История появления радиаторов отопления
Современные радиаторы отопления прошли очень долгий эволюционный путь – от печей и каминов до компактных стильных устройств с впечатляющими техническими и дизайнерскими характеристиками.
Первые попытки создать систему обогрева жилья
История создания радиаторов уходит на несколько тысяч лет назад, в далекое прошлое. Уже тогда люди думали над тем, как сделать свое жилье теплым и уютным. Археологические раскопки в разных местах доказывают, что научившись добывать огонь, человек стремился приручить его и использовать для согрева землянок. «Отопительная система» тех времен представляла собой открытый огонь, дым от которого уходил в наружное отверстие, сделанное в землянке. Это же отверстие выполняло функцию вентиляции.
Первое подобие батарей отопления появилось в богатых домах Древнего Рима, система состояла из печи и труб, по которым воздух попадал в здание. Одну из них удалось обнаружить археологам при проведении раскопок в Эфесе. Интересно, что прародитель современных батарей отлично сохранился.
Воздушное отопление использовалось уже в Средние века. Историки доказали, что в XVI-XVII веках такая система отапливала палаты Кремля. Но основным источником тепла в ту эпоху оставались печи и камины, сначала их делали из глины и кирпича, позже стали использовать в производстве металл.
Чугунный радиатор отопления был создан в России
В 1855 году был создан первый чугунный радиатор, который использовал нагретую воду для обогрева помещений. Имя создателя – Франц Сан-Гали, предприниматель с немецкими корнями, живший и занимавшийся бизнесом в Санкт-Петербурге. Радиатор, изобретенный гениальным немцем, сильно напоминал современные чугунные батареи, но обладал более габаритными размерами.
Сан-Гали назвал это устройство Heizkörper, в переводе с немецкого языка – «горячая коробка». Изобретатель не засекретил технологию и делился информацией с желающими. Разработка заинтересовала промышленников из Европы и США. Чугунный радиатор получил широкое распространение во всем мире, его использовали в водяной, а позже и в паровой системе отопления, так как чугун выдерживал высокое давление. Немец стал получать заказы от влиятельных персон, устанавливая в их домах свои радиаторы.
Это было одним из самых серьезных изобретений на рынке приборов отопления в XIX веке, которое дало старт новым разработкам и идеям:
- 1872 год – Нельсон Банди придумал дизайн для чугунных радиаторов («Bundy Loop»), который нашел отражение в современных батареях.
- 1895 – крупнейший игрок рынка, американская компания «American Radiators» выпускает батарею с применением литых заготовок, соединенных в заводских условиях.
- 1908 год – шведский предприниматель Андерс Йонссон освоил производство радиаторов из листового металла. Такие попытки делались и раньше, но процесс производства был слишком затратным. Йонссон построил завод в Швеции, и к 1917 году в его штате трудилось уже около 300 человек.
Принципиально новое изобретение после чугунной батареи предпринимателя Сан-Гали появилось спустя 75 лет – разработка принадлежит швейцарцу Роберту Цендеру, создавшему стальные отопительные приборы нового поколения.
Первый в мире стальной трубчатый радиатор Zehnder
В 1930 году Роберт Цендер изобрел первый в мире трубчатый радиатор из стали. Открытие стало триумфом, новая батарея демонстрировала превосходные характеристики, отличаясь от чугунных аналогов:
- меньшим весом и высокой теплоотдачей;
- низкой стоимостью производства.
Трубчатые стальные радиаторы выглядели более эстетично, стильно и привлекательно. Батарея получила название в честь своего создателя – Zehnder. С этого момента стальные отопительные системы получают популярность во всем мире, успешно конкурируя с чугунными изделиями.
В 60-х годах появляются алюминиевые приборы, отлично принятые рынком. Батареи, полностью изготовленные из алюминия, обладали невысокой ценой (за счет низкой рентабельности производства), хорошей теплоотдачей и привлекательным внешним видом.
Чуть позже итальянскими специалистами разрабатываются биметаллические радиаторы, полученные из сплава алюминия и стали. Первой к производству таких батарей приступает компания SIRA (Италия), до этого занимавшаяся литьем различных изделий из бронзы, латуни и других сплавов.
Биметаллические радиаторы воплощали в себе все преимущества алюминиевых и стальных приборов отопления. В дальнейшем эта технология была успешно освоена многими другими компаниями из разных стран, производящими радиаторы, и применяется до сих пор.
В России алюминиевые, стальные и биметаллические приборы получили распространение чуть позже, чем в Европе. История централизованного отопления в стране началась в 20-х годах прошлого столетия, тогда были проложены первые теплотрассы. К 40-м годам во многих советских квартирах и учреждениях стояли чугунные батареи. По сравнению с современными радиаторами батареи из чугуна были чрезмерно громоздкими и неэстетичными, но отлично справлялись с основной задачей – обогревом помещений.
Современное производство – упор на красивый дизайн
За многолетнюю историю развития радиаторов отопления участники рынка хорошо разобрались в том, какими характеристиками обладают алюминий, сталь, чугун и устройства из различных сплавов. Теперь на первое место выходят конструктивные и дизайнерские особенности отопительных приборов.
