Кто отвечает за источники водоснабжения

Кто отвечает за подвоз воды во время длительного отключения?

«Юлия, Здравствуйте! В нашем доме, в центре города трое суток нет холодной воды. Я слышала, что раньше существовали нормы, обязывающие Водоканал, при длительном отключении, подвозить жителям питьевую воду. Подскажите, действуют ли эти нормы сейчас?»,

Отвечает юрист ИА «Стройсар», директор юридической компании ООО «Рубикон» Юлия Гладкая:

— Александра, привожу вам ссылку на норму права:

Федеральный закон Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении»

«Статья 21. Временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения

1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления поселения, городского округа, а также:

1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;

3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.

3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления поселения, городского округа, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления поселения, городского округа, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;

2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

3) превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов или лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, совершенного два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (далее — неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы);

Пункт 4 части 3 статьи 21 вступает в силу с 1 января 2015 г.

4) отсутствия у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, либо неисполнения абонентом плана снижения сбросов;

5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;

6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;

7) проведения планово-предупредительного ремонта;

8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;

9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений.

Читайте также:  Сколько заливать стяжку над теплыми полами

10. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1-3 части 1, пунктах 1, 5-7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды».

Таким образом, на основании ч. 10 ст.21 ФЗ N 416 «О водоснабжении и водоотведении» по истечении суток за подвоз питьевой воды к дому отвечает Администрация.

Система наружного противопожарного водоснабжения: значение, проверка работоспособности

— Андрей Николаевич, для чего предназначена система наружного противопожарного водоснабжения? Какими нормативными актами регулируется устройство, содержание и использование наружного противопожарного водоснабжения?

— Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Источниками наружного противопожарного водоснабжения (далее НПВ) являются наружные водопроводные сети, водные объекты, используемые для целей пожаротушения, и противопожарные резервуары, создаваемые органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов для целей пожаротушения. Требования к наружному противопожарному водоснабжению определяет Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ № 123), в частности ст. ст. 62, 68, 99. В развитие положений указанных статей разработан нормативный документ СП 8.131310.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее СП 8.13130.2020). Этот нормативный документ устанавливает нормы расхода воды на наружное пожаротушение, требования к расчетному количеству одновременных пожаров, свободному напору в наружной водопроводной сети, размещению пожарных гидрантов и другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды, а также требования к пожарным резервуарам и водоемам. Требования по эксплуатации и содержанию источников НПВ содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 (далее ППР в РФ).

— Какое количество источников наружного противопожарного водоснабжения необходимо иметь на территории предприятия? Каковы требования к их размещению? Какие требования по эксплуатации предъявляются к таким источникам?

— Выбор источников НПВ осуществляется с учетом расположения объекта и характеристик местности. При необходимости устройства пожарных гидрантов предусматривается их размещение вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий, также допускается располагать гидранты на проезжей части. Количество, место установки и расстояние между ними определяют расчетом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов, с учетом требований раздела 8 СП 8.13130.2020. При устройстве пожарных резервуаров или искусственных водоемов надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

— при заборе воды насосами пожарных автомобилей — 200 м;

— при заборе воды мотопомпами — 100 — 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Требования к объему, радиусу обслуживания и расстоянию от точки забора воды из пожарных резервуаров или искусственных водоемов содержатся в разделах 9, 10 СП 8.13130.2020. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. Подъезд и возможность забора воды из источников НПВ должны быть обеспечены в любое время года. Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов, в местах вывода на фасады зданий, сооружений патрубков для подключения мобильной пожарной техники, а также в пределах разворотных площадок и на разметке площадок для установки пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники, на пожарных пирсах (п. 49 ППР в РФ). Организация проверки источников НПВ на водоотдачу, то есть на возможность подачи воды, как огнетушащего вещества, к месту пожара посредством насоса пожарного автомобиля или мотопомпы, проводится не реже двух раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, находящийся на объекте.

В соответствии с п. 48 ППР в РФ руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.

— Связана ли система наружного противопожарного водоснабжения с внутренним противопожарным водопроводом?

— Внутренний противопожарный водопровод (далее ВПВ), как и источники НПВ, является одним из важнейших элементов системы обеспечения пожарной безопасности объекта. ВПВ используется в качестве противопожарного водоснабжения и обеспечивает возможность тушения пожара внутри здания. Внутренние и наружные источники могут выполнять свою функцию от одной водопроводной сети, однако в случае ее неисправности из строя выйдут обе системы.

— Кто отвечает за исправное содержание наружного противопожарного водоснабжения в организации и муниципальном образовании?

— За исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт НПВ, находящихся на территории организации, так же как и за ВПВ, отвечают руководители организаций и правообладатели земельных участков (руководители муниципальных образований), на которых расположены такие источники.

