Кран муфтовый для водоснабжения

Муфтовый кран: пособие по установке, эксплуатации и ремонту

Муфтовый кран ДУ15, рассчитанный на подключение к полудюймовой трубе, является достаточно универсальным устройством. Он обеспечивает достаточную герметичность перекрытия канала, а при необходимости легко открывается и позволяет контролировать поток жидкости или газа в трубопроводе.

Впрочем, использование таких кранов имеет ряд нюансов, и потому ниже мы приведем несколько полезных советов.

Деталь, которая используется в самых разных трубопроводах

Конструкция изделия

Муфтовый шаровый газовый кран, равно как и изделия, предназначенные для водопроводов, топливопроводов и других коммуникаций, имеет достаточно простую конструкцию. С одной стороны, это упрощает процесс производства изделий (отсюда и вполне доступная цена), а с другой – повышает надежность работы этого узла.

Внутреннее устройство изделия

Основными элементами системы являются:

  • Корпус изделия – фрагмент трубы соответствующего диаметра с расширением, внутри которого располагается сам запорный механизм. Сечение крана обычно фиксируется в маркировке: например, муфтовый шаровый кран ДУ 65 подходит для установки на патрубки диаметром 2 ½ дюйма.
  • Уплотнители – изготовленные из тефлона или другого полимера кольца особой формы, которые обеспечивают герметизацию канала, когда механизм находится в закрытом состоянии.

Обратите внимание!
Наличие соответствующих уплотнителей является решающим фактором, который обеспечивает успех при проведении ремонта.
Так что по возможности при покупке крана стоит приобрести комплект таких деталей, поскольку они изнашиваются быстрее всего.

  • Затворный шар – металлическая сфера со сквозным отверстием, которое, собственно, и пропускает через себя содержимое трубы. Нужно отметить, что ГОСТ на шаровый кран предусматривает наличие как полного прохода (диаметр отверстия соответствует диаметру трубы), так и суживающегося прохода. При выборе модели для установки стоит дополнительно уточнить эту особенность.
  • Шток, контролирующий движение затворной сферы.
  • Рукоятка, используемая для открывания и закрывания крана. В зависимости от модели, устройство может быть укомплектовано как стандартной для крана «бабочкой», так и рукояткой рычажного типа, позволяющей управлять конструкцией с меньшим усилиями.

Работает данная система довольно просто: при повороте ручки сфера вращается, и просвет отверстия в сфере совмещается с просветом трубы. Чем больше доля этого совмещения, тем выше напор содержимого.

Муфтовый шаровой кран 6х16 ст угл, изготовленный, как это следует из маркировки, из углеродистой стали

Эксплуатация кранов

Методика подбора и установки

Зубчатые крановые муфты (на фотографии) подходят к данной теме только по названию. Но перепутать не поучится – у деталей для подъемного крана слишком большой размер!

Прежде чем приобрести и установить такое изделие, необходимо разобраться с целым списком параметров.

Ниже мы приведем рекомендации, которые позволят вам избежать проблем, связанных с выходом крана из строя при эксплуатации.

  • Первое, на что нужно обращать внимание – это конструкция соединения. Согласно утверждениям специалистов, натяжной тип обеспечивает большую герметичность, чем сальниковый, потому отдавать предпочтение стоит именно таким изделиям.
  • Далее смотрим на диаметр. Важно, чтобы сечения самого вентиля и трубы идеально совпадали, так что внимательно изучаем маркировку. Так, для трехдюймового трубопровода подбираем муфтовый шаровый кран ДУ80.

Таблица перевода ДУ в дюймы и миллиметры

  • Следующее – тип резьбы. В продаже можно найти модели с любыми комбинациями наружной и внутренней нарезки (муфта-муфта, муфта-штуцер, штуцер-штуцер), так что очень важно заранее продумать, какая именно модель нам нужна.
Читайте также:  Ремонт систем воздушного отопления

Конструкция «муфта-штуцер» с рукояткой-«бабочкой»

  • Наконец, на некоторых изделиях указывается предпочтительное направление водного потока. Если вы выбрали именно такой кран, то устанавливать его стоит в соответствии с маркировкой: так работа запорной части будет более надежной.
  • Наконец, стоит посмотреть на ручку. Её размер должен позволять без препятствий полностью открывать и закрывать кран, так что в тесных пространствах (например, в сантехническом коробе) лучше использовать рукоятки-«бабочки».