Так, широкую популярность получили панельные радиаторы (нагревательным элементом в таких батареях является прямоугольная панель). Устройства могут иметь несколько панелей. Востребованы и другие виды конструкций батарей: трубчатые, пластинчатые и секционные.
Для повышения устойчивости алюминия к коррозии радиаторы покрываются специальными составами, а чтобы придать батарее привлекательный внешний вид, используется двухэтапное окрашивание: краской и порошковое напыление.
Производители придумывают новый дизайн радиаторов, улучшая проходимость воздуха и увеличивая теплоотдачу. Строение батарей позволяет выдерживать высокое давление – вплоть до 60 атм.
Современные радиаторы выполняют не только отопительную, но и декоративную функцию, становясь частью интерьера дома и офиса. Батареи выглядят красиво и вписываются в интерьер любого стиля. Покупателям доступны модели стандартных форм и оригинальные дизайнерские изделия.
Кто придумал радиаторы отопления
Батарея отопления была изобретена именно в России, причем первый отопительный радиатор был создан в Санкт-Петербурге около 1855 года. Изобретателем популярного ныне отопительного прибора был русский немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли, житель Санкт-Петербурга. Вид первых батарей отличался от современного. Первый отопительный прибор представлял собой толстые трубы с вертикальными дисками. Свое изобретение Франц Карлович назвал «хайц-кёрпер» (горячая коробка). Он же придумал и привычное нам название радиатора — батарея — и занимался продвижением своего изобретения в Германии и Соединенных Штатах.
Батареи начала XX века имели современную форму, но были большего размера и богато украшались орнаментом. Старейшим из обнаруженных и действующих до сих пор батарей 108 лет. Они находятся в Царском селе, на даче Великого Князя Бориса Владимировича. К 150-летию изобретения отопительной батареи был создан памятник этому обогревательному устройству. Он был установлен на проходной одной из старейших в России действующих электростанций — Самарской ГРЭС. Скульптурная композиция состоит из привычной батареи-радиатора, над которой на подоконнике греется кошка.
Я фабрикант в России,
Известный всей стране,
Лучших перечисляя,
Вспомнят и обо мне.
Ф.К. Сан-Галли
Этими строками, вынесенными в эпиграф, начинается жизнеописание владельца чугунолитейного и механического завода в Санкт-Петербурге Франца Карловича Сан-Галли, написанное им самим и изданное в 1903 году. И надо сказать, что на подобную нескромность действительный статский советник и знаменитый на весь мир изобретатель-технолог имел полное право. Во второй половине XIX века на Лиговском проспекте в доме № 62 и нескольких соседних зданиях вырос целый чугунный «городок», вошедший в историю как литейная империя Сан-Галли.
Имя Франца Карловича занимает достойное место среди известных иностранных предпринимателей, которые открыли свое дело в России в XIX веке на волне индустриализации и немало способствовали техническому прогрессу и становлению отечественной экономики. Среди них Чарльз Берд, Александр Вильсон, Матвей Кларк, Людвиг Кноп, Людвиг Нобель, Людвиг и Александр Штиглицы и многие другие.
Полунемец-полуитальянец, ведущий свою родословную от римского рода Сангалло, Франц Фридрих Вильгельм (таково его полное имя) юношей приехал из прусского Штетина в Петербург и обрел здесь свою вторую родину. С основами металлообработки и литья он познакомился на металлургическом заводе Ч. Берда, где служил помощником бухгалтера. В 1853 году, решив, что полученных им знаний вполне достаточно, он открыл собственное предприятие. Из маленькой механической мастерской на Лиговском проспекте, в которой трудились 12 человек, вырос один из крупнейших в России заводов, выполнявший сложные государственные заказы.
Поначалу мастерская осуществляла небольшие слесарные и кузнечные работы, затем владелец открыл новый чугунолитейный цех. Сан-Галли отличался восприимчивостью ко всему новому и имел завидные качества настоящего дельца. Он постоянно стажировался в Европе, откуда привозил массу свежих идей и на их основе разрабатывал собственные изобретения. Так, в его цехах по английской технологии начали отливать чугунные трубы, применявшиеся для водоснабжения и канализации а вскоре наладили поточные выпуск чугунных нагревателей, сконструированных самим Францем Карловичем в 1855 году. Этими батареями отапливали колоссальные по площади оранжереи Царского Села, императорские дворцы, городские особняки.
В 1864 году завод Сан-Галли получил совершенно новый статус. Действуя себе в убыток, предприниматель выиграл тендер на изготовление металлического потолка, стропил и купольной арматуры сгоревшей церкви Царскосельского дворца. Выполнение заказа такого значения и сложности обеспечило завод рекламой, монаршим благоволением и новыми предложениями.
