Срок полезного использования водогрейный котел центрального отопления
Необходимо ли изменить срок полезного использования основного средства и перевести его из одной амортизационной группы в другую в связи с вводом в действие нового Классификатора основных фондов и внесением изменений в Классификацию основных средств? Ответ на этот вопрос – в статье.
С 2017 года Классификация основных средств[1] обновлена в связи с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640, которые связаны с вступлением в силу ОК 013-2014[2].
Государственным учреждением здравоохранения в 2016 году были приобретены и поставлены на учет в составе основных средств котлы теплофикационные водогрейные, которым в соответствии с ОК 013-94[3] присвоен код 14 2813120. Указанные объекты отнесены к шестой амортизационной группе.
Необходимо ли изменить срок полезного использования основного средства и перевести его из одной амортизационной группы в другую в связи с вводом в действие ОК 013-2014 и внесением изменений в Классификацию основных средств?
Согласно п. 44 Инструкции № 157н[4] сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен, то есть в запланированных целях.
Срок полезного использования основных средств должен определяться на основании норм законодательства РФ, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в частности, исходя из положений Классификации основных средств.
Имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.
- Исправление ошибочных записей по отражению основных средств
- О переходе на новую редакцию ОКОФ
- Об увеличении балансовой стоимости помещения, о бухучете пожарных систем (систем видеонаблюдения) и разукомплектации ОС в организациях государственного сектора
- Учет фото- и киноаппаратуры
- Новые классификаторы основных средств: ОКОФ и амортизационные группы
Срок полезного использования определяется учреждением самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию.
После даты ввода объекта в эксплуатацию срок его полезного использования пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов в случае, проведения достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации такого объекта. Следует отметить, что увеличение срока полезного использования объекта возможно только при условии, что в результате проведенных мероприятий изменились (улучшились) первоначально принятые нормативные показатели функционирования такого объекта (п. 44 Инструкции № 157н).
Обратите внимание:
Иных случаев изменения срока полезного использования объекта основных средств, ранее введенного в эксплуатацию, а также перевод объекта из одной амортизационной группы в другую законодательство РФ не предусматривает.
В соответствии с ранее действовавшей Классификацией основных средств котлы паровые, кроме котлов (бойлеров) для центрального отопления (код 14 2813000 ОКОФ), относились к шестой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).
Согласно положениям Приказа Росстандарта от 21.04.2016 № 458[5] позиции кода 14 2813000 ОК 013-94 «Котлы теплофикационные водогрейные» соответствует позиция «Котлы пароводогрейные», которым присвоен код 330.25.30.11.120 ОК 013-2014 (группа 330.02.30 «Котлы паровые, кроме водогрейных котлов центрального отопления»).
В соответствии с измененной Классификацией основных средств котлы паровые, кроме водогрейных котлов центрального отопления (котлы отопительные, водонагреватели и вспомогательное оборудование к ним) (код 330.25.30 ОК 013-94), относятся к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
Следовательно, котлы отопительные, водонагреватели и вспомогательное оборудование, закупленные и введенные в эксплуатацию в 2017 году, следует относить к шестой амортизационной группе.
Таким образом, в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, при начислении амортизации применяется срок полезного использования, определенный при вводе объекта в эксплуатацию.
Изменения срока полезного использования объектов основных средств в связи с внесением поправок в законодательство, в том числе перевод объекта из одной амортизационной группы в другую, Инструкция № 157н не предусматривает.
По объектам основных, которые учреждение вводит в эксплуатацию с 01.01.2017, необходимо устанавливать новые сроки службы, для эксплуатируемых с 2016 года объектов сроки их использования остаются прежними. Поэтому учреждению не нужно пересчитывать норму амортизации, если по измененной Классификации основных средств объект оказался в другой амортизационной группе и у него изменился срок полезного использования.
[1] Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
[2] ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) (ред. от 28.09.2016).
[3] ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.
[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[5] «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 4
Не секрет, что котельные есть на балансе многих предприятий ЖКХ, которые, вероятно, уже сталкивались с вопросами учета и налогообложения данного имущества. Сложность в том, что котельная включает в себя не только здание как объект недвижимости, но и размещенное в нем оборудование. О том, как совместить эти две составляющие в учете и налогообложении, в частности, при исчислении налога на имущество, читатель узнает из представленной статьи.
