Кто должен платить за общедомовые счетчики отопления

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Читайте также:  Разводка отопления по дому при настенном котле

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012-го года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019-го года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено Федеральным законом N196-ФЗ от 26.07.17.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 №261-ФЗ в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.
  4. Проект на установку и смету на проведение работ готовит проектная организация с учетом конкретного места установки и указанием модели прибора.
  5. Согласование проекта в теплоснабжающей организации, выдавшей техусловия.
  6. Приобретение утвержденного проектом ОДПУ, обязательно с поверительным клеймом.
  7. Установка ОДПУ и ввод счетчика в эксплуатацию.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012-го года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.11 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
  • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
  • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
  • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
  • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.
Читайте также:  Прайс лист работа сантехника отопления

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

  • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
  • проверка работы дополнительного оборудования;
  • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
  • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

Чтобы получить полное представление о поддержании ОДПУ в рабочем состоянии, узнайте, как осуществляется обслуживание системы отопления МКД.

Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

  • управляющая компания;
  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • ресурсоснабжающая организация.

Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом:

P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Ответственность за отсутствие счетчиков

Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

  • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 КоАП РФ );
  • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

Преимущества и недостатки

Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

  • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
  • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
  • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

Индивидуальные приборы учета тепла

Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.11 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.11 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

Больше информации о разновидностях индивидуальных приборов учета тепла и их назначении содержится в материале «Теплосчетчики на отопление в квартире”.

Итоги

Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

28 thoughts on “Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание”

Общедомовой прибор учёта тепла является благом лишь в том случае, когда домом управляет ответственное и порядочное ТСЖ или УК. Когда на совесть решены вопросы минимизации теплопотерь, когда за этим постоянно следят. А если в окнах разбитые стёкла, до которых никому нет дела, двери в подъезд не закрываются, на чердаке гуляет ветер, такой прибор будет только разорять жильцов.

Не знаю у кого как, а в нашем доме после установки теплосчётчика затраты на теплоэнергию снизились на процентов 40. До этого платили фиксированный платёж круглый год. По любому со счётчиком выгоднее.

Скажите пожалуйста счётчик должен мотать по температуре подачи? Чем ниже температура, тем меньше мотает или я неправильно понимаю. У нас в квартирах очень холодно 10-13градусов, а счётчик мотает по полной, в прошлые года теплее было, а платили меньше. После того как свозили счётчики на поверку стало ужасные цифры мотать. Что нам делать?

На практике в 99% случаев собственники ни сном, ни духом не знают и не ведают кто и каким образом выбирал организации, которые проектируют и устанавливают счетчики, а так же кто и каким образом покупал счётчики. Соответственно не могут определить насколько адекватна цена работ и установки счетчика. В публикации не указано, что токое площадь дома и откуда она берётся? Засада в том, что площадей куча в моем доме их 7 по разным данным.
Собсоветников на пушечный выстрел не подпускают как к проверке покАзаний счетчика, так и документации по установке счетчика.
Так что как платили раньше столько как кому хочется, так и платим. Государство в этой ситуации играет наружу недобросовестным. Добросовестным предлагается проверять счета, которые им выставляют в суде. Спасибо ему за это. Каждый месяц в суд не находишься.

У меня нет претензий к функционированию общедомового счетчика тепла, но вот решения тех, что регулирует температуру в системе, меня часто удивляют.

Так и не понял, как счетчики могут стимулировать жильцов к экономии? Я бы понял, если бы, например, во время оттепели жильцы дома могли сами уменьшать подачу тепла в дом (или температуру носителя). Но ведь это невозможно. Или я в чем-то неправ?

Не правы. В том то и дело что этим должны заниматься УК или ТСЖ. Устанавливают дроссельные устройства для того что бы не поступало большого объема теплоносителя, так же устанавливают погодное регулирование (но это уже более чем затратно).

Странно, но установка этого счетчика совершенно не сказалась на размерах платежей. Проблема в том, что нет возможности значительно убавить температуру воды, поступающей в относительно теплые дни.

У нас в МКД (Калужская обл. Жуковский р-н г.Белоусово) после установки общедомового счетчика стали платить больше почти в 2 раза. В доме 30 квартир, из них 3 с индивидуальным отоплением, которые не платят даже за тепло в подъездах и подвале дома (ОДН). Двери и окна зимой всегда закрыты. Все тепло разбрасывается на 27 квартир. А ещё нюанс в том, что жильцы крайнего подъезда дома мерзнут в квартирах, а жильцы другого крайнего подъезда (где вход теплотрассы в дом) жарятся в квартирах) УК не может отрегулировать равномерность отопления.

