Руководство проводнику — Система отопления отечественных цельнометаллических вагонов
Содержание материала
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ ВАГОНОВ ПОСТРОЙКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАВОДОВ
Схема устройства отопительной системы ЦМВ постройки отечественных заводов с трубчатым расширителем-воздухоподогревателем приведена на рис. 29.
Рис. 29. Система отопления не купированного вагона
В котельном отделении установлен водогрейный котел 24 конической формы с водяной рубашкой.
Характеристика системы отопления некупированного вагона постройки Калининского завода до 1966 г.
Теплопроизводительность 35 000 ккал/ч
Средний расход угля (антрацит) при максимальной теплопроизводительности 7—8 кг/ч
Емкость котла 280 л
расширителя-воздухоподогревателя 200 »
отопительных труб . 475 »
общая емкость системы отопления..955 »
Емкость водяного бака котельного отделения . 50 »
Поверхность нагрева расширителя-воздухоподогревателя около 4 м 2
Поверхность нагрева котла значительно увеличена за счет трех водогрейных труб, расположенных в топочном пространстве под некоторым углом к колосниковой решетке и имеющих сообщение с водяной рубашкой котла.
Расширитель-воздухоподогреватель 22 расположен над потолком малого коридора между котельным отделением и туалетом и соединен с котлом трубой 23. В переднюю и заднюю стенки расширителя поставлены в несколько рядов около 100 воздухоподогревательных труб 20. Во время действия отопительной системы вентилятор направляет через эти трубы поток воздуха, который нагревается и поступает по воздуховоду в купе.
Разводящие трубы 25 идут от расширителя вверху вдоль боковых стен вагона и в противоположном конце, опускаясь d стояки 29, переходят в обогревательные трубы 33, которые проложены над полом, и присоединяются к нижней части котла. Обогревательные трубы перед соединением с котлом проходят через грязевики 5 и 35 (отстойники грязи), расположенные в виде закрытых цилиндров под пазом вагона. Для усиления циркуляции воды верхние трубы до стояков изолированы войлоком и обшиты клеенкой.
Нижние трубы для увеличения нагревательной поверхности выполнены в виде двух параллельных сообщающихся между собой груб диаметром 65 мм.
В котельном отделении помещен запасной бак для питания водой котельной установки, который пополняется водой из системы водоснабжения через кран 12. Ручной поршневой насос 14 предназначен для подачи воды из бака в кигел, а также для усиления циркуляции воды в системе.
Особенности обслуживания системы отопления
В теплое время года обходной канал воздухоподогревателя 17 находится в открытом положении. В этом случае воздух подается вентиляционной установкой в обход воздухоподогревательных труб через воздушный канал в пассажирские помещения вагона.
Во время отопительного сезона обходной канал закрывается, ручка в служебном отделении ставится в положение «Закрыто» и воздух направляется в купе вагона через обогревательные трубы и воздушный канал.
Расширитель-воздухоподогреватель на вагонах с трубчатым воздухоподогревателем не оборудован циркуляционной трубой, поэтому при отключении от котла обеих ветвей отопительных труб циркуляция воды в расширителе прекращается и обогрев воздуха резко ухудшается.
При обслуживании отопительной установки с трубчатым расширителем-воздухоподогревателем необходимо выполнять следующие требования:
а) ставить заслонки обходного канала в положение: зимой — «Закрыто», летом — «Открыто»;
б) при низких температурах наружного воздуха форсировать топку котла и периодически производить искусственную циркуляцию при помощи ручного насоса;
в) обеспечить наивысший уровень воды в расширителе- воздухоподогревателе. В противном случае верхние ряды воздухоподогревательных труб обнажаются и не подогревают воздух;
г) в связи с отсутствием циркуляционной трубы расширителя-воздухоподогревателя обогрев вагона воздухом при отключенных трубах не обеспечивается, поэтому обогрев этих вагонов можно производить только через отопительные трубы.
При чрезмерном повышении температуры в вагоне рекомендуется частично перекрывать нижние трубы или полностью перекрывать коридорную ветвь.
Система отопления оснащена значительным количеством вентилей и кранов, при помощи которых устанавливается режим обогрева вагона. Каждый вагоностроительный завод установил различную условную нумерацию вентилям и кранам, имеющим одинаковое назначение.