Читайте также:  Образцы проектов по водоснабжению

— Проводятся ли проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения государственными инспекторами по пожарному надзору? Какие основные нарушения выявляются в ходе проверок?

— Проверки источников НПВ осуществляются в рамках проведения надзорно-профилактических мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода, который определяет периодичность проведения плановых проверок объекта в зависимости от функционального назначения, высоты здания и одновременного нахождения людей на объекте. Основными нарушениями, выявляемыми при проведении проверок, являются отсутствие площадок для возможности установки пожарного автомобиля и забора воды в любое время года, несвоевременное обслуживание и недостаточность источников НПВ на территории организации, муниципального образования.

— На какие моменты следует обратить внимание руководителям предприятий и муниципальных образований по содержанию системы наружного противопожарного водоснабжения?

— Руководителям предприятий и органов местного самоуправления следует обратить внимание на исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, а также обеспечение возможности забора воды подразделениями пожарной охраны.

— Какие последствия могут наступить при отсутствии или неисправном состоянии источников наружного противопожарного водоснабжения?

— В случае отсутствия и (или) неисправности источников НПВ увеличивается время локализации и ликвидации пожара, что в свою очередь может привести к негативным последствиям, таким как большой материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, а также самим участникам тушения пожаров.

Водоснабжение населения

Чистая вода нужна не только для утоления жажды, приготовления пищи и стирки. Химическое соединение Н2O работает в организме на клеточном уровне. Являясь универсальным растворителем, вода участвует в обменных процессах, осуществляя транспортировку необходимых веществ сквозь клеточные мембраны и сосуды. Будучи практически несжимаемой жидкостью, вода поддерживает структуру клеток и органов, выполняя роль так называемого гидростатического скелета. И это лишь малая часть из длинного списка уникальных свойств воды. Даже без упоминания известных пословиц и афоризмов о воде можно смело сказать, что чистая вода, приходящая в наши дома — это жизнь.

Законодательные и нормативные документы

Учитывая прямое влияние воды на здоровье людей, задача качественного водоснабжения населения находится в ведении государства. Существует большое количество законодательных и нормативных документов, которые определяют внутреннюю государственную политику в сфере водоснабжения, регулируют отношения между федеральными и региональными субъектами, промышленными предприятиями, коммунальными службами и частными лицами в области действий, связанных с водоснабжением и водоотведением.

Перечислим некоторые основные документы, которым необходимо следовать при организации систем водоснабжения и водоотведения.

1. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

Регулирует право водопользования при добыче подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового или промышленного водоснабжения. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Порядок выдачи лицензии прописан в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), утвержденном Приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315. В лицензии на право пользования недрами указано целевое назначении работ, сроки действия лицензии (не более 25 лет), а также предельно допустимый объем добычи подземных вод в сутки (в год).

2. СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения».

Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами централизованного водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.

3. СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».

Санитарные правила и нормы распространяются на подземные источники нецентрализованного водоснабжения, служащие для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд населения.

4. СанПиН 2.1.4.10749-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».

Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям, которые устанавливает данный документ. Указываются ПДК (предельно допустимая концентрация) неорганических, органических и биологических загрязнений, превышение которых может привести к различным заболеваниям.

5. Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О водоснабжении и водоотведении».

Данный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, качество и безопасность воды в централизованных и нецентрализованных системах холодного и горячего водоснабжения и т.п.

6. Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы.

Программа вступила в силу в 2011 году. Ее основная задача — в ближайшие годы обеспечить гарантированный доступ всего населения России к чистой воде.

Потребители и источники воды

Тип источника водоснабжения для населенного пункта и промышленного предприятия может быть поверхностным, подземным или смешанным.


городские водоочистные сооружения

Города и поселки в основном берут воду из ближайших открытых водоемов. Перед подачей потребителю вода очищается от механических и химических загрязнений, проходит обеззараживание. Совсем небольшие поселения, коттеджные поселки и садовые товарищества могут организовать водоснабжение населения на основе высокопроизводительной артезианской скважины.

Немного истории

К 1991 г. централизованным водоснабжением в РСФСР было обеспечено 99% городов и 86% поселков. Среднее водопотребление на одного человека на составляло 327 л в сутки. Ресурсы поверхностных и подземных природных вод позволяли решать задачу практически полного удовлетворения потребности населения Российской Федерации в питьевой воде.