Потому что перед установкой ОДПУ тепловой энергии в старом доме нужно было сначала провести работы по замене инженерных коммуникаций, в частности, стояков отопления, провести работы по замене кровельного покрытия с утеплителем, утепление фасада дома, а также кап ремонт подвальных помещений методом гидроизоляции. Тогда бы вы почувствовали разницу у себя в кармане.

Читайте также:  Ребристая батарея отопления 8 букв

Кроме того добросовестные плательщики платят и за того парня которые не платят вообще не за что

Обоснование установки общедомового счетчика ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННИКОВ КВАРТИР противоречит здравому смыслу. 1) Счетчик является прибором для измерения товара/услуги. Измерение количества товара имеет для потребителя смысл только в том случае, когда он (потребитель) может корректировать свое потребление. Пока же жильцы не могут ни уменьшить, ни увеличить интенсивность отопления по своим возможностям и потребностям. Т.о. возникла ситуация, подобная тому, как в магазине при покупке упаковки молока фиксированного объема, покупателя ЗАСТАВЛЯЮТ оплатить весы, измеряющие массу товара. Кстати, все потери магазина на этом “молоке”, тоже закладывают в цену покупки. Абсурд! 2) Абсурден и принцип распределения стоимости счетчика пропорционально площади квартиры. Поскольку стоимость самого счетчика не зависит ни от площади помещений, ни от объема измерений. Продолжая аналогию с покупкой молока, покупатель должен будет платить за весы в соответствии со своими объемами? 3) Кроме того, что меня заставляют покупать ненужный мне товар, мне фактически навязывают и “кредит” на этот товар! Конкретно о моей ситуации: квартира 74 м. Стоимость счетчика на мою квартиру более 10 т.р. За 5 лет практически +50%. Веду учет коммунальных платежей давно и регулярно. НИКАКОЙ экономии платы за тепло при годовом расчете нет. Вывод: этот Закон – лишь ширма, под благовидным предлогом увеличили платеж.

Согласен с автором про “весы” за которые надо платить. Всё ЖКХ в нашей стране – полный абсурд. Приватизация квартир по закону обязывала выполнить капитальный ремонт домов, про который все забыли.

По первому пункту согласен полностью.
По второму готов поспорить. Когда вы отправляете посылки по почте, то платите не за штуку, а за вес и объём посылки. Так и тут плата берётся не с каждой квартиры одинаково, а в зависимости от её площади. Почему владелец однушки должен платить наравне с собственником семикомнатной квартиры, будь такая в доме? Ведь на площади последней может разместиться несколько маленьких квартир.
По третьему пункту вообще не понятно, кому претензия? Кто вам оформил рассрочку? А по расходу тепла все вопросы к УК и к соседям с вами вместе.

Ага, пускай лёгкие-хрупкие девушки в магазинах платят пол цены за молоко, а толстухи в тридорога. Так же с бомжей надо за хлеб брать меньше, чем с богачей.

Я работаю в сфере управления многоквартирными домами уже 15 лет . Установка прибора общедомового учета – хорошая вещь и выгодная для жильцов . Но . есть большое НО . Самая большая проблема после установки прибора общедомового учета по отоплению – это оплата за потребленный ресурс – не секрет ни для кого , что в каждом доме есть жильцы которые вообще ни за какие услуги не оплачивают .А ресурсоснабжающая организация выставляет счет для ” управляшки” в полном объеме , а где брать деньги для оплаты за тех кто не платит ? Долги растут перед “ресурсниками” и в конечном итоге сжирают Управляющую компанию загнав ее в долги .Арестовывают счета , кассу и как потом обслуживать дома ? Поэтому управляющие компании не идут на то чтобы устанавливать приборы учета .Мы через это проходили два раза , потом отказались от приборов учета и до сих пор долги за тепло висят как “домоклов меч” над управляющей компанией . Глупость это какая то , ну и пусть бы ресурсники сами снимали показания и собирали плату за оказанную услугу , нет нужно обязательно – если прибор учета , то за все отвечает УК , в том числе и за неплатежеспособных товарищей , которых очень много .

как в наш дом установили счетчики, по цене за 800 000 рублей, + с % 1 300 000 рублей, это для нас, жильцов, а по факту себестоимость мах 100-150 т.р. , но при этом мосэнерго забыл установить прибор, который регулирует подачу тепла в зависимости от внешней температуры воздуха. Нас начали отапливать так, как буд то мы живем на самом самом крайнем севере. На улице в апреле +20 +25, ав квартирах до батраии доторонутся не возможно, можно ожог получить. Все батарии в квартире перекрыла, окна постоянно открыты, при этом в квартре +25, невыносимая жара. Жаловаться бесполезно, администрация города и мосэнерго за одно. все заработали, кроме нас, жильцов. И за перегрев платим, и за установку 1300 000 р. платим. Экономии никакой.