Здание, в котором находится оборудование, является одним из тех объектов, перемещение которого невозможно без нанесения несоразмерного ущерба его назначению, то есть недвижимостью, права на которую подлежат государственной регистрации (ст. 1 Закона N 122-ФЗ ). Данное утверждение справедливо по отношению к капитальным постройкам и зданиям, то есть к стационарным котельным, которые в основном эксплуатируют предприятия ЖКХ. Блочно-модульные и транспортабельные котельные, незаменимые при аварийных отключениях теплоснабжения, не являются недвижимым имуществом с позиции Закона N 122-ФЗ. То же самое можно сказать об оборудовании котельной, которое монтируется внутри помещения и не включает тепловые сети. Монтаж и демонтаж оборудования котельной специалистами возможны без ущерба для данного имущества, поэтому оно не нуждается в отдельной государственной регистрации. В то же время для оборудования существуют другие обязательные требования, на которых мы остановимся ниже.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Поскольку порядок принятия к учету объекта недвижимости зависит от того, приобретается он по договору купли-продажи или возводится организацией самостоятельно (с привлечением подрядчиков), рассмотрим эти ситуации последовательно.
Приобретая котельную по договору купли-продажи, покупатель отражает в учете затраты на ее приобретение в составе вложений во внеоборотные активы (счет 08). Следующая операция по переводу имущества в состав объектов ОС (Дебет 01 Кредит 08) вызывает у налогоплательщиков и проверяющих разногласия, связанные с государственной регистрацией недвижимости. Причина в том, что финансовое ведомство в своих ранних разъяснениях указывало, что факт государственной регистрации прав на недвижимое имущество является основанием для перевода его покупателем в состав ОС , и отдельные суды придерживались такой же позиции (Постановление ФАС УО от 21.01.2008 N Ф09-11263/07-С3). При этом чиновники считали, что налогоплательщик не должен уклоняться от госрегистрации. Если новый владелец не спешит с регистрацией, что совсем не в его интересах, то это обстоятельство не дает право не уплачивать налог на имущество (Определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 758/08).
Письмо Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 доведено Письмом ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/104@, при этом правомерность разъяснения подтверждена Решением ВАС РФ от 17.10.2007 N 8464/07.
Организация может не уклоняться, но при этом существенно задержать регистрацию права собственности и постановку объекта недвижимости на учет, что, конечно, выгодно с позиции расчета налога на имущество. В последних разъяснениях чиновники высказали несколько иное мнение. Так, например, в Письме от 03.03.2009 N 03-05-05-01/15 Минфин допускает отражение объектов недвижимости в составе основных средств, если по ним закончены капвложения, оформлена «первичка» по приемке-передаче, соответствующие документы переданы на госрегистрацию, а сам объект фактически эксплуатируется. Четкой позиции финансовое ведомство не излагает, поэтому обратимся к арбитражной практике, в которой отправной точкой является обязанность по исчислению налога на имущество, зависящая от бухгалтерского учета объектов.
Судебные инстанции отмечают, что ни ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ни Указания по учету ОС не содержат как требований о государственной регистрации прав, так и понятия «ввод в эксплуатацию» объектов ОС. Более того, ранее в п. 4 ПБУ 6/01 среди условий принятия объекта к учету в составе ОС значилось фактическое использование в предпринимательской деятельности, а сейчас — лишь целевое предназначение для такой деятельности. Согласитесь, вопрос о включении имущества в состав налогооблагаемых объектов не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества, на что и указывают арбитры.
