- 20 февраля 2020 года состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
- 20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
- Рекомендации «круглого стола» на тему: «О проблемах обеспечения безопасности питьевого водоснабжения населения»
20 февраля 2020 года состоялся «круглый стол» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.
В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.
На заседании «круглого стола» также выступили:
АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);
ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);
БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);
ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);
ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);
СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).
20 февраля 2020 года прошел «круглый стол» на тему «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»
В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 февраля 2020 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере» с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, общественных организаций, экспертного сообщества.
В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, ход реализации федерального проекта «Чистая вода», а также иные вопросы, касающиеся исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения. Все выступающие сошлись во мнении, что в целом текущее положение отрасли водно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) можно признать неудовлетворительным и требующим, помимо прочего, правового совершенствования и корректировки отдельных законодательных норм.
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ДИДЕНКО А.Н. в своем выступлении отметил ряд ключевых проблем, характерных для сферы ВКХ. К таковым, в частности, можно отнести – высокий уровень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения и низкие темпы ремонта и замены; низкую долю нормативно очищенной сточной воды; бюджетную недофинансированность и низкий инвестиционный потенциал отрасли; несогласованность схем водоснабжения, ценообразования, инвестиционных решений и требований, предъявляемых к водоканалам, по доступности и качеству водоснабжения и водоотведения; несогласованность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы в отрасли ВКХ.
Кроме того было отмечено, что в конце 2019 года был принят закон, оказывающий непосредственное влияние на сферу ВКХ – Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции». Хотя водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к числу естественных монополий, однако далеко не весь рынок данных услуг охватывается ЦСВ. В силу указанного закона создание унитарных предприятий в сфере ВКХ вне централизованных систем после 1 января 2025 года окажется невозможным, что может поставить под угрозу оказание коммунальных услуг в малонаселенных территориях, отдаленных и труднодоступных местностях.
В целях решения названных проблем представляется целесообразным сформировать эффективный механизм планирования и управления отраслью, включая систему учета и управления данными, а также создать условия для формирования инвестиционного ресурса в отрасли, в том числе за счет перехода на долгосрочную модель ценообразования, обеспечения равных условий функционирования для государственных и частных предприятий и расширения мер государственной поддержки отрасли.
Руководитель рабочей группы по вопросам водоснабжения и водоотведения, член Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления МАРКОВ А.П. подчеркнул, что низкий уровень очистки сточных вод обусловлен как недостаточной обеспеченностью населенных пунктов очистными сооружениями, так и устаревшими оборудованием и технологиями очистки. Актуальной является и проблема обращения с осадком сточных вод, образующимся в ходе водоподготовки и очистки сточных вод. Выступающий также обратил внимание на то обстоятельство, что ограниченность собственной финансовой базы муниципальных образований, к ведению которых отнесена организация водоснабжения и водоотведения, а также недостаточность кадровых и иных ресурсов на местном уровне не позволяет проводить грамотную и эффективную политику в сфере ВКХ, в том числе связанную с внедрением таких инновационных и сложных форм хозяйствования, как концессия.
При этом было предложено повысить качество и обеспеченность услугами водоснабжения и водоотведения за счет ускорения темпов модернизации и расширения инфраструктуры ВКХ.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЯСТРЕБОВ С.Н. заострил внимание на реализации федерального проекта «Чистая вода», обратив особое внимание на необходимость реконструкции и строительства очистных сооружений и канализации. Кроме того было отмечено низкое качество подготовки проектно-сметной документации, ответственными за подготовку которой являлись субъекты Российской Федерации.
Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения ДОВЛАТОВА Е.В. в своем выступлении отметила, что ввод новых капиталоемких объектов, построенных по федеральным проектам, приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки по налогу на имущество. При этом необходимо предусмотреть стимулы для установления льготных режимов налогообложения, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Также была озвучена проблема установления при оформлении концессии НДС на объекты водоснабжения, особенно расположенных в малых городах.