Местонахождение и назначение вентилей и кранов показаны на схемах систем отопления.
Порядок обслуживания системы отопления
Соблюдение необходимого режима работы системы отопления достигается постановкой вентилей и кранов в определенное положение, которое указано в табл. 7.
Таблица 7
Наименование режимов отопления и питания водой
Положение вентилей и кранов (номера позиций даны на рис 29)
Слив воды из труб коридорной стороны
Закрыть вентили 36, 21 и кран 37, открыть кран 31 и пробку грязевика 35
Слив воды из запасного бака
Пополнение котла водой
из запасного бака при помощи ручного насоса
Закрыть краны 3, 37, открыть краны
4, 15 и качать ручным насосом
То же. При отсутствии воды в системе водоснабжения наливать ее через нижнюю наливную трубу от водоразборной колонки или путем предварительного наполнения бака водой вручную
Блог об энергетике
энергетика простыми словами
Система отопления пассажирского вагона поезда
Система водяного отопления (рис. 5.17) включает в себя котел 1, расширитель-воздухоподогреватель 10, нагревательные трубы 2, питательный насос 8, баки 6 и 7 для воды и топлива, вентили 5, 9, грязевик 5 и кран 4 для спуска воды из котла.
Циркуляция воды в системе отопления (показано стрелками) происходит непрерывно из-за разности температур в различных ее частях. Предусмотрена и искусственная циркуляция воды с помощью циркуляционного насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчетной или когда необходим ускоренный нагрев вагона после отстоя.
При комбинированной (электроугольной) системе отопления (рис. 5.18) вода в котле подогревается расположенными в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии — за счет теплоты сжигаемого твердого топлива — угля).
Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств.
Системой водяного отопления с комбинированным котлом оснащены вагоны различных типов. Эта система состоит из котла с расширителем и отопительных приборов. Котел (рис. 5.19) с электроугольным отоплением имеет обычную угольную топку 4 и водяную рубашку 2, в которой на опорном фланце 11 расположены 24 высоковольтных нагревательных элемента 3.
Для увеличения поверхности нагреваемой воды в коническую часть топки установлены циркуляционные трубы 6, 7, и 8. В нижней части топки расположены колосниковая решетка 1 и наклонный лист зольника 14. Уголь загружается в котел через топочное отверстие 12, через него же извлекается шлак. Зола и мелкий шлак удаляются через отверстие зольника 13. На опорном фланце в зоне топки размещены три изолятора 9, через которые высоковольтные провода подводятся к нагревательным элементам котла. В целях обеспечения электробезопасности кожух 5 котла заземляется. Для этого в его нижней части предусмотрен специальный болт, к которому присоединяется заземляющий провод.
Нагревательные элементы закрыты защитным кожухом 10, на котором установлена блокировка, разрывающая цепь катушек высоковольтных контакторов при подъеме кожуха и наличии высокого напряжения. В поднятом положении для осмотра нагревательных элементов кожух подвешивается на цепях. Объем воды в системе 855 л, из которых 370 л находятся в котле и расширителе.
Схема отопления, нагревательные элементы и другое высоковольтное оборудование у различных типов вагонов одинаковое. Высоковольтные нагревательные элементы имеют общую мощность 48 кВт и разделены на две параллельные группы, каждая из которых состоит из двух параллельных ветвей, включающих по шесть последовательно соединенных нагревательных элементов. Для защиты котла предусмотрено тепловое реле, отключающее электронагревательные элементы при повышении температуры воды в котле выше 90 °С, и реле минимального уровня, отключающее их при понижении уровня воды в расширителе более чем 200 мм. В вагонах с кондиционированием воздуха используются дополнительные низковольтные электрические печи и калорифер, которые питаются от автономной системы электроснабжения напряжением ПО В постоянного тока. В пассажирских вагонах межобластного и пригородного сообщений наиболее распространено отопление с помощью электрических печей и калориферов.
В системах водоснабжения и водяного отопления современных пассажирских вагонов находят широкое применение пластмассы для изготовления многих деталей и узлов. Из стеклопластика на основе полиэфирной смолы выполняют водяные баки, умывальные раковины и унитазы, из полиэтилена низкой плотности — трубы, фитинги, вентили, втулки, тройники, а также другие соединительные и регулирующие детали. В туалетах пол настилают из стеклопластика вместо цементного, покрытого метлахской плиткой. Применение пластмасс обеспечивает снижение собственной массы вагона, продление срока службы, уменьшение трудоемкости и затрат при изготовлении и ремонте систем водоснабжения, отопления и внутреннего оборудования.