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
В Постановлении ФАС ВВО от 12.05.2008 N А43-21471/2007-6-749 сказано, что организация обязана включить в расчет налога на имущество стоимость переданных ей зданий котельных с момента подписания актов приема-передачи данного имущества, а не с даты государственной регистрации перехода права собственности на эти объекты. Уже с момента передачи они обладали всеми признаками ОС, установленными в п. 4 ПБУ 6/01, в том числе использовались обществом в его хозяйственной деятельности. Поэтому у организации нет оснований задерживать перевод принятого и эксплуатируемого имущества со счета вложений во внеоборотные активы на счет учета ОС, облагаемых налогом на имущество. С позицией арбитражного суда согласилась коллегия ВАС РФ — Определением от 19.09.2008 N 11258/08 она отказала в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
В Постановлении ФАС СКО от 08.10.2007 N Ф08-6588/2007-2440А также рассматривался вопрос учета и налогообложения здания котельной, которое организация вместе с другими объектами недвижимости получила на основании соглашения об отступном. Указанное имущество общество учитывало на счете 08, а на счет 01 это имущество было поставлено в день государственной регистрации права собственности. По мнению арбитров, законодательством не установлено такое условие для отражения имущества в учете в качестве ОС, как наличие государственной регистрации права собственности на введенное в эксплуатацию и фактически используемое имущество. Обязанность учитывать стоимость имущества при исчислении налога возникает с момента подписания акта приема-передачи и фактического получения имущества, а не в момент подачи документов на госрегистрацию. Как и в предыдущем случае, налогоплательщику не удалось добиться пересмотра дела (Определение ВАС РФ от 28.04.2008 N 16599/07). А это подтверждает постулат о том, что факт регистрации права на недвижимость не является определяющим в учете имущества в составе объектов ОС. Обязанность по начислению налога на имущество возникает с момента использования объекта в предпринимательской деятельности. Оформление акта приема-передачи позднее фактической передачи имущества не может являться основанием для освобождения от налогообложения (Постановление ФАС ВВО от 31.12.2008 N А82-13787/2007-27).
Итак, если опираться на судебные решения, то принятая и фактически эксплуатируемая котельная ставится на учет как объект ОС до завершения государственной регистрации . Предположим, что организации отказано в регистрации (по зависящим или не зависящим от нее причинам). Каковы в таком случае действия организации и бухгалтера? Согласно п. 5 ст. 2 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа (Росрегистрации) от госрегистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если до регистрации покупатель не пользуется имуществом и оно простаивает у продавца, то тогда его следует отражать в составе объектов ОС с даты госрегистрации и ввода в эксплуатацию у покупателя.
Если организация оспаривает решение данного органа, бухгалтеру за то время, пока идет судебное разбирательство, нет необходимости менять порядок учета здания котельной, отраженного в составе ОС. Действительно, в процессе регистрации, отказа и обжалования решения регистрирующего органа принятая по акту приема-передачи котельная продолжает находиться в распоряжении организации и используется в ее деятельности, то есть приносит экономические выгоды (доход). В связи с этим, пока идет суд, бухгалтеру не следует спешить со списанием принятой на баланс котельной, к тому же все операции должны оформляться первичными документами, а в данном случае отказ органа в регистрации (если организация решила его обжаловать) не является окончательным документом, на основании которого объект сменил собственника. До завершения разбирательства в этой роли фактически остается покупатель, использующий переданное ему имущество как объект ОС и правомерно начисляющий по нему амортизацию (и уплачивающий налог на имущество).
Допустим худший вариант — заключенный договор купли-продажи признан судом недействительным. Это означает, что каждая из сторон сделки обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке (п. 2 ст. 167 ГК РФ). Организация, которая не смогла зарегистрировать право собственности, возвращает имущество продавцу, который, в свою очередь, обязан вернуть полученные денежные средства. В бухгалтерском учете выбывающее имущество списывается с учета (п. 29 ПБУ 6/01), при этом суммы недоначисленной амортизации (остаточная стоимость) включаются в состав прочих расходов (Дебет 91-2 Кредит 01). В составе прочих доходов отражаются возвращенные продавцом средства (Дебет 51 Кредит 91-1). В принципе можно было бы вместо прочих расходов и доходов использовать счет учета расчетов (Дебет 76 Кредит 01, Дебет 51 Кредит 76). Проблема в том, что часть стоимости ОС за период с момента приема-передачи до признания договора недействительным была самортизирована, поэтому счет расчетов в оценке ОС в учете и договоре может не сойтись. Методология учета, прописанная в Инструкции по применению Плана счетов, говорит в пользу первого варианта (применение счета учета прочих доходов и расходов). Заметим, если до регистрации здание котельной учитывалось бы в составе вложений во внеоборотные активы, то в случае отказа в регистрации и признания договора недействительным бухгалтер мог бы списать на счет учета расчетов внеоборотный актив, который не амортизировался, и его учетная оценка могла бы совпасть с оценкой, по которой производились расчеты с продавцом.