Изделия для труб муфтового типа монтируются своими руками не сложнее, чем любые другие:

  • На резьбу наматываем сантехническую подмотку, обеспечивающую герметизацию соединения.
  • Устанавливаем кран, завинчивая крепления вручную.
  • Затем окончательно затягиваем соединение, используя разводной ключ, после чего проверяем герметичность.

Обратите внимание!
Не обязательно выполнять затяжку на всю длину трубной резьбы, поскольку в некоторых случаях это может привести к разрушению соединения под избыточной нагрузкой.

Самостоятельный ремонт

Одной из неприятных особенностей муфтовых конструкция является сложность их починки. Впрочем, если знать как (и иметь под рукой запасной комплект уплотнительных колец), то отремонтировать можно даже трехходовой кран с достаточно капризным механизмом.

Фото системы в разрезе

  • Демонтируем изделие, поскольку ремонт потребует достаточно сложных манипуляций. Если у нас правильно установленный шаровый кран – муфта должна открутиться без сверхусилий и повреждений.
  • Откручиваем фиксатор рукоятки, после чего снимаем ее с направляющих.
  • Используя разводной ключ, раскручиваем сам корпус крана. Здесь нужно быть аккуратным, поскольку усилие понадобится большое, но при этом следует не повредить резьбу.

Полимерные кольца для замены

  • Вынимаем сферу и уплотнительные кольца, после чего внимательно осматриваем все детали.
  • Если шар не имеет повреждений, то отремонтировать изделие можно. Для этого выполняем замену колец, устанавливая новые тефлоновые прокладки соответствующего диаметра.

Обратите внимание!
В ряде случаев замены требует и сам шар, но обычно при этом состояние корпуса тоже оставляет желать лучшего.
Так что стоит установить новое изделие с достаточным запасом прочности.

  • Выполняя операции в обратном порядке, собираем кран и устанавливаем его на место. Контролируем качество выполнения работ, осуществляя пробную подачу воды.

Заключение

Выбрать, установить и даже отремонтировать проходной муфтовый шаровый кран может не только профессиональный сантехник. Если изучить изложенные выше рекомендации, а также просмотреть видео в этой статье, то с такой задачей справится любой мастер, обладающий сноровкой и терпением.

Как выбрать и установить шаровой муфтовый кран

В случае планового или аварийного ремонта одного участка трубопровода перекрывать всю линию нерационально. Поэтому в начале каждого ответвления и в местах подключения бытовой и санитарной техники устанавливают краны, позволяющие при необходимости отключить только ремонтируемую ветку. Одним из самых надежных, долговечных и простых в эксплуатации является шаровой муфтовый кран.

Конструктивные особенности

Шаровой муфтовый кран – разновидность запорно-регулирующей арматуры, устанавливаемой на ответвлениях трубопровода и позволяющей регулировать и перекрывать поток транспортируемой рабочей среды.

Такой кран имеет довольно простую конструкцию:

  • корпус – муфта прямой или угловой формы;
  • запорно-регулирующий шаровой механизм – полый шарик со сквозным отверстием;
  • шток, приводящий шар в движение;
  • вентиль или рычаг, посредством которого производится управление штоком и запорным механизмом;
  • седла и уплотнители, обеспечивающие герметичность конструкции.

Для муфтового корпуса характерно наличие двух или более соединительных патрубков, как у обычного фитинга. Главной же отличительной особенностью шарового крана является именно механизм, регулирующий поток – полый шар со сквозным отверстием. Когда отверстия шара и муфты совпадают, рабочая среда свободно проходит через узел. Чтобы уменьшить или остановить поток, достаточно повернуть шар в сторону – когда он повернется к потоку глухой стороной, движение рабочей среды прекратится.

Читайте также:  Товары по водоснабжению промышленному

Виды муфтовых шаровых кранов

Этот тип запорно-регулирующей арматуры подразделяется на виды по строению корпуса, возможностям регулировки, способу соединения, пропускной способности регулирующего механизма, строению управляющего механизма и материалу изготовления деталей.