Читайте также:  Нет альтернативы газовому отоплению

После распада СССР переход от плановой экономики и централизованного управления к рыночным методам негативно сказался на состоянии всего комплекса по снабжению населения страны чистой водой и очистке стоков. Причина была не только в износе водопроводных сетей, устаревании оборудования и технологий, но и в обычном стремлении снизить производственные затраты. В те же годы утечки воды и неучтенный расход достигали 1/3 от объема воды, поданного в сеть.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 2003 году правительство России предложило крупным российским компаниям активно участвовать в реформировании жилищно-коммунального комплекса, привлекать к управлению коммунальными предприятиями современный менеджмент, делать инвестиции в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры.

Источники воды для централизованного водоснабжения

На сегодняшний день в России разведано 3597 крупных месторождений подземных вод. Из них в настоящее время эксплуатируется только 46%. Причем для нужд питьевого водоснабжения из них используется меньше половины.


разведанные запасы подземных вод

Уникальность подземных артезианских источников заключается в их практической неисчерпаемости, стабильных физико-химических показателях и практически полном отсутствии болезнетворных бактерий. Именно поэтому артезианская вода является природным ресурсом государственного значения и для ее использования требуется оформить лицензию на право пользования недрами.

Забор воды из песчаных и более мелких скважин, а также из открытых поверхностных источников регулируется законодательством гораздо менее строго или не регулируется совсем. Эту воду чаще всего используют на личных загородных участках.

Для больших городов требуются миллионы кубических метров чистой воды в сутки. Однако, чистая вода нужна не только людям, но и предприятиям. Прекращение подачи воды способно остановить производство. Проблема в том, что использованная на заводах и фабриках вода содержит опасные и просто ядовитые вещества, от которых стоки необходимо очищать.

Централизованная водоподготовка

Заботясь о здоровье населения, государственные санитарно-эпидемиологические службы постоянно отслеживают состояние воды во всех значимых источниках централизованного водоснабжения. Для этого регулярно производится забор и анализ воды на химические, органические и биологические загрязнения. В зависимости от характера загрязнения для очистки воды используются различные методы.


лаборатория исследования воды

Для защиты конечного пользователя от инфекций в систему централизованного водоснабжения городов внедряют новые технологии очистки. Наверное, многие заметили, что с 2012 г. вода из крана в Москве больше не пахнет хлоркой. Это результат обновления методов водоподготовки на станциях Мосводоканала — вместо жидкого хлора применяется менее токсичный гипохлорит натрия. Также используются очень эффективные и абсолютно безопасные для человека технологии мембранного фильтрования и озоносорбции, то есть совместного озонирования и сорбции воды в гранулах активного угля.

Очистка использованной воды

От задачи водоснабжения неотделима проблема водоотведения сточных вод. Хозяйственно-бытовые стоки содержат не только химические и органические загрязнения, но и опасные для здоровья микроорганизмы. Городские хозяйственно-бытовые стоки проходят обработку на пригородных станциях аэрации.


очистка городских сточных вод

Из-за дефицита чистой воды и с развитием технологий очистки многие предприятия все чаще используют рециркуляционную (оборотную) воду. Пройдя производственный цикл, вода очищается от полученных загрязнений и используется вновь. Постоянство производственных загрязнений позволяет настроить фильтры на определенный тип веществ, что удешевляет процесс очистки. Оборотная вода для предприятия обходится дорого, но чистая вода со стороны может быть еще дороже. К тому же в этом случае использованную воду надо куда-то отводить. Следовательно, придется проектировать и строить дорогие системы водоотведения, в которых степень очистки требуется гораздо выше — ведь сброс воды будет осуществляться на грунт или в водоем.

В результате применения новых технологий по очистке и повторному использованию воды в последнее время в России уменьшилось количество загрязнений, попадающих в надземные открытые источники — реки, озера и т.д.

Защита артезианских источников

В результате массовой и практически бесконтрольной откачки огромных объемов воды из артезианского бассейна могут возникать так называемые депрессионные воронки. Над такими областями наблюдаются признаки истощения артезианских источников — понижается уровень воды. Во многих крупных городах мира в результате многолетней откачки уровень воды в артезианских скважинах упал на десятки метров.

В область депрессии начинается естественный приток воды из ближайших слоев. Если вода придет из загрязненного горизонта — например, расположенного выше слоя водоупорной глины, то загрязнению подвергнется весь артезианский горизонт.

Не менее опасны старые, давно неиспользуемые или неправильно пробуренные и обсаженные скважины. Опасность таких скважин в том, что через негерметичный канал в артезианский горизонт легко попадают загрязнения с поверхности или из промежуточных, более мелких водоносных слоев. Причем, такие скважины недостаточно просто заварить или забить пробкой — их надо полностью затампонировать (зацементировать) на всю длину ствола.

В описанной ситуации задача сохранения чистоты и работоспособности артезианского бассейна как источника качественного водоснабжения и стратегического запаса питьевой воды приобретает государственную важность.

Оцените статью