5.4.3 Система отопления
Система отопления в пассажирских вагонах бывает двух видов: водяная и электрическая. Водяная система применяется на всех типах пассажирских вагонов локомотивной тяги, оснащенных автономной системой электроснабжения от подвагонных генераторов и аккумуляторных батарей. Электрической системой оборудованы вагоны локомотивной тяги, имеющие централизованное питание от вагона-электростанции или от контактной сети через электровоз.
Система водяного отопления (рис. 5.17) включает в себя котел 1, расширитель-воздухоподогреватель 10, нагревательные трубы 2, питательный насос 8, баки 6 и 7 для воды и топлива, вентили 5, 9, грязевик 5 и кран 4 для спуска воды из котла.
Циркуляция воды в системе отопления (показано стрелками) происходит непрерывно из-за разности температур в различных ее частях. Предусмотрена и искусственная циркуляция воды с помощью циркуляционного насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчетной или когда необходим ускоренный нагрев вагона после отстоя.
При комбинированной (электроугольной) системе отопления (рис. 5.18) вода в котле подогревается расположенными в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии — за счет теплоты сжигаемого твердого топлива — угля).
Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств.
Системой водяного отопления с комбинированным котлом оснащены вагоны различных типов. Эта система состоит из котла с расширителем и отопительных приборов. Котел (рис. 5.19) с электроугольным отоплением имеет обычную угольную топку 4 и водяную рубашку 2, в которой на опорном фланце 11 расположены 24 высоковольтных нагревательных элемента 3.
Для увеличения поверхности нагреваемой воды в коническую часть топки установлены циркуляционные трубы 6, 7, и 8. В нижней части топки расположены колосниковая решетка 1 и наклонный лист зольника 14. Уголь загружается в котел через топочное отверстие 12, через него же извлекается шлак. Зола и мелкий шлак удаляются через отверстие зольника 13. На опорном фланце в зоне топки размещены три изолятора 9, через которые высоковольтные провода подводятся к нагревательным элементам котла. В целях обеспечения электробезопасности кожух 5 котла заземляется. Для этого в его нижней части предусмотрен специальный болт, к которому присоединяется заземляющий провод.
Нагревательные элементы закрыты защитным кожухом 10, на котором установлена блокировка, разрывающая цепь катушек высоковольтных контакторов при подъеме кожуха и наличии высокого напряжения. В поднятом положении для осмотра нагревательных элементов кожух подвешивается на цепях. Объем воды в системе 855 л, из которых 370 л находятся в котле и расширителе.
Схема отопления, нагревательные элементы и другое высоковольтное оборудование у различных типов вагонов одинаковое. Высоковольтные нагревательные элементы имеют общую мощность 48 кВт и разделены на две параллельные группы, каждая из которых состоит из двух параллельных ветвей, включающих по шесть последовательно соединенных нагревательных элементов. Для защиты котла предусмотрено тепловое реле, отключающее электронагревательные элементы при повышении температуры воды в котле выше 90 °С, и реле минимального уровня, отключающее их при понижении уровня воды в расширителе более чем 200 мм. В вагонах с кондиционированием воздуха используются дополнительные низковольтные электрические печи и калорифер, которые питаются от автономной системы электроснабжения напряжением ПО В постоянного тока. В пассажирских вагонах межобластного и пригородного сообщений наиболее распространено отопление с помощью электрических печей и калориферов.
В системах водоснабжения и водяного отопления современных пассажирских вагонов находят широкое применение пластмассы для изготовления многих деталей и узлов. Из стеклопластика на основе полиэфирной смолы выполняют водяные баки, умывальные раковины и унитазы, из полиэтилена низкой плотности — трубы, фитинги, вентили, втулки, тройники, а также другие соединительные и регулирующие детали. В туалетах пол настилают из стеклопластика вместо цементного, покрытого метлахской плиткой. Применение пластмасс обеспечивает снижение собственной массы вагона, продление срока службы, уменьшение трудоемкости и затрат при изготовлении и ремонте систем водоснабжения, отопления и внутреннего оборудования.