На заседании «круглого стола» также выступили:
АФАНАСЬЕВ Е.Е. – Министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края («Реализация федерального проекта «Чистая вода». Совершенствование законодательной и нормативной базы и иные вопросы, касающиеся исполнения полномочий муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения»);
ТЕГЕНЦЕВ С.А. – директор департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени («Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»);
БУДНИЦКИЙ Д.М. – руководитель направления нормативно-аналитической работы дирекции по взаимодействию с органами власти
ООО УК «Росводоканал» («Основные правовые и экономические проблемы в деятельности организаций сферы водоснабжения и водоотведения»);
ШЕРШАКОВА Т.Е. – заместитель начальника Управления планирования и тарифообразования АО «Мосводоканал» («Законодательные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации»);
ТУДВАЧЕВ А.В. – генеральный директор Водного центра Санкт-Петербургского государственного университета («Предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области водоснабжения за счет подземных вод»);
СТЕПАНОВ В.Г. – генеральный директор ООО «Водные технологии» («Решение проблемы обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой»).
Рекомендации «круглого стола» будут представлены для ознакомления в данном разделе после их доработки и утверждения на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений.
Рекомендации «круглого стола» на тему: «О проблемах обеспечения безопасности питьевого водоснабжения населения»
Рекомендации «круглого стола» на тему: «О проблемах обеспечения безопасности питьевого водоснабжения населения»
По итогам «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, ученых и специалистов, отмечено следующее.
На данном этапе развития международных экономических, социальных и геополитических отношений проблема питьевой воды давно вышла за рамки частных проблем отдельных государств. Эта проблема затрагивает в различной степени все население и экономику государств.
Вода является основой жизни и деятельности народов и обеспечивает экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Она является возобновляемым, но ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Качество питьевой воды оказывает значительное воздействие на здоровье человека.
На качество питьевой воды непосредственное влияние оказывают многие факторы: экологические показатели в местах забора воды, состояние систем забора, очистки и подготовки питьевой воды, технологии и эффективность этих систем, безопасность материала труб для транспортировки и подачи питьевой воды потребителям, их наружного и внутреннего покрытия, а также состояние труб в процессе эксплуатации. Сложившаяся практика расточительного отношения к водным объектам, многолетняя ведомственная и территориальная разобщенность в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов, отсутствие экономических стимулов для реализации этих мероприятий, противоречия в действующем законодательстве, а также объемы выделения бюджетных средств на водоохранные и водохозяйственные мероприятия по остаточному принципу оказывают негативное влияние на качественное состояние водных объектов и своевременное обеспечение населения безопасной питьевой водой.
Практически все поверхностные и значительная часть подземных водных объектов, особенно, в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что выразилось в загрязнении и значительном сокращении запасов пресной воды.
Кардинальное решение указанной проблемы требует консолидации сил всех регионов Российской Федерации в сфере использования и охраны запасов пресной воды, а также соответствующих источников финансирования.
Огромная ответственность в участии в данном процессе стоит перед представителями всех структур государственной власти, работающих над принятием федеральных законов, направленных на обеспечение введения в действие эффективных механизмов государственного управления, использования и охраны водных объектов.
Водохозяйственный комплекс страны имеет важнейшее значение не только для развития экономики России, но в первую очередь для обеспечения жизнедеятельности ее населения. Однако за последние десятилетия, а особенно в последние годы, многие элементы водохозяйственного комплекса стали представлять угрозу безопасности населения.
По результатам государственного мониторинга водных объектов воды таких основных рек как Волга, Дон, Кубань, Лена, Обь, Печора относятся к категории «загрязненные». Уровень загрязнения водных ресурсов Волжских водохранилищ продолжается оставаться высоким в течение целого ряда лет, их воды относятся к категориям от «загрязненной» до «очень загрязненной».
По предварительным данным государственного учета использования вод за 2005 год «Сведения об использовании воды» наблюдается тенденция снижения объемов водопользования: объем водозабора в 2005 году не превысил 80,0 куб. км, объем водоотведения — 60,0 куб. км.
