Кто изобрел батарею отопления

История появления радиаторов отопления

Если еще сто лет назад символом уюта и тепла в доме служил домашний очаг, сегодня эти ассоциации вызывают мощные котлы отопления и современные радиаторы. Для того чтобы в полной мере понять, как дальне будут развиваться отопительные приборы, неплохо бы узнать немного из их истории.

Установлено, что первые прародители сегодняшних радиаторов появились в богатых домах Древнего Рима. Эти устройства назывались «гипокаусты», они обогревали помещения при помощи разветвленной сети специальных каналов, которые размещались в стенах и под полом. По этим каналам пропускались горячие дымовые газы из печи. Следовательно, теплоносителем в системе являлся воздух.

Труды Сенеки, Плиния и Геродота свидетельствуют, что римские бани обогревали при помощи горячей воды, которая протекала по медным трубам, расположенным под полом. Именно эта система стала прототипом водяной системы отопления, которая получила развитие в эпоху промышленной революции.

В Средние века большие здания обогревались при помощи воздушной схемы. Так отапливались соборы, церкви, дворцы. Историки утверждают, что именно воздушная система отопления была использована для обогрева Грановитой палаты и Кремля.

В те времена источником тепла служили камины и печи, которые первоначально производились из глины, а позже из металла. Большой вклад в развитие печного отопления внес Бенджамин Франклин. Он сконструировал автономную печь, которая изготовлялась из чугуна. Этот металл характеризуется большой теплоемкостью. Печь Франклина послужила одновременно прототипом, как для котла отопления (камера, где сжигается топливо), так и для радиатора (стенки печки излучали тепло и нагревали воздух в помещении).

Позднее в 17 веке инженер Эвелин разделил эти две функции благодаря развитию технологий обработки металлов. Именно этот английский инженер впервые сконструировал водяную систему отопления для обогрева оранжереи. Вода нагревалась в больших металлических котлах и циркулировала по стальным трубам, постепенно отдавая тепло.

С появлением в Англии водяной системы отопления, этой разработкой заинтересовались русские инженеры. В 1714 году эта системы была использована для отопления Летнего Дворца Петра I. В 18 веке паровые и водяные системы отопления применялись для обогрева зимних садов и оранжерей, и лишь начиная с 30х годов 19 века, водяное отопление стало востребованным в жилых помещениях.

Первые водяные системы отопления были сконструированы с применением так называемой гравитационной схемы, где в замкнутом контуре труб циркулировал теплоноситель. Для того чтобы система не давала сбоев, приходилось использовать увеличенный диаметр труб, да и в целом она была инерционной. Первоначально теплоотдача в водяных отопительных системах осуществлялась через оребренные или обычные трубы. Из-за небольшой площади, контактирующей с воздухом, такие приборы отличались низкой эффективностью. Именно в России, в Северной Столице был изобретен принципиально новый вид отопительных приборов – чугунный радиатор отопления, который представлял собой несколько толстых труб с вертикальными дисками.

Чугунные батареи очень быстро стали пользоваться популярностью по всему миру. Эти приборы применялись не только для водяных систем отопления, но и для паровых. По сравнению с современными чугунными радиаторами, приборы тех времен были более громоздкими и украшались причудливыми орнаментами и литьем. Интересно узнать, что самому старому радиатору отопления 108 лет. Этот раритет хранится в Царском Селе.

К концу 19 века водяные системы с гравитационной системой стали чрезвычайно популярны по всему миру. Однако уже на тех порах были очевидны их недостатки: высокая стоимость, инертность и неравномерное распределение тепла. Именно тогда инженеры стали искать новые решения и создали систему с искусственным побуждением, для которой стал использоваться насос. Именно водяное отопление с насосным побуждением стало наиболее популярным. В России этот тип был опробован в здании Михайловского театра, а позднее в Эрмитаже, Институте путей сообщения, Мариинском театре.

Лишь начиная с 1920 года, началось строительство централизованного отопления. Тогда были построены новые ТЭЦ, где использовалось электричество и метод когенерации тепла. К началу Второй Мировой Войны чугунные радиаторы появились не только в государственных учреждениях, но и во многих жилых домах.