По строению корпуса выделяют следующие виды кранов:

  • моноблочные – корпус цельной;
  • двухсоставные – корпус состоит из двух частей: большая центральная часть, в которой расположены рабочие детали крана, цельнолитая или кованая с одним соединительным патрубком, малая – второй соединительный патрубок;
  • трехсоставные – корпус состоит из центральной части и двух присоединяемых патрубков.

По возможностям регулировки:

  • запирающие – есть только положения “открыто” и “закрыто”,
  • регулирующие – есть возможность менять напор рабочей среды, плавно изменяя положение шара,
  • трехходовые – корпус выполнен в виде тройника, а отверстия в шаре расположены таким образом, что можно изменять направление потока, пуская его в разные ветки трубопровода или смешивая потоки двух рабочих сред.

По способу соединения:

  • резьбовые – кран вкручивается в патрубок трубопровода (внешнее резьбовое соединение) или навинчивается на него (внутреннее резьбовое соединение);
  • обжимные – на патрубках имеется резьба, но для соединения необходима обжимная гайка.

По пропускной способности:

  • полнопроходные – размеры проходного отверстия шарового механизма совпадают с внутренним сечением корпуса, что позволяет пропускать рабочую среду в полном объеме;
  • стандартнопроходные – отверстие в шаре меньше внутреннего сечения корпуса, пропускная способность крана меньше, чем в трубопроводе.

По строению управляющего механизма:

  • вентильный – оснащен вентилем-бабочкой;
  • рычажный – имеет ручку или рычаг.

По материалу изготовления:

  • стальной,
  • латунный хромированный,
  • бронзовый
  • цинково-алюминиевый,
  • чугунный,
  • полимерный.

Преимущества и недостатки

Шаровой муфтовый кран пользуется большой популярностью при устройстве бытовых и промышленных трубопроводов благодаря преимуществам, общим для всех видов этой запорной арматуры:

  • Долгий срок эксплуатации. Даже самый дешевый кран прослужит не менее пяти лет и выдержит больше 20 000 поворотов, дорогие и качественные модели имеют срок эксплуатации в несколько десятилетий.
  • Малый вес и размер. Шаровой механизм не требует значимого увеличения крана, а корпус-муфта не утяжеляется дополнительными сланцами для соединения, поэтому шаровая муфтовая арматура не занимает много места и не оказывает значительной нагрузки на трубопровод.
  • Видовое разнообразие, широкий ценовой диапазон. Кран можно подобрать для трубопроводов различного назначения, любого стилевого оформления помещения, а также под финансовые возможности покупателя.
  • Вариативность расположения управляющего механизма. Кран можно установить в том положении, в котором человеку будет удобно поворачивать вентиль или рычаг, на работе регулирующего механизма это не скажется;
  • Герметичность – в закрытом положении кран надежно блокирует рабочую среду благодаря наличию седел, обеспечивающих плотное прилегание шара к стенкам корпуса.
  • Простота монтажа, демонтажа и ремонта. Малое количество деталей позволяет быстро разобраться в устройстве крана и не запутаться при сборке.
  • Простота обслуживания – не требует калибровки, подтягивания узлов и замены герметизирующих прокладок.
  • Простота управления. Регулировка не требует большой физической силы, в запорной арматуре открытие и перекрытие потока выполняется в одно движение, а в регулирующей возможна точная настройка напора рабочей среды благодаря плавности изменения положения пропускного отверстия в шаре.