Поверхностные водные объекты являются источниками питьевого водоснабжения почти для 2/3 (68 процентов) населения страны и качество их водных ресурсов при недостаточной барьерной роли действующих в большинстве городов и населенных пунктах Российской Федерации сооружений водоподготовки и водоочистки создает серьезную угрозу для здоровья населения, обусловливает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, повышает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. Более чем у 40 % водозаборов из поверхностных водных источников отсутствует необходимый комплекс очистных сооружений. Особенно в плохом состоянии находятся разводящие сети. Степень износа действующих сетей и водопроводных сооружений в большинстве субъектов Российской Федерации превышает 60 %.
Финансирование работ по объектам жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации осуществляется за счет средств, выделяемых из местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств федерального бюджета по отрасли «Коммунальное хозяйство».
Гарантии водного законодательства России о приоритетности обеспечения населения водой питьевого качества не получили достаточного развития. На сегодняшний день в Российской Федерации нет законодательного акта, детально регулирующего правовые отношения в области питьевого водоснабжения населения.
Данный пробел в законодательном регулировании, наряду с другими пробелами в жилищно-коммунальном хозяйстве страны, приводит к серьезным осложнениям в обеспечении россиян питьевой водой.
Поданным Государственного доклада «О санитарно — эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2004 году», всего в Российской Федерации эксплуатируется около 19 тысяч коммунальных и 45 тысяч ведомственных водопроводов. Из них на воде из поверхностных источников работают 3,4 % водопроводов, которые обеспечивают подачу 67 % всей питьевой воды. Остальные водопроводы питаются от подземных источников.
При этом качество воды источников централизованного водоснабжения продолжает оставаться неудовлетворительным.
На фоне неудовлетворительного состояния значительного числа источников водоснабжения положение с очисткой воды на многих водопроводных станциях оценивается как негативное. Продолжает увеличиваться количество водопроводов, не имеющих необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок. В результате в целом по России 19 % проб воды, поступающей к потребителям, не отвечает нормативным гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям и 7,3 % — по микробиологическим показателям.
Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются: загрязнение источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие на водопроводах необходимых очистных сооружений, высокая изношенность оборудования и сооружений.
Среди показателей химической безопасности основное место занимают загрязнения питьевой воды опасными в мутагенном и канцерогенном отношении, хлорированными углеводородами, образующимися в результате использования для дезинфекции недостаточно очищенных питьевых вод, газообразного хлора, а также тяжелыми металлами, остаточными количествами реагентов и продуктами коррозии водопроводов. Аналитические исследования питьевой воды выявили важный в гигиеническом отношении факт: более половины идентифицированных веществ не имели гигиенических нормативов.
В целях обеспечения экологической безопасности питьевого водоснабжения при новом строительстве и реконструкции существующих сетей водоснабжения необходимо использовать современные материалы, имеющие разрешение на применение к использованию Санэпиднадзора и в зависимости от условий эксплуатации (глубина промерзания, подвижность и загрязненность грунтов), экономических расчетов и требований проектно-сметной документации.
В последнем десятилетии резко снизилось качество буровых работ и сооружений водозаборных (особенно одиночных) скважин. В результате чего происходит загрязнение водоносных горизонтов и истощение запасов подземных питьевых вод.
В качестве первоочередной меры для обеспечения контроля за производством буровых работ на эксплуатационные водоносные горизонты целесообразно ввести сертификацию организаций, производящих соответствующие работы. Такая мера должна и обеспечить полное соблюдение технологий сооружения водозаборных скважин, таких как, применение двух-трех ступенчатых обсадных колонн, обязательную затрубную или прибашмачную цементацию, проведение комплекса скважинных геофизических исследований (или бурение с отбором керна), обязательная установка фильтровой колонны. При всем этом следует применять только новые гостированные обсадные трубы, экологически чистые буровые и тампонажные растворы.