Я не нашла нормативного документа, где бы был изложен порядок распределения затрат на общедомовой счетчик учета тепла по квадратным метрам. Считаю это глупостью. Почему я должна платить за счетчик больше, если у меня квартира больше ? Экономить я буду ровно столько же, как все остальные. Если бы мой процент экономии был бы выше раза в 2, я бы готова была платить больше за счетчик. Однако, на практике оказывается совсем по другому.

Раньше вы платили за отопление по нормам для каждого региона из расчёта площади квартиры. Насколько больше площадь квартиры, настолько больше оплата отопления. Если экономия за отопление будет 30%, то и денег за него вы сэкономите больше, чем собственники маленькой квартиры пропорционально отношению площади ваших квартир. Всё логично!

У нас установили счетчик в 2018 году, в курс дела ни кого не ставили, в 2020 году предъявили счет за его установку 4500 с квартиры и перерасчет за два года не в нашу пользу конечно, на 10000.О какой экономии идет речь? Это обдираловка средь бела дня! Управлять отоплением мы конечно не можем, в теплые дни в квартирах жарит по полной, открываем окна.А теперь надо за это еще и заплатить 14500(

А если мое помещение в многоквартирном доме вообще не имеет отопление с 2002 года т.к. теплоотдача оборудования очень высокая и мы убрали все приборы отопления . Сейчас нас заставляют платить за счетчик учета отопления , установленный в доме. Но услугу самого отопления мы не получаем. Законно ли это и как отказаться от оплаты в кредит счетчика, который установили три года назад в нашем доме.

Так ведь теплоотдача всё-таки есть! Может у вас хватает тепла, которое отдают трубы стояков и стены соседских квартир – я не знаю. И подъезд, в котором вы живёте, тоже отапливается. В нём же не такая температура, как на улице?

В МКД установлен т.счётчик, как производятся расчёты за теплоснабжение и подогрев воды, по какому принцыпу, что учитывается для расчётов- площадь всего дома или только жилых помещений? И правомерно ли на подогрев воды брать г.калории от показания прибора учета. Если по прибору поступило 100гк. производится расчет и начисление на занимаемую площадь так или я не прав?

Я всё ровно не понял. Почему продавец требует с покупателей оплатить весы на которых он будет взвешивать товар и почему толстые покупатели и оптовики платят больше худых за весы.

Дорогие жильцы старого фонда не устанавливайте ОДПУ в доме!
Нам поставили его в конце 2020 года – счёт за отопление вырос в 2,5 раза. Теперь мы очень дорогие плательщики для теплосетей :(((

Очередная разводка населения. Псковские тепловые сети самовольно установили счётчик тепла, без подготовки и проведения капитального помещения и оплата выросла в два раза. Очень красиво получилось и плюс 3000р. с семьи за прибор.

Добрый день, уважаемые! Я Аудитор. Государственный. Служил с сентября 1981 по январь 2004 года. Несмотря на то, что служил безкомпромисно, награждён в указанном периоде тремя государственными медалями. Объясняю кратко азы экономики. Стоимость весов учтена в стоимости продаваемой продукции. Стоимость общедомовых и квартирных приборов учёта (ПУ) поставляемых в МКД со средины восьмидесятых годов учитывалась согласно СНиП в сметной стоимости строительства жилых домов. Была запрещена приёмка в эксплуатацию объектов нового строительства без ПУ. Очень редко устанавливались только общедомовые приборы учёта. На их отсутствие закрывали глаза члены приёмных комиссй, в которых обязательно принимали участие представители органов власти. В 1995 году я написал Президенту Путину В.В., что в отсутствии ПУ в жилых домах виновны органы власти, а поэтому общедомовые и квартирные ПУ следует установить за счёт их бюджетов. Я получил уведомление, что моё обращение направлено в Правительство Московской области. Но воз и ныне там. Второе. Федеральный Закон 261-ФЗ обязывает управляющие организации (не жильцов) обеспечить установку общедомовых ПУ за счёт средств собственников помещений в МКД. Моё мнение. В рамках законодательства ПУ следовало оплатить за счёт средств, выделенных на капитальный ремонт – бюджетных (согласно моего предложения) или внебюджетных источников органов власти. Например, Администрация города Реутова,где я живу, предписала оплатить стоимость ОДПУ за счёт средств, учтённых в тарифе на ремонт и содержание жилья. Однако положения нормативных актов Администрации проигнорированы управляющими компаниями и их платёжными агентами совместно с поставщиками энергетических ресурсов. В результате плату за установку ОДПУ возложили на жильцов МКД. Однако находяцимся в курсе обсуждаемого вопроса органы власти, в том числе прокуратуры, не удалось этим заняться – не дошёл ход.

А где же мой безупречный безкомпромисный соответствующий законодательству комментарий от 09.04.2021 года?

Оцените статью