В 1930 году швейцарцем Робертом Цендером был создан стальной трубчатый радиатор. Этот прибор был намного легче чугунного, имел высокую теплоотдачу, не требовал больших затрат на производство. Кроме того, дизайн стальных радиаторов был намного привлекательнее чугунных. С того момента эти приборы стали пользоваться популярностью по всему миру.

В 1961 году были предприняты первый попытки создания алюминиевых радиаторов. Очень быстро эти приборы нашли свою нишу на рынке отопительных приборов. По сей день, они пользуются популярностью в централизованных системах отопления. Одним из самых популярных среди производителей алюминиевых радиаторов является компания Faral. На сегодняшний день радиаторы из алюминия выпускаются в двух вариантах: это литые приборы, с цельнолитой секцией и радиаторы, где каждая секция состоит из трех элементов, соединенных друг с другом.

Читайте также:  Горячее водоснабжение промышленных потребителей

В каком русле будут развиваться радиаторы отопления сказать трудно, однако история показывает, что человеческая фантазия безгранична. Радиаторы отопления сегодня служат не только источников обогрева, но и выполняют функцию полноценного элемента декора.

История появления радиаторов отопления

Современные радиаторы отопления прошли очень долгий эволюционный путь – от печей и каминов до компактных стильных устройств с впечатляющими техническими и дизайнерскими характеристиками.

Первые попытки создать систему обогрева жилья

История создания радиаторов уходит на несколько тысяч лет назад, в далекое прошлое. Уже тогда люди думали над тем, как сделать свое жилье теплым и уютным. Археологические раскопки в разных местах доказывают, что научившись добывать огонь, человек стремился приручить его и использовать для согрева землянок. «Отопительная система» тех времен представляла собой открытый огонь, дым от которого уходил в наружное отверстие, сделанное в землянке. Это же отверстие выполняло функцию вентиляции.

Первое подобие батарей отопления появилось в богатых домах Древнего Рима, система состояла из печи и труб, по которым воздух попадал в здание. Одну из них удалось обнаружить археологам при проведении раскопок в Эфесе. Интересно, что прародитель современных батарей отлично сохранился.

Воздушное отопление использовалось уже в Средние века. Историки доказали, что в XVI-XVII веках такая система отапливала палаты Кремля. Но основным источником тепла в ту эпоху оставались печи и камины, сначала их делали из глины и кирпича, позже стали использовать в производстве металл.

Чугунный радиатор отопления был создан в России

В 1855 году был создан первый чугунный радиатор, который использовал нагретую воду для обогрева помещений. Имя создателя – Франц Сан-Гали, предприниматель с немецкими корнями, живший и занимавшийся бизнесом в Санкт-Петербурге. Радиатор, изобретенный гениальным немцем, сильно напоминал современные чугунные батареи, но обладал более габаритными размерами.

Сан-Гали назвал это устройство Heizkörper, в переводе с немецкого языка – «горячая коробка». Изобретатель не засекретил технологию и делился информацией с желающими. Разработка заинтересовала промышленников из Европы и США. Чугунный радиатор получил широкое распространение во всем мире, его использовали в водяной, а позже и в паровой системе отопления, так как чугун выдерживал высокое давление. Немец стал получать заказы от влиятельных персон, устанавливая в их домах свои радиаторы.

Это было одним из самых серьезных изобретений на рынке приборов отопления в XIX веке, которое дало старт новым разработкам и идеям:

  • 1872 год – Нельсон Банди придумал дизайн для чугунных радиаторов («Bundy Loop»), который нашел отражение в современных батареях.
  • 1895 – крупнейший игрок рынка, американская компания «American Radiators» выпускает батарею с применением литых заготовок, соединенных в заводских условиях.
  • 1908 год – шведский предприниматель Андерс Йонссон освоил производство радиаторов из листового металла. Такие попытки делались и раньше, но процесс производства был слишком затратным. Йонссон построил завод в Швеции, и к 1917 году в его штате трудилось уже около 300 человек.