И еще: на практике по договору купли-продажи организация может приобрести недостроенный объект недвижимости, который предполагается в будущем использовать в качестве котельной. Такие объекты незавершенного капитального строительства учитываются в составе капитальных вложений и до перевода их в состав ОС не могут рассматриваться как объект обложения налогом на имущество (Постановление ФАС МО от 24.12.2008 N КА-А41/12033-08). Но рано или поздно объект будет достроен. В какой момент после этого он станет основным средством, подлежащим налогообложению?
При строительстве котельной собственными силами организации предстоит пройти весь путь: начиная с работ по проектированию, комплектации и заканчивая монтажом и наладкой котельной. В результате проведения указанных работ создается инвестиционный объект, в связи с чем расходы на их выполнение не могут быть отнесены на текущие затраты, а должны учитываться в составе капитальных вложений (Постановление ФАС СЗО от 29.06.2007 N А56-10135/2006). Все подготовительные и строительные работы будут формировать фактическую стоимость объекта путем аккумулирования в составе вложений во внеоборотные активы. В таком же порядке отражаются объекты, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию (п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Чтобы построенный объект принять к учету как ОС, организации нужно ввести его в эксплуатацию. А это возможно только при наличии соответствующего разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства. Именно разрешение является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства (ст. 55 ГрК РФ). Выдача разрешений находится в компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 8 ГрК РФ, п. 26 ст. 16 Закона о принципах организации местного самоуправления ).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Такими же полномочиями они были ранее наделены в части выдачи актов о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, которые поименованы в СНиП 3.01.04-87 . Акты подписывались и утверждались решением органов, назначивших приемочную комиссию, при этом объект считался принятым только после того, как акт был утвержден уполномоченным органом (п. п. 4.27, 4.28 СНиП 3.01.04-87). В период действия данных положений (до введения Градостроительного кодекса) обязанность поставить законченный строительством объект (здание котельной) на учет в качестве ОС и, соответственно, уплачивать налог на имущество возникала с момента утверждения актов органом местного самоуправления, а не с момента подписания, как считали иногда налоговики (см. Постановление ФАС ВВО от 12.05.2008 N А43-21471/2007-6-749). Сегодня взамен акта государственной приемочной комиссии организации нужно получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что, по мнению автора, не меняет главного — порядка постановки объекта на учет и начисления налога. Это можно сделать с момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию, не дожидаясь, когда за организацией, инвестировавшей средства в строительство объекта недвижимости, будет зарегистрировано право собственности.
СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утв. Постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 N 84.
Чтобы включить построенную котельную в состав ОС, все работы на объекте должны быть завершены и подсоединены все необходимые системы жизнеобеспечения. Пока налоговый орган не представит доказательств завершения строительства такого объекта (окончания капитальных вложений, оформления документов по приемке-передаче объекта, введения его надлежащим образом в эксплуатацию и пр.), его претензии по учету объекта в составе ОС и начислению налога на имущество необоснованны (Постановление ФАС УО от 11.10.2007 N Ф09-8293/07-С3). Надо признать, что строительство котельной порой обходится дороже, чем реконструкция имеющейся, поэтому иногда организации приобретают котельную б/у и по мере необходимости проводят ее дооборудование и переоборудование.
Необходимость проведения реконструкции может возникнуть как в отношении находящейся в эксплуатации котельной, так и в части простаивающего объекта, приобретенного по договору купли-продажи. В первом случае при частичной реконструкции объекта, учитываемого в составе ОС (без полной остановки либо полного прекращения его использования), начисление амортизации по нему не приостанавливается (точно так же продолжается уплата налога на имущество). Кроме того, ПБУ 6/01 не предусмотрено выделение части объекта, подлежащей реконструкции, в отдельный инвентарный объект. Соответствующие рекомендации содержатся в Письме Минфина России от 29.01.2009 N 07-02-18/01. Если котельная подвергается значительной реконструкции (например, в переоборудовании с одного источника энергии на другой), то бухгалтер также может продолжать начислять амортизацию, при условии что срок восстановления объекта не превысит года (п. 23 ПБУ 6/01).