Девиз завода был кратким, но очень емким: «Вперед». И этим многое объяснялось. Постоянно расширялся ассортимент выпускаемой продукции, совершенствовались методы металлообработки, в массовое производство внедрялись новаторские изобретения. Франц Карлович с гордостью заявлял: «Мой завод может все сделать… какую бы кто ни пожелал машину или аппарат или предмет из неблагородных металлов. И я поддерживал эту репутацию, принимая всякие заказы, как бы трудны они не были».
Среди изделий, отлитых на заводе Сан-Галли, есть несколько особо значимых. Вопервых, это Колонна Славы, установленная у Троицкого собора на Измайловском проспекте в память подвига солдат и офицеров Измайловского полка во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Изготовленная в 1885-1886 годах по проекту архитектора Д. И. Грима (при участии военного инженера Г. М. Житкова и скульптора П. И. Шварца), она представляла собой колонну из 108 трофейных турецких пушек, уложенных в пять ярусов. Венчала композицию окрыленная фигура Славы с лавровым венком в руке. В годы советской власти этот памятник воинской доблести был уничтожен, а совсем недавно, в 2005 году восстановлен на прежнем историческом месте.
Другим заказом государственной важности стали главные ворота Зимнего дворца, выполненные на заводе на замену старым деревянным. Да-да, речь идет о тех самых парадных трехпролетных воротах, которые в фильме С. Эйзенштейна «Октябрь» штурмовали участники революционного восстания. К разработке первых эскизов придворный архитектор Н. А. Горностаев приступил в 1855 году, а в начале 1880-х годов работы по созданию массивных ворот из кованого железа на заводе Сан-Галли были завершены. Накладные выколотные детали из черного и цветного металла изготовили по чертежам архитектора Р. Ф. Мельцера. Каждую половину двухстворчатых ворот украшал вензель императора Александра III и его супруги Марии Федоровны. Навершием ворот служил коронованный двуглавый орел с державой в лапах, а на груди каждого из трех орлов располагался щит с изображением образа св. Георгия. Детали из черного металла были выполнены в технике «графита на отлип», орлы и вензеля – из меди с позолотой. Увы, в 1917 году знаки монаршей власти были сначала задрапированы, а затем уничтожены. Восстановление ворот Зимнего дворца во всем их великолепии осуществилось только в 2001 году, тогда же через них был открыт вход в залы Эрмитажа.
Чугунолитейный завод Сан-Галли производил массу других изделий, придававших столице Российской империи особую стать: фонарные столбы, вазы, флагодержатели, фонтаны, ворота, садовые ограды, балконные решетки. Во второй половине XIX века город активно застраивался доходными домами, и каждый из них имел неповторимый декор. Моду на уникальные балконные решетки, выполненные в единственном экземпляре для конкретного здания, ввел именно Франц Карлович. Его ажурные чугунные решетки и козырьки производили впечатление легкости и одновременно прочности; некоторые из них можно увидеть и сегодня, например на Караванной улице, 24, набережной реки Фонтанки, 28, Конногвардейском бульваре, 3, Лиговском проспекте, 112, Невском проспекте, 162, Полтавской улице, 8, улице Добролюбова, 7, 3 линии Васильевского острова, 2.
Клейма завода были на деталях интерьера, печках, надежных сейфах, городских канализационных люках, крышках для колодцев и выгребных ям. В мастерских Франца Карловича изготавливали насосы для городского водопровода, шлюз гигантских размеров для кронштадского дока, маяки, паровые котлы, приспособления для подъема миноносок из воды на зимнюю стоянку и прочее. Именно на этом заводе была произведена значительная часть оборудования для газового освещения улиц столицы. Разнообразие заказов поражает так же, как и предприимчивость владельца, под руководством которого маленькая мастерская, не приносившая серьезного дохода, за полвека превратилась в одно из крупнейших предприятий России.
Энергия Франца Карловича была направлена и на общественное служение. Кавалер 5 орденов, обладатель звания действительного статского советника, что соответствовало должности вице-губернатора, Ф. К. Сан-Галли двадцать лет с 1872 по 1892 год, входил в состав Городской Думы. Это при его непосредственном участии в Петербурге была усовершенствована водопроводная сеть, появилось электрическое освещение, конно-железные дороги, новые больницы, Александровский и уже упомянутый Троицкий мосты, Сенной и Мальцевский рынки, скотобойни и общественные туалеты. Даже беглого знакомства с биографией знаменитого фабриканта достаточно, чтобы понять: для него не существовало низких или недостойных его таланта задач, вся деятельность Франца Карловича была направлена на преобразование российской жизни, улучшение быта. И в этом он мог служить личным примером.
В конце XIX века притчей во языцех стало гуманное отношение заводчика к своим сотрудникам. Франц Карлович всегда заботился, чтобы его подчиненные получали достойную оплату труда, более того, для них он выстроил на петровском острове рабочую колонию из 22 отдельных домов и школы. В образцовой коммуне селились инженеры, приказчики, квалифицированные рабочие, все квартиры были снабжены водопроводом и освещением. Пансион, получивший название «городок Сан-Галли», окружали сады, некоторая его часть и по сей день сохранилась на Ремесленной улице (архитектор В. Р. Курзанов)