- Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
- Восстановление водоснабжения частного дома
- Устранение аварий ЖКХ: сроки и нормативы
- Правовые акты в сфере ремонта по услугам ЖКХ
- Сроки ликвидации аварийных ситуаций ЖКХ
- Установленные сроки для ликвидации поломок отдельных конструкций
- Поломки водоснабжения
- Поломки системы водоотведения
- Неполадки электроснабжения
- Авария в системе отопления или газового оборудования
Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?
Интересует позиция арбитража: должны ли ремонтировать и устранять аварии ресурсоснабжающие организации (в частности Водоканал — в сфере водоотведения) на не принадлежащих им сетях водоотведения, не переданных им в ином порядке (возможно бесхозяйных).
Сообщаю Вам следующее:
Водоканал, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на водопроводных и канализационных сетях, если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.
В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 ГК РФ возлагается на их собственника или иного законного владельца.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
Так, согласно п. 5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных сетей, а также не передал по передаточному акту указанные сети организации водопроводно- канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.
Обоснование:
В статье 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил N 644).
В силу подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах его эксплуатационной ответственности либо принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности — это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.
При этом в случае, если указанные сети не принадлежат на праве собственности или ином законном основании иным лицам и не значатся также и в реестре муниципальной собственности, необходимо исходить из следующих положений действующего законодательства.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Следовательно, то обстоятельство, что в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона № 416.
в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, обязанность по обслуживанию и ремонту бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.
Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.
Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу
Ответ подготовил эксперт Линии консультаций
Восстановление водоснабжения частного дома
При нгесогласии с действиями администрации Вы вправе обратиться с жалобой в проркуратуру.
Подключение водоснабжения к частному дому, а так же ремонт труб от дома до центрального водопровода является обязанностью собственника дома, однако в договоре с коммунальщиками должна быть определена граница ответственности.
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. Пост. Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, (п.20). В договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с собственником или пользователем ЖИЛОГО ДОМА (домовладения), дополнительно указываются реквизиты акта об определении границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии).
(п.21) Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками САМОСТОЯТЕЛЬНО, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Устранение аварий ЖКХ: сроки и нормативы
Устранение аварий ЖКХ, а также предотвращение их появления, является одним из приоритетных направлений для органов самоуправления. Для контроля над этим Госстрой РФ 27 сентября 2013 года принял постановление о «Нормах и правилах технической эксплуатации жилищного фонда», в котором указаны основные правила регламентирующие эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт жилых объектов.
Правовые акты в сфере ремонта по услугам ЖКХ
Для обеспечения санитарных и технических распоряжений законодательством РФ приняты нормативы устранения аварий в ЖКХ.
27 сентября 2003 года вступило в силу постановление Госстроя России о Правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, в котором регламентируется время проведения профилактических работ.
Обслуживание тепловых сетей целесообразно проводить единовременно и в летнее время. Желательная длительность проводимых работ не должна превышать 14 суток. Здесь возможны небольшие отклонения, установленные органами самоуправления.
07.04.2009 г. принято Постановление федеральной службы по надзору в сфере благополучия граждан и защиты прав потребителей. Оно устанавливает гигиенические нормы безопасности систем подачи горячей воды. Особое внимание уделяется муниципальным объектам, таким как: больницы, школы, интернаты, а также дошкольные учреждения.
Обратите внимание: во время ремонта систем водоснабжения, вышеперечисленные объекты должны обеспечиваться горячей водой от собственных источников. Этот пункт должен учитываться еще на стадии проектирования объекта.
Сроки ликвидации аварийных ситуаций ЖКХ
Для определения того, насколько добросовестно поставщик жилищных услуг осуществляет свою работу, существуют максимально допустимые сроки устранения аварий ЖКХ.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 №331 детализировало ликвидации неполадок.
Теперь аварии в системах отопления, энергоснабжения и внутренних сетях водоснабжения необходимо локализовать за 30 минут, устранить – в течение 3 суток. Максимальным временем для ликвидации засора в канализации или мусоропроводе, является 2 часа с момента получения сообщения о возникшей проблеме.
Заявки на устранение неисправностей принимаются 24 часа, но ремонт осуществляется только с 8 утра до 11 ночи. Небольшие неполадки должны исправляться круглосуточно.
Важно! Ремонтные работы или подключение других потребителей обязаны осуществляться только после письменного уведомления жильцов не менее чем за 10 дней. Длительность прекращения подачи той или иной коммунальной услуги ограничена.
Установленные сроки для ликвидации поломок отдельных конструкций
При обнаружении неполадок следует сразу сообщить диспетчеру. После получения заявления ремонтно-аварийная бригада должна прибыть в течение 30 минут.
В срочном порядке выполняются меры по локализации аварии, а также проделаны требуемые работы для исключения повторения аварий.
