Кто отвечает за температуру горячей воды в многоквартирном доме
Не стоит рассуждать на уровне теории, чтобы не рождать споры, возьмем за основу конкретное судебное дело, прошедшее все инстанции.
Коммунальные услуги — важнейшая составляющая современной инфраструктуры среды обитания каждого человека. Предоставление их собственникам помещений многоквартирных домов (далее-МКД) выполняет функцию жизнеобеспечения и имеет высокую социальную значимость. Заменить такие блага человечества в пределах мегаполиса либо любого мелкого города на какие-либо другие радости жизни людей фактически невозможно. Именно поэтому реформирование и развитие жилищной сферы так необходимы для благоприятных условий проживания человека. Обеспечение надзора в данной сфере — важнейшая задача правового государства.
Надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется как на федеральном уровне, так и региональном. Жилищные инспекции субъектов РФ (далее-ГЖИ) следят за соблюдением законодательства в части предоставления коммунальных услуг для комфортной жизнедеятельности населения.
Обжалование предписаний ГЖИ занимает широкий раздел судебной практики, которая показывает, что органы надзора правы не всегда.
Не так давно данный факт нашёл отражение в Определении Верховного суда РФ от 09 октября 2018 года № 309-КГ18-15488.
ГЖИ предписала ресурсоснабжающей организации (далее — общество) об обеспечении подачи горячей воды в точку водозабора (квартиру) не ниже нормативной температуры +60 градусов С. Верховный Суд указал на недействительность данного предписания по следующим основаниям и отказал в передаче кассационной жалобы ГЖИ по следующим основаниям:
«…Как следует из представленных материалов, ООО «Управляющая компания жилищным фондом «Центральная» (далее — управляющая компания) является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома № 57 по улице Чкалова в городе Оренбурге. Между обществом и управляющей компанией договор на поставку коммунального ресурса в МКД не заключался, в связи, с чем общество является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению; оплата оказываемой услуги при этом осуществляется потребителем непосредственно исполнителю коммунальной услуги.
Инспекцией в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что потребителю не обеспечено предоставление коммунальной услуги (горячего водоснабжения) надлежащего качества, не обеспечена подача нормативной температуры в точке водозабора (квартира) не ниже +60 градусов С.
Составлен акт, выдано предписание, обязывающее общество устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявления суды руководствовался статьями 65, 71, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).
В то же время суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что поскольку общество является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для собственников названного МКД, то оно обязано обеспечивать соответствие температурного режима поставляемого коммунального ресурса на вводе внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения такого качества, чтобы в конечном итоге потребитель получил коммунальный ресурс надлежащего качества и установленного СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» (далее — СанПиН 2.1.4.2496-09) норматива.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права. Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанции согласился.
Суды указали, что на основании части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно пункту 21 Правил № 354 договоры горячего водоснабжения, водоотведения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида и, если не определено иное, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Договор на поставку коммунального ресурса в спорный многоквартирный дом между обществом и управляющей организацией не заключен.
В силу части 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Судом первой инстанции не учтено, что общество обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности с температурой +65,0°C, то есть исполнителем коммунальной услуги соблюдены нормы пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и пункта 21 Правил № 354.
Однако на момент проверки температура горячей воды в точках водозабора составила: в помещении кухни +41,8 град.С, в помещении ванной комнаты + 57,2 град.С.
Таким образом, температура горячей воды в тепловых узлах (на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения) соответствовала установленным нормативам….».
В данном случае жильцы многоквартирного дома путем конклюдентных действий заключили с ресурсоснабжающей организацией прямой договор о поставке горячей воды. Будучи исполнителем коммунальной услуги, она обеспечила поставку воды до границы общедомового имущества с температурой +65 градусов C, что отвечает санитарным нормам.
В зону эксплуатационной ответственности РСО не входят инженерные системы и оборудование внутри МКД, где температура горячей воды была установлена ниже нормы. Таким образом, Верховный суд встал на сторону РСО и подтвердил доводы решения апелляционной инстанции.
Горячее водоснабжение жилых домов
Горячее водоснабжение жилых домов — это снабжение их горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения многоквартирного дома или жилого дома, а также в помещения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Отношения в сфере горячего водоснабжения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Забор воды из водного объекта регулируется водным законодательством.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Горячее водоснабжение жилых домов включает приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения гарантирующей организацией, определенной решением органа местного самоуправления поселения или городского округа. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Общие правила осуществления горячего водоснабжения устанавливает статья 7 главы 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а предоставление коммунальных услуг по горячему водоснабжению потребителям в многоквартирных и частных жилых домах осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее по тексту — Правила).
Условия предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.
Объем потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении коммунального ресурса для горячего водоснабжения определяется по показаниям индивидуального или общего квартирного прибора учета.
При отсутствии индивидуального прибора учета расхода горячей воды объем коммунального ресурса определяется исходя из норматива потребления горячего водоснабжения и количества граждан, постоянно и временно проживающих в такой квартире.
Расчетный объем потребления горячей воды для особых случаев определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 Правил, а при отсутствии таких данных определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре горячего водоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия — расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства РФ о водоснабжении.
Приходящийся на каждую квартиру или нежилое помещение объем горячей воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным прибором учета, определяется по формуле 12, а в не оборудованном общедомовым прибором учета — по формуле 15 Приложения 2 к Правилам.
Требования к качеству коммунальных услуг для горячего водоснабжения определены в Приложении 1 к Правилам:
- Бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года
- Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги:
допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:
8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд;
продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность:
за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)
- Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги:
допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании:
в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C;
в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность:
за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду
Постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)
- Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги:
отклонение состава и свойств горячей воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность:
при несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил
Давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора — от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв.см)
- Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги:
отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается
Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность:
за каждый час подачи горячей воды суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение давления:при давлении, отличающемся от установленного не более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу за указанный расчетный период снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам;при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил
Давление в системах горячего водоснабжения измеряется в точке водоразбора в часы утреннего максимума (с 7.00 до 9.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00).
Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.
Тарифы на горячую воду
Новости по теме
По поручению Генпрокурора Игоря Краснова по всей стране прошли проверки тарифов на горячее и холодное водоснабжение для населения, включая подогрев воды.
Жилищно-коммунальные услуги подорожали за 2020 год на 3,02%. Такие данные приводит Росстат.
В соответствии с действующим законодательством плата за жилищно-коммунальные услуги вносится на основании платежных документов ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие конструкции и тд. Согласно п. 28 данного Постановления собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за жилое помещение. В связи с чем, независимо на каком этаже проживает собственник, он обязан подчиниться решению общего собрания в противном случае необходимые средства с него могут взыскать в судебном порядке с учетом соответствующих издержек.
Эту информацию предоставляют.
Книги по жилищно-коммунальному хозяйству
В учебном пособии описаны понятие и сущность организации ресурсоснабжения жилищно-коммунального хозяйства, состав и структура жилищно-коммунального хозяйства России, организационно-экономический механизм управления жилищным фондом, правила предоставления коммунальных услуг населению, тарифная политика в Российской Федерации, методы снижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных.