Корректировка за водоснабжение по тарифу что это

Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»

В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО « Юрэнерго» Татьяна Исаева.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 « О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.

Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 « Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию ( захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:

  • Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ( далее – Основы ценообразования);
  • Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
  • Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на воду: основы ценнобразования

Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.

1) в сфере холодного водоснабжения:

  • тариф на питьевую воду ( питьевое водоснабжение);
    тариф на техническую воду;
  • тариф на транспортировку воды;
  • тариф на подвоз воды;
  • тариф на подключение;

2) в сфере горячего водоснабжения:

  • тариф на горячую воду ( горячее водоснабжение);
  • тариф на транспортировку горячей воды;
  • тариф на подключение;

3) в сфере водоотведения:

  • тариф на водоотведение;
  • тариф на транспортировку сточных вод;
  • тариф на подключение.

Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов ( метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:

  • метод доходности инвестированного капитала;
  • метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.

Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:

1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и ( или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность ( в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);

2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования ( утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);

3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;

4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;

5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;

Читайте также:  Водоснабжение установления регулируемых тарифов

6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и ( или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.

Дифференциация тарифов на воду

Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного ( горячего) водоснабжения;

2) объемы потребления воды абонентами;

3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.

В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;

2) категории сточных вод:

  • жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов ( ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
  • сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения ( сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
  • сточные воды, отводимые иными абонентами.

При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.

Тарифы на воду: вводится понятие « Недополученные доходы»

Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие « Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и ( или) принятых сточных вод.

Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные « Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.

Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.

Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.

Перерасчет по счетчикам воды, если не передавались показания

В данной статье рассмотрим вопрос о том, насколько возможно получить перерасчет размера платы по счетчикам воды, если потребитель не передавал показания, а также насколько законным является отказ в таком перерасчете.

Прежде всего, следует отметить, что имея индивидуальный прибор учета (счетчик) водоснабжения в квартире, не у всех и не всегда получается передать его показания в установленный срок для расчета размера платы за определенный расчетный период (месяц).

Читайте также:  Как провести расчет по трубам отопления

Плата при непредоставлении показаний индивидуального прибора учета (счетчика) на воду начисляется следующим образом:

→ в течение 3 месяцев (расчетных периодов) – исходя из среднемесячных показаний такого прибора учета (которые определяются за предыдущие 6 месяцев),

→ а затем, если показания так и не были переданы потребителем, — исходя из норматива потребления, установленного на водоснабжение, и количества проживающих в квартире (жилом доме).

Такой порядок расчета предусмотрен пп. б) пункта 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила).

Проходит время, и потребитель по истечении, например, 4 месяцев решает передать фактические показания индивидуального счетчика. Исполнитель принимает данные показания, начинает производить расчет размера платы по фактическим показаниям прибора учета.

Возникает вопрос: может ли потребитель получить перерасчет размера платы за водоснабжение за период, в котором не передавались показания индивидуального счетчика, а расчет размера платы производился не фактическому потреблению, а по среднемесячным показаниям и нормативу потребления?

Да, получить перерасчет размера платы за этот период возможно согласно следующим положениям Правил:

Согласно пп. к(1)) пункта 33 Правил потребитель не обязан, а имеет право при наличии индивидуального прибора учета (счетчика) ежемесячно снимать и передавать его показания исполнителю не позднее 25 числа текущего месяца.

В пп. ж) пункта 31 Правил указано, что исполнитель обязан принимать от потребителя показания индивидуального прибора учета (счетчика), а также проводить проверки состояния прибора учета и достоверности переданных потребителем показаний.

Расчет размера платы за водоснабжение при непредоставлении показаний счетчика должен производиться в порядке, указанном в п.59 и 60 Правил, и исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за водоснабжение, если при проведении проверки состояния прибора учета (которая выявит, что счетчик исправен, пломбы на нем не повреждены), а также достоверности переданных потребителем данных о его показаниях выявится расхождение между фактически потребленном объемом водоснабжения и объемом, который был предъявлен потребителю для оплаты – это предусмотрено пунктом 61 Правил.

Причем, речь идет не только о счислении платы, если фактически потребленный объем водоснабжения окажется меньше начисленного (излишне уплаченные суммы подлежат зачету в будущих периодах), но и о доначислении платы, если выявится, что потребитель израсходовал водоснабжения больше, чем было ему предъявлено для оплаты по среднемесячным показаниям и нормативу.

Перерасчет размера платы производится исходя из показаний проверяемого прибора учета, а разница в объеме водоснабжения считается потребленной за тот расчетный период, в котором проводится проверка счетчика и достоверность его показаний, если, конечно, потребителем не будет доказано иное.