Такой подход существенно упрощает работу бухгалтера, поскольку амортизация начисляется в прежнем порядке до того момента, пока не закончится реконструкция. После этого придется увеличить стоимость ОС и, возможно, срок полезного использования, если эксплуатационные характеристики котельной улучшились.
В случае если котельная приобретается по договору купли-продажи, после чего сразу производится ее реконструкция, то до ее завершения у организации нет оснований включать котельную в состав объектов ОС (даже если договор купли-продажи прошел госрегистрацию). Определяющим для учета объектов ОС является приведение объекта в пригодное для эксплуатации состояние, что происходит уже после реконструкции котельной.
Главный вопрос учета оборудования котельной состоит в том, нужно ли его отражать в стоимости всего комплекса котельной как объекта ОС или можно выделить в отдельный инвентарный объект. На этот счет есть два мнения.
С одной стороны, оборудование котельной является неотъемлемой частью самого объекта недвижимости, так как не может отдельно исполнять свои функции в отрыве от помещения. В пользу этого говорит Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 , в котором, в частности, сказано, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании). Таким образом, на балансе имущество котельной (объект недвижимости, инженерные коммуникации, технологическое оборудование, инвентарь и измерительные приборы) может учитываться в составе единого комплекса.
Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
В пользу учета и использования здания и оборудования котельной в составе единого объекта можно привести Постановление ФАС СЗО от 14.01.2008 N А56-22455/2006. Оборудование для отопления размещалось в здании, которое находилось в оперативном управлении госучреждения. Оно имело необходимую лицензию и эксплуатировало оборудование для обеспечения теплом свои здания. Технологическое оборудование было продано другой организации, но само здание осталось в оперативном управлении учреждения, которое имело основания ограничить нового собственника оборудования в распоряжении данным имуществом.
Отметим, что учитывать оборудование вместе со зданием в составе единого инвентарного объекта котельной выгодно. В таком случае работы по замене оборудования (если только они не являются модернизацией) будут считаться ремонтом и соответствующие расходы можно списать на финансовый результат отчетного периода. В противовес этому в Постановлении ФАС СЗО от 28.09.2004 N А56-16861/04 налоговики квалифицировали в качестве самостоятельных объектов ОС насос, блок загазованности, насосный агрегат, электродвигатель и заземляющее устройство, приобретенные для ремонта котельной. В рассматриваемом деле организация не приняла комплектующие на учет в качестве ОС, а отразила их стоимость на счете 26 «Общехозяйственные расходы», поскольку они были приобретены с целью ремонта отдельных узлов котельной и могли функционировать только в составе комплекса котельной. На этом основании налогоплательщик посчитал, что срок полезного использования каждого комплектующего не может быть иным, чем срок использования котельной в целом. Суд согласился с этими доводами, а претензии налоговиков по капитализации затрат на ремонт котельной признал необоснованными.
С другой стороны, возможен учет здания и оборудования котельной отдельно, если они имеют существенно отличающиеся сроки полезного использования. Такой порядок допускает п. 6 ПБУ 6/01. Уровень существенности в названном ПБУ не закреплен, поэтому его следует определить самостоятельно в учетной политике. Если срок полезного использования оборудования отличается от периода использования здания котельной свыше этого уровня, то организация вправе учитывать такое имущество как отдельный инвентарный объект. Правомерность данного подхода подтверждается судебными решениями. Как следует из Постановления ФАС ЗСО от 20.01.2009 N Ф04-8218/2008(19023-А46-26), организация не торопилась вводить в эксплуатацию оборудование, считая, что это нужно делать только после того, как смонтированные объекты будут введены в эксплуатацию в составе единого функционирующего комплекса конструктивно сочлененных объектов (технологической линии). Такие действия налоговиками и судом признаны неправомерными ввиду того, что спорное оборудование как самостоятельный объект обладало всеми признаками ОС. При этом не принят во внимание тот факт, что процесс производства не был налажен организацией. Напомним, для объектов ОС необходимым является предназначение, а не использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг).