При всех достоинствах этот тип запорно-регулирующей арматуры имеет и недостатки:

  • Узкий диапазон размеров. Шаровые муфтовые краны устанавливают на трубопроводы с внутренним диаметром от 1,5 до 4 см;
  • Узкий температурный диапазон применения. На трубопроводы, транспортирующие рабочую среду с температурой выше 150 градусов, устанавливать шаровые краны нельзя, так как при высокотемпературном воздействии возможна деформация и разрушение уплотнителей и потеря герметичности.
  • Возможный гидроудар. Резко открытый шаровой механизм пропускает поток под большим давлением, что может навредить трубам.
  • Невозможность применять устройство в трубопроводах с рабочим давлением выше 1600 кПа, поскольку при длительном воздействии такого давления может произойти срыв штока крана.
  • Залипание шара при длительном нахождении в одном положении. Регулирующая деталь соприкасается с корпусом большой площадью, из-за чего они могут прилипнуть друг к другу. Чтобы избежать этого, приходится регулярно открывать и закрывать кран.
Читайте также:  Расширительный бак для закрытой системы отопления схема подключения

Как выбрать шаровой муфтовый кран

Приобретая запорно-регулирующую арматуру, необходимо учитывать особенности трубопровода, на который она будет установлена, и характеристики транспортируемой среды:

  • Внутреннее сечение крана и его соединительных патрубков должны соответствовать диаметру труб в точке подключения.
  • Резьба на кране должна располагаться так, чтобы для соединения с трубой не требовались дополнительные фитинги: если на обоих концах трубы резьба внешняя, кран выбирают с внутренней, и наоборот, а если на концах трубы резьба расположена по-разному, то арматуру выбирают с внутренней резьбой на одном патрубке и внешней на другом.

Обратите внимание! Надежное соединение крана с трубой может обеспечить только резьба в 5 (для водопровода) или 7 витков (для газопровода). Более короткая резьба может не выдержать механического воздействия или внезапного повышения давления.

  • Арматура выбирается того же назначения, что и трубопровод, обычно назначение кранов указывается в сопровождающей документации.
  • Пределы эксплуатации крана – рабочие температура и давление – также должны быть не меньше, чем эти же показатели рабочей среды, причем лучше взять изделие с чуть большим диапазоном – это спасет в случае аварии.
  • Чем выше давление в трубопроводе, тем меньше должны отличаться размеры внутреннего сечения трубы и шарового механизма, если позволяют средства, следует отдать предпочтение более дорогим и безопасным полнопроходным моделям.
  • Материал изготовления крана должен соответствовать назначению: для дачного водопровода достаточно даже цинково-алюминиевой арматуры, для часто используемых бытовых систем водоснабжения лучше подобрать стальной или латунный. Стальные краны также используются в промышленных высокотемпературных сетях, пластиковые – устанавливаются на транспортирующих агрессивные вещества трубопроводах, а бронзовые чаще всего имеют декоративное назначение.

Обратите внимание! Визуально определить назначение крана можно по цветовой маркировке управляющего вентиля или рычага. Синий цвет означает, что арматура подходит только для сети холодного водоснабжения, красный – подходит для транспортировки горячей воды в сети водоснабжения и отопления, желтый или черный – для газопроводов.

Чем больше рычаг, тем проще регулировать поток, поэтому предпочтительнее использовать рычажные краны. Однако если пространство вокруг узла трубопровода ограничено или усложнен доступ к запирающей арматуре, лучше выбрать вентильный кран, который можно повернуть даже в стесненных условиях.

Технология установки

Шаровые муфтовые краны устанавливаются просто благодаря муфтовому корпусу и малому количеству деталей.

Арматура продается уже в собранном виде и ее достаточно просто соединить с патрубками трубопровода, однако для обеспечения бесперебойной работы нужно строго соблюдать технологию монтажа:

  • До начала монтажа прекращают подачу рабочей среды в трубопровод, сливают остатки из ремонтируемой ветки, очищают рабочее пространство и убирают посторонние предметы.
  • Перед подсоединением крана к трубопроводу тщательно проверяют целостность патрубков, очищают их от мусора и грязи, просушивают и обезжиривают.
  • Располагают кран так, чтобы не было перекосов, изменения формы патрубков, в противном случае может произойти повреждение соединяемых элементов, срыв резьбы, нарушение герметичности.
  • Для усиления узла резьбу покрывают тонким слоем герметика.
  • После окончания монтажа проводят пробный пуск рабочей среды и проверяют герметичность соединения, смазав место стыка мыльным раствором. Если образуются пузыри, соединение не герметично, необходимо снова перекрыть трубопровод, выкрутить кран и выполнить монтаж заново, начав с очистки патрубков.

Оцените статью