Питьевое водоснабжение многих городов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода осуществляется из незащищенных открытых водных объектов при наличии разведанных запасов подземных вод для полного или частичного альтернативного водообеспечения. По причине слабой освоенности месторождений подземных вод в предыдущие годы неоднократно возникали проблемы питьевого водообеспечения в гг. Владивосток, Хабаровск и других. Реализация проектов по созданию альтернативных систем водоснабжения за счет защищенных подземных вод представляет собой крупную общегосударственную проблему, которая неоднократно поднимается на протяжении последних двадцати лет, но систематически откладывается на неопределенное время.
На существующих водозаборах следует наладить четкую систему слежения за техногенным загрязнением, так как полностью исключить или значительно снизить уровень последнего, особенно на участках, размещенных в пределах промышленной или коттеджной застройки, не представляется возможным. Для этих целей не потребуется значительных средств, а для реализации мероприятий можно использовать существующий научно-производственный потенциал.
Огромную проблему представляют тысячи аварийных водозаборных скважин. Для интенсификации процесса ликвидации аварийных, стоящих на балансе или списанных, но не затампонированных скважин, необходимо привлечение средств различных предприятий и ведомств, при координирующей роли Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Обеспечение экологической безопасности питьевого водоснабжения в существующих условиях требует принятия оперативных мер по ускорению реконструкции изношенных водопроводных сетей. Решение данной задачи, по мнению специалистов, возможно при максимальном использовании полимерных трубопроводных систем в силу скорости и простоты монтажа, высоких эксплуатационных характеристик, соответствия полимерных труб современным экологическим требованиям и гарантий длительных сроков эксплуатации. Наличие в Российской Федерации мощностей по производству полимерных труб и соединительных деталей, а также большого количества строительно-монтажных организаций, имеющий большой опыт прокладки современных полимерных сетей, способны в полной мере и в кратчайшие сроки удовлетворить потребности жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства в необходимом количестве.
Одним из основополагающим документом для выработки государственной стратегии, призван стать разрабатываемый в рамках Государственного Совета Российской Федерации проект «Национальной программы действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу «Вода России — XXI век», направленный на координацию и объединение в единое целое всех разработанных в России федеральных и региональных целевых программ в части использования и охраны водных ресурсов.
Особую озабоченность вызывает недостаточное внимание к проблеме полноценного водно-пищевого рациона питания детей в общеобразовательных и дошкольных учреждениях Российской Федерации. С целью решения данной проблемы Национальная Ассоциация бутилированных вод России разработала Программу «Здоровье Нации» — по снабжению бутилированной физиологически полноценной питьевой водой высшей категории качества общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Основной задачей Программы «Здоровье Нации» является совершенствование системы охраны здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей во всех общеобразовательных и дошкольных учреждениях России путем обеспечения физиологических потребностей детей с помощью корректировки водно-пищевого рациона питания, тем самым, снижая уровень заболеваемости, связанной с дефицитом йода, фтора, кальция, магния и других биогенных элементов.
Данная Программа нацелена:
на улучшение демографической ситуации в стране;
на профилактику заболеваний детского населения, связанных с недостаточным поступлением микро — и макроэлементов;
на снижение уровня заболеваемости среди детского населения;
на обеспечение качества и безопасности питания детей в детских учреждениях.