Принципиально новое изобретение после чугунной батареи предпринимателя Сан-Гали появилось спустя 75 лет – разработка принадлежит швейцарцу Роберту Цендеру, создавшему стальные отопительные приборы нового поколения.

Первый в мире стальной трубчатый радиатор Zehnder

В 1930 году Роберт Цендер изобрел первый в мире трубчатый радиатор из стали. Открытие стало триумфом, новая батарея демонстрировала превосходные характеристики, отличаясь от чугунных аналогов:

  • меньшим весом и высокой теплоотдачей;
  • низкой стоимостью производства.

Трубчатые стальные радиаторы выглядели более эстетично, стильно и привлекательно. Батарея получила название в честь своего создателя – Zehnder. С этого момента стальные отопительные системы получают популярность во всем мире, успешно конкурируя с чугунными изделиями.

В 60-х годах появляются алюминиевые приборы, отлично принятые рынком. Батареи, полностью изготовленные из алюминия, обладали невысокой ценой (за счет низкой рентабельности производства), хорошей теплоотдачей и привлекательным внешним видом.

Чуть позже итальянскими специалистами разрабатываются биметаллические радиаторы, полученные из сплава алюминия и стали. Первой к производству таких батарей приступает компания SIRA (Италия), до этого занимавшаяся литьем различных изделий из бронзы, латуни и других сплавов.

Биметаллические радиаторы воплощали в себе все преимущества алюминиевых и стальных приборов отопления. В дальнейшем эта технология была успешно освоена многими другими компаниями из разных стран, производящими радиаторы, и применяется до сих пор.

В России алюминиевые, стальные и биметаллические приборы получили распространение чуть позже, чем в Европе. История централизованного отопления в стране началась в 20-х годах прошлого столетия, тогда были проложены первые теплотрассы. К 40-м годам во многих советских квартирах и учреждениях стояли чугунные батареи. По сравнению с современными радиаторами батареи из чугуна были чрезмерно громоздкими и неэстетичными, но отлично справлялись с основной задачей – обогревом помещений.

Читайте также:  Как правильно установить радиатор отопления от стены

Современное производство – упор на красивый дизайн

За многолетнюю историю развития радиаторов отопления участники рынка хорошо разобрались в том, какими характеристиками обладают алюминий, сталь, чугун и устройства из различных сплавов. Теперь на первое место выходят конструктивные и дизайнерские особенности отопительных приборов.

Так, широкую популярность получили панельные радиаторы (нагревательным элементом в таких батареях является прямоугольная панель). Устройства могут иметь несколько панелей. Востребованы и другие виды конструкций батарей: трубчатые, пластинчатые и секционные.

Для повышения устойчивости алюминия к коррозии радиаторы покрываются специальными составами, а чтобы придать батарее привлекательный внешний вид, используется двухэтапное окрашивание: краской и порошковое напыление.

Производители придумывают новый дизайн радиаторов, улучшая проходимость воздуха и увеличивая теплоотдачу. Строение батарей позволяет выдерживать высокое давление – вплоть до 60 атм.

Современные радиаторы выполняют не только отопительную, но и декоративную функцию, становясь частью интерьера дома и офиса. Батареи выглядят красиво и вписываются в интерьер любого стиля. Покупателям доступны модели стандартных форм и оригинальные дизайнерские изделия.

Кто изобрел батарею отопления

Батарея отопления была изобретена именно в России, причем первый отопительный радиатор был создан в Санкт-Петербурге около 1855 года. Изобретателем популярного ныне отопительного прибора был русский немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли, житель Санкт-Петербурга. Вид первых батарей отличался от современного. Первый отопительный прибор представлял собой толстые трубы с вертикальными дисками. Свое изобретение Франц Карлович назвал «хайц-кёрпер» (горячая коробка). Он же придумал и привычное нам название радиатора — батарея — и занимался продвижением своего изобретения в Германии и Соединенных Штатах.

Батареи начала XX века имели современную форму, но были большего размера и богато украшались орнаментом. Старейшим из обнаруженных и действующих до сих пор батарей 108 лет. Они находятся в Царском селе, на даче Великого Князя Бориса Владимировича. К 150-летию изобретения отопительной батареи был создан памятник этому обогревательному устройству. Он был установлен на проходной одной из старейших в России действующих электростанций — Самарской ГРЭС. Скульптурная композиция состоит из привычной батареи-радиатора, над которой на подоконнике греется кошка.