Что касается перерасчета размера платы за водоснабжение при непредоставлении показаний счетчиков, то необходимо рассмотреть 2 случая:

Первый случай: перерасчет размера платы если потребитель самостоятельно определяет, что за тот период, когда им не передавались показания по счетчику, объем водоснабжения, который был предъявлен к оплате, больше, чем объем водоснабжения, потребленный по счетчику. Например, в квартире постоянно зарегистрировано 2 человека, объем холодного водоснабжения, начисленного по среднемесячным показаниям и по нормативу, составил 26 м3, а согласно показаниям счетчика, фактическое потребление холодной воды за тот же период составило 12 м3. Разница составляет 14 м3 — переплата.

Второй случай: перерасчет размера платы, если начисленный объем водоснабжения меньше того, который был предъявлен к оплате за период непредоставления показаний. Например, в квартире постоянно зарегистрирован 1 человек, объем холодного водоснабжения, начисленного по среднемесячным показаниям и по нормативу, составил 12 м3, а согласно показаниям счетчика, фактическое потребление холодной воды за тот же период составило 22 м3. Разница составляет 10 м3 — недоплата.

Читайте также:  Все виды материала труб для отопления

И в том, и в другом случаях перерасчет размера платы должен быть сделан. Это предусмотрено положениями Правил, данная позиция поддержана в Определении ВС РФ от 26.08.2019 №302-ЭС 19-14339 по делу №А 33-27839/2018, в котором исполнитель оспаривал предписание надзорного органа, в котором было указано и необходимости произвести перерасчет размера платы потребителю в соответствии с фактическими показаниями счетчика. Суд встал на сторону надзорного органа и не отменил предписание, обязывающее исполнителя произвести перерасчет размера платы потребителю в соответствии с фактическим потреблением. Также разъяснение по данному вопросу давал Минстрой РФ в письме от 10 февраля 2017 г. № 4070-АТ/04.

Если рассматривать первый случай перерасчета (когда начисленный объем водоснабжения превышает фактическое потребление, образуется переплата со стороны потребителя), то обнаружив разницу в начисленной плате и фактическим потреблением за период, когда показания не предоставлялись, потребитель может обратиться к исполнителю для проведения перерасчета платы.

Важно отметить, что перерасчет платы можно потребовать после проведения проверки состояния прибора учета и его показаний исполнителем, по результатам которой составляется акт, где, собственно, и фиксируются фактические показания счетчика на момент проверки.

Согласно пунктам 82-84 Правил исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях счетчиков и проверки состояния счетчиков.

Если исполнитель не проводит проверку прибора учета и его показаний, потребитель может инициировать проверку состояния своего счетчика самостоятельно, направив соответствующее обращение (заявление) исполнителю. Согласно п. е(2)) Правил такая проверка должна быть проведена исполнителем в срок не превышающий 10 рабочих дней с момента обращения потребителя.

По факту проведения проверки состояния прибора учета и его показаний исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы в соответствии с показаниями счетчика.

Отказ в проведении такого перерасчета является незаконным, и потребитель вправе направить в этом случае обращение (заявление) в надзорные органы – жилищную инспекцию для проведения проверки по факту отказа в перерасчете размера платы.

Если рассматривать второй случай перерасчета (когда начисленный объем водоснабжения меньше фактического потребления, образуется недоплата со стороны потребителя), то потребители не спешат обращаться к исполнителю, а в большинстве случаев, все также не передают показания по счетчику, оплачивая норматив потребления.

Но данные действия потребителя не являются выходом, чтобы уменьшить плату. Исполнитель имеет право самостоятельно инициировать проверку состояния прибора учета и его показаний. А согласно пункту 84 Правил исполнитель обязан это сделать, если потребителем не передаются показания в течение 6 месяцев подряд.

Таким образом, выявив недоплату по фактическому потреблению исполнитель все также вправе сделать перерасчет размера платы и доначислить неоплаченный объем водоснабжения. Кроме того, необходимо учитывать следующее, что при увеличении тарифа на водоснабжение, которое, как правило, производится ежегодно, сумма, доначисленная к оплате, может оказаться выше, чем если бы фактически потребленный объем был начислен в тот расчетный период, в который он был потреблен.

Именно поэтому, для самого потребителя важно своевременно передавать показания индивидуального счетчика исполнителю для начисления платы за тот расчетный период, в котором потреблялось водоснабжение, к тому же на сегодняшний день исполнители, в большинстве случаев, предоставляют различные способы передачи показаний индивидуальных приборов учета, в том числе удаленно, – телефон, Интернет или иные способы, и проблем с передачей показаний не должно возникать у потребителя.

Оцените статью