В учете оборудования и здания котельной как отдельных инвентарных объектов также есть свои преимущества. Например, при замене оборудования на более новое и совершенное бухгалтеру в учете следует отразить замену объекта ОС (выбытие и поступление), а не модернизацию, как если оборудование учитывалось бы в составе всего комплекса котельной. К этому добавим, что стоимость оборудования как отдельного объекта ОС может быть списана скорее, чем если оно амортизировалось бы в составе всей котельной.
Итак, мы привели два варианта отражения в учете оборудования котельной, читателю с учетом конкретных обстоятельств нужно выбрать один из них. Кроме этого, следует знать ряд требований, предъявляемых к оборудованию котельной.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). В настоящий момент действует Административный регламент по регистрации опасных производственных объектов . Он распространяется на объекты, к которым относятся предприятие или его цех, участок, площадка, а также иные объекты, на которых:
- получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные) вещества;
- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Утвержден Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606.
Под последний признак опасного объекта подпадает котельная (группа котельных), работающая на теплосеть города и иного поселения. Границами опасного производственного объекта являются границы территории, обслуживаемой теплоэнергетической организацией жилищно-коммунального хозяйства. Наличие газа во внутренних системах газоснабжения котельной идентифицируется отдельно по признаку наличия воспламеняющихся веществ в составе опасного производственного объекта, которым является система теплоснабжения, обслуживаемая организацией ЖКХ . Таким образом, технологическое оборудование может определять котельную как опасный производственный объект сразу по двум признакам: опасности по котлам и опасности по газовому оборудованию. В отношении опасных объектов регламент предусматривает:
- учет объекта с присвоением номера в реестре опасных производственных объектов;
- выдачу регистрирующим органом утвержденной карты учета опасного объекта и свидетельства о регистрации опасного объекта эксплуатирующей его организации.
Письмо Госгортехнадзора России от 04.09.2000 N 03-35/342, Госстроя России от 07.09.2000 N ЛЧ-3918/12 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».
После того как котельная зарегистрирована в реестре опасных объектов, ее эксплуатация периодически проверяется органами надзора. Инспекторы могут прийти с проверкой на любые предприятия, которые имеют подконтрольные объекты: электроустановки, теплоустановки, опасные производственные объекты и т.д.
Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов подлежит обязательному лицензированию в силу пп. 28 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Соответствующее Положение о лицензировании, содержащее порядок получения лицензии и лицензионные требования, утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599. Лицензирующим органом является Ростехнадзор.
Не секрет, что многие котельные в качестве энергоресурса используют голубое топливо. В таком случае следует учитывать нормы Правил поставки газа в РФ , обязательные для всех юридических лиц, участвующих в поставках газа через трубопроводные сети. За подключение объектов к газовым сетям взимается плата газоснабжающим организациям. Для использования газа в качестве топлива его покупатель должен иметь разрешение на подачу газа (п. 4 Правил поставки газа в РФ).
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162.
Обязанность получить названное разрешение обусловлена статусом юридического лица как покупателя газа и не связана с правами на газопотребляющее оборудование (находится оно в собственности или в аренде). Отсутствие у предприятия, эксплуатирующего котельную, соответствующего разрешения на использование газа в качестве топлива лишает его возможности реализовать право на заключение договора поставки газа с газоснабжающей организацией. Даже если предприятие имеет преимущественное право на заключение договора поставки газа ввиду выработки тепловой энергии для жилищного фонда, это не освобождает его от получения разрешения. Отсутствие разрешения расценивается как невозможность оказать услуги, что в силу п. 3 ст. 426 ГК РФ освобождает энергоснабжающую организацию от обязанности заключения договора с котельной (Постановление ФАС СЗО от 17.10.2005 N А13-737/2005-13).
Котельные установки со стационарно установленными котлами, стационарные водогрейные котлы, котлы прямоточные, котлы паровые и отопительные подлежат обязательной сертификации. С более подробным перечнем устройств и оборудования котельной, подлежащих сертификации, можно ознакомиться в Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация (введена в действие Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64).