Я фабрикант в России,
Известный всей стране,
Лучших перечисляя,
Вспомнят и обо мне.
Ф.К. Сан-Галли

Этими строками, вынесенными в эпиграф, начинается жизнеописание владельца чугунолитейного и механического завода в Санкт-Петербурге Франца Карловича Сан-Галли, написанное им самим и изданное в 1903 году. И надо сказать, что на подобную нескромность действительный статский советник и знаменитый на весь мир изобретатель-технолог имел полное право. Во второй половине XIX века на Лиговском проспекте в доме № 62 и нескольких соседних зданиях вырос целый чугунный «городок», вошедший в историю как литейная империя Сан-Галли.

Имя Франца Карловича занимает достойное место среди известных иностранных предпринимателей, которые открыли свое дело в России в XIX веке на волне индустриализации и немало способствовали техническому прогрессу и становлению отечественной экономики. Среди них Чарльз Берд, Александр Вильсон, Матвей Кларк, Людвиг Кноп, Людвиг Нобель, Людвиг и Александр Штиглицы и многие другие.
Полунемец-полуитальянец, ведущий свою родословную от римского рода Сангалло, Франц Фридрих Вильгельм (таково его полное имя) юношей приехал из прусского Штетина в Петербург и обрел здесь свою вторую родину. С основами металлообработки и литья он познакомился на металлургическом заводе Ч. Берда, где служил помощником бухгалтера. В 1853 году, решив, что полученных им знаний вполне достаточно, он открыл собственное предприятие. Из маленькой механической мастерской на Лиговском проспекте, в которой трудились 12 человек, вырос один из крупнейших в России заводов, выполнявший сложные государственные заказы.

Поначалу мастерская осуществляла небольшие слесарные и кузнечные работы, затем владелец открыл новый чугунолитейный цех. Сан-Галли отличался восприимчивостью ко всему новому и имел завидные качества настоящего дельца. Он постоянно стажировался в Европе, откуда привозил массу свежих идей и на их основе разрабатывал собственные изобретения. Так, в его цехах по английской технологии начали отливать чугунные трубы, применявшиеся для водоснабжения и канализации а вскоре наладили поточные выпуск чугунных нагревателей, сконструированных самим Францем Карловичем в 1855 году. Этими батареями отапливали колоссальные по площади оранжереи Царского Села, императорские дворцы, городские особняки.

В 1864 году завод Сан-Галли получил совершенно новый статус. Действуя себе в убыток, предприниматель выиграл тендер на изготовление металлического потолка, стропил и купольной арматуры сгоревшей церкви Царскосельского дворца. Выполнение заказа такого значения и сложности обеспечило завод рекламой, монаршим благоволением и новыми предложениями.

Девиз завода был кратким, но очень емким: «Вперед». И этим многое объяснялось. Постоянно расширялся ассортимент выпускаемой продукции, совершенствовались методы металлообработки, в массовое производство внедрялись новаторские изобретения. Франц Карлович с гордостью заявлял: «Мой завод может все сделать… какую бы кто ни пожелал машину или аппарат или предмет из неблагородных металлов. И я поддерживал эту репутацию, принимая всякие заказы, как бы трудны они не были».

Среди изделий, отлитых на заводе Сан-Галли, есть несколько особо значимых. Вопервых, это Колонна Славы, установленная у Троицкого собора на Измайловском проспекте в память подвига солдат и офицеров Измайловского полка во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Изготовленная в 1885-1886 годах по проекту архитектора Д. И. Грима (при участии военного инженера Г. М. Житкова и скульптора П. И. Шварца), она представляла собой колонну из 108 трофейных турецких пушек, уложенных в пять ярусов. Венчала композицию окрыленная фигура Славы с лавровым венком в руке. В годы советской власти этот памятник воинской доблести был уничтожен, а совсем недавно, в 2005 году восстановлен на прежнем историческом месте.

