 N 23665-ОГ/04.
Почему именно сейчас мы решили об этом написать? Потому что идет первый квартал 2021 года, потому что на уровне Правил №354 ситуация с корректировкой размера платы за отопление при смене исполнителя коммунальной услуги в течение прошедшего расчетного года так и не урегулирована, а также для того, чтобы у УО было объективное представление о наличии разной (противоположной) судебной практики по вопросу определения лица, обязанного провести корректировку размера платы за отопление при изменении исполнителя этой коммунальной услуги.
В завершение, как обещали в предыдущей статье, приведем пример из судебной практики, когда апелляционный суд признал законным предписание ГЖИ, выданное управляющей организации о необходимости произвести корректировку размера платы за отопление (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 N 08АП-213/2020 по делу N А46-16535/2019).
При вынесении названного постановления суд руководствовался тем, что в течение всего прошедшего календарного 2018 года именно управляющая организация была исполнителем коммунальной услуги по отоплению, смена исполнителя произошла только с 01 января 2019 года в связи с принятием собственниками помещений решения о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией и расторжением с 31.12.18 договора теплоснабжения между УО и РСО.
Т.е., по мнению суда, поскольку исполнителем коммунальной услуги по отоплению в течение полного календарного года была управляющая организация, именно она должна произвести корректировку размера платы за отопление за прошедший расчетный год (за период осуществления ею функции исполнителя), несмотря на то, что на момент проведения корректировки УО уже таким исполнителем не являлась.
Поскольку суд при рассмотрении дела и вынесении решения должен учитывать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения конкретного дела, то возможно, в приведенном примере на содержание вынесенного постановления повлияло то обстоятельство, что управляющая организация, утратив статус исполнителя коммунальной услуги по отоплению, стала выполнять функции агента РСО по начислению платы за коммунальную услугу теплоснабжения (отопление и ГВС). С учетом данного факта суд пришел к выводу, что именно управляющая организация как лицо, которое «в действительности как до 01.01.2019, так и с 01.01.2019 производило начисление платы за теплоснабжение», обязана провести корректировку размера платы за отопление за 2018 год, а поскольку РСО в 2018 году коммунальную услугу отопления потребителям не предоставляла, она (ресурсоснабжающая организация) «не имела правовых оснований для начисления корректировки платы за коммунальную услугу за 2018 год» в январе 2019 года.
Вот такая практика. Будем следить, по какому пути она пойдет дальше.
Напоминаем, что компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе и заявка тут .