Вид конструкции
Типы неисправностей (при наличии) и сроки исполнения
отдельные протечки в кровельных элементах должны быть устранены в течение 24 часов;
нарушение целостности стены, из-за повреждения отдельных кирпичей, исправляется в течение суток, при этом в кратчайшие сроки место аварии должно быть ограждено;
Окна и дверные конструкции
разбитые стекла, вырванные створки форточек и дверей, необходимо ликвидировать в зимнее время за 24 часа, в летнее допускается до 3 суток;
Внутренняя и внешняя отделка
устранение последствий отслоения потолочной или настенной штукатурки выполняется за 5 дней. При возникновении нарушения во внешнем фасаде стен, меры по обеспечению безопасности должны быть приняты незамедлительно;
протечки в перекрытии, из-за проблем с гидроизоляцией пола – на протяжении 3 суток;
Санитарно техническое оборудование
устранение течи не более суток. Немедленно должны быть исправлены аварии трубопроводов и их сопряжений с канализацией, газовым оборудование, центральным отоплением;
ликвидация неполадок в работе лифта не должно занимать более 24 часов.
Стоит отметить, что работники аварийных служб, ликвидируют только общедомовые поломки бесплатно. За устранение неполадок личного имущества, необходимо будет заплатить.
Важно! Если вовремя не устраненная авария привела к ущербу жизни, здоровья или имущества потребителя, исполнитель и пострадавший подписывают акт, где подробно описывается причиненный ущерб.
Поломки водоснабжения
Ликвидация неполадок с холодным и горячим водоснабжением должна проводиться в соответствии с требованием инструкции.
Ограничения по времени отключения горячей и холодной воды:
- суммарная длительность отсутствия воды не более 8 часов за месяц;
- при однократной поломке – не больше 4 часов;
- если возникла аварийная ситуация на тупиковой магистрали, то на ее устранение может потребоваться до 24 часов.
Стоит отметить, что отключение подачи холодной воды без предупреждения может быть только при возникновении угрозы аварии или стихийного бедствия. Здесь не рассматривается случай, когда абонент не платит за водоснабжение более 6 месяцев.
Поломки системы водоотведения
Внешние (обледенение, загрязнение, разрушение водосточных труб) и внутренние (протечки, засорения) неполадки необходимо ликвидировать сразу после обнаружения, чтобы не допустить дальнейшего разрушения системы.
Допустимая длительность отсутствия водоотведения:
- не более 8 часов суммарно;
- 4 часа при разовой поломке.
Оборудование, которое починили, считается сданным по прошествии определенного времени. Так, система водоотведения после текущего ремонта считается сданной после того, как прошло 8 часов, а после капитального — 72 часа.
Неполадки электроснабжения
Стабильность работы системы электроснабжения характеризуется двумя показателями: качество электроэнергии и ее надежность.
ГОСТ 29322-2014 устанавливает параметры сети. Они могут отклоняться от нормы в определенных пределах: частота — 50 ±0,2 Гц; напряжение фаза-нейтраль: 230 В ±10 %; межфазное напряжение: 400 В ±10 %.
Несущественные или значительные отклонения от указанных характеристик подлежат устранению в срочном порядке. В некоторых регионах продолжают действовать устаревшие системы электроснабжения с иными параметрами сети (220/380 В и 240/415 В).
Прекращение подачи электричества не должно выходить за заданные рамки:
- если имеются два резервирующих источника питания, то длительность ремонта не более двух часов;
- когда источник всего один – время устранения одни сутки;
- при возникновении короткого замыкания ремонтные работы должны быть проведены немедленно;
- неисправность в системе освещения общедомовой территории устраняется в течение 7 дней.
Поломки данной системы появляются при существенном изменении характеристик сетевого напряжения. Причиной чего могут быть: нестабильность величины, формы и частоты, отсутствие достаточной мощности по току, ненадежность или полное пропадание.
Авария в системе отопления или газового оборудования
Отсутствие газоснабжения допустимо не более 4 часов суммарно. Утечку газа необходимо незамедлительно ликвидировать, чтобы избежать серьезных последствий. Отказ сети или источника теплоснабжения, приведший к остановке подачи тепловой энергии, следует устранить в заданные сроки.
Периоды устранения неполадок:
- не более 24 часов в месяц суммарно;
- при разовой поломке время отсутствия отопления варьируется в зависимости от температуры в доме: температура воздуха от +12 градусов, допустимое время ремонта 16 часов, от +10 до +12 – 8 часов, от +8 до +10 – 4 часа.
Важно! Если время устранения аварий в ЖКХ превышает заданную продолжительность, то счет за каждый вид коммунальной услуги должен быть уменьшен с учетом не оказанных услуг.
Таким образом, государством предусмотрены нормативные акты, которые контролируют работу жилищно – коммунальных служб. Эти требования периодически расширяются и дополняются. При возникновении аварии в ЖКХ, необходимо сразу обратиться в контролирующий орган. Службы обязаны приступить к устранению неполадок в допустимые сроки. Если этого не произошло, то следует написать жалобу в вышестоящие ведомства.