Читайте также:  Как штробить стены для отопления

Другим заказом государственной важности стали главные ворота Зимнего дворца, выполненные на заводе на замену старым деревянным. Да-да, речь идет о тех самых парадных трехпролетных воротах, которые в фильме С. Эйзенштейна «Октябрь» штурмовали участники революционного восстания. К разработке первых эскизов придворный архитектор Н. А. Горностаев приступил в 1855 году, а в начале 1880-х годов работы по созданию массивных ворот из кованого железа на заводе Сан-Галли были завершены. Накладные выколотные детали из черного и цветного металла изготовили по чертежам архитектора Р. Ф. Мельцера. Каждую половину двухстворчатых ворот украшал вензель императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Навершием ворот служил коронованный двуглавый орел с державой в лапах, а на груди каждого из трех орлов располагался щит с изображением образа св. Георгия. Детали из черного металла были выполнены в технике «графита на отлип», орлы и вензеля – из меди с позолотой. Увы, в 1917 году знаки монаршей власти были сначала задрапированы, а затем уничтожены. Восстановление ворот Зимнего дворца во всем их великолепии осуществилось только в 2001 году, тогда же через них был открыт вход в залы Эрмитажа.

Чугунолитейный завод Сан-Галли производил массу других изделий, придававших столице Российской империи особую стать: фонарные столбы, вазы, флагодержатели, фонтаны, ворота, садовые ограды, балконные решетки. Во второй половине XIX века город активно застраивался доходными домами, и каждый из них имел неповторимый декор. Моду на уникальные балконные решетки, выполненные в единственном экземпляре для конкретного здания, ввел именно Франц Карлович. Его ажурные чугунные решетки и козырьки производили впечатление легкости и одновременно прочности; некоторые из них можно увидеть и сегодня, например на Караванной улице, 24, набережной реки Фонтанки, 28, Конногвардейском бульваре, 3, Лиговском проспекте, 112, Невском проспекте, 162, Полтавской улице, 8, улице Добролюбова, 7, 3 линии Васильевского острова, 2.

Клейма завода были на деталях интерьера, печках, надежных сейфах, городских канализационных люках, крышках для колодцев и выгребных ям. В мастерских Франца Карловича изготавливали насосы для городского водопровода, шлюз гигантских размеров для кронштадского дока, маяки, паровые котлы, приспособления для подъема миноносок из воды на зимнюю стоянку и прочее. Именно на этом заводе была произведена значительная часть оборудования для газового освещения улиц столицы. Разнообразие заказов поражает так же, как и предприимчивость владельца, под руководством которого маленькая мастерская, не приносившая серьезного дохода, за полвека превратилась в одно из крупнейших предприятий России.

Энергия Франца Карловича была направлена и на общественное служение. Кавалер 5 орденов, обладатель звания действительного статского советника, что соответствовало должности вице-губернатора, Ф. К. Сан-Галли двадцать лет с 1872 по 1892 год, входил в состав Городской Думы. Это при его непосредственном участии в Петербурге была усовершенствована водопроводная сеть, появилось электрическое освещение, конно-железные дороги, новые больницы, Александровский и уже упомянутый Троицкий мосты, Сенной и Мальцевский рынки, скотобойни и общественные туалеты. Даже беглого знакомства с биографией знаменитого фабриканта достаточно, чтобы понять: для него не существовало низких или недостойных его таланта задач, вся деятельность Франца Карловича была направлена на преобразование российской жизни, улучшение быта. И в этом он мог служить личным примером.

В конце XIX века притчей во языцех стало гуманное отношение заводчика к своим сотрудникам. Франц Карлович всегда заботился, чтобы его подчиненные получали достойную оплату труда, более того, для них он выстроил на петровском острове рабочую колонию из 22 отдельных домов и школы. В образцовой коммуне селились инженеры, приказчики, квалифицированные рабочие, все квартиры были снабжены водопроводом и освещением. Пансион, получивший название «городок Сан-Галли», окружали сады, некоторая его часть и по сей день сохранилась на Ремесленной улице (архитектор В. Р. Курзанов)

Оцените статью