Для улучшения ситуации в сохранении и рациональном использовании питьевой воды и налаживании системы питьевого водоснабжения в Российской Федерации на данном этапе необходимо:
задействовать все законодательные, политические, административные и общественные возможности для резкого снижения уровня загрязнения поверхностных и подземных источников, а также для ограничения использования подземных вод питьевого качества в технических целях;
максимально использовать экологически защищенные разведанные запасы подземных питьевых вод, усилить геологоразведочные работы для выявления новых месторождений питьевых вод вблизи городов и населенных пунктов, обеспечивающихся водой из открытых водных объектов;
в целях обеспечения экологической безопасности питьевого водоснабжения при новом строительстве и реконструкции существующих сетей водоснабжения использовать современные материалы, имеющие разрешение на применение к использованию Санэпиднадзора и в зависимости от условий эксплуатации (глубина промерзания, подвижность и загрязненность грунтов), экономических расчетов и требований проектно-сметной документации;
— при проектировании трубопроводных систем питьевого водоснабжения исходить из эксплуатационных характеристик трубопроводных материалов: долговечности, устойчивости к коррозии, обеспечения времени эксплуатации стыковых соединений соразмерно сроку эксплуатации самого трубопровода и экологической безопасности;
в целях обеспечения экологической безопасности питьевого водоснабжения при новом строительстве и в существующих условиях требуется принятие оперативных мер по ускорению реконструкции изношенных сетей;
необходимо шире использовать международный опыт возведения и реконструкции сетей водоснабжения, базирующийся на принципах экологической безопасности, экономичности и долговечности эксплуатации и способствовать его внедрению в стране;
обеспечить модернизацию существующих и создание новых оборотных и замкнутых систем водоснабжения;
максимально расширять особо охраняемые природные территории при реализации схем водопользования, а также обеспечить строгое соблюдение установленных требований к водоохранным и прибрежным зонам;
совершенствовать технологии очистки сточных вод и питьевой воды;
строительство современных систем подогрева воды в непосредственной близости к водопользователям.
Участники «круглого стола» рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Обратить особое внимание на подготовку проектов федеральных законов, направленных на рациональное использование запасов пресной воды, водного фонда России.
2. Разработать план мероприятий для обеспечения экологической безопасности водных объектов, как части стратегии национальной безопасности;
— ускорить разработку документов, обеспечивающих реальное взаимодействие Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также водопользователей в области использования и охраны водных объектов;
3. Поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации осуществить контроль принятых федеральных законов в области использования водных объектов.
4. Принять меры по реализации основных направлений Федерального закона «О техническом регулировании» в части обеспечения качественного питьевого водоснабжения населения.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации, Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству всемерно способствовать предприятиям жилищно-коммунального и строительного комплекса внедрять современные материалы в трубопроводных системах питьевого водоснабжения.
6. Разработать нормативные документы, регламентирующие оценку реальной обеспеченности систем питьевого водоснабжения эксплуатационными запасами подземных вод, выбор подземных источников питьевого водоснабжения на базе подземных вод, порядок их резервирования и охраны для использования в перспективе, контроль состояния качества и количества этих резервных запасов подземных вод как источника гарантированного устойчивого питьевого водоснабжения.
7. Усилить геологоразведочные работы по обоснованию наличия подземных вод питьевого качества для создания альтернативных источников водоснабжения городов и населенных пунктов испытывающих дефицит в качественной питьевой воде.
8. С целью усиления государственного контроля за распределением, использованием и охраной водных ресурсов упорядочить структуру управления водными ресурсами на основе бассейнового подхода, ликвидировать рассредоточенность функций управления по различным ведомствам.
9. Принять меры по разработке и использованию рыночных механизмов в развитие инфраструктуры водного хозяйства.
10. Подготовить проекты типовых региональных и муниципальных программ по бесперебойному обеспечению населения питьевой водой на основе использования современных технологий, материалов и наиболее эффективных экономических отношений; рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления проекты типовых программ для внедрения в практику водопользования.
11. Рассмотреть программу «Здоровье Нации», подготовленную Национальной ассоциацией бутилированных вод с целью введения в обязательный рацион общеобразовательных учреждений питьевой воды высшей категории качества.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. При рассмотрении и принятии «Водного кодекса Российской Федерации», «Общего технического регламента «О водоотведении» и «Специального технического регламента «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» обратить особое внимание на обеспечение конкретными нормами и положениями приоритетности принципа охраны водных объектов от засорения, загрязнения и истощения и принципа приоритетности использования водных объектов для питьевого водоснабжения.
2. Провести мониторинг действующего российского законодательства в сфере использования, восстановления, охраны водных объектов, обеспечения и потребления запасов пресной воды, регулирования выделяемых и использованных бюджетных средств на водоохранные и водохозяйственные мероприятия.
Принять участие в разработке федерального закона «О питьевой воде и об обеспечении безопасного питьевого водоснабжения населения».
Председатель Комитета Совета Федерации
по природным ресурсам и охране
// Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». – 2006. — № 3. – С. 59 – 62.